POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Пятница, 19 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Для чего продвигается идея «гражданского национализма» в ряды партии «Замандаш»?

30.12.2014 14:47 - Polit.kg

24 декабря 2014 года в Бишкеке прошел VIII съезд партии «Замандаш-Современник». И на следующий день об этом бы все забыли, когда не одно «но»: съезд этот в первый раз за историю отечественных политических партий общереспубликанского уровня выдвинул в качестве программной идеи некий «гражданский национализм».

Отныне партия намерена вести Кыргызстан по линии «национального возрождения».

 

К созданию новой программы, как нам стало известно, приложил руку аналитический консорциум «Перспектива», возглавляемый известным политологом Валентином Богатырёвым. Неизвестно, выполнял ли сам Богатырёв чей-то сторонний заказ, вкладывая в программу бурно развивающейся партии формулировки, о которых пойдёт речь далее. Неизвестно, каковы были мотивы политконсультанта. Но факт остаётся фактом: отныне с его лёгкой руки национализм в нашей стране — уже не табу.

«Мы позволили другим управлять собой, мы живем на своей земле, но в чужом доме - с чужим названием, с чужими взглядами и мыслями, не имея свою мечту и цель. Кыргызы сегодня - звено цепи, оторвавшееся от прошлого и не связанное с будущим. Мы должны сами воссоздать свою историю и начать создавать свое будущее! Мы навсегда должны отказаться от комплексов жителей «периферии цивилизации» и «вымирающей нации-карлика», - вот что находим мы в новой программе. На съезде она была вынесена на обсуждение, но не принята. На сайте партии до сих пор висит старая, взятая за основу два с лишним года назад. По всей видимости, новое руководство партии (симптоматично, что среди четырёх новых лидеров нет ни одного представителя этнических меньшинств Кыргызстана) решило проверить реакцию рядовых партийцев и, если это покажется возможным, заменить старую программу на новую уже решением политсовета.

Читаем отчёт участников съезда: «По словам выступающих на VIII съезде партии «Замандаш» докладчиков, согласно историческим свидетельствам, кыргызы - один из древнейших народов мира, обладающий уникальной историей и культурой, но при этом, к сожалению, вся летопись кыргызов, написана не ими самими, это была интерпретация внешних авторов и исследователей, которые, разумеется, интерпретировали историю кыргызов, исходя из своих идеологических интересов». Соответственно, напрашивается вывод: впереди — очередной виток мифологизации народной истории. На какой основе? Теоретически - на принципах «гражданского национализма». Что это, собственно говоря, такое? По сути, это понимание нации как совокупности граждан одного государства. Гражданский национализм характерен для Франции, Англии, США и некоторых других западных стран, где просто неприлично интересоваться твоим происхождением, этнической принадлежностью, если ты гражданин. Один пример. Пресс-секретарём британской Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP), исповедующей приверженность к гражданскому национализму, Муджиб ур-Рехман Бхутто — этнический пакистанец: в феврале 2014 года правоохранительные органы выявили, что в прошлом, в Пакистане он был главарём банды и похищал людей. Однако, приняв подданство королевы Великобритании, он стал таким же британцем как какой-нибудь законопослушный английский фермер, предки которого жили на острове ещё до нормандского завоевания.

В гражданском национализме нет ничего плохого. Как у идеологии у него масса положительных черт. Беда в том, что в нашем случае никто — даже самые образованные люди — не станет вдаваться в детали. Для наших элит заигрывание с национализмом — норма. И заигрыванию этому сопутствует страшная путаница в понятийном аппарате. Тот же советник президента переходного периода (2010 г.) Топчубек Тургуналиев в своё время готовил закон, согласно которому у каждого гражданина КР в паспорте будет написано «кыргыз». Это знак гражданского национализма. При этом он же заявлял, что считает тех, кто не знает кыргызского языка, неполнокровными. Что это, если не мракобесие — смешивать кровное и гражданское? Вот так у нас обстоит дело во всём. Стоит вывести на арену большой политики гражданский национализм — и тут же воспрянут националисты пещерные, пропитанные духом шовинизма и ксенофобии.

В координатах подлинного гражданского национализма (ещё раз уточняем, что сам этот термин абсолютно нейтральный) принадлежность человека к нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством. В соответствии с этими  критериями, кыргыз, уехавший на ПМЖ в Соединённые Штаты и отказавшийся от гражданства КР — больше не кыргыз. Но разве так наши люди мыслят? Нет, конечно. Наоборот, они всегда рады пригласить «брата из США» в Бишкек, чтобы тот рассказал свою историю успеха. Вот и та же партия «Замандаш», демонстрируя полное непонимание гражданского национализма, запускает сегодня проект «Большой Кыргызстан» - сеть кыргызстанцев по всему миру, а также развитие связей с родственными кыргызам народами. По словам сопредседателя партии Сапарбека Асанова, невозможно говорить про национальное возрождение страны без объединения всех без исключения её граждан, в том числе тех, кто когда-то покинул Кыргызстан по самым разным причинам, но продолжает считать его своей Родиной. И вот тут замандашевцу, по идее, следовало бы остановиться. «Продолжает считать своей Родиной» - это абсолютно пустые слова, которые последовательному приверженцу гражданского национализма просто не придут на ум.

«...игнорирование собственной истории может элементарным образом означать распад государства вследствие распада кыргызского народа. Во-вторых, страну ждут эра неоколонизации в различных формах и почти полное растворение в других народах и государствах», - читаем мы в дальнейших выдержках из новой программы «Замандаш». Интересно, что подразумевалось под словосочетанием «собственная история»? 23-летняя история независимого Кыргызстана? Но кто и зачем её якобы игнорирует? Или в виду имеется история кыргызского народа, о котором говорится в конце предложения? На ум приходит максима Джорджа Оруэлла: «Всякого националиста преследует мысль, что прошлое можно — и должно — изменить». 

Итак, речь в программе идёт о кыргызах — и, надо понимать, именно этнических кыргызах. Нации в гражданском смысле в КР ещё не сложилось, потому что непредставима, например, такая формулировка, как «кыргыз узбекского происхождения». Заставьте называть так себя человека, который редко говорит на кыргызском, смотрит преимущественно телевидение Узбекистана и ходит в «узбекскую» мечеть (даже религия, к сожалению, не смогла объединить два народа в чисто гражданском плане)! До нации в классическом понимании всему обществу Кыргызстана ещё далеко. Виной тому и шаткое положение кыргызского языка, на который всё никак не хотят переходить этнические меньшинства (да и часть столичных кыргызов также), и племенная раздробленность, наличествующая у кыргызов, и недоверие простого народа к самому проекту «национального государства». Усугубляют ситуацию неуклюжие попытки ряда политических деятелей поставить абстрактный «народ Кыргызстана» на костыли такого концепта, как «титульная нация».

То, что для нас кыргыз, уже много лет живущий в США, - это всё-таки кыргыз, говорит о том, что гражданский национализм у нас, мягко говоря, не развит. По его логике любой, кто отказывается от гражданства КР, должен быть лишён права называться кыргызом. Но это бред — нам просто не свойственно такое мышление. И не надо его «вымучивать». Что там мы — даже немцы исторически оказались неприспособленными к гражданскому национализму. Фактически, так дело обстоит со всеми континентальными державами — ну не умеем мы отрываться от почвы. Ещё британский социолог Арнольд Тойнби предупреждал, что использование модели государства-нации вне ареала западной цивилизации обречено на провал. Так что не надо заниматься бесполезным делом, пытаясь строить здесь, в сердце Азии, некий «гражданский национализм»! И уж тем более не надо прикрывать «гражданским национализмом» национализм этнический. В последнем тоже нет ничего плохого, но нужен ли он нашей стране?

Строительство нации означает неизбежную деконструкцию этноса: причём, как показывает мировая практика, весьма болезненную. В КР же привыкли к простым решениям и готовы скорее вытравить из страны всех не-кыргызов, нежели браться за построение нации в европейском смысле слова. Но может ли выйти из этого что-то путное? Нет, дорогие кыргызы от элиты. Чтобы построить полноценную нацию, надо идти на жертвы. Чтобы сформировалась нация, этнос должен, фигурально выражаясь, быть пропущен через мясорубку. Французам, чтобы стать французами, пришлось подавить в себе бретонцев, гасконцев, нормандцев... «Забвение или, лучше сказать, историческое заблуждение является одним из главных факторов создания нации, и потому прогресс исторических исследований часто представляет опасность для национальности», - вот что писал по этому поводу французский мыслитель Эрнест Ренан. Готовы ли кыргызы  на нынешнем историческом этапе к тому, чтобы изжить из себя бугу, сарыбагышей и саяков? Наверное нет. Если бы при обсуждении «гражданского национализма» речь на самом деле шла о стопроцентном нациестроительстве, то первым бы взмолился сам кыргызский этнос. Его, с веками существующим внутренним устройством, просто бы отдали под слом, как это было с китайцами в правление династии Цинь. Перестали бы работать механизмы спасения родственников из лап тоталитарного механизма правосудия, которому совершенно безразлично, какого ты рода. Моментально разложилась бы большая патриархальная семья. Тысячи и тысячи паразитов, привыкших висеть на шее у племени, оказались бы выброшенными на помойку. Настоящий nation building– это своего рода этноцид.

На съезде «Замандаш» звучали речи о необходимости реформы государственного управления, принципов и логики управления общества «с учетом исторического опыта кыргызов». Делая упор на «традиции кыргызов» и говоря о «гражданском национализме», партийцы и авторы новой программы противоречат самим себе. Разговоры о важности  традиций одного народа — признаки именно этнического национализма. При этом те же  лидеры партии уверяют, что они против последнего.

Единственное, что действительно можно сегодня противопоставить этническому национализму — это идеи евразийства в их классическом варианте и творческом развитии. Противопоставить же этническому национализму «гражданский», как это с подачи Валентина Богатырёва делает нынешнее руководство партии «Замандаш» - это в лучшем случае потеря времени и ресурсов, а в худшем — шаг в бездну.

Насаждение пресловутого «гражданского национализма» на Украинепривело к расколу страны и серьёзному кризису украинской государственности как таковой. И немудрено: для гражданского  национализма свойственно навязчивое стремление всё и всех унифицировать, кидать в один «плавильный котёл», чесать под одну гребёнку. Исторически этот подход породил непрекращающиеся войны (именно европейцу пришла в голову идея, что порох можно и нужно использовать для умерщвления себе подобных). Евразийство же, наоборот, дало миру уникальный пример гармоничного соседства самых разных народов, переживавших вместе и перемены государственного строя, и социальные катаклизмы, и многое другое. Практическое евразийство - умение ценить другого со всеми его отличиями, причём не просто как пустого «индивида», а как носителя особенного и потому ценного культурного кода, выработанного поколениями предков. Это ли не то, что нам надо? Народы Центральной Азии давным-давно изведали возможность такого социально-политического устройства, в котором межэтническое согласие поддерживается не потаканием желанию элит обособиться в национальных государствах, а кое-чем иным. И зачем нам сейчас примерять на себя европейский секонд-хенд? Наши традиции мультикультурализма намного богаче, чем европейские и уж тем более американские. И этим преимуществом надо пользоваться.

Реальность такова, что единственным приемлемым вариантом развития Кыргызстана как части большого континентального пространства является глубокая интеграция в Евразийский Союз. Но далеко не всем в этом мире нужно такое, основанное на тысячелетних связях, сближение. Надо понимать, что против евразийской идеи сейчас ведётся борьба — в том числе и на понятийном уровне. В том числе и через партийные программы, которые пишет аналитический консорциум «Перспектива». И тут даже неважно, понимают ли создатели новой программы «Замандаш», чей заказ выполняют (хотя, скорее всего, понимают). Важно то, что это реальный удар как по репутации отдельной партии, так и по будущему целой страны.

Уже сейчас руководство «Замандаш» считает, что вступление в Евразийский экономический союз для Кыргызстана – «шаг вынужденный». В новой программе партии сквозит плохо скрываемая враждебность к евразийской идее и евразийской интеграции. Это весьма занимательно, с учётом того, что основной группой поддержки «Замандаш» являются наши трудовые мигранты, которые трудятся в России и Казахстане. Они - первые, кто выиграет от вступления КР в ЕАЭС. И, по идее, именно от них должна исходить поддержка интеграционных процессов. Но получается то, что получается. Судя по всему, партия попала в «разработку» антиевразийской агентуры. Запад знает, на кого делать ставку. Сформировавшийся к сегодняшнему дню базис «Замандаш» вполне позволяет надеяться ей уже в следующем году на то, чтобы сформировать свою фракцию в парламенте страны. Уже сейчас под крыло «Замандаш» переходят действующие депутаты ЖК КР — например, Назарали Арипов из «Республики». И это такой же хороший знак, как наличие замандашевцев в городских советах целого ряда городов (не говоря уже о сёлах) во всех семи областях. Очень сильна поддержка партии на юге страны - особенно с учётом дезориентации сугубо «южных» партий и огромной доли уроженцев юга республики в массе трудовых мигрантов. «Замандаш», как отмечает Бермет Иманалиева, научный сотрудник НИСИ КР, едва ли не самая сильная из внепарламентских партий и при этом — одна из немногих «массовых» (то есть опирающихся на широкую социальную базу), что ставит её в один ряд с «Ата-Мекен» и СДПК. Цели, которые «Замандаш» ставит перед собой к 2020 году (рост ВВП в 3 раза, средние доходы граждан не менее 1000 долларов, средняя пенсия в 500 долларов; при этом налоговая нагрузка на предприятия не должна превышать 25%, а каждый житель страны должен быть обеспечен водой и электричеством по цене в 5 раз дешевле мировых рыночных цен) могут привлечь немало колеблющихся граждан.

Вполне вероятно, что реформированием партии занимаются сейчас для того, чтобы та, войдя в парламент, лоббировала антиевразийские интересы и всячески препятствовала реальному вхождению Кыргызстана в Евразийский экономический союз. Такой расчёт оправдан ещё с той точки зрения, что вплоть до сегодняшнего дня «Замандаш» имела едва ли не пророссийский имидж: получается своего рода «троянский конь».

На прошедшем съезде от руководства партии исходили призывы  полностью отказаться от позиции президента: вот что значит для этих людей «перейти к национальной системе управления, учитывающей специфику кыргызского общества». Соответственно, погребение института президентства даст повод выставить  нынешнюю активность президента КР в процессах евразийской интеграции как действия неправомочные и требующие пересмотра.

А развитие программы «Большой Кыргызстан» вполне может вылиться в привлечение к решению внутригосударственных вопросов готовых агентов из других стран. То же самое мы наблюдаем сейчас на Украине: и это касается не только «призвания варягов» из Грузии, Канады, США, но и наличия в Верховной Раде целой когорты лиц с двойным гражданством (например, в рядах одиозной националистической «Свободы» много подданных  Великобритании).

«Партийцы считают, что большая историческая ответственность ложится прежде всего на самих кыргызов, объединенных одной национальной идеей», - пишет журналист ИА 24.kg, побывавший на VIIIсъезде партии «Замандаш-Современник». Интересно, о какой «одной национальной идее» идёт речь? Об идее выживания «титульной нации» во что бы то ни стало, в ущерб всем этническим меньшинствам? Тогда понятно, зачем на том же съезде было предложено объявить 2016 год Годом скорби и памяти в связи со 100-летием Уркуна (массовое бегство кыргызов в Китай после восстания 1916 года) да ещё и «начать собственные исследования одних из самых трагических событий кыргызского народа». Июньские события 2010 года и всё, что за ними последовало надолго, похоже, отбили этническим узбекам желание активно и открыто говорить о правах национальных меньшинств. Теперь осталось нынешним  этническим русским навязать чувство вины за  действия царской администрации в 1916 году. После этого можно будет делать что угодно: и ограничивать всех, не владеющих государственным языком,  в правах, и продвигать историю «независимого Кыргызстана», ещё со времён Манаса сопротивляющегося России (это сегодня кажется бредом, а завтра вполне может изойти из уст какого-нибудь лидера мнений), и записывать всех в паспортах как кыргызов. Дойти может до чего угодно…

И, возможно, только кыргызы, принявшие  гражданство Российской Федерации, смогут потом задуматься: а возможен ли вообще этнический национализм в современном мире, в котором миллионы людей перемещаются из одного государства в другое? И многие ужаснутся тому, что начиналось как национализм «гражданский», а  вылилось в ужасное, даже не средневековое, мракобесие.

Иосиф Илларионович, обозреватель POLIT.KG
Версия для печати   |   Просмотров: 1037   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты