POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Пятница, 19 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Новый Год – праздник, который всех объединяет!

30.12.2013 17:55 - Polit.kg

Есть такой праздник — Новый Год. Для простого советского человека он явил собой первое и, наверное, единственное народное торжество, никак не сопряжённое с государственной идеологией. И в этом его великий секрет: всепроникающий Новый Год играл роль своеобразной отдушины в череде других «красных дней»: напоминающих то о великих трагедиях,  то о не менее великих прорывах, а то и вовсе — о солидарности всех трудящихся на планете. А тут — не то языческий, не то христианский (как отголосок веры русского человека в святителя Николая) Дед Мороз, введённая не то кельтами, не то главным протестантом Европы Мартином Лютером наряженная ёлка, а также салаты и напитки с явными французскими корнями. Отдаёт реакцией, дореволюционным душком, не находите? Так же, видимо, рассуждали и в первые годы Советской власти, когда Новый Год чуть было вообще не похоронили идеологи прогресса и тотального преобразования. Но при мудром товарище Сталине, который понимал, что лозунги о мировой революции не утолят эмоциональный голод советского гражданина, праздник возвращается. Конечно, вместо ангела на ёлке воцаряется красная пятиконечная звезда. Конечно, Дед Мороз теряет даже намёк на свои религиозные корни. Но при всём при том народ получает по-настоящему народный, беспартийный и бесшабашный повод, чтобы просто повеселиться и, образно говоря, «выйти за рамки» дабы почувствовать некую внутреннюю свободу.

 

В наше время, когда коммунистическая идеология «сдулась» и западный либерализм претендует на единоличное мировое господство, единственную альтернативу моральному диктату рынка, где всё продаётся и покупается, может предложить лишь религия. Но этот религиозный антидот, вливаясь в кровь общества как напоминание о том, что мироздание устроено гармонично и справедливо, смешивается в нашем случае с ещё действующей советской сывороткой. В результате мы наблюдаем реакцию в виде обострения противоречий. И то, что раньше нас объединяло, теперь разъединяет. Люди, вроде бы ищущие благочестия, замыкаются в этом внутреннем поиске и постепенно теряют связь со всем остальным обществом, основная часть которого продолжает хранить советскую традицию бурной полуночной встречи нового календарного года. Новый Год выступает напоминанием о светском характере государства, ненавистного многим «религиозно образованным» личностям, ратующим за доминацию в отдельно взятой стране конкретной религиозной конфессии. Наиболее ярко это проявляется в случае с, наверное, самой пассионарной традицией — Исламом. По данным российской «Независимой газеты», уже около 70% школ Дагестана Новый Год просто не празднуют. Виной тому, конечно, не нежелание детей, а позиция их родителей, «просвещённых» салафитскими проповедниками о сущности этого «языческого праздника».

 

Центральная Азия— ещё более исламизированный регион бывшего Советского Союза, нежели Кавказ. Здесь сегодня тоже орудует огромное число проповедников из-за рубежа, призывающих мусульман отказаться от любых традиций, кроме исламских. Естественно, государство и местные духовные власти, наблюдая за ростом соответствующих настроений в обществе, пытаются поймать конъюнктуру и перехватить инициативу у зарубежных конкурентов. Но на всё это накладывается ещё и фактор национализма. Разбираясь в этих предпосылках, можно понять, куда уходят корни происходящего сегодня в Таджикистане. Напомним, что в этом году с телевизионных каналов в новогоднюю ночь там исчезнут образы Деда Мороза, Снегурочки и даже ёлки. Будут показаны концерты с выступлением эстрадных певцов и танцевальных коллективов — и только. Теперь вспомним, что ещё два года назад таджикский муфтий Сайидмукаррам Абдукодирзода заявил буквально следующее:  «Мусульмане должны придерживаться своих обычаев. Украшение новогодней елки, танцы, игры не являются частью нашей культуры. Празднование григорианского Нового года, имеющего религиозные корни, не только противоречит законам ислама, но и традициям таджиков. У нас есть много своих хороших праздников». Особый интерес вызывает то, что по отношению к празднованию Навруза — древнего центральноазиатского Нового Года с зороастрийскими корнями — в Таджикистане официально никто не выступает. Хотя сама логика отказа от светских (они же — немусульманские) праздников подразумевает и «поход на Навруз». Всё по той простой причине, что Навруз — это первый внеконфессиональный праздник, распространившийся в незапамятные времена на огромные территории и во многих народах именно потому, что за ним не стояло никакой догмы. Навруз снимал напряжение не только между тюрками и иранцами, кочевниками и земледельцами, но также  между язычниками и монотеистами. Именно поэтому география распространения этого праздника, связанного с весенним равноденствием, поражает. Что же мешает очередной — уже европейский Новый Год — воспринимать как фактор, соединяющий тот же Таджикистан со всем остальным миром? По всей видимости, недальновидность местных иерархов: как светских, так и религиозных. Сейчас они пытаются не отставать от тенденций так называемого «исламского возрождения». Чаще всего под этим словосочетанием подразумевается победное шествие по миру догм арабского салафизма - «чистой веры в Аллаха и его пророка». Один из постулатов салафии — это запрет на празднование  немусульманских праздников. Страх  таджикских «сильных мира сего» оказаться не на гребне волны породило в том числе прошлогоднее убийство в Душанбе 24-летнего молодого человека, одетого в костюм Деда Мороза. Расправа, сопровождавшаяся криками «ты — неверный», и в сердца многих простых таджикистанцев поселила страх повстречать таких фанатиков самим. Власти же этот случай ещё раз убедил в том, что необходимо держать нос по ветру. «Рахмон, в качестве превентивной меры, хочет показать, что он истинный мусульманин», - трактует нынешние действия президента Таджикистана российский эксперт Аждар Куртов. При этом для большей части жителей Душанбе Новый Год остаётся праздником дорогим и любимым. Показательно, что в прошлом году мэр города Махмадсаид Убайдуллоев захотел поставить не одну, а сразу две городские ёлки. Тогда же сайт главной оппозиционной силы в РТ - Партии исламского возрождения Таджикистана — опубликовал обращение, где было чёрным по белому написано: так как большинство населения страны — мусульмане, властям от празднования НГ следует отказаться. И наоборот, в этом году — видимо, чтобы продемонстрировать  дистанцированность от Рахмона — официальные представители ПИВТ уверяют, что та «никогда не выходила против подобного рода праздников, и не возражала их проведению».

Ещё раньше, чем в Таджикистане, сориентировались власти в Узбекистане. Всплеск исламистских настроений, позже вылившийся в андижанские беспорядки, побудил президента Ислама Каримова ещё в 2004 году впервые отказаться от традиционного новогоднего телепоздравления и отдать негласное распоряжение о запрете ёлок в школах и детсадах. Конечно, объяснено всё было соображениями антитеррористического плана, но обычные люди восприняли это как шаг в сторону тоталитаризма с натянутой на лицо маской  «исламского государства». «Когда в Узбекистане перестанут праздновать Новый год и на улицах городов Узбекистана перестанут появляться «Кор Бобо» (Дед Мороз) и «Кор Киз» (Снегурочка), тогда смело можно переименовать страну в Афганистан, а по Узбекистану будут ходить талибы с автоматами и женщины, укутанные в паранджу, а на улицах будут стоять не ёлки, а виселицы для сторонников свободного и демократического общества», - считает узбекский политик, живущий в эмиграции, Пулат Ахунов.   

В Туркменистанепритеснение Нового Года состоит в ограничении работы увеселительных заведений (строго до 23:00) — это при том, что в том же Ашхабаде количество «разрешённых для празднований Нового Года» ресторанов сводится каждый год чуть ли не до десяти (все остальные — вне закона). Ещё одна особенность — это обязательное присутствие для целого ряда социальных групп (госслужащие, учителя, учащиеся школ и вузов) на официальных концертах и других мероприятиях, которые длятся аж до 22:00. Впрочем, тут религиозный фактор совсем не при чём, так что отвлекаться на анализ туркменской специфики не будем.

Даже у нас, в свободном и веротерпимом Кыргызстане  — в далеко не самой исламской республике региона — время от времени раздаются голоса против Нового Года. Традиционно — из года в год — не выходит из амплуа новогоднего критика депутат и бывший омбудсмен Турсунбай Бакир уулу. В социальных сетях, не без его помощи, распространяется картинка, на которой изображён бородатый киргиз в калпаке (национальный головной убор), наддающий хуком справа опешившему от такого расклада Санта Клаусу. В некоторых случаях эта явно переделанная с западных аналогов карикатура оформлена в качестве демотиватора за подписью «Держись дедушка алкоголик-аферист борода из ваты. Очнитесь и подумайте братья мусульмане это не наш праздник». Пожелавший остаться неизвестным сановник Духовного Управления Мусульман Кыргызстана, в интервью нашему порталу высказался по поводу празднования Нового Года в Кыргызстане следующим образом: «Мы не хотим высказывать никакое мнение. Лучше спросите у народа. В прошлом году СМИ сделали вывод, что Духовное Управление Мусульман Кыргызстана против Нового Года, но это не правильный вывод». На вопрос о наличии официальной позиции ДУМК по данному вопросу, наш собеседник ответил, что «никакой официальной позиции нет».

Чтобы сгладить некую двусмысленность описанного выше разговора, мы решили обратиться к кыргызстанскому представителю ещё одной крупной конфессии — Русской православной церкви. Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Феодосий сообщил, что к Новому Году церковь относится как к государственному и общепризнанному празднику, но православным людям посоветовал отмечать его, не нарушая Рождественский пост : лучше всего — молитвой и добрыми делами, приносящими пользу людям. «Желаю всем, кто будет праздновать Новый Год, привить себе вкус к деланию добра и соблюдению совести. Достигая такого состояния, человек становится счастливым», - обратился владыка Феодосий к читателям Polit.KG.

Традиционно — вплоть до реформ Петра I — установленный Русской православной церковью Новый Год (тогда в ходу было слово «новолетие») имел место 1 сентября по юлианскому календарю. А до 1492-ого лета от Рождества Христова годовой цикл и вовсе открывался 1 марта — в «день сотворения Адама». На 1 января первыми в православных землях восточных славян начали переходить униаты — своего рода перебежчики в католичество. Западный, германский Санта Клаус, лишь ближе к началу XX века освоенный в Российской Империи как Дед Мороз, изначально представлял почитаемого и в католичестве, и в православии святого Николая Мирликийского. Столь вольное обращение с образом святителя для православных было неприемлемо, а потому новая жизнь в качестве символа Нового Года была дана образу, прямо скажем, языческому. Ситуация довольно противоречивая, однако противоречие это было снято, когда пришло понимание, что народные праздники могут быть не только религиозными. В свою очередь, в наших силах совершить ещё одну революцию:  доказать, что даже светские праздники могут быть одухотворены. Последователь Александра Меня, ныне покойный отец Георгий Чистяков в далёком 1995 году писал про Новый Год так: «Это праздник, который примиряет между собой семьи, поколения, верующих и неверующих. Это праздник, когда за столом собираются разных поколений члены одной семьи, разных убеждений, и как-то не хочется в этот день говорить о том, что нас разделяет, потому что открывается, непременно открывается что-то такое, что нас объединяет». Священник называл Новый Год «праздником распахнутого сердца» и подчёркивал: «Там, где сердце распахнуто, там Господь рядом». Так что пора прекратить бесконечное выяснение, какие праздники «наши», а какие - «не наши». Надо просто наполнять всё актуальным для нас содержанием. Кто сказал, что в Новый Год обязательно пить спиртное и есть мясо?  Кто сказал, что Дед Мороз не может говорить о принципах нравственности и прославлять единого Бога?  Как показывает практика, любое сопротивление религиозных деятелей проведению светских праздников вызывает отторжение у огромной части населения даже в такой стране, как Израиль. Когда под занавес 2012-ого года городской раввинат города Хайфа разослал городским залам торжеств предупреждение о том, что празднование Нового Года и даже простое выставление символов «чужеземного праздника» может повлечь нехорошие последствия (вплоть до отнятия лицензий о кашруте — ритуальной чистоте), это встретило огромное возмущение со стороны репатриантов из бывшего Советского Союза. И, конечно, в новогоднюю ночь улицы Хайфы оказались запружены весёлыми людьми.

Окончание старого года — отличный повод для каждого из нас вспомнить о конечности земного существования, о том, что и к порогу нашей жизни мы должны подойти с чистым сердцем. Перестать тратить отпущенное нам время бессмысленно, вспомнить о своей духовной природе. Фанатизм порождает лишь насилие — в этом ещё раз убедили нас  теракты в Волгограде. Истинная духовность выше любой религиозной традиции. Значит, если мы хотим жить в мире, мы действительно должны помнить прежде всего о том, что нас объединяет, а не о том, что разъединяет.

 

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ

 

Уважаемые дамы и господа, друзья нашего портала POLIT.KG,  поздравляем всех – независимо от вероисповедания и национальности, социального статуса и образования – с Новым 2014 годом! Желаем всем вам крепкого здоровья, благополучия, счастья в жизни, удачи в делах, мира и процветания нашей стране!

Коллектив POLIT.KG:  Аркадий Гладилов,  Илларион Звягинцев,  Анна Мягчилова,  Евгения Николаева, Ольга Метин, Михаил Гладилов.

Версия для печати   |   Просмотров: 1250   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты