POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 17 февраля 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

11.02.2019 12:25
Необразованные и некомпетентные кадры сами уничтожат свою страну

«Учителя, инженеры, врачи, экономисты, юристы со слабым, низкокачественным образованием сами уничтожат собственную страну. Поэтому некачественное образование надо расценивать как серьезный удар по нашему будущему. Некачественный врач — гробит здоровье людей, слабый учитель — снижает интеллектуальный уровень нашей молодежи, экономисты, юристы-недоучки гробят экономику, систему управления страны.

Аль Фараби говорил: „Покажите мне вашу молодёжь, я расскажу, каким будет ваше будущее“, — говорил Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  6 февраля на встрече с руководством столичных вузов и ПТУ, преподавателями и студентами вузов. Встреча прошла в здании Кыргызского Национального университета им. Жусупа Баласагына.

 

04.02.2019 14:36
Гендерное насилие в Кыргызстане: корни явления и методы борьбы Алтынай Омурбекова - вице-премьер по социальным вопросам в Кыргызской Республике:    - Насилие в отношении женщин остается одной из основных проблем Кыргызстана, и эта проблема только ухудшается. По данным Национального статистического комитета Кыргызстана, мы наблюдаем как рост числа преступлений, так и рост числа форм насилия в отношении женщин.

 

С 2017 года было зарегистрировано более 9000 случаев насилия в отношении женщин и детей, было возбуждено 5456 административных и 784 уголовных дела. Кроме того, в 2017 году возросло количество зарегистрированных случаев похищения невест и принудительных браков, несмотря на усиление надзора со стороны правоохранительных органов. Бытовое насилие является одной из наиболее распространенных форм насилия в стране.



Погода в Кыргызстане

Курс валют

Ключ от всех дверей

23.12.2010 09:50 - Илларион ЗВЯГИНЦЕВ

«Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями».           

Пророк Мухаммад

Социальная политика не может не отражать актуальные идеологические установки, ценностные  ориентации общества. Тем не менее, вопросы религии и нравственности в текущей политической практике часто остаются за бортом, как излишне «общие» и «расплывчатые». Мало кто вообще понимает, что фактор веры не исчерпывается формальной принадлежностью к той или иной конфессии. Но сегодня ясно одно: личность, творящая  историю, и религия, которую эта личность исповедует, не могут быть отделены друг от друга только потому, что наше государственное устройство имеет светский характер.

Кажется, вся история вела человека к тому, чтобы он признал универсальной ценностью самого себя – человека. Но сколько бы людей не прониклось идеями гуманизма, ещё больше тех, кто продолжают гибнуть в бессмысленных конфликтах по всему земному шару – а ведь это наиболее объективный показатель того, как «ценится» человеческая жизнь в наше «гуманное» время.

Недавние события на юге Кыргызстана вынуждают признать:  не все из нас хотят стабильности. И не все разделяют те ценности, какие принято считать универсальными. А вот вера нужна если не всем, то многим. Ведь если отдельный гражданин разочаровывается в своих правителях, в будущем,  предназначенной для его жизни, страны, наконец, в себе самом, его глаза неизбежно обращаются к небу. Это ещё не вера – только желание верить. Такой человек, понятное дело, особенно подвержен внушению и идеологической «накачке». Если говорить об исламе – религии, укоренённой в самой культуре Кыргызстана – то какой вероучитель, проповедник успеет первым завладеть разумом конкретного индивида, такие плоды мы и получим от  повседневной деятельности последнего. Факт межэтнической розни в сообществе единоверцев говорит о том, что сфера религии – отнюдь не тихая лагуна, где можно укрыться от штормов социальной неразберихи, а такое же поле боя. Только ведут эту борьбу не богатые и бедные, не кыргызы и узбеки, а Добро и Зло.

Могут ли нравственные нормы ислама стать основой для торможения конфликтов – с этим вопросом мы обратились к директору научно-аналитического исследовательского центра «Религия, право и политика» Кадыру Маликову. Эксперт отмечает, что теоретически в исламе есть все механизмы по недопущению межэтнических и прочих столкновений, но вся проблема сводится к банальному, в общем-то, факту:

- К сожалению, ислам у нас практикуется больше в культово-обрядовой форме: пятикратный намаз, посещение мечети и т.д. На этом верующий человек часто и останавливается. Нельзя говорить об исламе вообще, показывая на сегодняшних верующих: мусульманин и ислам сегодня – это две разные вещи. Каждый интерпретирует религию по-своему. Верующие на юге Кыргызстана убивали друг друга и этим нарушали одно из главных правил своей религии, ведь известно, что  национализм с исламской точки зрения является великим грехом.

Как ни странно, в настоящее время можно провести чёткую параллель между кыргызстанским обществом и ситуацией на Аравийском полуострове до принятия ислама (начало первого  тысячелетия): политическая нестабильность, вражда племён, правило «поддержи своего брата по крови, будь он тираном, будь он угнетённым» - классическая этика трайбализма. Что же сплотило арабов и дало им силы для образования величайшего средневекового государства? Говорит Кадыр Маликов:

- Ислам пришёл как лечение и излечил общество: распространение ислама дало большой культурный толчок – небывалых высот достигли науки и искусства, установилась социальная справедливость. Сейчас мы наблюдаем откат, кризис в душе верующего: пользуясь метафорой, он знает, что ислам является ключом, но не знает, как этим ключом открыть дверь. Представление об исламе прошло в Кыргызстане через призму средневековья. То есть подразумевается, что это тормоз на пути развития, невежество, жестокость, феодализм. Такое восприятие есть, но оно не соответствует глубинному смыслу этой религии: с  исламской точки зрения, перед Богом все равны и каждый может найти к Нему дорогу. Важно помнить, что  «ислам» - синоним слов «мир» и «безопасность».

Что же помогло арабам? Что, если мы находимся сейчас в той же ситуации, может помочь нам? По мнению эксперта, все благие начинания сводятся к трём пунктам:

1) обретение духовного стержня, личностного закала; политика должна уйти на второй план, ибо в основе всех социальных явлений – личность;                                         

2) развитие образования – в том числе (далеко не в последнюю очередь!) светского;

3) восстановление нравственности и здоровых отношений на всех уровнях социальной жизни: начиная с семейного.

Антиисламский характер межэтнических столкновений подчёркивает отрывок официального заявления, сделанного Духовным Управлением Мусульман Кыргызстана на собственной Интернет-странице 1 декабря: «Согласно истории Ислама, когда пророк Мухаммад, мир ему, переселился в Медину, первым делом он побратал Мекканцев (мухаджиры) с местными жителями (ансары). Не было племенной фанатичной приверженности. Теперь каждый мухаджир имел среди ансаров своего духовного брата-родственника. Исламский шариат не терпит национализма и в очень строгой форме осуждает его. Все религиозные постулаты из Священого Корана и высказываний пророка Мухаммада, мир ему, порицают не только национализм, а любой вид разделений приводящих к смутам».

Того же мнения придерживаются и простые приверженцы ислама. Дильмурад Умаров – уроженец города Ош, студент 5 курса факультета международных отношений КРСУ. Вот что говорит он: «В Исламе  уделяется большое внимание недопущению конфликта - будь это конфликт между мусульманами или между людьми вообще.  В Коране есть много аятов, где говорится о том, что  человеческая душа – лучшее творение Творца, вознесенное Его волею  над всеми и вся. И убийство одного человека приравнивается к уничтожению всего человечества».

Религиозный фактор – как воздух: все им дышат, но никто не замечает. Между тем, существует реальная опасность возобладания экстремистской идеологии в нашем обществе именно на почве религии. Кадыр Маликов считает, что если в Кыргызстане не появится авторитетных сил, способных защитить интересы верующих и умеренный ислам на парламентском и правительственном уровне, сознание верующих захватят лозунги радикального ислама. Своя нравственная модель имеется и у Хизб ут-Тахрира. Социальная справедливость. Прозрачная экономика. Исламское единство – не на словах а на деле: войдя в силу, экстремисты сделают всё, чтобы примирить кыргызов и узбеков, а затем направить освободившуюся энергию верующих на свержение светского режима. О печальных  последствиях, к которым всё это может привести, можно только догадываться.

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ

Обозреватель  POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 2639   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная