POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 20 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кыргызстан после двух революций: итоги и перспективы. Совместный поиск будущего.

05.04.2012 15:54 - Polit.kg
Кыргызстан после двух революций: итоги и перспективы. Совместный поиск будущего.

Таково название круглого стола, прошедшего в конца марта в Бишкеке и отметившегося  участием как лидеров неправительственного сектора, так и видных политических игроков. Обсуждение  подняло на поверхность целый ряд, казалось бы, разрозненных проблем: коррупция государственных масштабов, развитие местного самоуправления, избирательный процесс, взаимодействие государства и гражданского общества. Представляем вашему вниманию ключевые выступления.

Власть у нас в стране терпят до тех пор, пока она справедлива.

Динара Ошурахунова, ОО «Коалиция за демократию и гражданское общество»:

Недавно мы отмечали 24 марта. Есть мнение, что мы не должны праздновать эту дату, потому что первая революция была дискредитирована. Но я отмечала,  и буду отмечать 24 марта. За то, что произошло  после весны 2005 года, несут ответственность не те люди, которые выражали народную волю на площади.  Но мы, конечно, должны сделать всё, чтобы этого не повторилось ещё раз, потому что мы не можем жить от кризиса к кризису. Если последние два года у нас был сплошной «переходный период»и непрерывные выборы, ещё открыты были раны  июньской трагедии, то сейчас у нас есть всенародно избранный Президент, функционирующий парламент, действующее Правительство. Каждый из этих высоких органов заявляет о своей приверженности делу защиты прав человека и стремится к диалогу с гражданскими организациями. Безусловно, это большой вызов для нас. Как мы можем построить диалог – а лучше результативное сотрудничество – с властью? 

Да, мы знаем, что раньше ни о каком сотрудничестве даже нельзя было помыслить. Было страшнее. При Бакиеве было страшно выступать, критиковать. Мы знали, что во власти диктатор, противостоящий любому реальному укреплению гражданских прав и свобод. Мы имели дело с откровенными примитивными убийцами, жертвами которых становились журналисты и политические оппоненты. Наше дело тогда было проще – просто говорить об этих преступлениях. А потом мы имели дело с Временным правительством. Оно было благодушным, постоянно демонстрировало близость к правозащитникам. Создавались общественные советы. Ноэта власть была слабой и – мы должны это признать – нерезультативной. Сколько не было сказано громких слов, но в стране как пытали, так и пытают, как судили несправедливо, так и судят. Люди, оказывавшие свои услуги Акаеву и Бакиеву, делают то же самое для новой власти. Ни одно резонансное дело не доведено до конца – даже дело о массовом побоище 7 апреля: оно превратилось в политическое шоу.

В прошлом году была упущена историческая возможность сформировать новую судебную власть, потому что не было проявлено необходимой решительности и политической воли. И сейчас мы вынуждены считаться с насквозь коррумпированной судебной властью.

Ещё один наглядный образец полумер Временного правительства – это дело Азимжана Аскарова[1]и тех людей, что привлечены сейчас по июньским событиям.

Государственная власть сейчас многоголова: Президент – это одно, правительство – другое, парламент – третье. Когда между ними нет не то что политического консенсуса, а даже простой координации, о каких успешных результатах вообще можно говорить? Они должны договариваться, кто за какую часть реформ отвечает. Мы не собираемся, конечно, говорить, что всё плохо. Мы пытаемся найти путь взаимодействия с этой многоголовой властью. Мы понимаем, какое это сложное дело – умерить свои политические амбиции.

Мы знаем, какие проблемы существуют сегодня в стране, но не видим рационального диалога.

После 2005 года «состоялась», то есть провалилась, конституционная реформа. Было заявлено о том, что власть намерена бороться с криминалом, но в итоге мы увидели их сращение. Поднимался вопрос о контроле за неправительственными организациями. В 2008 году в Ноокате состоялось задержание и избиение простых верующих. Все эти действия привели к провалу новой власти. Но точно такие же инициативы проявляются и сегодня. Точно так же обсуждается языковая политика, которая может выдавить из госслужбы профессионалов. Возвращаются люди, работавшие в секретариате Максима Бакиева. Мы хотим объяснений. Мы хотим, чтобы власть понимала: после 7 апреля закон «О люстрации» поднимался не просто так. Люди хотели, чтобы акаевские и бакиевские аппаратчики ушли навсегда.

Последнее исследование ценностей кыргызстанского общества показало, что наши граждане имеют способность руководствоваться верховенством закона. Оказывается, есть условия для того, чтобы мы могли работать. Но для этого нужен высокий уровень общественной безопасности. Паника не даёт действовать рационально. Сегодня искусственно преувеличивается разделение между Югом и Севером. Идёт политическое разделение, которое власть игнорирует – и это опасно. При этом никто не работает над развитием местного самоуправления – даже Госагентство по МСУ расформировали! При этом те митинги, что проводятся в республике с огромной частотой,  вытекают большей частью как раз из недовольства услугами местных властей.

Власти забыли, что под их ногами тонкий лёд. Они думают, что если появился Президент и правительство, то всё хорошо. Но что видим мы – так это то, что проблемы граждан решаться ещё не начали. Если власть забудет, кто её привёл наверх и для кого она должна работать, то… Власть у нас в стране терпят до тех пор, пока она справедлива. Две революции показали, насколько высок наш конфликтный потенциал.

 

Ворон ворону глаз не выклюет

Аликбек Джекшенкулов, лидер политической партии «Акыйкат» («Справедливость»):

Наиболее интеллектуальная часть общества находится в ожидании. Все проблемы у нас от двух вещей: коррупции и некачественного управления. И вот Президент объявляет коррупции войну. Мы молча наблюдаем, кто победит и никому не верим, потому что в высших эшелонах власти достаточное количество коррумпированных элементов.

Мы должны поставить три глобальных вопроса. Первый: поддерживаем ли мы Президента? Второй: нужно ли нам такое правительство? Лично я считаю, что оно увлеклось популизмом и никаких реальных шагов до сих пор не сделало. Оно «планирует» то, что было запланировано ещё 10 лет назад.Власть скачет по верхам, а глубинные процессы не видит. На Юге властвуют регионалисты. На Севере много мелких групп, которые хотят крушить и разрушать, даже не представляя, что будет завтра. Фракция «Ата-Мекен» говорит, указывая на одного коррупционера, что вопрос надо решать, а все остальные его защищают. Создают комиссию, а она говорит, что все вокруг белые и пушистые. Ворон ворону глаз не выклюет. В итоге борьба с коррупцией оборачивается в топтание на месте.

Рита Карасартова, ОО «Институт общественного анализа»:

Раз уж поступило предложение помочь Президенту и правительству, начнём с некоторых особенностей программы «100 дней». Самая злободневная на сегодня проблема – это проблема местного самоуправления. В названной же программе МСУ упоминается лишь один раз! При этом, как только намечаются выборы, развитие МСУ – главный пункт программы у всех политических партий! Таким образом, стодневная программа – профанация реформ. Распиаренный «двухуровневый бюджет» позволяет повысить доходы всех местных бюджетов в совокупности на 1 млрд. 800 тыс. сомов. Это капля в море, если учитывать, что всего в государственном бюджете аккумулирует около 90 млрд. сомов. При этом в Налоговом кодексе до сих пор не прописаны полномочия налоговых органов МСУ – а значит те не в праве собирать налоги с населения!

Давайте посмотрим на сегодняшнюю борьбу с коррупцией. Почему большие дела по коррупционным схемам рассматриваются в суде в закрытом порядке? Раз уж мы говорим о поисках какого-то выхода, давайте культивировать прозрачный подход! Самая большая коррупция сегодня – в сфере государственных закупок. Приняли решение, что в перспективе все госзакупки будут осуществляться через единый интернет-портал. Технические специалисты из общественных наблюдательных советов решили за это дело взяться безвозмездно, но уполномоченная группа – через два месяца после принятого решения – до сих пор не создана. Оказывается, правительство хочет пригласить к работе зарубежных специалистов. Право регулировать автоматизированную систему отдаётся, согласно решению, Министерству транспорта и коммуникаций. Создаётся впечатление, что Правительство не хочет терять монопольный контроль над информацией по госзакупкам. Если так будет идти и дальше, то большой вопрос – выполнит ли оно свою собственную программу «100 дней».

 

 

Курманбек Молдокулов, ОО «Парламент политических партий»:

У людей, которые сейчас находятся во власти, нет образа будущего. Они живут краткосрочными программами и работают пожарными методами. Интеллигенция молчит, занимая выжидательную позицию.

В стране стало модно принимать государственный бюджет не в текущем году, а в следующем. Да и сам бюджет у нас – это проедание, а не развитие.  Если мы берём кредиты, то должны вкладывать их в инфраструктуру, развитие регионов.   Сегодня мы сажаем современных, перспективных менеджеров. Я не знаю, какова степень вины тех же Тентиева[2]и Мурзалиева[3], но тут возникает много вопросов.

 

Любого из политиков и чиновников сдадут – в этом прелесть сегодняшней конкурентной  системы. Всех сдадут!

Омурбек Текебаев, лидер политической партии «Ата-Мекен» («Отечество»):

Все процессы, которые проходили последние десять лет, являются объективной исторической неизбежностью. Они шли в русле мировой истории. Доказательство этому – большие социально-политические потрясения в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в других странах. Постсоветская – полудемократическая и полуавторитарная – модель государственного устройства изжила себя. Кыргызское общество одним из первых уловило это историческое веяние. Но, к сожалению, люди, пришедшие на волне протестов 2005 года, не оправдали народных надежд и не выполнили свои обещания. В 2010 г. к власти пришла группа людей под названием «Временное правительство». Оно было слабое, потому что временное. В течение трёх месяцев им удалось заложить основы развития нового государственного устройства. Последующие события в арабских странах показали, что наше Временное правительство справилось со своими задачами относительно успешно. В Египте, Ливии и других странах политики так и не смогли договориться о будущем политического устройства страны. Там ежедневно идут столкновения на межрелигиозной, межрегиональной почве, страдают сотни тысяч людей. Да, у нас тоже были трагедии, но результат кыргызских реформ выглядит успешным. Но это только начало нового общества. В тяжелейших условиях реформы продолжаются, даже при том, что реформаторы уступили инициативу другим силам. Некоторые называют последних регионалистами, националистами и реваншистами. В парламенте создалась неопределённая ситуация.  Непонятно, кто там доминирует. Дальнейшее реформирование зависит от того, как договорятся пять политических партий, представленные в парламенте. А ведь даже публично достигнутые договорённости не всегда выполняются. Невозможно скоординировать действия даже внутри коалиции большинства.

С самого начала мы заявили, что новой политической системе требуется новая политическая культура, новое мышление. Должна сформироваться новая формация политиков с новыми стереотипами поведения – и речь далеко не о возрастных категориях. Конечно, за последние два года политическая элита радикально изменилась. Из «политических динозавров» остался один я да ещё несколько товарищей, которые не делают погоду. Так что в возрастном плане смена элит происходит. Но не в плане ментальном, культурном. Молодые люди часто представляют усовершенствованную модель старых отношений: сегодняшний коррупционер – милый, культурный, обходительный молодой человек, который хорошо одет, образован и знает современные методы работы с общественным мнением, а также имеет в своём распоряжении различные СМИ.

Формирование новой культуры зависит от предпочтений общества. Если общество поддерживает политика с определённым типом мышления и образом действий, то ему и будет подражать молодое поколение. Идёт сложный процесс выбора общественной модели. Этот поиск происходит через выборы. Выборы – это рубеж, на котором разбиваются устоявшиеся стереотипы и сменяются лидеры. Местные выборы показали, что т.н. «западная» модель у нас работает. Когда я слышал, что на региональных выборах в Германии выиграла оппозиционная федеральным властям партия, то удивлялся: ах, какая демократия! Но то же самое происходит у нас: Ош – живой тому пример. Если власть будет работать плохо, то оппозиционеры выиграют выборы и в Джалал-Абаде. Таким образом,  оппозиция сможет обеспечить себе победу в следующих общереспубликанских выборах. Политики вынуждены обратить своё внимание на регионы, местное население и искать авторитетных сторонников именно там. Это означает, что в будущем все будут вынуждены считаться с местными элитами.

Процесс идёт именно в том направлении, которое мы предсказывали. Это победа «временщиков». Даже если их завтра не останется на политической арене, эта победа останется в памяти народа как их заслуга. Заметьте, сложившаяся система выправляет даже речь и поведение политиков! Они уже стали осторожнее в высказываниях – и это только начало.

Теперь по поводу коррупционеров. Говорят, что сегодня коррупция есть, а коррупционеров нет. Означает это, что у всех есть свои защитники. Говорят, что мы сажаем сейчас молодых. Но кого ещё сажать, если везде молодые?Разве Максим (Бакиев) был старым? Разве Айдар (Акаев) был старым? Они считались самыми продвинутыми, а их друзья считались сливками нашего общества! Борьба с коррупцией – это общее дело. Каждый должен давать принципиальную оценку деятельности тех или иных чиновников или предпринимателей.

Коррупции способствует и наше несовершенное законодательство. В частности, Пирматова[4]обвиняют по двум статьям, наказание по которым исчисляется сроком до двух лет лишения свободы или же просто штрафом. Тентиева и других руководителей государственных компаний привлекают по статье «Злоупотребление доверием собственника». Заведующий сельским клубом, который присвоил себе тысячу сомов, может получить 15 лет, а лиц, которым доверено то или иное государственное предприятие, привлечь невозможно. Оказывается, они просто злоупотребили доверием собственника – в данном случае, народа. Я внёс законопроект, приравнивающий статус руководителя госпредприятия к статусу должностного лица государства, лишь вдогонку этим громким процессам. Самое интересное, что ещё раньше расхитители народного имущества, возглавлявшие самые прибыльные предприятия, если и осуждались, то ежегодно подпадали под амнистию. Теперь, если ты попался – должен нести ответственность до конца. Любого из политиков и чиновников сдадут – в этом прелесть сегодняшней конкурентной  системы. Всех сдадут! Так что придерживайтесь определённых рамок!

 

Реформа – это дочь революции

Мирсулжан Намазалиев, ОО «Центральноазиатский институт свободного рынка»:

С изменением обстоятельств нам действительно необходимо новое мышление и новая политическая культура, но мне бы хотелось пойти ещё дальше – чтобы политическая культура была развитой. Что мы видим сейчас в парламенте? Когда формировались списки партий, попавших туда, выяснилось, что ни одна партия не практикует те же «праймериз», чтобы определять реального лидера. Внутри партий - вот где может быть поддержана демократия! Покажите нам реальную ротацию кадров!

Есть такая простая «теория общественного выбора»: homopoliticusи есть homoeconomicus, т.е. существует «бизнесмен»-политик и «клиенты»-избиратели. Первый может играть с последними, чтобы получить свой политический бенефит.  Атамбаев, прежде чем пошёл баллотироваться в президенты, повысил пенсии, заработные платы, построил где-то дороги. Но всё это – игра на деньги налогоплательщиков.Используя СМИ, можно показать себя с хорошей стороны.

Я согласен с тем, что если кто-то что-то сделал – его надо сажать. Но когда сажают одних (того же  Тентиева), а других – например, многих привлечённых по делу «Мегакома» -  просто снимают с должностей, возникает подозрение в двойных стандартах.

Райхан Тологонов, депутат ЖК КР («Ата-Мекен»):

Власть – какая бы хорошая она не была – рано или поздно начинает народу надоедать. Революция – это революция. После того, как с помощью революции достигается приход к власти, наступает пора реформ. Реформа – это дочь революции. Любой реформе нужно время. Если мы хотим, чтобы спустя два года после революции была искоренена коррупция, чтобы все те, кто прислуживал старой власти, ушли, мы вынуждены столкнуться с невозможностью этого. Вспомним Великую Октябрьскую революцию. С 1917 по 1922 гг. задача-минимум новой власти была выполнена – но какой ценой! Было пролито море крови, целые классы были устранены с арены истории физически. Мы бы тоже могли встать на этот путь и пересажать значительную часть коррупционеров и мздоимецев – все они известны – но если мы хотим построить нормальное правовое государство, то пойти на это не можем. Даже после того, как мы их увольняем, они подают в суд, восстанавливаются и вынуждают власть идти на уступки. Каждый раз в борьбе с этими негативными сторонами жизни мы вынуждены придумывать какие-то новые механизмы. Сейчас такой механизм призвана создать реформа местного самоуправления. Облачив доверием определённых людей, мы даём им формировать бюджет. Избранный своим же народом руководитель местных властей на мздоимство никогда не пойдёт. А это – гарантия того, что коррупция будет потихоньку изжита. Власть – это пирамида, на вершине которой – либо Президент, либо парламент, либо правительство. Наша беда в том, что сегодня сгнило основание этой пирамиды. С Атамбаевым, Бабановым бороться легко. Однако с огромной армией, у которой мздоимство уже в менталитете, бороться очень сложно.Мы бы могли пролить их кровь, но стараемся придерживаться цивилизованного пути. Поэтому нужно набраться терпения.

 

Рост политического сознания не привёл к формированию новой политической культуры

Гульнара Джурабаева, Центральная избирательная комиссия:

Поскольку у нас зашла речь об уровне политической культуры и качестве политических элит, вопрос выборов оказывается в числе основных. После двух революций мы видим резкий рост политического сознания, но он до сих пор не привёл к формированию новой политической культуры. Сопротивляющихся этому, казалось бы, естественному процессу, я могу идентифицировать применительно к избирательному процессу. У нас есть порядка 2300 участковых избирательных комиссий.  В их состав входит около 25 тысяч человек. И, тщательно разбирая, например, ситуацию в Токмоке, мы видим, что многие из них используют нечестные методы. Сразу возникает вопрос: можно ли строить конкуренцию на таких методах? Наверное, нет. Сама жизнь вынуждает проводить реформы, но любая система по своей природе инерционна и заставляет большое количество вовлечённых в неё людей действовать прежним образом. На кого-то действуют деньги, на кого-то – административный ресурс, на кого-то  - родственники. Но, в конце концов отвечать будут все. Изменения происходят, когда мы с кого-то спрашиваем. Один из эффективнейших способов формирования новой культуры – это повсеместная прозрачность, подотчётность. Если будут применяться те механизмы, по поводу правомерности которых даже внутри самого ЦИКа сейчас идут споры[5], мы сможем уже немного наше общество оздоровить.

При Бакиеве центры принятия решений находились не в официальных органах, а каких-то теневых структурах. Сегодня что правительство, что парламент, что президент – это реально действующие органы. Я вижу эффект оздоровления на своём участке работы. Вскрытие списков избирателей даже по одному Токмаку[6], которое было применено впервые, даёт такой эффект, что улучшается избирательный фон и в других городах. И это внушает оптимизм.

Мурат Мукамбетов, зам. руководителя Аппарат Президента:

Сегодня нас особенно беспокоит кадровая политика. Очень много открытых писем, пикетов, обращений в СМИ – вспомнить хотя бы ситуацию с избранием акимов[7].  Государственная кадровая служба должна выходить на новый уровень – определённые надежды мы связываем с её новым директором[8]. Нужно поддержать институт статс-секретарей и уменьшить количество политических должностей. Последние – удобная база для того, чтобы избавляться от неугодных.

Очень глубоко пустила корни и проблема регионализма. Мы избегаем этой темы, а потому не можем эффективно бороться.

В то же время намечаются новые возможности для взаимодействия с гражданским обществом. Определённую роль на этом пути сыграли общественные наблюдательные советы. Но сейчас надо в первую очередь спуститься на уровень областных центров, так как там, где сейчас нет областных кенешей, отсутствует основа для представительства граждан, которые могли бы своевременно указывать на ошибки и исправлять недочёты.

 

POLIT.KG



[1]http://www.knews.kg/ru/society/10466/

[2]http://www.24.kg/parlament/120488-deputat-parlamenta-kyrgyzstana-predlagaet-snyat-s.html

[3]http://www.24.kg/community/120898-antikorrupcionnaya-sluzhba-kyrgyzstana-soobshhaet.html

[4]http://www.24.kg/parlament/124099-v-parlamentskoj-frakcii-laquoata-mekenraquo.html

[5]http://polit.kg/newskg/349

[6]http://www.vb.kg/news/politics/2012/03/23/183273_cik_vskroet_spiski_izbirateley_v_tokmake.html

[7]http://kabar.kg/rus/society/full/27666

[8]http://kabar.kg/index.php/personnel-policy/full/26567

Версия для печати   |   Просмотров: 2711   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты