POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 20 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Как Алмазбек Атамбаев выполняет свои предвыборные обещания?

11.04.2014 18:25 - Polit.kg
Как Алмазбек Атамбаев выполняет свои предвыборные обещания?

 (продолжение, часть 3)

«Страной правил циничный, семейно-клановый, криминальный режим, для которого террор и убийства политических оппонентов и журналистов, беззаконие и произвол стали привычным делом, способом государственного управления. Коррупция захлестнула Кыргызстан. Безудержно росло благосостояние одной семьи и безнадежно падал уровень жизни простых кыргызстанцев. Уверовав в свою безнаказанность кучка людей, международные аферисты открыто грабили страну. С молотка за гроши «уходили» государственные предприятия, социальные объекты, земли и недра - народное богатство, которое по крупицам, десятилетиями создавалось трудом наших отцов и матерей. Кыргызстанцы были доведены до отчаяния - в суровые зимы сидели без света, тепла и газа», - на днях, в четвёртую годовщину «революции 7 апреля» президент КР Атамбаев решил вспомнить о той поре, когда царствовал его предшественник Бакиев.

Оппозиция, что интересно, предпочитает сегодня больше говорить о текущем моменте. И тут уже самого Атамбаева обвиняют и в разграблении народных богатств, и в силовом произволе (пусть пока и без летальных исходов). Опьянённые воздухом той специфической свободы, которая характерна для пост-тюльпановой эры, новые «борцы за идею» действуют в режиме отключенной памяти. Самый туманный период — годы правления Акаева, когда национальное достояние,  и в первую очередь промышленность солидарно громили отечественную и нынешний президент, и его главный сегодняшний оппонент Равшан Жээнбеков. Последний тогда за смешные суммы сбывал доставшееся от СССР наследие,  будучи чиновником (официальная должность - Председатель Государственного комитета КР по управлению государственным имуществом и привлечению прямых инвестиций), а первый — будучи частным собственником, своевременно успевшим обзавестись, к тому же, и  депутатским портфелем. В случае с Жээнбековым эту забывчивость сполна «компенсируют» его наезды на Атамбаева за передачу «Кыргызгаза» в ведение компании «Газпром». Записывая этот факт в грехи своего политического противника, оппозиционеры деликатно умалчивают о миллиардных долгах предприятия, которые российская сторона взяла на себя. И уж совсем абсурдными выглядят их заявления о «кыргызской воде», которую якобы надумал продать президент под видом строительства двух камбаратинских ГЭС. В общем, есть  ощущение, что некоторые «проблемы» сегодняшнего дня искусственно раздуваются с одной-единственной целью: окончательно «замылить» прошлое всех участников политического спектакля. А мы, собственно говоря, делаем нечто противоположное: погружаясь пусть в недавнее, но всё-таки прошлое действующего президента КР, продолжаем искать  там сценарий сегодняшнего дня.

«Вместе мы можем» - главный лозунг второй части предвыборной программы Атамбаева образца 2009 года — состоит сплошь из патетических воззваний и восклицательных знаков. На вопрос «ЧТО можем?» отвечает уже третья часть - «Тотальный гражданский контроль над властью». Первое, что мы встречаем там — это идея  внесения поправок в Конституцию КР с целью подчеркнуть: «высшей ценностью и верховным лицом Кыргызской Республики является рядовой гражданин». Практический вывод - «особое внимание уделить правам граждан на получение компенсации в случаях нарушения их прав и свобод, а также нанесения им ущерба в результате незаконных действий государства». И вот — интересная ситуация: до сих пор ни один из исков простых граждан к таким государственным структурам, как Генеральная прокуратура и ГКНБ, не удовлетворён. Представить, исходя из этой практики, иск против государства как такового, крайне сложно. Единственные, кто требует сейчас каких-то денежных компенсаций, а не восстановления справедливости как таковой, - это обделённые «герои 7 апреля». Такие вот, получается, у нас зачатки гражданского общества...

По всему выходит, что свергать власть выгодней, чем с ней судиться. Вспомним самозахваты земель в 2005-ом... Как тут не обратить внимание на ещё одно положение в третьей части программы-2009: «Частная собственность должна быть неприкосновенна». Тут уже можно говорить о полном провале: наезды на иностранные компании со стороны «местного населения», нападения на иностранных геологов, постоянно висящий в воздухе вопрос о национализации «Кумтора», отсутствие хоть кого-то, кто мог бы предоставить бизнесу твёрдую «крышу» (раньше эту роль выполняли президенты) - всё это позволяет сильно   засомневаться в улучшении ситуации. Чем дальше, тем больше инвесторов беспокоит ситуации, при которой новое правительство просто отменяет решения предыдущего. Конечно, в законодательных актах всё выглядит почти идеально. В прошлом году наконец приняли изменения в Административный кодекс КР, предупредив самовольное строительство индивидуального жилища и захват земельных участков (теперь эти правонарушения будут наказываться лишением свободы). Но при этом самозахватчики прошлых лет до сих пор чувствуют себя вправе требовать от государства легализации этих самых захватов, а также создания в раковых «жилмассивах» столицы полноценной инфраструктуры. Вряд ли это можно охарактеризовать как триумф Закона.

Четвёртая часть кандидатской программы Атамбаева говорила о фундаментальной реформе  правоохранительной системы — с тем, чтобы«заставить милицию, прокуратуру, суды и другие силовые структуры служить обществу». Среди мер находим «установление двойного подчинения с приоритетом подотчетности органам местного самоуправления для части подразделений милиции, включая службы участковых, ГАИ, патрульно-постовой службы». Сказать, что в этом направлении ничего не предпринимается, нельзя. Но в то же время уже на начальном этапе внедрения двойное подчинение создаёт массу неудобств. Например, Дорожно-патрульная служба, чьи сотрудники подчиняются и органам МСУ, упорно жалуется на отсутствие полномочий и вытекающую из этого невозможность эффективно координировать свои действия. Каких-то положительных отзывов при этом пока не замечено.  Принятие нового закона о милиции (в проектном виде существовал и как закон «О полиции»)  отодвигается уже несколько лет вместе с планами по реформе МВД. Последние изменения, одобренные президентом в начале текущего года, незначительны. Единственное существенное изменение — это вычёркивание из источников финансирования ведомства «местных бюджетов». Соответственно, мы наблюдаем скорее процесс централизации правоохранительных органов, нежели их децентрализации. И это нормально: и путаницы меньше, и возможностей в использовании милиции местными князьками.

Четвёртый пункт в четвёртой части говорит о необходимости наложить запрет на политический сыск: «Вместо главного «монстра» полицейского государства в лице Госкомитета национальной безопасности сформировать Службу внешней разведки и контрразведки для борьбы с внешними угрозами». Наверное, не стоит говорить о том, какую роль упомянутое «чудовище» играет в поддержке президентской власти сегодня. Вспомним только про «юпи-гейт» и последние задержания оппозиционеров — в частности, Ахматбека Келдибекова и Абдумалика  Мырзаева. С «чекистов», понятное дело, взятки гладки: такую ценность, как государственная и общественная безопасность, презирать нельзя. Посему, одно дело — романтические планы Атамбаева-оппозиционера, а совсем другие — ежедневная практика Атамбаева-президента. Угадайте, на ком больше ответственности?

 

«Создание материально-технической базы для окончательного перехода к профессиональной армии», - пятый пункт, над реализацией которого надо работать целенаправленно, вкладывая туда огромные ресурсы. Собственных ресурсов у КР нет — вся надежда на Россию. Но Москва, что симптоматично, не торопится: по всей видимости, такие вложения требуют соответствующих гарантий: скажем, чтобы пожертвованное оружие не стреляло в граждан КР и соседних государств. А этого при существующем хаосе пообещать никто не может.  Недавний инцидент на кыргызско-таджикской границе ещё раз показал, насколько хрупким является мир в регионе.

Части с пятой по восьмую посвящены проблемам народного хозяйства. Вот, в частности, меры по оздоровлению фискальных и таможенных служб:

- ликвидация коррупционных схем в налоговой и таможенной службах, внедрение прозрачной системы подбора и назначения работников фискальных органов;

- внесение, в течение 6 месяцев, в Жогорку Кенеш законопроектов с поправками в дискредитировавший себя новый налоговый кодекс, а также по усовершенствованию таможенного кодекса. Установить понятные, простые и разумные правила для налоговых и таможенных служб, предпринимателей и граждан.

Перечисляются и конкретные изменения с упором на понижение налоговых ставок в случаях, если налогоплательщики обеспечивают рост налоговых поступлений, а также на перевод на патентную систему ряда отраслей малого и среднего бизнеса.

Напомним, в том же 2009 году, что появилась изучаемая нами предвыборная программа, вступил в силу новый налоговый кодекс. Ставка НДС (налога на добавленную стоимость) снизилась с 20% до 12%. Атамбаев, судя по программе, вышел с предложением снизить эту планку ещё больше — до 10%. Но, тем не менее, спустя годы процент НДС так и остался «бакиевским». Возникающие время от времени призывы отменить НДС вообще одобрения не встречают. В прошлом году совместным приказом Министерства финансов, Министерства экономики и ГНС была создана рабочая группа по реформированию механизма исчисления этого самого коварного из налогов. Одним из выводов в её деятельности стала необходимость постепенного ухода от применений НДС в отдельных видах экономической деятельности. Тем не менее, сами налоговики говорят, что это — явно не перспектива ближайших лет. В то же время, есть правительственные чиновники, которые прогнозируют резкое падение ставки НДС после вхождения Кыргызстана в Таможенный союз. Так что — ждём.

Снижение ставок социальных отчислений до 15%, за которое Атамбаев выступал в 2009 году, также пока не достигнуто. Текущая цифра - 27,25 % (из них 17,25 % выплачивает работодатель). Экономисты полагают, что столь высокие ставки являются одним из главных факторов, вынуждающих бизнес уходить в тень и создавать двойную бухгалтерию. На таких отраслях экономики, как горная добыча и финансы, такая система ещё срабатывает, а вот по малому бизнесу бьёт очень сильно. 

Следующий подпункт - «отмена прямых налогов для крупных инвестиций (от 100 млн. долл. США) на этапе становления». Звучит ободряюще, но реальность такова, что в 2012 году, уже при Атамбаеве, наше правительство взяло курс не на уменьшение, а на увеличение налоговой нагрузки на крупного инвестора. Под особый прицел попали золотодобывающие компании. Но и все остальные вместе с ними стали жертвами введённых механизмов работы бизнеса с местными властями. Особую путаницу создают сейчас так называемые «социальные пакеты», что в условиях, когда государство идёт на поводу у толпы, обращаются в этакую цивилизованную форму рэкета. Так что сколько-нибудь ощутимых налоговых послаблений для крупных инвесторов в ближайшие годы не предвидится. Кроме того, рост экономической нагрузки ничуть не сказался на уменьшении нагрузки административной. Такое вот «стимулирование создания крупных предприятий налоговыми и иными льготами на период становления», пользуясь формулировками старой атамбаевской программы... Или, может быть, мы встречаем тут соответствие другому подпункту - «перенос  центра тяжести налогового бремени на богатых и зажиточных граждан»?

Не всё, конечно, так плачевно. В прошлом году, например, в экстренном порядке (когда по всей стране начали закрываться топливозаправочные станции) премьер Сатыбалдиев распорядился об отмене налога с оборота (пока, правда, только в случае с ГСМ). А это, между прочим, ещё одна из целей атамбаевской налоговой политики! Странно только, что для её реализации понадобилось падение целой отрасли в кризис.

«Жесткий контроль и суровая уголовная ответственность за необоснованные проверки со стороны фискальных и правоохранительных органов», - звучит неплохо! Явление это при Атамбаеве публично клеймили и премьер Бабанов, и премьер Сатыбалдиев. Причём, с их слов всё выглядело так, будто ситуация только ухудшается. Есть ли просвет? Скорее да, чем нет. В прошлом году по отрицательным мотивам были уволены четырнадцать сотрудников Государственной налоговой службы. После прихода на пост главы ГНС коммуниста Исхака Масалиева, репутация ведомства заметно преобразилась. О том, что  Государственные Налоговая и Таможенная службы намерены минимизировать необоснованные проверки, год назад сообщил и председатель Таможенной службы Кубанычбек Кулматов, наладивший между двумя ведомствами обмен оперативной информацией. В конце марта уже этого года об упорядочении взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков задумались уже депутаты ЖК КР. На представителей же правоохранительных органов публичных жалоб куда больше.  

Нельзя не отметить негативную реакцию бизнесменов по поводу прошлогодних поправок в Налоговый кодекс. Бишкекский деловой клуб отмечает, что в ряде случаев новые правила отнимают у предпринимателей право выбирать - вести им предпринимательскую деятельность на основе патента или же общего режима. Это противоречит давним устремлениям нынешнего премьер-министра КР внедрить патентную систему налогообложения во всех предприятиях сферы услуг. Также, по мнению БДК, последние поправки создают коррупционное поле и провоцируют удорожание товаров и услуг. Среднегодовой темп роста налоговых доходов в составе доходов Республиканского бюджета за трехлетний период (2014-2016 гг.) по прогнозам составит 114,1% - и основан этот рост будет на усилении давления на малый и средний бизнес. Это, в свою очередь, никак не соответствует базовым положениям «президентской» Национальной стратегии устойчивого развития 2013-2017. Очень много негативных отзывов эксперты дают относительно трёхкратного повышения платы за добровольный патент. «Политику повышения простых форм налогообложения нужно проводить не разовую, а планомерную и открытую, а повышение в 3-5 раз не выдержит ни один предприниматель. Такие увеличения ставки должны быть не выше 10 процентов один раз в полгода», - отмечает глава общественного наблюдательного совета при ГНС Татьяна Ким.

Шестая часть программы-2009, посвящённая экономической политике и поощрению инвестиций, начинается очень мечтательно. Вот что мы находим, например, в перечислении первоочередных целей: «Осуществление легализации производственных мощностей промышленности строительных материалов, перерабатывающей промышленности, предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в «теневом» обороте на примере успешного вывода из «тени» швейной промышленности в 2006-2007 гг.» Как тут не вспомнить «угрозы» Атамбаева (ещё в бытность премьер-министром) превратить Кыргызстан в этакую «большую швейную машинку»! Всего-навсего «угрозами» остаются они, к слову, и до сих пор: выходить из тени никто не стремится. Поэтому официальные показатели по лёгкой промышленности с каждым годом сейчас сдают. Зато, по итогам прошлого года, наблюдается почти тридцатипроцентный прирост в строительной отрасли.

«Внесение поправок в Конституцию, предусматривающих, что все виды природных ресурсов являются общенародной собственностью и, должны предоставляться в пользование хозяйствующим субъектам в аренду и только за плату». В действующей Конституции встречаем другую формулировку: по ней, природные ресурсы являются исключительной собственностью Кыргызской Республики. А земля «может находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности, за исключением пастбищ, которые не могут находиться в частной собственности» (Раздел 1, Ст. 12). На том пока и стоим. Введение природной ренты за добычу и пользование природными ресурсами — то немногое, что всё-таки реализовалось: в соответствии с новым законом «О недрах», принятым уже в президентство Атамбаева, этот платёж носит название «роялти» и составляет около 3% от добычи всех полезных ископаемых кроме золота (тут процент выше и зависит от рыночной стоимости). А ведь есть ещё разовые платежи, именуемые «бонусами»! «Принятие мер по изъятию лицензий у лиц, спекулирующих ими, либо тормозящих инвестирование средств в разработку» - ещё один пункт из атамбаевской программы, нашедший воплощение в законодательстве. Только за первое полугодие 2013-ого по бонусам и за удержание лицензий было собрано около 300 млн. сомов. Формула нового закона проста: не занимаешься разведкой и разработкой, сидишь как собака на сене? - плати. Только вот начинать реальную работу инвесторы всё равно почему-то не торопятся...

Почти не даёт о себе знать обозначенная Атамбаевым в 2009 году приоритетность восстановления угольной промышленности и активизации геологоразведочных работ на нефтегазовых месторождениях.  Угольное месторождение Кара-Кече в последнее время больше мелькает в криминальных сводках. Объёмы официальной добычи там падают, а нелегальной — растут. Вот поэтому представители одних преступных группировок и отстреливают там представителей других.

Идём далее. Принятие нового закона «О водных ресурсах Кыргызстана» и образование специального государственного ведомства (министерство воды, водная инспекция) — ещё кое-что из неосуществлённого. Интересно, что в прошлом году Атамбаеву пришлось отвергнуть депутатские поправки в Водный кодекс КР, так как там шла речь о том, что вредные выбросы в водоёмы вполне можно осуществлять на платной основе. Если говорить о других целях программы-2009, имеет место и «отказ от приватизации в энергетической отрасли» — видимо, в памяти нынешнего президента ещё свежи воспоминания о скандале вокруг намечавшейся приватизации «Северэлектро» при Бакиеве. Видимо, память о том, на чём «погорел» последний, заставляет государство также устанавливать стойкие тарифы. «Введение моратория на повышение тарифов на электроэнергию для населения за счет уменьшения коммерческих потерь», - такой пункт тоже присутствовал в той самой предвыборной программе. Что интересно, по последним официальным заявлениям, потери энергокомпаний действительно уменьшаются. Впрочем, подвижки эти крайне незначительны — прежде всего, по той причине, что сама по себе коррупционная система в отрасли до сих пор не изжита.

Разработка новой энергетической программы, строительство Камбаратинских и других ГЭС, предприятий малой гидроэнергетики, - это, можно сказать, «конёк»  Атамбаева на сегодняшний день. Однако, будет он «скакать» или нет, зависит только от поведения российских инвесторов. Радует, по крайней мере,  одно: хотя бы в части  долгосрочного планирования гидроэнергетика с мёртвой точки уже сдвинулась. И это — одна из главных побед нынешнего президента и один из маркеров его целеустремлённости. Другим таким маркером является регулярное поднятие вопроса о создании в стране единой и связывающей все регионы, транспортной системы. И это — тоже из кандидатской программы. Там же, впрочем, можно найти и кое-что  о «создании внутренней сети электрифицированных железных дорог». Жаль только, что в отличие от российских, китайские инвесторы мало способны к взаимопониманию.  У Китая свои планы — и уж точно в них нет такого пункта, как «реабилитация аэропортов и летных отрядов в Баткене, Кербене, Караколе, Нарыне, Кызыл-Кие, Таласе»!

Занимательный факт: именно в атамбаевской программе-2009 мы находим такую меру по стимулированию инвестора, как «создание электоронного правительства». Вот уж что можно назвать «притчей во языцех» посттюльпановой эры! Об этом в последние годы не говорит только самый ленивый чиновник. По всем планам, электронная система должна была начать действовать уже в феврале 2012 года — но не склеилось. И вот, уже буквально на наших глазах, для реанимации идеи власти приглашают к сотрудничеству компанию Microsoft. Теперь, должно быть, всё точно получится!

«Возрождения товарного (крупного) производства сельскохозяйственной продукции для удовлетворения внутренних потребностей и значительного увеличения экспорта мяса, молока, фруктов, соков и консервной продукции», - тоже, может, прозвучат обнадёживающе. Среди конкретных мер — укрупнение крестьянских и фермерских хозяйств, а также создание в аграрном секторе производственных мощностей по переработке продукции растениеводства и животноводства для дальнейшей ее реализации на внутреннем рынке или на экспорт. Положительно, укрупнение как метод выхода из кризиса признаёт огромное количество экспертов, но более-менее проницательные из них понимают, что сегодня база, на которой можно объединить сельчан, попросту отсутствует. Что заставит крестьян и фермеров объединиться,  да ещё и наладить какою-то переработку своей продукции в сложившейся ситуации? Кроме родственных связей — ничего, да и те с течением времени  теряют своё консолидирующее значение.

Далее в программе Атамбаева мы встречаем такие меры, как появление в каждом айыл окмоту машинно-тракторных станций,  закрепление за каждым селом отдельных агрономов, юристов, ветеринарных врачей,  поддержка и развитие семеноводческих, племенных хозяйств, закупку у крестьян основных видов сельскохозяйственной продукции. Читаешь - и поневоле осознаёшь, что мыслями оказался в Советском Союзе — причём, в эпоху коллективизации. Действительно, для достижения этих самых целей в наших условиях нужно на машине времени вернуться в СССР или хотя бы выйти на тот уровень понимания причинно-следственных связей, какой был у лучших представителей большевистской власти. Подумать только, идеи и методы давно проклятого всякого рода «демократами» Иосифа Сталина становятся актуальнее день ото дня! Что это? Не ностальгия ли по тем временам, когда народу указывалось ясное направления для движения, задавался соответствующий темп и обеспечивалась реальная помощь сверху?

Так или иначе, сейчас не 1929 год и всё, что наше слабенькое государство ещё может предложить дехканину — это кредиты. В понимании Атамбаева последние должны быть дешёвыми и доступными. Наверное, это правильное понимание. И, может быть, государство сегодня делает всё возможное, чтобы довести эти кредиты до нуждающихся. Но практика показывает, что этого явно не достаточно. Всё замечательное, что мы видим в сельском хозяйстве сегодня — всего лишь крайне редкие вспышки простого человеческого энтузиазма.

Особняком предвыборная программа кандидата в президенты Атамбаева, если продолжать разговор о сельском хозяйстве, ставит восстановление и развитие ирригационных сетей. Идёт отсылка к принятой в бытность Алмазбека Шаршеновича премьер-министром КР (2007 г.) программе «Ирригация». И вот — ещё одно приятное совпадение: проблемы с поливом всё ещё находятся в зоне внимания государственных органов. В прошлом году международные доноры пообещали предоставить для решения ирригационных проблем аж 39 млн. долларов. На ремонт каналов и гидротехнических сооружений из госбюджета только в прошлом году было выделено около 700 млн. долларов. Согласитесь, это совсем немало.

Заключительный раздел самой объёмной, шестой, части кандидатской программы-2009 коснулся туризма. При Атамбаеве государство выделяло на его развитие максимум по семь миллионов. При том, что ещё в 2009-ом объём финансирования доходил до 32 млн.! Разница существенная. Может ли тут идти речь о таких глобальных проектах, как увеличение курортного сезона на Иссык-Куле и развитие курортно-оздоровительной инфраструктуры? Наверное, нет. Ситуация понятна: у государства огромное количество проблем «горящих», требующих немедленного разрешения — и в этом отношении развитие сферы услуг оно, как обычно, оставляет на волю Провидения. 

(продолжение следует)

Рустем ИЛЛЯЕВ

Версия для печати   |   Просмотров: 1487   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты