POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Пятница, 19 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Как Алмазбек Атамбаев выполняет свои предвыборные обещания? (окончание, часть 4)

01.05.2014 15:18 - Polit.kg

(окончание, часть 4)

Предыдущие публикации этого цикла:

Часть 1: http://polit.kg/conference/1/312

Часть 2: http://polit.kg/conference/1/330

Часть 3: http://polit.kg/conference/1/331

 

Национальное оппозиционное движение Кыргызстана, заявившее о себе довольно  масштабным, но не вполне «классическим» митингом 10 апреля, свою программу на ближайшие полтора года так до сих пор и не предоставило. Публикация сего фундаментального документа откладывается, что входит в явное противоречие с уже заявленным названием: «У Кыргызстана нет времени ждать!». Всё что пока остаётся — это, глядя на многочисленные анонсы, догадываться, что демагогии там будет не меньше, чем на означенном митинге. Чего хотя бы стоят заявления, что реализация программы точно приведёт Кыргызстан к «светлому и сытому будущему»! Таких «эпохальных» грамот в истории КР было множество, но хотя бы частично, процентов на десять, реализоваться дано было не каждой. Мы же, наконец, заканчиваем изучать одно из исключений в этом пространном списке: кандидатскую программу Алмазбека Атамбаева образца 2009 года. Она уже показала себя и в меру либеральной, и в меру консервативной. Каков же будет её финальный аккорд?

Естественно, в правление Бакиева - то время, когда южные кланы временно возобладали над северными - вопрос о развитии регионов ставился по-особому. Зайдя с тыла, в восьмой части программы Атамбаев начинает с разговора о разработке «национальной программы возрождения южных областей Кыргызстана». Цель - «выравнивание уровня социально-экономического развития регионов, возвращение трудовых мигрантов, придание особой значимости приграничным районам». Конечно, тогда вряд ли можно было предсказать, что сам Юг вскоре будет буквально похоронен во время массовой этнической резни 2010 года. Как следствие, отток мигрантов только усилится, а о каком-то выходе из экономического тупика говорить станет просто не удобно. В ситуации, когда множество людей в Оше и Джалал-Абаде банально осталось без крова и порой без семейного дела, а масса трудоспособного населения была просто уничтожена, все благие намерения свелись к тому, чтобы хоть как-то сгладить последствия этой катастрофы. Уже в президентство Атамбаева приобретают критический характер конфликты в приграничных регионах — особенно вокруг узбекского анклава Сох и таджикского Ворух.  Чем дальше — тем страшнее. Доходит уже до вовлечения в эти столкновения военных сопредельных государств. Не случайно, что в такое  «смутное время» полномочным представителем правительства в Баткенской области (считайте — губернатором) при Атамбаеве становится силовик Жениш Разаков, до того занимавший должность начальника областного УВД. Судя по всему, на своей новой работе он также продолжает расследовать факты провокаций и ещё пристальнее присматривается к деятельности огромного количества неправительственных организаций, в последние годы просто наводнивших область и прославивших город Баткен как «город НПО».

«Программа формирования «брэндов» (визитных карточек) для каждого региона», задуманная Атамбаевым ещё пять лет назад, по вышеперечисленным причинам так и не была разработана. Скандал с туристическим брендом Кыргызстана, презентованным в 2012 году и якобы очень оперативно скопированным Болгарией, вряд ли сильно подогреет мировой интерес к нашей стране. Куда резонанснее происходящее вокруг «Кумтора»! Поистине, нашей «визитной карточкой» уже стали «вольные сарууйцы» с их выходками вроде отключения всего южного берега озера Иссык-Куль от электричества. Бунты и беспорядки, - такой вот «весёлый» бренд получается!.. Так что и тут обстоятельства работают против президентского плана.

Привлечением инвестиций в регионы республики правительство, тем не менее, занимается. В прошлом году, при поддержке известного немецкого фонда, был, например, открыт интернет-сайт «Инвестиции в южный регион». Параллельно же, по сложившейся традиции, правительство обвиняет регионы в иждивенчестве, а местные чиновники, зависимые от помощи из госбюджета и никак не предупреждающие притеснение уже действующих у себя инвесторов, покорно всё переносят. Как у Крылова: «Васька слушает да ест».

«Доведение до завершения административно-территориальной реформы, начатой в 2007 году правительством Атамбаева», - тут всё, пусть со скрипом, но движется. Весной 2012-ого, например, была принята соответствующая Концепция. Осенью 2013-ого в неё были внесены изменения. Удерживается курс на финансовую децентрализацию, обеспечение доступности госуслуг и оптимизацию системы управления. В скором будущем будет проведено укрупнение таких территориальных единиц, как айыльные (сельские) аймаки и районы. На сегодняшний день, как мы уже отметили, губернаторы заменены на полномочных представителей правительства, а в облгосадминистрациях произошло сокращение штатов. Ликвидированы бесполезные районные кенеши. Всё это — в фарватере начинаний Атамбаева в его бытность бакиевским премьер-министром.

Если говорить о развитии регионов, восьмая часть разбираемой нами программы - «Создание равных возможностей. Жить достойно здесь и сейчас» - содержит конкретные индикаторы успеха: в частности, здесь говорится о повышении пенсий до уровня минимального потребительского бюджета. Переход к адресной соцзащите и перенос платёжного бремени с государства на работодателей — один из основных принципов пенсионной политики Атамбаева. Это принцип, который традиционно мотивируется стремлением обеспечить равный доступ  к помощи от государства для всех пенсионеров. Ощутимых положительных результатов тут, правда, пока нет: средняя пенсия до прожиточного минимума не дотягивает до сих пор, хотя  правительство уже спешит отрапортовать от 99%-ом приближении.

С недавнего времени каждому участнику и инвалиду войны, а также несовершеннолетним узникам концлагерей и блокадникам Ленинграда государство ежегодно выделяет по 10 тысяч сомов, а труженикам тыла и вдовам погибших воинов — по 5 тысяч. Ежемесячная пожизненная стипендия представителям первой категории составляет 3 тысячи сомов. С другой стороны, огромное количество нареканий со стороны этих и других  пенсионеров вызывает начатая ещё при Бакиеве монетизация льгот: размеры компенсации не успевают за счетами и ценами на товары первой необходимости. Не очень много доверия и к механизму индексации пенсий,  благодаря которым производится их повышение.

В 2009 году решение пенсионной проблемы виделось Атамбаеву в окончательном переходе к накопительной системе (сейчас внедрены лишь её элементы), что сопряжёно с внедрением принятых во многих странах капиталистического мира механизмов пенсионного страхования. Подразумевается развитие системы частных пенсионных фондов, которые в нашей стране, по большому счёту, до сих остаются недееспособными.

Повышение заработной платы работникам здравоохранения — ещё один значимый пункт в этой части — было осуществлено ещё в 2011 году, в тот период, когда Алмазбек Атамбаев пересаживался из премьерского кресла в президентское. Правда, почувствовали это не все медики. Поэтому уже в следующем году  вице-премьер-министр Гульнара Асымбекова пообещала работникам здравоохранения изыскать возможность для нового повышения. Исследуя аналогичный случай с работниками образования, сам Атамбаев заявил: «то, что сработало в сёлах, не сработало в городах». Наверное, причина в том, что имела место попытка вернуть в село так нужных там врачей и учителей: сама по себе она никакого эффекта не дала, но акцент на «сельских» зарплатах никто уже был поставлен.

Законодательное закрепление системы минимальных социальных стандартов, включающих почасовой размер оплаты труда, минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг образования, здравоохранения и культуры», - ещё один интересный момент восьмой части программы-2009. Тут можно вспомнить Закон КР «О гарантированных государственных. минимальных социальных стандартах», принятый ещё в 2009 году, а также тот факт, что ни одно правительство с тех пор так и не справилось с соответствующими обязательствами.  В Белоруссии аналогичный нормативно-правовой акт играет решающую роль при формировании государственного бюджета — у нас же... просто существует. Наряду с декларациями о «социальном государстве». Кроме того, в 2012 году как-то внезапно «похудел» Трудовой кодекс: из него изъято немало важных положений, стоявших на защите прав простого работника. Тогда, чтобы предотвратить самое страшное, представителям Федерации профсоюзов КР пришлось даже выйти на митинг, чтобы не допустить принятия нового «подпиленного» варианта. А если помнить, как на самом высоком уровне совсем недавно обсуждался вопрос о переводе всех общеобразовательных учреждений на хозрасчёт, мы придём к выводу: у государства серьёзные проблемы. «По-старому» оно тянуть за собой страну уже не может, а по-новому - не умеет. Это реальность, с которой приходится считаться.

Государственная ипотека — ещё одна романтическая идея Атамбаева той же пятилетней выдержки. В 2012 году он одобрил госпрограмму «Доступное жилье в Кыргызстане», рассчитанную, между прочим, всего на два года. За этот срок предполагалось ввести государство в систему ипотечного кредитования. Среди плюсов: 10-20-летние (пусть и не 30-летние, как в кандидатской программе) сроки, низкая ставка кредита (7-9%) и небольшой первоначальный взнос (всего до 30%). Всё хорошо, только о реализации того плана с тех пор не видно и неслышно. Так что на сегодняшний день самым экономным способом обрести собственную крышу под головой можно считать, скорее всего, активное участие в «апрельской революции». И это — тоже реальность, очередное клеймо на хромой киргизской  государственности.

Предпоследняя часть программы, девятая по счёту, утверждает приверженность кандидата Атамбаева идее дружбы народов. И пусть он так же, как и многие до него, говорит всего лишь об идее «единства народа», в пункте, касающемся развития государственного языка КР,  важная роль отводится и содействию «свободному функционированию официального (русского) и других языков, применяющихся гражданами страны». На тех же позициях, как показывает практика, стоит Алмазбек Атамбаев и по сей день. Тут он проявляет редкое, если говорить о среде «тюльпановых политиков», здравомыслие и уже в наше время становится чуть ли не единственным государственным мужем, активно отстаивающим сложившийся ещё до него языковой баланс в сфере управления и общественной жизни. «Не надо быть националистами. Посмотрите, что произошло на Украине, где русский язык лишили статуса официального и исключили из жизни. Это должно быть для нас примером. Мы с Путиным же ни одного вопроса не сможем решить. С кем-то мы говорим через переводчика. Сейчас я учу английский, с Ангелой Меркель разговариваю на немецком. Много националистов сейчас призывает, чтобы выступления были только на кыргызском языке. Мы должны поддерживать государственный язык, но показуху не нужно из этого делать и чтобы развитие госязыка не привело к национализму. Самое главное для нас единство народов», - заявил президент на днях, комментируя требования некоторых депутатов ЖК КР выступать там толькона киргизском. И вот тут действительно приходится только согласиться с последними строками из программы-2009: «Реализация предлагаемых идей выгодна подавляющему большинству граждан Кыргызстана – бедным и богатым, молодым и старым, слабым и сильным». Атамбаев — это президент с будущим. Он умеет работать со своими противниками и среди «продвигаемых» им людей становится всё больше действительно адекватных персонажей. То, что именно при Атамбаеве премьер-министром наконец стал один из немногих, кто заслуживает находиться на данном посту — Джоомарт Оторбаев — говорит о многом. Это именно то, чего остаётся пожелать Атамбаеву в последние годы его президентского срока: сотрудничать именно с профессионалами, а не с проходимцами и подхалимами. Остальное — приложится.

Рустем ИЛЛЯЕВ, обозреватель Polit.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 1466   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты