POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 17 февраля 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

11.02.2019 12:25
Необразованные и некомпетентные кадры сами уничтожат свою страну

«Учителя, инженеры, врачи, экономисты, юристы со слабым, низкокачественным образованием сами уничтожат собственную страну. Поэтому некачественное образование надо расценивать как серьезный удар по нашему будущему. Некачественный врач — гробит здоровье людей, слабый учитель — снижает интеллектуальный уровень нашей молодежи, экономисты, юристы-недоучки гробят экономику, систему управления страны.

Аль Фараби говорил: „Покажите мне вашу молодёжь, я расскажу, каким будет ваше будущее“, — говорил Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  6 февраля на встрече с руководством столичных вузов и ПТУ, преподавателями и студентами вузов. Встреча прошла в здании Кыргызского Национального университета им. Жусупа Баласагына.

 

04.02.2019 14:36
Гендерное насилие в Кыргызстане: корни явления и методы борьбы Алтынай Омурбекова - вице-премьер по социальным вопросам в Кыргызской Республике:    - Насилие в отношении женщин остается одной из основных проблем Кыргызстана, и эта проблема только ухудшается. По данным Национального статистического комитета Кыргызстана, мы наблюдаем как рост числа преступлений, так и рост числа форм насилия в отношении женщин.

 

С 2017 года было зарегистрировано более 9000 случаев насилия в отношении женщин и детей, было возбуждено 5456 административных и 784 уголовных дела. Кроме того, в 2017 году возросло количество зарегистрированных случаев похищения невест и принудительных браков, несмотря на усиление надзора со стороны правоохранительных органов. Бытовое насилие является одной из наиболее распространенных форм насилия в стране.



Погода в Кыргызстане

Курс валют

Новые подходы к освоению недр: вызов инвесторам

20.02.2012 17:11 - Polit.kg

Не так давно большой резонанс в кыргызском интернете[1] вызвало открытое письмо в жанре «крик души», подписанное одним из пока немногих иностранных инвесторов, пытающихся работать в Кыргызстане. Именно ПЫТАЮЩИХСЯ: «Почему судьбу стратегических проектов определяет «уличная демократия»? Почему бесконечная возня вокруг Кумтора, которая якобы связана с заботой об экологической безопасности, превратилась для некоторых лиц в своеобразный бизнес? Ведь все это не имеет ничего общего с интересами местного населения, которое в действительности нуждается в новых рабочих местах и социальной поддержке».

Хью МакКиннон, автор этого письма, приводит пример такого «уличного» подхода к работе с инвесторами со стороны местных сообществ: «…в прошлом году мы с коллегой были приглашены в одну областную администрацию, где должны были презентовать  технические стороны нашего проекта. Так как это была публичная встреча, мы задержали ее начало для того, чтобы группа представителей местного населения успела попасть на нее. К сожалению, после приезда они сорвали эту презентацию, и мы не смогли рассказать о пользе и технической безопасности нашего проекта, так как они заявили, что сами не будет слушать и не дадут другим. Людей же, выступавших за то, чтобы мы показали презентацию, они перекрикивали и оскорбляли».

Горный сектор промышленности уже давно мог бы стать определяющим в жизни нашей ГОРНОЙ республики, если бы не такие специфические условия, к которым присоединяются и прочие  «приятности»: вымогательство со стороны местных органов власти,  бюрократизм и неспособность государства обезопасить деятельность в данном секторе. К слову, страдают не только иностранцы, о которых чаще всего идёт речь, когда наверху вспоминают волшебное слово «инвестор». Вячеслав Исаев, председатель Ассоциации «Гильдия горнопромышленников» с горечью отмечает, что на протяжении последних трёх лет сидят без работы и отечественные инвесторы. «Поднять» горный сектор – такую задачу ставят авторы правительственной программы «100 дней», уже в конце февраля обещающие выставить на рассмотрение Жогорку Кенеша целый пакет законопроектов, касающихся недропользования. В модном нынче формате общественных слушаний все эти новшества были презентованы 15 февраля в Бишкеке. Представляем вашему вниманию ключевые моменты презентаций.

 

Вылечить паралич или «50% налогов – в местную казну»

Джоомарт Оторбаев, вице-премьер-министр КР:

…Если мы говорим об улучшении жизни нашего населения в короткие сроки, мы обязаны развивать потенциал нашего горнорудного сектора. В течение последних 20 лет здесь наблюдается застой, а фактически – паралич. Причина этого – коррупция и полная неразбериха в законодательстве.

…Теперь политические функции переданы Министерству экономики и антимонопольной политики. Рабочей группой, возглавляемой лично министром Сариевым, были проведены многочисленные заседания. Сформирована экспертная группа, куда вошли представители частного сектора. Ещё в декабре прошлого года было сделано предложение дать последним право вето – с тем, чтобы они могли стать полными соавторами данных инициатив.

…Цель нашей работы – сделать одно из лучших законодательств в мире в области недропользования. Ближайшая задача – сделать так, чтобы геологический сезон 2012 года не был потерян.

«50% роялти (регулярных налоговых платежей), которые будут поступать за счёт освоения месторождений, будут оставаться в местном бюджете. Мы надеемся, парламент поддержит эту революционную инициативу», - обескуражил вице-премьер под конец.

Министр экономики и антимонопольной политики Темир Сариев начал свою презентацию со слов «когда приходит инвестор, местное сообщество должно радоваться», но тут же пояснил: «Инвестор, который имеет долгосрочную программу, должен также озаботиться развитием местного сообщества». Черту бедственному положению горной промышленности министр подвёл упоминанием о «синдроме «Кумтора»: «За много лет не введено в эксплуатацию ни одного крупного или даже среднего месторождения. Нет серьёзных продвижений и в разведке новых месторождений. В целом, можно констатировать отсутствие положительных сдвигов в период 1992-2012 гг». Добрую половину своего выступления Сариев объяснял необходимость замены административных методов регулирования экономическими. «Инвестор должен знать свои обязательства, иесли он их выполняет, то задача государства – его защищать», - ответственно заявил министр. По его мнению, самым главным моментом грядущих преобразований должен стать переход к действительно открытой выдаче лицензий. Особые надежды, как выяснилось, возлагаются на формирование за счёт учёта государственного баланса полезных ископаемых Государственного фонда недр. Не на последнем месте в списке приоритетов – «реализация принципа «единого окна» при предоставлении права пользования месторождениями». Что касается основных обязательств инвесторов, то речь шла о следующих из них:

* Социальный пакет– комплекс мер, направленный на развитие местного сообщества. «Тот же «Кумтор» мог бы уже создать несколько специальных предприятий для местного населения», - отметил Темир Сариев;

* конкретные требования к экологии горного производства;

* экономические санкции за порчу запасов, а также обязательства по рекультивации месторождений.  

 

Инвестору на заметку

Проект нового (!) закона КР «О недрах» представил Алмаз Алимбеков, начальник отдела по связям с госорганами «TalasGoldMiningCompany». Он сразу заявил, что в соответствии с новыми положениями лицензии должны выдаваться одновременно с земельным участком: «Это необходимо, потому что сейчас многие лицензиаты годами не могут получить права на участок». Ещё одна новость для инвесторов (конечно, в случае, если всё это одобрит парламент КР): увеличены сроки пользования месторождениямидо 20 лет с последующим продлением до истощения запасов полезных ископаемых. Право пользования будет предоставляться на основании конкурсов, аукционов, по праву первой заявки или путём проведения прямых переговоров (последнее касается только всевозможных хранилищ: от нефтегазовых до хранилищ радиоактивных отходов и ядовитых веществ). Член рабочей группы по разработке нового закона пояснил, что конкурсы будут проводиться по месторождениям из т.н. «перечня месторождений общегосударственного значения» и только по решению Правительства, а аукционы касаются  объектов из «перечня перспективных месторождений». Разница, как можно понять, в потенциальной отдаче тех или иных объектов: у «перспективных» она меньше, чем у «общегосударственных».

А вот и другие последствия принятия нового закона «О недрах»:

* Внесудебные споры между недропользователями и Госагентством по геологии будет решать Министерство экономики и антимонопольной политики;

*лицензии на разведку и разработку будут друг от друга отделены;

*будет введён чёткий порядок проведения рекультивации («чтобы не оставались страшные ямы и канавы»): недропользователь открывает специальный счёт в банке, на который поступают средства, которые ни на что другое, кроме рекультивации, использованы быть не могут;

*передача и продажа лицензий будут регулироваться выдачей бонуса государству.

*совмещать две и более лицензий для одной компании можно будет только, если речь идёт о полезных ископаемых из разных групп.

 

Золотодобытчики, под пресс!

Конечно, ключевой момент взаимоотношений бизнеса и государства – это налоги. Темир Сариев подчёркивает, что такой показатель, как налоговая нагрузка на ВВП, в Кыргызстане чрезвычайно низок – особенно в сравнении с другими странами. Министр привёл таблицу налоговых нагрузок за рубежом:

В России – 35,6%;

В 27 странах Европейского союза средняя нагрузка – 37,5%: В Дании – 48,5%, в Норвегии – 43,6%, в Бельгии – 46,4%, в Швеции – 46,3%, во Франции – 44,5%, в Германии – 38,1%, в Великобритании – 37,4%, в Италии – 43,3%;

В Канаде – 36,8;

В Японии – 28,4;

В США – 28,2.

На этом фоне просто смешно, подчеркнул он, выглядит показатель в 20% - кыргызстанский. Для «Кумтора», по словам министра экономики и антимонопольной политики, планка налогообложения и вовсе 14%! «Это обуславливает сверхприбыльность этого предприятия» - подчеркнул Сариев.

Независимый эксперт, член упомянутой уже рабочей группы, Андрей Красников заметил, что «в мировом масштабе за последние десять лет наблюдается тенденция повышения налоговой нагрузки на горный сектор». Причина этого – желание местных сообществ получить как можно больший эффект от деятельности горнодобывающих компаний.

«Объёмы средств, направляемых на разведку, позволят увеличить процент с облагаемой прибыли с 5% до 15%. То же самое – и по налогу с продаж, и по НДС», - изложил Красников одно из ключевых предложений рабочей группы.

А вот и самый интересный момент: для предприятий, добывающих золото, в дополнение к налогу на прибыль предлагается ввести ежемесячный налог на выручку. Эксперт рассказывает, что это такое: «Действующая налоговая система позволяет получать от 15 до 20% прибыли, хотя в международной практике широко распространён принцип 50/50. Где-то эта цифра варьируется. В Монголии это, например, 38% для государства. Новый налог позволит и нам добирать эту разницу». «Пока доллар падает, цена золота растёт. Скоро она может подняться до 5000 долларов за унцию (сейчас – около 1700 долларов)», - пояснил эксперт, представляя рассчёт будущих налоговых ставок в зависимости от цен на золото. Вот таблица по «Кумтору» (обратите внимание на крайний справа столбец – это то, чем «Кумтор» будет делиться с государством помимо обычных налогов):

 

 

Министр Сариев заявил, что введение налога на выручку позволит поднять налоговую нагрузку на тот же «Кумтор» до 25-27%. Что касается остальных налогов, то в случае отдельных месторождений возможна отмена налога на прибыль – по словам презентаторов, это актуально, например, для месторождения «Джеруй». До сих пор в рабочей группе нет единого мнения, освобождать ли экспорт золота от НДС (налога на добавленную стоимость). Да и вариантов рассчёта роялти (текущего налога за пользования недрами) имеется около двадцати. Ещё одно нововведение презентует Андрей Красников: «Мы предлагаем уплачивать бонус (налог за право пользования недрами, уплачиваемый единовременно), если меняется владелец или происходит изменение долевой структуры более, чем на 10%».

«Сейчас предприятия, реализующие свою продукцию за пределами Кыргызстана по номинальной цене, намеренно её занижают – иногда в десятки раз. Поэтому мы предлагаем облагать объёмы добытого материала по ставкам, определяемым Правительством КР. Это делается для того, чтобы гибко реагировать на рынок. Также мы предлагаем повысить ставку роялтина месторождения с содержанием золота более 10 тонн», - огласил эксперт дополнительные шаги по осуществлению главной правительственной стратегии – увеличения налогового бремени на золотодобывающие предприятия.

В то же время, бизнес-сообщество и ряд экспертов обеспокоены предчувствием, что предлагаемый «налог на выручку» - это тот же самый налог на сверхприбыль. «Эксперименты с налогом на сверхприбыль могут иметь нехорошие последствия», - подчеркнул на общественных слушаниях Хью МакКиннон, директор ОсОО «Кентор Голд», чьё откровенное письмо мы цитировали в начале статьи. Министр Сариев заверил, что к налогу на сверхприбыль предлагаемые изменения не имеют никакого отношения, но и не объяснил, в чём состоит принципиальное отличие.

 

«Притяженье земли»

Искендер Элакунов, юрист ОАО «KyrgyzInvestmentGroup» рассказал о планируемых изменениях в Земельный кодекс КР. Ключевой пункт здесь – это введение новой категории земель – Земли Государственного резерва земель месторождений полезных ископаемых. «Эта категория будет формироваться решением Правительства КР на основе геологических данных», - пояснил эксперт, отметив, что главная цель этого шага - дать инвесторам-недропользователям твёрдые гарантии. С особой гордостью эксперт изложил и такой момент, что после вступления нового закона в силу «иностранные лица будут получать право на недропользование в том же порядке, что и граждане КР».

Ещё один немаловажный вопрос – экология горной промышленности. «Процесс передачи земель лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в  фонд недр будет чрезвычайно болезненным», - считает Олег Печенюк, председатель ОО «Независимая экологическая экспертиза». Его коллега, менеджер Орхус-центра КР Каныбек Исабаев заявил, что уже сейчас «некоторые предприятия заходят на территорию заповедников». Чтобы этого не происходило, в  процессе выдачи лицензий, по мнению эксперта, активное участие должны принимать представители районных администраций.

 

Вместо заключения

17 февраля на открытом собрании Международного Делового Совета вице-премьер КР Джоомарт Оторбаевзаявил, что основа правительственной программы «100 дней» - это инициативы бизнес-сообщества. Судя по тому, что представители крупного бизнеса всё-таки поучаствовали в разработке нового законодательства, это действительно так. Компании, настроенные на серьёзную работу, готовы брать на себя новые обязательства. Соответственно, возрастает планка государственной ответственности перед инвесторами. И если у кого-то в предпринимательской среде есть надежда на то, что государство осилит эту планку, то не всё ещё потеряно.

 

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ,  обозреватель POLIT.KG

 


 

[1]http://www.kyrminas.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=100%3A2012-02-14-09-37-56&catid=1%3Alatest-news〈=ru

Версия для печати   |   Просмотров: 4646   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная