POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Как и почему так низко пал «Город Величия»?

23.12.2010 09:13 - Polit.kg
Как и почему так низко пал «Город Величия»?

Экскурс в историю

На высоте 764 м. над уровнем моря, в живописной Кугартской долине, между возвышенностями Кум-Бель и Айык-Тоо располагается город Жалал-Абад. Город,  по официальной хронологии насчитывающий более чем 130 лет,  повидал много, но то, что случилось летом  этого года, не поддается никакому сравнению. Для более объективного  анализа случившейся национальной трагедии необходимо учесть исторический аспект. Большинство зарубежных информационных служб делают ошибку, не учитывая данный фактор.

 История города началась в 1877 году, когда из города Андижана приехал уездный лекарь Мездриков  для проведения тщательного анализа 153 минеральных источников на горе Айык-Тоо, упоминавшиеся еще в арабской и персидской летописи  X века. В те годы на месте будущего города располагались три кишлака с населением чуть меньше 400 душ. Вплоть до крушения Российской империи генерал-губернаторство Туркестана старалось превратить Жалал-Абадские минеральные воды в лечебницу, способную в последующем конкурировать с кавказскими Пятигорском и Ессентуки. Само название города имеет персидское происхождение: Жалал-Абад - значит «Величественный город».

Население города и прилегающих районов преимущественно узбекскоязычное. В 1895 году Туркестанское генерал-губернаторство открывает у подножья горы Айык-Тоо санаторно-климатическую станцию, располагавшую аптекой. Перепись населения от 1896 года показывает, что Жалал-Абад бурно развивается, при 375 дворах  население уже составляет 2713 человек,  из которого 1377 мужского и 1336 женского пола. Население не однородно: основа по данным переписи  -  узбеки, кипчаки, сарты, каракиргизы (киргизы), персы (таджики) и славяне (переселенцы первой волны).

Именно Жалал-Абад стал последним оплотом белогвардейских сил, во времена Гражданской войны, когда штабс-капитан Монстров с остатками верных присяге солдатами и офицерами временно свергли власть Советов в 1919 году, с боями взяли древние города Узген и Ош. После чего потерпели  поражение от большевиков во главе с М.В. Фрунзе под Андижаном. Пленные, нашедшие свое последнее убежище в Жалал-Абаде, были повешены на старой базарной площади (ныне парк им. Токтогула). Бунт тогда поддержали байманапы преимущественно киргизской национальности.

В первые годы советской власти город чуть не стал столицей Кара-Киргизской Автономной ССР в составе Российской СФСР. А потом была коллективизация, комитеты бедноты, первые женские трудовые комитеты. Активистка узбечка Жамиля (фамилия не сохранилась), одна из первых снявшая в начале 20х годов прошлого столетия  паранджу и возглавившая женскую ткацкую мануфактуру города, была на смерть забита камнями. Камнями ее забивали как сами узбеки, так и киргизы, которые, впрочем, особой религиозностью никогда не отличались. Все были напуганы ломкой традиционных устоев.

Произошли и первые стычки на национальной почве, когда уездный рынок не поделили между собой оседлые киргизы и местные узбеки. Жестко подавив волнения, окружной РевКом отослал причину инцидента на происки буржуазии и врагов народа.

Узбекскоязычное население всегда отличалось от киргизов  религиозностью и вплоть до 40х годов негласно жила по законом шариата суннитского толка. Традиционно со времен Кокандского Ханства приоритет в торговле и сельском хозяйстве принадлежал узбекам, закрепленный законодательной базой Ханства. Узбеки трудолюбивы и усидчивы, знают толк в торговле и, соответственно, еще с тех пор неизменно отличались от соседей своим  экономическим благополучием.

В последующие годы город рос, укреплялся, основное население составляли русскоязычные граждане. С 1940 по 1943 годы в городе расквартирована дивизия Войска Польского под командованием генерала Андерса, штаб которой находился в нынешнем  здании Жалал-Абадского государственного университета и института электроники, появился первый католический костел (в данное время летний кинотеатр в парке им. Токтогула). Именно в те годы интернационалистами комсомольцами города посажен фисташковый лес, опоясывавший курорт.

 

Массовое помутнение рассудка


В 1990 году во время Ошских событий (противостояние между узбеками и кыргызами в борьбе за  земельные участки, которое привело к трагическим последствиям) город не пострадал, местному населению тогда хватило мудрости не повторить кровавых  событий,  разгоревшихся в соседних Узгене и Оше.

После объявления Кыргызстаном независимости увеличился отток русскоязычного населения из региона, причем, уезжали  не только славяне, уезжали и узбеки с киргизами. Повторный массовый исход начался после кровавых июньских событий 2010 года.

 О мотивах, причинах этой трагедии можно говорить много. Но результат один – многочисленные жертвы, обгоревшие дома, люди без крыши над головой, гуманитарная катастрофа. И сегодня  люди озлоблены друг на друга. В  дни погромов и террора, когда государственные органы совершенно не контролировали ситуацию, фактически шла гражданская война, общество получило возможность увидеть «кто чего стоит». Соседи, годами жившие бок о бок, старались помогать друг другу. Киргизы прятали своих соседей узбеков от бесчинства толпы, узбеки защищали соседей киргизов от расправы махали. Таких примеров немало, а это значит, есть надежда на примирение сторон.

Во время открытых разговоров с представителями той и другой национальностей на щепетильную для всех тему прошедших событий, наши собеседники непременно заявляли, что не хотят попадать в объектив камеры. Сколько людей, столько и мнений. Обида за происходящее кипела у всех. В том числе и за устранение последствий.

Узбеки убеждены, что летом руководство страны пыталось разрешить  «узбекский вопрос» под вывеской смены власти.  После  смерти Айбека «Черного» (местный авторитет, этнический узбек) решался вопрос о переделе собственности между старой и новой криминальной (теневой) властью. Обсуждается версия о недопущении развала государства и объединении киргизов перед внешней и внутренней угрозой, то есть игрой государственных деятелей и политиков, которая должна была окончиться втягиванием в конфликт соседнего Узбекистана. Горячо спорят об искусственном создании и раздувании конфликта для выколачивания денег у международного сообщества.

Никто не снимает вины с тех, кто грабил и жег город. Но основными причинами подобного поведения  населения можно признать, прежде всего, бедность - по официальным данным Жалал-Абадской областной государственной администрации,  на сегодня 49,47 % населения проживают за чертой бедности. Незнание и неуважение  собственной истории представителями обеих национальностей. Трайбализм. Отсутствие у подавляющего большинства  морали и нравственности. Крайне низкий уровень сознания и образования (регион имеет устаревшую материально-техническую базу в средних учебных заведениях и непрофессиональный кадровый потенциал), учитывая, что выросло целое поколение, не знакомые с такими понятиями как интернационализм и межнациональная дружба.

Мой собеседник Алишер-аке утверждает, что выросшее поколение с молоком матери впитало  ненависть к друг другу как с киргизской стороны, так и с узбекской. С подобным мнением согласны и сами киргизы. Не все зависит от воспитания в семье, когда есть наэлектризованное общество.

«Пойми, – говорит Бохадыр, – Убивали только за то, что ты узбек! А автономия, придание узбекскому языку статуса государственного – да кому это нужно? Главное, чтобы не мешали работать. Вот и все. Надо же различать, что говорят политики и что думает сам народ. Кадыржан Батыров и его сторонники - это ведь не все узбеки, верно?».

«Киргизы утверждают, что мы здесь все купили: земли, торгуем в выгодных местах, богатеем и строим шикарные дома за счет киргизов, – горячо спорит молодой парень Бахром, убирая мусор у дома. – А мой дед говорит: кто продал нам эти земли? Сами киргизы! Мы их не отбирали и позорным самозахватом земель, как они, не занимаемся!  Мы торгуем и по копейке собираем деньги на строительство своих  домов. А что мешает киргизам не уезжать в Россию за длинным рублем, а вкалывать на родине вместе с нами, строить такие же дома? Да и не такие уж и богатые были наши дома, которые сгорели. И построили мы их нашим трудом в течении долгих лет! И земли эти мы тоже считаем своей Родиной - мы здесь родились и выросли. Другой вопрос - были провокаторы этих конфликтов!  Как они удачно все сделали, и кто в этом виноват?».

«Узбеки обнаглели – задумчиво размышляет Марат,  водитель маршрутки. – Ты мое имя не упоминай, не фотографируй, просто напиши, что узбеки обнаглели! Они живут на нашей земле в нашей стране. Мы им позволили работать тут, богатеть, читать узбекские газеты, смотреть узбекское телевидение. Детские сады и школы есть чисто узбекские, даже в университетах на узбекском языке обучают, если надо. Они даже название фирм и кафе на своем языке пишут, ну и что? Обнаглели просто! Мы у них товары покупаем на рынке, поддерживаем, когда нужно. А они решили еще автономию создать, статус узбекскому языку сделать. Да никогда такого не будет, пока хотя бы один киргиз жив. Вон у меня дочка в детский сад ходила, так она на узбекском языке стала говорить! Почему? А потому, что рожают их женщины много, в детских садах в основном их дети. А наши молодые ребята и девушки в России работают, рожать некому. Ведь мы все терпели, и когда  Батыров по ТВ выступал. Мы  когда в мае в Университет дружбы народов вошли (там располагался узбекский национальный культурный центр – прим. авт.) в нас начали стрелять. А власть никого за это не наказала! Откуда у них оружие? Кто стрелял? Почему никто не понес наказания? Если бы чиновники с этим разобрались, то потом ничего и не было бы».

Не удовлетворен разрешением конфликта и Майрамбек. Убедившись, что мой диктофон отключен, отметил: «Они (узбеки) хитрые, не все конечно, если ничего такого не хотели, то почему не остановили вовремя своих лидеров? Вон по «Мезон ТВ» и «Ош ТВ» часами крутили выступление Кадыржана Батырова, в котором  он говорил, что они двадцать лет ждали автономию. Говорят, геноцид был!  Д они еще настоящего геноцида не видели, и дай бог не увидят! Народ говорил: пусть Батыров публично извинится за свои слова! А он не извинился, наплевал на мнение земляков. Где они столько оружия достали? И они же в Оше первыми открыли огонь!».

Катализатором всех событий в Жалал-Абаде, по версии прокуратуры, послужили слова лидера узбекской диаспоры Кадыржана Батырова, который  находится в розыске.

 

Город зализывает раны

Город Жалал-Абад понемногу приходит в себя. Но о прошедшем «урагане» напоминают сгоревшие дома, разбитые пункты общественного питания и недогоревший Университет дружбы народов им. А. Батырова. Кое-где еще не затерли надписи на стенах «Сарт», «Сартарга олум», «Кыргыз» и «SOS». Сгоревшие дома восстанавливают, потерпевшие получают новые документы, продукты питания.

 «Центр содействия международной защиты» работает над восстановлением паспортов и метрик. «Датский совет по беженцам»  восстанавливает  документы на недвижимое имущество - технические паспорта и государственные акты. «Норвежский совет по беженцам»  восстанавливает документы на бизнес и автотранспорт.

Помогают в строительстве и ремонте  домов «ACTED» - французская неправительственная организация при финансировании УВКБ ООН,  международная организация «Safethechildren». «Датский совет по беженцам» строит в Базар-Курганском районе. Всего сгорело 180 домов, из них 7 принадлежит лицам киргизской национальности, 1 русской семье, 1 татарской.

Продуктами питания обеспечивают Международный Красный Крест и УВКБ ООН.

Большим потоком хлынула  гуманитарная помощь в виде вещей первой необходимости и продуктов питания. Узбекское население региона крайне не довольно распределением гуманитарных грузов: по  словам их активистов, продукты питания были распределены не равномерно, основную  часть гумпомощи должны были получить непосредственно пострадавшие жители (преимущественно узбеки). А на деле грузы были переданы «не пострадавшему» населению - киргизам и русскоязычным жителям города. На продуктовых рынках города осенью встречался товар с лейблами «гуманитарная помощь». Впрочем, от гуманитарного груза, прибывшего к границе, беженцы отказались, используя помощь Узбекистана.

Настроения в обществе далеки от оптимизма. За натянутыми улыбками стоят злость и обида. Узбекскоязычное общество в регионе пока живет  без  лидера. На прошедших выборах в Жогорку Кенеш (Парламент)  большинство узбеков поддержало партию «Ар-Намыс». А киргизы отдали свои голоса преимущественно за «Ата-Журт», утверждая, что именно эта партия стоит горой за киргизов, а ее лидер  Камчыбек Ташиев сможет поставить на место всех, кого надо.

У государства, похоже,  просто нет каких либо программных мер по разрешению конфликта. Все просто надеются, что  катастрофа не повториться. При этом, или скорее благодаря такому стечению обстоятельств активную деятельность развили неправительственные организации. Воодушевленно  ведут работу подпольные организации «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами» и Исламское Движение Туркестана. Учитывая, что узбекская диаспора осталась без формальных лидеров, существует большая вероятность  увеличения влияния исламских организаций на часть узбекской  диаспоры.

 

Эсен ШИШКАРАЕВ, корреспондент POLIT.KG по южному региону КР

Версия для печати   |   Просмотров: 4562   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная