POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Пятница, 19 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Курултай как панацея от коррупции и механизм построения на земле рая?

14.05.2012 19:58 - Polit.kg

Возможно, что 2012 год в Кыргызстане ознаменуется возрождением такого древнего института кочевой демократии, как курултай. Огромное значение ему придавал ещё великий и ужасный Чингисхан, который, несмотря на ореол единовластного правителя, свой пышный титул взамен имени Темучин получил как раз решением курултая.

В последующий период, как рассказывает в книге «Империя тюрков. Великая цивилизация» Рустан Рахманалиев, «курултай, который был основан как конституционное собрание, стал органом имперских советников, оказывавших помощь властителю в осуществлении необходимых реформ». В 1235 году именно на курултае Золотой Орды было принято решение идти  на Русь. Позднее «Великое собрание» начало играть большую роль и в жизни тюркских народов, монголам не родственных. «Обладание священными местами в степи давало основателю новой федерации благодать (харизму), которая придавала его империи силу законности. Так как только принадлежащие к господствующему роду могли рассматриваться как господа, то созываемый на священном месте вблизи от укрепления курултай, в котором принимали участие старейшины племен, вошедших в эту федерацию, выбирал кандидата в степные цари. Кроме титула правителя, устанавливалось название для нового государства и федерации», - цитируется в той же работе исследователь О. Трицак. Таким образом, можно прийти к выводу, что курултай шёл всегда впереди государства и воплощал в себе чистоту народной воли.

Вот и сейчас, когда кыргызский народ, в языке которого слились тюркские и монгольские нотки, стремительным маршем проходит от одного политического строя к другому, в его сознании всё ещё остаётся место для курултая. На сегодняшний день в республике действует добрая дюжина общественных объединений, которые – каждое по-своему – выступают за реактуализацию этого древнего патриархального института. Чтобы разобраться, в чём причина такого ажиотажа, мы обратились к видным экспертам.

«В широком распространении идеи курултая виноваты в какой-то мере сами представители государственной власти. Если бы они решали все те проблемы, что имеются сегодня в обществе, то необходимости в Народном Курултае бы не было. Но так как эти проблемы не решаются, представители различных общественных движений, творческая и научная интеллигенция ставят вопрос ребром», - считает профессор Кыргызско-Российского Славянского университета, доктор юридических наук Бекбосун Борубашов. «Как инструмент народной демократии у кочевых народов курултай играл большую роль. На курултаях народы решали все проблемы, имевшие отношение к внешней политике и проблемам экономико-социального характера. Сегодня, когда органы государственной власти сильно оторвались от народа, в Конституции, тем не менее, продолжает действовать положение о том, что источником государственной власти – а вместе с тем носителем суверенитета - является народ. К сожалению, это положение носит декларативный характер. На самом деле источником власти является кыргызская бюрократия, коррумпированный чиновничий аппарат», - продолжает он. По мнению учёного, который является также председателем политической партии «Народовластие», возрождение института курултая может способствовать реальному развитию демократии в Кыргызстане. «Если исходить из действующей Конституции КР, не понятно, кто в стране должен определять внешнюю и внутреннюю политику. Так давайте передадим эту функцию Народному Курултаю! Пусть он и определяет основные направления. Пусть он же принимает и развивает концепцию развития нашего государства и общества в целом. Он не должен быть надзорным органом – ни в коем случае. Нельзя допустить, чтобы он вмешивался напрямую в деятельность госорганов.  Также и сам он не должен становиться и органом госвласти – тогда он не будет выражать волю народа в полноте. Власть курултая – не государственная, а публичная. Пусть на курултаях выступают с отчётами Президент, премьер-министр, торага Жогорку Кенеша, председатель Верховного суда, Генеральный прокурор и т.д. Пусть формируется новая национальная политическая система», - описывает Бекбосун Борубашов функциональный контур теоретически возможного Курултая.

В свою очередь, кандидат исторических наук Айдарбек Кочкунов, Директор Центра исследований транзитных обществ, считает, что если не предоставить Курултаю возможность контролировать власть, пользы от нового органа не будет: «На мой взгляд, Курултай должен заниматься наиболее глобальными вопросами. Главной его функцией должно стать объединение народа Кыргызстана и нацеленность на создание целостного государства. Определённо, это должен быть контрольный орган – без этого он будет недееспособным. Чтобы принимать отчёты других органов государственной власти, в Курултай должны входить люди достаточно образованные, сведущие в политической науке. Они должны знать основы конституционного строя и международные обязательства Кыргызстана». Но в чём-то его точка зрения сходится с предыдущей: «Тема Курултая поднимается сегодня потому, что действующий парламент плохо представляет общенародные интересы. Многие значимые социальные группы – в том числе и национальные – не представлены там вовсе».

«Как неправительственная организация, Курултай имеет право на жизнь. Безусловно, он имеет право брать на себя рекомендательные функции – но не управленческие. Это бы значило создать государство в государстве. Если же Курултай будет представлять гражданское общество во всём его многообразии, то почему бы и нет? Может быть, это сбалансирует региональный и клановый аспект», - считает, в свою очередь, экс-глава Министерства иностранных дел КР Эднан Карабаев. А Табылды Акеров, директор Института этнологии при Международном университете Кыргызстана, и вовсе считает, что поднятие темы курултая в Кыргызстане – неосмотрительный шаг, ввиду того, как легко могут использовать Курултай для организации очередного переворота различные политические силы.

Тем временем, в конце апреля в Бишкеке прошли общественные слушания по двум тематически близким законопроектам: «О курултаях» и «О Национальном Народном Курултае Кыргызской Республики». Если инициаторы первого – депутаты ЖК КР, то создатели второго – идеологи движения «Народного Курултая» или, как они называют себя сами, Национальный Совет Национального Народного Курултая. Разберём вначале особенности законопроекта, рождённого в стенах парламента. Как поясняет депутат от фракции «Республика» Кенжебек Бокоев, смысл инициативы состоит в создании трёхуровневой системы курултаев:

1) курултай местного сообщества айыльного аймака и города;

2) курултай местных сообществ района, городов Бишкек и Ош;

3) Курултай народа Кыргызстана.

Решения всех этих инстанций будут носить сугубо рекомендательный характер, но предусматривается также функция «выразить недоверие»: на первых двух уровнях – главе местного самоуправления, на третьем – премьер-министру и любому из членов Правительства. Учтён принцип старшинства: открывать заседание Курултая призван будет старший по возрасту. Курултаи местных сообществ проводятся не менее одного раза в год, широкие возможности предоставляются для внеочередного созыва. То же самое касается и Курултая народа Кыргызстана, в организации которого главные полномочия отдаются Президиуму Курултая. Делегатский мандат планируется выдавать сроком на три года. Финансирование – за счёт госбюджета. Как сообщают депутаты, изначально рассматривались также варианты финансирования из резервных фондов Президента и премьер-министра. Каныбек Иманалиев, депутат от фракции «Ар-Намыс» и один из инициаторов законопроекта «О курултаях» считает, что с введением этой системы можно будет сразу «убить двух зайцев»: сократить дистанцию между простым человеком и властью, а также выдвинуть новых лидеров для решения вопросов регионов.

Второй законопроект носит более революционный характер. В частности, там указывается на то, что «местная власть обязана исполнять решения местных курултаев», а «решение Национального Народного Курултая Кыргызской Республики в виде предложения или требования направляется в соответствующие органы, и их исполнение берётся под народный контроль». Судя по всему, размытая формулировка во втором случае несёт ту же смысловую нагрузку, что и категоричная в первом. Также в законопроекте можно обнаружить следующее видение полномочий Народного Курултая: «…заслушивает информацию руководителей органов высшей государственной власти и должностных лиц о деятельности руководимых ими государственных органов и даёт оценку». Торага Совета аксакалов Народного Курултая Бердибек Жумабаевзаявляет: «Государственная структура сегодня страдает от принципа разделения трёх основных властей. Курултай должен координировать их деятельность. Тогда не будет таких случаев, когда президент расстреливает часть населения и сбегает. Мы будем ежегодно принимать отчёту по судьбоносным направлениям, выявляя ошибки в общем ходе вещей. Статус Курултая должен быть, безусловно, поднят». 

В свою очередь, наш портал уже предлагал свой сценарий гуманизации системы государственного управления в КР[1]. Интересно, что изложенная там идея реанимации второй палаты парламента силами возрождённого Курултая и Ассамблеи народа Кыргызстана, встретила весьма доброжелательный отклик и со стороны экспертов. «Курултай – это протопарламент: представительный орган – но не по партийным, а по племенным спискам. Может быть, мы зря отказались от двухуровневой парламентской системы и её нужно было просто немного модернизировать?» - считает эксперт аналитического центра «Полис-Азия» Эльмира Ногойбаева. «Развитый парламентаризм отражает все социальные слои населения – и в первую очередь национальную структуру. У нас это далеко не так», - подтверждает актуальность предложенияЭднан Карабаев. «Если Курултай трансформируется во вторую палату парламента, это будет вполне оправданный шаг. Но если функции этой палаты будут сугубо рекомендательными, пользы от неё будет мало. Решения Курултая должны быть обязательными для всех органов государственной власти», - заявляет Айдарбек Кочкунов.

Есть ли будущее у института Курултая, покажет время. В ближайшее время ожидается второе чтение по описанному выше депутатскому законопроекту. Председатель общественного движения «Народный курултай» Кадырали Кошалиев считает, что «если будет введен курултай … это приведет к внутреннему самоочищению страны, мы под корень уничтожим коррупцию, потому что будем работать не для власти, а для народа. Исчезнут и внутренние противоречия. Люди перестанут делиться на национальности»[2]. Если так, то в сознании многих наших граждан курултай – это просто аналог рая на земле. Но хватит ли всем нам благочестия, чтобы в этом раю жить?

Илларион Звягинцев, обозреватель POLIT.KG

 



[1]http://polit.kg/conference/4/73

[2]http://www.knews.kg/ru/politics/14891/

Версия для печати   |   Просмотров: 3278   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты