POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 25 апреля 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане



Погода в Кыргызстане

Курс валют

Можно ли строить государственную идеологию Кыргызстана на заповедях Манаса?

Error 404.
Ошибка данной страницы не существует!


Вернуться на главную страницу

Для поиска нужной информации Вы также можете воспользоваться поиском:

16.03.2012 17:54 - Polit.kg
Можно ли строить государственную  идеологию Кыргызстана на заповедях Манаса?

Нужна ли Кыргызстану идеология? Если нужна, то какая? И можно ли выстроить межнациональный мир в Кыргызстане на семи заповедях Манаса? Эти и многие другие вопросы обсудили на «круглом столе»  в POLIT.KGмедиаэксперт Турат Акимов, председатель партии «Патриоты Кыргызстана» Алмаз Орозбаков и модератор встречи Аркадий Гладилов.

 

Гладилов: Что такое идеология? И на каких принципах она должна строиться?

Алмаз Орозбаков: Идеология должна воспитывать молодежь, причем с самого раннего детства, кроме этого, развивать экономику и политику, идеология нужна для того, чтобы было понимание между народом и властью,  и путь к одной цели. Но все это само не приходит. Это нужно давать еще в садике детям, развивать во всех структурах власти, в отношениях между чиновниками и подчиненными.

Гладилов: Прошло уже 20 лет, как нет Советского Союза и той старой коммунистической идеологии. Жизнь поменялась кардинально. Это показывает и подготовленный нами видеоролик, который ясно и четко дает понять, что современная молодежь совершенно не знает заповедей Манаса. То есть, попытка построить идеологию на принципах великого героя напрасна?

Орозбаков: А там и попытки не было! От того, что у тех идеологов в голову могло придти только это - принципы Манаса легли в основу идеологии. Но ведь эти «умные головы» сидели «наверху» и не подозревали, что нужно народу. Идеология должна быть простой и понятной даже ребенку. В принципе, те идеологические ценности, о которых я сейчас говорю, схожи с принципами Манаса, но посудите сами, зачем все так усложнять? Заветы Манаса, которые, как оказалось, не знает современная молодежь, можно упростить, сказав, что идеологию будем строить на чисто человеческих качествах:  честности и патриотизме.  И никого не придется пугать, что нужно учить заповеди и перечитывать эпос. Все гениальное – просто.

Гладилов: Как вы считаете, можно ли указами и законами внедрить в общество заветы Манаса, или заветы пророка Мухаммеда?

Турат Акимов: Вопросом «Почему сегодня не получается на семи заповедях Манаса выстроить идеологию?» задаются многие. У меня есть однозначный ответ: этих заповедей и не было. Манас не был пророком, господом Богом  или легендарным человеком. Это просто национальный герой. Я читал «Манаса» «от корки до корки» - никаких заповедей я ни в эпосе, ни в черновом варианте не обнаружил. Никаких заповедей Манас не проповедовал,  и не был он носителем каких-либо идеологий. Эти семь заповедей – это искусственно надуманное клише, которым озаботился Аскар Акаев, будучи сам человеком, никогда не работающим в системе идеологии. Акаев – холодный лаборант-физик, который занимался изучением опыта в пробирках, а потом и на своем народе. На самом деле, в то время многие политики-мастодонты понимали, что теперь нужно искать идеологию, которая провозгласит суверенитет и укрепит его.

Гладилов: Турат, хочется услышать Ваше видение идеологии?

Акимов: Идеология – это иммунитет государства. Если у нации идеологии нет, она обычно вымирает. Во-вторых, что очень важно, идеология строится под какую-нибудь личность. Это должен быть признанный лидер, под которого строится идеология – он является ее носителем и олицетворением. Так было с Чингизханом, который написал свой жасат, и он хранился в течение 450 лет, когда еще существовали монгольские чингизиды и все прочее. Как только эту идеологию уничтожили, то все и распалось. Аналогичный пример с Советским Союзом: вся коммунистическая идеология была выстроена под Сталина – человека своего времени, который прекрасно понимал, что нужно создать ядерную державу. Сегодняшняя Россия обязана этому человеку, несмотря на то, что его постоянно хаят. Этот человек сделал ядерный скачок в мире – это не каждому дано. Умер Сталин – через 70 лет умерло все государство. Идеология – вещь очень специфическая, если у власти находится вор, то и идеология будет воровская, если криминалитет – бандитская идеология. Важно, чтоб лидер был эрудированным человеком широких взглядов, он должен иметь харизму и политическую волю.

Гладилов:  То есть, идеология должна быть персонифицирована?

Акимов: Не совсем так. Она должна быть построена человеком, который понимает, что это такое. Естественно, можно набрать политтехнологов, которые проработают ее, но носитель или олицетворяющий ее человек должен соответствовать ей на 100%.

Гладилов : Есть ли у нас в Кыргызстане такой человек сегодня? Так скажем, идейный, духовный  вождь нации?

Акимов: Пока такого человека нет. Кыргызский народ очень надеялся, что им станет Чингиз Айтматов. Но этого не случилось…  О причинах нужно отдельно говорить, это не тема сегодняшнего разговора.  

Гладилов: Я читал его последние романы – у него ведь была попытка нащупать мировую идейную канву.

Акимов: Да нет, просто человек увлекся глобализмом и ничего великого я там не вижу.

Гладилов : Давайте вернемся к Манасу. Можно ли использовать семь заповедей как доктрину идеологии? Турат, Вам вопрос, как человеку, который отлично знает эпос.

Акимов: Эпос «Манас» можно прекрасно использовать как национальную доктрину и национальную идеологию. Я проводил опыты, я знаю. Другое дело, что Манас нужен народу для того, чтобы поднять гордость, национальных дух и достоинство, чтобы люди осознавали свою историю. Над этим можно поработать. Другое дело, кто будет носителем и олицетворением всего этого? Коррумпированный чиновник будет похож на Манаса? Атамбаев? Текебаев? Бабанов? Над нами ведь будут смеяться. Манас был олицетворением лучших человеческих  качеств в понимании кыргызского менталитета, каким должен быть правитель. Поэтому, когда калька ложится под всех нынешних, так сказать, лидеров, то он не выдерживает никакой критики. Люди понимают, что это полное несоответствие. Понимаете, ребенку в детстве читают Манаса, он слушает и понимает, какой это был герой, потом приходит какой-то дядя и называет себя таким же героем, они смотрят на него и в полной прострации понимают, что он совсем на него не похож, начинается внутренний протест, в человеке начинает развиваться чувство противоречия. В итоге люди говорят: «Да какой он правитель?»

Гладилов: Раз Вы говорите о том, что пусть не заповеди, но эпос может стать стержнем для идеологии, скажите тогда, как  заставить молодежь прочесть хотя бы некоторые отрывки из эпоса?

Акимов: Это должна быть особая методология. Есть прекрасная книга Ашыма Джакыпбекова, которая называется «Тенери Манас». Это полное прозаическое изложение Манаса в 450 страницах на кыргызском языке. Если его начать преподавать в школах – это будет прекрасно. Кроме этого, школьникам от первого до одиннадцатого классов нужно давать задания по Манасу относительно их способностей. Пусть первоклашки рисуют его меч, а выпускники выбирают сочинение по Манасу. Вот только тогда будет понимание Манаса, а если полчаса прослушать отрывок эпоса на каком-то концерте – это ничего не даст, только проникнуться на мгновение и оминь. Это не шоу, к которому можно отнестись спустя рукава.

 Гладилов: По опросу современной молодежи мы видим, что Манас для них – отнюдь не герой. Многие из них не знают его заповедей – следовательно, и не чтят их. Почему?

Акимов: Я повторюсь, Манас не был пророком или святым человеком. Как можно быть святым человеком, если ты отрубаешь китайцам головы? Но он вынужден был так поступать.

Гладилов: Да, на каждом историческом промежутке свои принципы. Выходит, тогда Манас был героем. Сегодня уже никому не приходится отрубать головы и рушить стены. Будут ли принципы Манаса работать сегодня?

Орозбаков: На сто процентов нет. Потому, что носителем идеологии будет сегодня нынешняя власть, которая не отвечает всем канонам. Я вообще считаю, что наступило такое время, когда весь мир нуждается в единой идеологии. Революции, войны и перевороты – это последствия несправедливости и двойных стандартов. Нам нужно пропагандировать идеологию честности, справедливости, трудолюбия и патриотизма.

Гладилов: И Вы верите, что мы, приняв эту идеологию, покажем пример всему миру?

Орозбаков: Верю. Если в Кыргызстане что-то кардинально изменится, на это обратят внимание страны СНГ, дальше по цепочке. В итоге люди поймут, что те миллиарды, которые уходят на военные нужды, олуше тратить на развитие мира.

Акимов: Сегодня мы должны четко понимать, что идеология – это целостная система, на одних только заповедях Манаса ее не выстроишь. Элементами идеологии могут быть национальная одежда, поведение, подача чая и многое другое. И конечно же, должна идти пропаганда. Это могут быть и мультфильмы по эпосу, хотя это потребует огромных денег и компьютерных технологий, развитие методик в школах, я об этом раннее уже упоминал, национальная символика с изображением Манаса. Все должно идти вкупе. Но опять же, основной момент: задача номер один -  внедрение культуры Манаса.

Гладилов: Об идеологии поговорили. Теперь такой вопрос: можно ли на принципах Манаса выстроить межнациональный мир в Кыргызстане? Давайте учитывать, что в стране проживает около 80 наций.

Акимов: Конечно, можно.

Орозбаков: В этом аспекте мои взгляды с Туратом Акимовым расходятся. Я считаю, что интересы каждой нации не могут пересекаться в одном эпосе. Опять же, почему я не останавливаюсь только лишь на принципах Манаса. Идеология должна быть выстроена каким-то единым для всех народов и наций словом. Пусть это слово будет честность или справедливость. Не нужно создавать институты идеологии, заставлять кого-то что-то учить, а тем более представителей национальных меньшинств. Это раз. Во-вторых, в эпосе много говорится о сражениях. Сражениях с разным народами, я не буду сейчас указывать их этническую принадлежность, тут уже можно догадаться каково отношение этих народов к эпосу. И пусть даже это был вымысел.

Гладилов: Для  старшего поколения вопрос о смысле и целях жизни не так актуален, как для молодежи. Так вот, какие цели мы укажем нынешней молодежи? Ради чего жить, что строить?

Орозбаков: То, что мы растеряли за 20 лет, теперь придется восстанавливать нашей молодежи. А цель – восстановление справедливости в стране. А без идеологии этого не сделаешь, другого пути нет. Мы должны возвести на пьедестал такие ценности, как честный труд и порядочность.

 Гладилов: И Вы в ЭТО верите, на ЭТО надеетесь?

Орозбаков: Две революции показали это, и до народа начало что-то доходить. Поверьте, сейчас есть честные и хорошие люди. Обидно то, что они, видя весь хаос, что творится у нас в стране, думают: «Неужели я умру честным и не нужным своему государству?» Вот поэтому я и говорю об идеологии честности и умалчиваю о Манасе.

Гладилов: А Вы можете назвать имена таких людей в политике? Честных людей?

Орозбаков: Я могу привести в пример депутата Дооронбека Садырбаева, который, к сожалению,  недавно ушел из жизни. Он выступал против акаевскаго и  бакиевского беспредела. Он не отличался спесивостью, в отличие от некоторых депутатов сегодня, ездил на старенькой советской «Оке» и отдавал последние деньги с зарплаты на движение, которое мы открывали в свое время против Бакиева. Вот таким людям нужно ставить памятники, в первую очередь…

Гладилов: Сейчас мы наблюдаем мононациональный парламент и правительство, и тут же говорим об идеологии Манаса. Выходит, другим этносам придется под нее (идеологию) подстроиться?

Орозбаков: Поэтому я и ратую за идеологию честности, а не заповеди Манаса. Деление на нации – это удел узколобых. Сейчас  бытует мнение, что патриотизм – это синоним национализма. Мы пытаемся это развенчать. Национализм до добра не доведет.

Гладилов: Как Вы считаете, можно ли в Кыргызстане построить светлое будущее, чтобы люди отсюда не бежали и не стремились получить гражданство другой страны? Если да, то как?

Орозбаков:Конечно, можно! Нужно лишь, чтобы все влиятельные и денежные люди задумались над этим. Но так как это из области фантастики, выходит будущее Кыргызстана в руках большинства – нас с вами. В первую очередь, нужно истребить национализм, особенно в парламенте. Если правительство разделит свои места по национальному признаку, то завтра оно разделит север и юг, а послезавтра погибнет государство.

Акимов:   Я хочу добавить. Сегодня существует мировая доктрина под названием «Демократия». Только каждое государство понимает эту доктрину по-своему. Есть стратегические институты. Вот они и должны написать серьезную концепцию на лет сто вперед и обозначить ориентиры политического и стратегического развития Кыргызстана. Страной типа Тибета, где каждый кыргызстанец будет ходить в шафрановых одеждах и заниматься совершенством духа, либо мы будет строить технологический рай, как в Сингапуре, где плюнуть нельзя, потому, что везде стоят камеры, каждое движение пресекается, где ездить на частном авто можно только по четным дням. Моделей много. Этим должны озадачится государственные мужи, которые сейчас озадачены одним: как побольше хапнуть, потому, что у них мало времени – осенью могут скинуть. Они знают, что весной будет спрос, а осенью надо будет «валить». Вот чем занято государство. А мы тем временем ищем ответ: «Где нам искать идеологию?». И потом, наши люди без обостренного чувства государства и они не хотят думать не то, что на сто, а даже на десять лет вперед. А своим детям мы оставим эпос «Манас»...

Еще одна проблема нашего народа в том, что мы относимся к своей земле, как к арендованному участку, где ты выкопал все, что нужно и продал. Вот вспомните Манаса, ведь он оставил жене и детям завет, в котором просил сохранить кыргызскую землю и передать ее потомкам даже через тысячу лет. Нам нужно задуматься над тем, что мы оставим детям.

Американцы поступили проще, они сказали: «Каждый американец может стать президентом, каждый американец может стать миллионером». Они верят в эту идею, потому, что это обывательская идеология, которая сильнее всего действует на подсознание.

Гладилов: Подойдет ли нашему государству подобная идеология?

Акимов: Мы с вами выросли в Советском Союзе и хотели стать летчиками и космонавтами, открывать новые земли и летать на Марс. Сегодня государство обнищало, у него нет таких великих целей и идей. А происходит это потому, что у власти нет нормального человека, не буду повторяться, опять же, вспомните мой пример с Иосифом Виссарионовичем. Идеологией должно заниматься государство, а не общество, потому, что на это, как вы уже поняли, нужны затраты.

Конечно, если бы я был просто богатым человеком, таким как, скажем, Салымбеков, я бы давно уже создал кыргызскую масонскую ложу, открыл несколько аналитических центров, набрав туда грамотных ребят, которые напишут экономическое и политическое развитие на 20 лет вперед. А наш Институт стратегических исследований  давно ничего подобного не делает…

Гладилов: Подводя предварительный итог этому разговору, скажу лишь одно: не определив цели движения, не имея ориентиров, не видя смысла самого движения, мы обречены даже не топтаться на месте, а неизбежно катиться вниз. Где  будет эта остановка и до каких пор мы будем терпеть откат? За 20 лет суверенитета мы растеряли почти все, что было создано за предыдущие десятилетия!  Вспомним, в 70-е годы прошлого столетия в Советскую Киргизию ехали жить и работать люди со всего Союза! А сегодня половина работоспособного населения Кыргызстана  мотается по всему свету в поисках работы, сотни тысяч граждан страны стремятся получить гражданство других государств.  Что не так в нашем доме?  Давайте думать вместе и принимать решения.

 

Кадыр Маликов: «Идеология «Манаса» не приживется в Кыргызстане»

Директор независимого аналитического центра  «Религия. Политика. Право» Кадыр Маликов не смог принять участие в обсуждении этой темы, но чуть позже ответил на вопросы корреспондента POLIT.KG  Анны Мягчиловой.

 

- Можно ли сегодня выстроить идеологию и межнациональные отношения в Кыргызстане, взяв за основу семь заповедей Манаса?

- Нет и еще раз нет.  Это не совсем серьезно выстраивать идеологию на основе Манаса и применять ее в современных условиях жизни. Это обусловлено рядом причин. Самая важная из них – Манас не был миротворцем, он совершал джихад или газзават на китайцев. Выходит, мы будем строить идеологию священной войны? Во-вторых, в Манасе было отражено объединение различных племенных групп, и сейчас адаптировать межплеменное согласие через призму Манаса в нынешних условиях Кыргызстана будет не совсем правильно. Манас – это просто эпический герой. Ведь в России не строится идеология на том же эпическом герое Илье Муромце или сказаниях о Гильгамеше.  На сегодняшний день у общества совершенно иные принципы, к этому вопросу нужно подходить реальнее. Согласно Конституции, наше государство является демократическим, поэтому будет неправильным шагом навязывать идеологию сверху вниз, тем более ту,  которую сегодня не воспринимают по идейным признакам даже некоторые группы тех же самых кыргызов.

- Почему? Ведь эпос «Манас» - это кыргызский эпос.

- Потому, что среди кыргызов сейчас очень много мусульман, а в исламе есть своя идеология. Во-вторых, в Кыргызстане сегодня проживают и представители других национальностей, и, естественно, русская православная церковь не воспримет идеологию Манаса.

Кроме того, важным моментом в принятии нашими политиками идеологии Манаса играет тот факт, что сам по себе эпос – это не единое сказание. Есть несколько его вариантов. В одном варианте Манас предстает как мусульманин, который ведет джихад и вся его риторика окрашена исламскими лозунгами. В другом варианте он предстает как полуязычник. Поэтому самый острый вопрос: если и брать Манас за основу, то какой его вариант?

- Давайте подробнее остановимся на Вашем мнении о том, что в исламе есть своя идеология. То есть, у Вас есть идея создать идеологию н основе религии?

- Да, такой подход  сегодня есть. Это универсальные религиозные ценности. Так скажем единство в многообразии. Я прошу не путать это с монотеистичной идеологией, я говорю не об этом. Каждый гражданин этой страны выбирает себе свою веру: кто-то идет в церковь, а кто-то в мечеть. Религиозная идеология – это очень ценный и важный момент, который почему-то упускают из вида идеологи. Во-первых, потому, что в каждой религии, которые существуют на сегодняшний день в Кыргызстане, есть одни и те же объединяющие ценности. Одни из основных - это вера в Бога и в судный день, милосердие. Во-вторых, именно в религиозных ценностях есть тот базис и та легитимность, которая подкреплена авторитетом Бога. Вот на этой базе можно выстраивать прочную систему отношений.  Ислам ханнафитского  толка и православное христианство. Именно эти две религии могли бы стать высшими духовными институтами  или инстанциями, которые бы смогли задать темп развитию и сохранению наших ценностей и межнационального согласия. И не нужно ничего искусственно придумывать. Все что нужно, это брать за основу то, во что народ верит…

- Какая роль будет у государства при такой идеологии?

- Власть в лице государства должна сохранять нейтралитет, без навязывания каких-либо ценностей. Это как раз соответствует и христианству и исламу. В исламе, например, есть аят Корана, в котором говорится: «Нет принуждения в вере», а значит и в идеологии, культуре. Поэтому на этой основе можно уже выстраивать отношения между этносами.

- Но если мы принимаем ту идеологию, о которой мы с Вами сейчас говорим, светским государством мы уже считаться не сможем?

- Не все правильно понимают понятие «светское государство». Привычное понятие, что в светском государстве религия полностью отделяется от государства, это только одна из моделей, так называемая французская, к которой, к сожалению, мы и  уцепились. А всего их три. Самая оптимальная -  это корпоративная модель, по которой вот уже долгое время живет Германия. В этой модели отделяется не религия от государства, а всего лишь церковь. Но религия играет важную роль в жизни общества и власти. Та же самая картина и в США. Президент Обама и все предыдущие президенты приносят клятву на Библии. В России ведущую роль в духовно-нравственном преображении общества и идеологии и вообще русской идеи играет русская православная церковь, духовный вакуум после атеистического Союза (СССР, Прим.ред) заполнили религиозные ценности и вера.  И до Советского Союза крепкая главенствующая идеология тоже была построена на церкви. Помните: православие, царь и народничество. Есть и еще одна модель светского государства, где та или иная религиозная конфессия объявляется государствообразующей. Такая модель прижилась в Греции, Конституция которой гласит: «Ортодоксальная церковь является государственной». В Великобритании главой англиканской церкви выступает королева. Все эти государства являются светскими.

- Вы приводите примеры Западной Европы. Приживутся ли они у нас?

- Нам не обязательно перенимать европейский путь. Мы могли бы найти свой путь и адаптировать большинство верующих в условия светского государства. Каждое государство вправе выбирать свою модель отношений власти и религии. Будущее Кыргызстана я вижу с религиозным содержанием, причем не только правовую, но и политическую систему. А равные права для всех граждан могут составить только религиозные ценности, ничто другое нам не приживается. Сегодня власти ведут неправильную политику «двойных стандартов». А если выбрать ислам и православие как две традиционные конфессии, они будут выступать в роли высшей духовной инстанции, арбитрами между властью и обществом, которые давали бы свою непредвзятую оценку, как духовную, так и политическую.

- А не может возникнуть противоборства между этими двумя арбитрами?

- Нет, потому, что сейчас уже исторически доказано, что ислам и православие могут мирно сосуществовать в Кыргызстане.

(На сайте POLIT.KG вы можете посмотреть и видеоверсию этой дискуссии)

 

Версия для печати   |   Просмотров: 5277   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная