POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Пятница, 19 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Алмазбек Атамбаев: 2009 — 2014 гг. (продолжение, часть 2)

04.04.2014 14:20 - Polit.kg

На прошлой неделе в эфире одного из отечественных телеканалов Алмазбек Атамбаев заявил, что как президент он «не создаёт причин для восстания народа». У едва наметившей новой оппозиции, выступлений которой ждут-«не дождутся» бишкекчане, есть, однако своё мнение. В прокламации «Атамбаев и его фракция СДПК узурпировали власть в Кыргызстане!», распространяемой от имени некоего «Движения сопротивления» (Каршылык Корсотуу Кыймылы) президентская политика осуждается во множестве своих аспектов. Основной — отход от парламентской модели и разложение Жогорку Кенеша силами «карманной» фракции СДПК. «Если я узурпирую власть, то отвечу головой», - отвечает сам Атамбаев. В контексте этой медиа-дискуссии особый интерес приобретают естественные  взгляды Атамбаева на государственное устройство. Источник, который мы уже начали разбирать в первой части цикла - предвыборная программа Алмазбека Шаршеновича пятилетней давности.Попробуем же разобраться, где в нынешнем моменте — сам Атамбаев, а где — сопутствующие наслоения. Что изменилось в его взглядах на государственное устройство за пять лет?

 

«Очищение власти» - так именуется первая часть атамбаевской программы-2009. Говорится там о полном отказе от «семейной» и немедленном переходе к «профессионально-командной» системе управления страной, главным стержнем которой доложен стать некий «Координационный Совет» при президенте. Именно там, по замыслу,  будут проходить предварительное обсуждение все стратегические решения главы государства. А войдут в этот коллегиальный орган как ключевые фигуры правительства, парламента, администрации президента, так и представители гражданского общества со всех уголковстраны. В общем, налицо довольно-таки сюрреалистичный способ выстроить систему сдержек и противовесов, сбалансировать то, что в нашей стране балансироваться не хочет никак. Впрочем, всё это не важно. Важно то, что в центре этой системы уже по умолчанию поставлен президент. И не просто президент — а глава государства. В парламентской республике, которую мы строим сейчас, этого главенства, разумеется, нет. Президента называют «главой» по привычке. Не свидетельствует ли это о том, что «по привычке» строится и всё остальное? Возможно. «Известно, прежние руководители государства с целью присвоения себе всех властных прав шли на различные действия. Такую цельАскар Акаев реализовал через множественные народные референдумы, а Бакиев благодаря парламенту. Несмотря на эти оставленные в нашей истории черные пятна Бакиевым и Акаевым, сегодняшняя власть тоже повторяет их путь. Примером того служит указ президента Кыргызской Республики ? 251 от 24 ноября 2012 года «О Национальном совете по устойчивому экономическому развитию». Здесь явственно видно, что президент вышел за грани своих властных полномочных прав. Наряду с этим, указом ? 268 от 26 декабря 2012 года президент вышел за пределы своих должностных полномочий, отмеченных в Конституции, не отказался от цели присвоить себе права правительства и Жогорку Кенеша. Вышеуказанными указами президента было утверждено положение о Национальном совете», - замечают авторы последней оппозиционной прокламации. Сложно не заметить, как Национальный совет (по крайней мере, в данной интерпретации) смахивает на Координационный совет — идею пятилетней давности. Если присовокупить к этому ещё и влияние уже по закону полностью подконтрольного президенту Совета обороны, мы получаем неплохой задел для построения «профессионально-командной системы управления страной» (блестящее название, намекающее на определение «административно-командная»). Административно-командный тип управления подразумевает жёсткие рамки и диктат сверху. В форму закона облекается чрезмерная централизация власти, что, по разным оценкам, либо погружает общество в кризис, либо способствует эффективной мобилизации сил перед лицом кризиса. Всевозможные «советы» в данном варианте — просто прикрытие: «профессиональные командиры» никогда не были склонны к тому, чтобы внимать представителям «гражданского общества».

В плане 2009 года стабилизировать систему управления предлагалось за счёт привлечения  во властные структуры нового поколения профессиональных управленцев: не менее 30% правительственных чиновников, глав разного рода администраций (от областных до районных) должны были составить молодые люди до 35 лет (напомним, что по закону считать себя молодёжью имеют право только граждане в возрасте от 14 до 28). И всё это — при соблюдении гендерного баланса. К слову, цель вполне реальная: особых усилий достижение такого показателя не требует. Если доля граждан до 28 лет, состоящих на госслужбе, уже к 2010 году составила по официальным данным 18,8%, то если прибавить к ним возрастную группу 28-35, получится цифра, уже приближающаяся к намеченной планке.Тут надо отметить, что два переворота всё-таки немало всколыхнули госаппарат:   новых лиц в парламенте и правительстве прибавилось. Если, конечно, записывать в молодые вполне себе состоявшихся сорокалетних дядек. Лица помоложе, к сожалению или к счастью,  существенной роли в политике как не играли, так и не играют. Те немногие, что прорываются наверх, вынуждены приспосабливаться и играть по правилам своих более опытных (в том числе и в плане «распилов»,  «откатов» и банального взяточничества) товарищей вроде только недавно оставившего пост премьер-министра Жанторо Сатыбалдиева, который пережил в уже двух президентов. Судя по последним спискам, с переменами в составе правительства в возрастном отношении ничего не изменилось: до сорока лет чуть-чуть не дотягивает лишь вице-премьер по социальным вопросам Эльвира Сариева. А вот в плане релиональной и гендерной представленности, кстати, всё более-менее нормально, явного  перекоса  не наблюдается. Во втором случае сказывает опыт президенства Розы Отунбаевой, которая всё ещё в силе и следит, чтобы женщин в госструктурах не обижали, а в первом  —  переворот 2010 года настолько ослабил самим своим ходом «северную» и «южную» группировки, что им пришлось-таки пойти на компромисс. «Идеалистическая» партия «южан», «Ата-Журт», то формирующая коалицию большинства в парламенте страны, то уходящая (точнее, вытесняемая) в парламентскую (а то и уличную) оппозицию, всё ещё нависает грозовой тучей над нашей политической полянкой. Ещё более грозную, но невидимую тучу представляет собой никак не задействованная в процессе государственного строительства поросль, в среде которой буйным цветом цветёт национализм и другие не самые благопристойные вещи. Так что, ещё далеко не факт, что привлечение «свежих сил» даст мощный толчок к развитию: скорее всего, эффект будет обратным. Тем более, насмотревшись на то, как в случае «борьбы с коррупцией» государство подставляет чиновников среднего звена, действительно перспективным молодым людям явно не захочется во всё это влезать. Те, у кого есть возможность и решимость заниматься политикой, уже давно реализуют себя в бизнесе. Для них государство — этакое заведомо убыточное предприятие. Из действительно же желающих поучаствовать в строительстве государства выделяется отряд неприкаянных маргиналов. Именно они, заслужившие такую «честь» участием в последнем перевороте, получили возможность пройти двухмесячные курсы обучения в Академии управления при Президенте КР, а теперь жалуются, что выданные им сертификаты нигде не берут, а потому устроиться на госслужбу (предел мечтаний социального паразита) просто невозможно. Власти понимают, что с этими людьми нужно что-то делать, но не делают. Тем временем восприятие нового поколения как угрозы в верхах только укореняется. Не случайно ведь молодёжное крыло партии Атамбаева, СДПК, после 7 апреля 2010 года быстро растеряло многих своих активистов! Другие политические силы тоже не могут выстроить взаимообогащающие отношения с молодёжью и чаще всего либо используют исключительно её мускульную силу (у всех на слуху ташиевские и другие «спортсмены»), либо её моральную слабость, задействуя свободные руки в грязных политических махинациях типа организации «каруселей» на выборах. «...Начинаешь уважать милиционеров и жалеть их. Они сдерживали себя, когда разгоряченная молодежь добралась до их сумок, выбрасывала их одежду на улицу и растаптывала. Кыргызская молодежь не уважает ни старших, ни представителей власти, никого», - вспоминает опыт участия молодёжи в наших «революциях» и просто массовых манифестациях журналист Лейла Саралаева. Как можно догадаться, создание в пост-тюльпановую эру отдельного «Министерства молодёжи» серьёзно не поправило ровным счётом ничего: поэтому его вскоре и соединили с Министерством труда, занятости и миграции. Поддерживаемый же теперь президентом Атамбаевым проект создания «новой элиты» ориентируется на крайне  долгосрочную перспективу. Но есть ли она, эта перспектива, у государства — уже само по себе спорно.

Третий пункт в первой части кандидатской программы 2009 года делал упор на создание в Кыргызстане социального государства с эффективной системой социального обеспечения и даже введением уголовной ответственности госчиновников за незаконно принятые решения и соответствующие действия. Сейчас оценить уровень «социальности» довольно проблематично: единственное, что ещё напоминает о ней — это искусственное сдерживание тарифов на коммунальные услуги. Плюс — нежелание повторять навязываемый разными международными институтами грузинский опыт. Но и тут не всё так просто. Буквально вчера и.о. премьер-министра КР Джоомарт Оторбаев представил на рассмотрение депутатов ЖК КР программу внедрения рыночного механизма финансирования организаций здравоохранения. Краеугольным камнем станет принцип оплаты труда медицинских работников в зависимости от качества выполняемой ими работы. Также предполагается введение частного медицинского страхования. Что это значит для обычных кыргызстанцев? Если раньше им так или иначе приходилось тратиться на докторов, теперь траты будут только увеличиваться. И это наше счастье, если не  будут переведены на хозрасчёт, как предлагали отдельные высокопоставленные чиновники, все общеобразовательные учебные заведения в стране... Социальное государство в полном смысле этого слова, видимо, предполагает более мощную экономику и, как следствие, более внушительный бюджет. 

Чётвёртый пункт кандидатской программы Алмазбека Атамбаева касался изменений в Конституцию, предусматривающих  ограничение полномочий главы государства и его право избираться только на один срок, в целях недопущения возврата страны к режиму семейного правления, а также  отмену неприкосновенности и неподсудности экс-президентов. Он был реализован с принятием новой «текебаевской» Конституции ещё задолго до избрания Атамбаева. Статья 61 отвергает для президента КР возможность переизбираться и ограничивает срок его работы шестью годами, а статья 67 говорит, что после отрешения от должности он может быть и привлечён к уголовной ответственности.

А вот пятый пункт, предполагающий введение смешанной избирательной системы на выборах депутатов ЖК КР, так и не был проведён в жизнь. А ведь здравая мысль — пусть часть депутатов избирается не по партийным спискам, а по укрупнённым одномандатным округам. Глядишь — и действительно было бы больше независимых политиков, действительно радеющих за народ, а не думающих о том, как окупить «конвертные заносы» лидеру той или иной «партии»! Кстати, тут же в программе подчёркивается, что введение смешанной системы обернётся таким образом, что победившая партия, какой бы влиятельной она не была, не сможет иметь более 55% мандатов. «Оставшиеся депутатские места будут распределены между другими партиями, набравшими необходимый минимум голосов. Победившая партия получит возможность сформировать однопартийное правительство и принимать законы, но ей не хватит голосов для единоличного решения по смене конституционного строя и политической системы». Знал бы Алмазбек Атамбаев тогда, в 2009 году, что скоро его самого будут обвинять в возврате к однопартийной системе. Вот отрывок из уже не раз упомянутой прокламации: «Президент Алмаз Атамбаев на словах сказал о приостановке членства в своей партии и объявил об этом, но в действительности все мероприятия в Кыргызстане проводит посредством фракции СДПК, разрушает веру народа в закон. Хотя этот факт социал-демократы отрицают, но видит весь народ. […]Официально объявляется о создании коалиции из фракций в Жогорку Кенеше. Парламентским большинством считается фракция, получившая более половины депутатских мандатов, или коалиция из фракций. Не вошедшие в состав парламентского большинства фракции, а также фракция или фракции, объявившие себя оппозицией к большинству, считаются парламентской оппозицией». На практике президент и его фракция СДПК для достижения внутреннего раскола оппозиционных фракций ввели норму, противостоящую Конституции, внедрили понятие «депутатская группа». В Конституции нет понятия «депутатская группа», в ней отчетливо написано: «депутаты могут объединяться только во фракции». Некоторым депутатам из оппозиционных фракций предложили должностные и финансовые ресурсы, взяли их детей на государственные должности, чем разделили их монолитность и внутреннее согласие». Впрочем, не так страшен чёрт, как его малюют. Возврат к однопартийному парламенту и правительству — дело в нынешних условиях почти неосуществимое. Все помнят таблицы с названиями партий, министерств и стратегически важных отраслей/предприятий, которые были поделены между наиболее крупными партиями ещё на заре существования Жогорку Кенеша в его нынешнем созыве... А каким бы антинародным консенсус ни был, это консенсус. 

Ещё более ностальгически (прямо-таки напоминанием о золотых временах, когда всё для кандидата в президенты Атамбаева было легко и просто) выглядит пункт шестой. Там говорится о передаче гражданскому обществу основной (!) роли и существенных полномочий в борьбе с коррупцией. Нет, речь не о «судах Линча» - не подумайте. Всё гораздо президентоцентричнее: «Образуемый указом президента Комитет гражданского контроля примет на себя функции координатора деятельности в данном направлении органов прокуратуры, милиции, финансовой полиции и других правоохранительных и контролирующих структур». Надо полагать, что с течением времени утопичность данной идеи стала для главного социал-демократа страны столь очевидной, что сейчас основную роль в борьбе с коррупцией играет всё-таки новообразованная Антикоррупционная служба при ГКНБ, а не сонмища правозащитников и профессиональных бездельников от «гражданского общества». Всё-таки с силовиками и эффективнее всё, и проще. Вопросов лишних, опять-таки, никто задавать не будет - ГКНБ в фаворе у президента. А у общества как такового вопросов и вовсе быть не должно: не видите, что ли, каких мы сейчас серьёзных дяденек — да под арест? Ну и что, если все они большей частью из враждебных нам кланов? Борьба идёт. Уже министров на скамью подсудимых сажаем! И вот уже  депутат от фракции СДПК Данияр Тербишалиев вместе с рядом коллег-подписантов требует очистить парламент от коррупционеров окончательно. «Мы предлагаем не выдвигать кандидатов на пост в правительстве, чьи родственники имеют бизнес», - вот и критерий верный у соратника Алмазбека Шаршеновича нарисовался. Хорошая база для правильно сориентированной антикоррупционной активности! «Открытые судебные процессы над коррупционерами, особенно в сферах, контролируемых на данный момент наиболее одиозными представителями президентского окружения, в том числе, в электроэнергетике», - вот что было обещано в 2009 году. И всё бы ничего, да только никого из окружения сегодняшнего президента мы на скамье подсудимых не видим. Кого можно с натяжкой записать в исключения, так это главу Госагенства по архитектуре и строительству Каныбека Нарбаева — и то лишь потому, что сам Атамбаев называет того одним из первых членов СДПК. Подозрение, искренне ли сожаление президента по поводу этой персоны, возникает, когда мы узнаём, что более других «прессовали» Нарбаева вплоть до отставки сами же социал-демократы, а заступались почему-то «ар-намысовцы». 

Приведение чиновников к публичной присяге с клятвами о недопущении коррупции, трайбализма и семейственности, а также заключение с должностными лицами государственных контрактов, подразумеващих в случае недостойного поведения отъём пожалованной собственности, - ещё одна романтическая идея Атамбаева образца 2009-ого. Судя по её не-реализации, тоже слишком романтическая.

Восьмым пунктом шло обещание реформировать государственную службу в целях оптимизации властных структур. Не секрет, что такая работа ведётся уже давно. Министерства и ведомства сливаются, берут на себя какие-то новые функции. Каждый очередной премьер-министр обещает ещё больше сократить число чиновников. И не всегда всё проходит удачно, то есть без видимых потерь. Например, стоило передать инспекторские функции Государственного Агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства Государственной инспекции по экологической и технической безопасности, эксперты тут же начали бить тревогу, утверждая, что следуя этим путём, Кыргызстан может вообще оказаться неконтролируемой для экологов территорией. В то же время в самом правительстве признают и такое явление, как дублирование функций: уже в текущем году, с учётом этого, были перераспределены 172 такие. Вместе с тем, создаются и новые позиции — такие, как  вице-премьер-министр по правопорядку, безопасности и вопросам границ. Ещё до своей отставки глава правительства Сатыбалдиев пообещал, что на оптимизацию не будут затрачиваться дополнительные средства. Впрочем, и всерьёз сэкономить бюджетные средства пока тоже не удаётся...

Вопрос об излишних привилегиях для чиновников и представителей силовых структур время от времени поднимается, но никак не решается. Для многих депутатов — это лишь повод блеснуть своим надуманным аскетизмом. К примеру, осенью прошлого года Омурбек Текебаев, ранее прославившийся идеей увеличить количество помощников на одного депутата, предложил сократить автопарк Жогорку Кенеша, оставив служебные авто лишь для лидеров фракций. Лидер «Ата-Мекена», располагающий, к слову, и личным автопарком, заявил, что это поможет экономить до 130 млн. сомов в год. А вот итог: из 120 депутатов лишь 36 выступили за отмену привилегий. И это даже после того, как им предложили ежемесячно выплачивать компенсацию! А если присовокупить к сему законную экс-президентскую пенсию в 80 тысяч сомов ежемесячно и лукавые заявления матроны нашей парламентской республики Розы Отунбаевой по поводу того, что размеры пенсий зависят исключительно от труда и трудового стажа, получается картина маслом. Всё настолько «красиво», что даже не хочется говорить о закупленной на 1 млн. 380 тысяч сомов водке для Госрезиденции президента. И уж тем более о пробках, в которых стоит Бишкек, когда президентский кортеж (кстати, в штате у президента - десятки охранников) везёт его с работы или на работу. Видимо, это как раз то, что программа 2009 года характеризовала как «значительное ограничение практики сопровождения ГАИ служебных автомашин высших должностных лиц»!

Одиннадцатый пункт эпохальной программы твердит нам об «обеспечении гарантий деятельности политического меньшинства (оппозиции)». «Например, представители парламентского меньшинства будут возглавить комитеты по бюджету, обороне и безопасности, а также в обязательном порядке включены в составы Центральной комиссии по выборам и Счетной палаты», - поясняет нам этот документ. Ещё одна реализованная в рамках парламентской республики инициатива, с помощью которой до сих пор удаётся сохранить в стране хоть какой-то баланс интересов враждующих политических группировок. Тотального перевеса в части председательствования в комитетах нет ни у одной конкретной  фракции, однако некоторые из них всё же чувствуют себя ущемлёнными — например, «Ата-Журт», особенно после ареста Ахматбека Келдибекова. Но и для этих «идеалистов» в то же время находятся тёплые места в кабинете министров. Тем не менее, оппозиция сегодня заявляет: «Нынешнее правительство превратилось в орган, выполняющий волю только президентского аппарата. Правительство не может самостоятельно, независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику. Назначение кадров даже из подчинения правительства решается в аппарате президента, а премьер-министр лишь подписывает готовые решения, выполняет технические функции. Более того, президент вышел с объявлением, мол, и экономикой я буду управлять. Помимо государственных органов, выделенных в ведение президента по Конституции, он напрямую подчинил себе находящихся в ведении правительства: Национальный статистический комитет, Агентство государственной службы, Комиссию по делам религий, Комиссию по государственному языку. Это все означает, что президент узурпировал самую высшую ветвь исполнительной власти по Конституции – полномочные права правительства».

И, наконец, заключительный пункт в первой части кандидатской программы-2009 — двенадцатый. «Введение, указом президента, моратория на излишества на период выхода страны из кризиса». Предлагает «считать аморальным для государственных служащих проведение празднований, торжеств, тоев, поминок с приглашением большого количества людей и обильным угощением».  Включает требование к чиновникам «продемонстрировать примеры личной воздержанности, отказа от предметов роскоши, образцов богатой жизни, дорогих автомашин и др». Вот это уже, скажем прямо, - настоящая фантастика. Богатые люди, конечно, имеют некоторую склонность скрывать свои капиталы. Но вот если это люди не только богатые, но и властные... Издревле положение настоящего азиатского правителя определялось числом сопровождавших его нукеров — преданных правителю воинов-дружинников. И это — наполовину выжженные при Советской власти повадки феодала. Что же говорить тогда о простонародных правилах «хорошего тона»?

 

 (продолжение следует)


Рустем ИЛЛЯЕВ


Версия для печати   |   Просмотров: 1179   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты