POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 21 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Джоомарт Оторбаев: «Мы поняли, что кризис создаёт возможность для проведения реформ, которые очень трудно провести в спокойное время»

21.01.2015 14:12 - Polit.kg
Джоомарт Оторбаев: «Мы поняли, что кризис создаёт возможность для проведения реформ, которые очень трудно провести в спокойное время»

Вчера, 20 января, пресс-конференцию по итогам прошедшего года и планам на наступивший 2015-ый далпремьер-министр Кыргызской Республики Джоомарт Оторбаев. «Мы по-прежнему гадаем, будет ли следующий год годом Овцы или годом Козла. Если Овцы, то будет спокойно. Если Козла, то год может быть резким. Но общество у нас всё-таки меняется и понимает, что спокойствие в стране принципиально для её развития. В политику надо играть раз в пять лет, когда мы идём на выборы», - пошутил глава правительства в начале встречи. Также он подчеркнул, что в 2015 году Кыргызстан подходит к завершению полного электорального цикла — и это уже само по себе является значительным успехом кыргызской демократии.

На встрече премьера с журналистами был презентован иллюстрированный отчёт «Результаты работы Правительства КР». Наиболее важные достижения были изложены в виде отдельной инфографики уже на первых страницах. Среди них выделялись следующие пункты: «Всемирный банк увеличил КР финансирование проектов до 200 млн. долларов, АБР — до 250 млн. долл., ЕБРР — до 70 млн. евро», «Количество налоговых отчётов и платежей будет сокращено в 3 раза», «Упрощены налоги для строительной отрасли», «Сбор и администрирование страховых взносов Соцфонда будут переданы ГНС», «Фермерам выдано 13369 льготных кредитов на общую сумму 4 млрд. 273 млн. 285 тыс. сомов», «Создан кыргызско-российский фонд развития», «Утверждены Дорожные карты по присоединению КР к Таможенному союзу и ЕЭП», «Облегчены процедуры регистрации лекарственных средств», «Для преодоления энергетического кризиса югу страны изыскано 30 млн. долларов», «Облегчены условия лицензирования детских садов», «В правительстве произошло «омоложение» кадров, «Увеличены денежные нормы питания в спецшколах и детских домах», «Реализуется проект «100 инновационных школ», «Социальных работникам повышена заработная плата», «Кыргызстан перешёл на цифровое вещание», «Начался сбор биометрических данных». Уже по этому краткому списку можно судить, чем гордится  правительство, возглавляемое Джоомартом Оторбаевым ещё менее года.

Как о признаках улучшения финансовой системы республики отчёт сообщает об увеличении министерств и ведомств., предоставляющих бюджет в программном формате, об пополнении республиканского бюджета почти на 3 млрд. сомов за счёт снятия санкций с арестованных акций ЗАО «Альфа Телеком» и передачи данного объекта в собственность государства, а также о выходе Кыргызстана из серого списка ФАТФ (международная «Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег»). «С Кыргызстана снят режим усиленного мониторинга ФАТФ, а это значит, что страна стала безопасным партнёром для иностранных банков и других финансовых институтов», - сообщается в презентационном документе. Ещё одно достижение — рост кредитного портфеля банковской системы более чем на 40% по сравнению с 2013 годом.

Отмечается, что за период с января 2013 года по август 2014-ого из 77 национальных проектов на общую сумму в 11,6 млрд. доларов уже реализовано 11 проектов на сумму 288 млн. долларов. Начата реализация 24 проектов на общую сумму 7,1 млрд. долларов. В настоящее время же ведутся подготовительные работы для реализации ещё 23 проектов на общую сумму 2,5 млрд.

Определённых успехов достигло правительство в деле борьбы с коррупцией. Всего АКС ГКНБ КР, ГСБЭП при ПКР и МВД КР за прошлый год было возбуждено 1268 уголовных дел. Общая сумма выявленного ущерба государству превысила 1,2 млрд. сомов, возместить же удалось пока меньше трети. Определённо положительную роль в борьбе с коррупцией уже сыграла автоматизация системы тестирования при конкурсном отборе госслужащих Государственной кадровой службой. По международному Индексу восприятия коррупции Кыргызстан в сравнении с 2013 годом поднялся на 14 позиций вверх.

Не могло правительство оставить без комментария и новые тарифы на электроэнергию: «Учитывая возможности кыргызской энергосистемы и среднемесячное потребление на одного бытового абонента, установлен гарантированный объём льготного потребления электроэнергии по социально ориентированному тарифу в размере 700 кВт.ч в месяц. Оплата за данный объём производится по тарифу 70 тыйын/кВт.ч, начиная с 11 декабря 2014 года. В случае если население использует электроэнергию в объёме, превышающем гарантированный объём льготного потребления (свыше 700 кВт.ч), оплата за сверх потреблённый объём будет производится по средневзвешенному тарифу с учётом импорта, а также ежегодной корректировки на величину фактической инфляции за предыдущий год». А вот ещё немного касательно поддержки действующей электроэнергетической инфраструктуры: «В целях сохранения водноэнергетических ресурсов в Токтогульском водохранилище осуществляются меры по экономии воды, рациональному использованию и строгому соблюдению лимитов потребления электроэнергии (план — недопущение снижения объёма воды к 1 апреля 2015 года ниже 6,7 млрд. кВт.ч). Помимо этого, правительством проработан вопрос импорта электроэнергии из Казахстана в Кыргызстан в объёме 1млрд кВт.ч с условием возврата в вегетационные периоды последующих лет. Уже сегодня за счёт предпринятых мер по замене, ремонту и вводу нового энергооборудования в стране снизилось количество аварийных ситуаций».

Особое внимание в презентации уделено успехам кампании по биометрической регистрации граждан (данные в виде отпечатков пальцев, цифрового фото и электронной подписи собираются не только для оптимизации выборного процесса, но и с целью введения биометрических паспортов, который начнут выдаваться уже в 2016 году): «За прошедшее время национальной кампании свои данные сдали около 2 млн. граждан Кыргызстана, то есть большинство населения страны, имеющие на это право. Количество людей, принимающих участие в биометрической регистрации, день ото дня растёт».

 

Джоомарт Оторбаев обратился к собравшимся в пресс-центре Дома правительства 20 января со вступительным словом и ответил на некоторые вопросы. Часть их, включая наши собственные, мы приводим ниже.

Дж. Оторбаев: 2014-ый был годом сложным, мы прошли через целый ряд кризисов. Это и проблемы на границе, и проблемы на горнорудных месторождениях, и перекрытия дорог. В стране была необычная засуха, какой не случалось 60 лет. Отсюда — сложности с энергетикой и кормами. Плюс ко всему, надо сказать о сложном начале биометрического проекта и о сложной подготовке ко Всемирным играм кочевников. Мы натолкнулись на экономические проблемы, которые не зависели от нас: в первую очередь, я имею в виду сложности в российской экономике, с коей мы связаны наиболее тесно. Помимо девальвации рубля и последовавшего давления на сом имел место и региональный экономический кризис. Тем не менее, мы продолжили процесс присоединения Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу: это решение наш президент подкрепил своей подписью 23 декабря в Москве.

Мы проходим через кризисы. Китайские иероглифы «кризис» и «возможность» одинаковы. Мы поняли, что кризис создаёт возможность для проведения реформ, которые очень трудно провести в спокойное время. У нас есть определённая программа развития страны. Правительство работает по чётким планам. Скоро мы презентуем для вас личные обязательства министров по 2015 году — всего 776 мероприятий. Также на заседании правительства мы обсудим и обязательства губернаторов (представителей премьер-министра в областях — в начале февраля все они приедут в Бишкек), а также акимов. Все будут работать по планам. 

Хотел бы поблагодарить журналистов за общественный контроль за работой правительства. Я не обижаюсь ни на какую критику. Да и как можно обижаться на патриота, который хочет развить свою страну?

 

Вопрос: Когда начнётся отбор в совет директоров и правление кыргызско-российского фонда, по которому уже поступил первый транш в 100 млн. долларов?

Дж. Оторбаев: Действительно, первый транш уже поступил на расчётный счёт в Национальном банке. Мы с российской стороной обговариваем последние вопросы, связанные с формированием фонда. Его совет будет состоять из пяти человек: трёх — с российской, двух — с кыргызской стороны. В правлении фонда будет наоборот: три гражданина КР и два — РФ. Прежде чем фонд начнёт работу, надо будет утвердить его устав и другие документы. В настоящее время правительство завершает работу по согласованию основных документов с российской стороной. В наших интересах,чтобы фонд заработал пораньше. Никакого желания затянуть процесс нет. Средства фонда будут направлены на финансирование низкорискованных, оборачиваемых проектов по развитию страны на приоритетных направлениях: это экспортноориентированные производства, где будут создаваться рабочие места. Большая часть проектов будет осуществляться через сотрудничество с коммерческими банками. То есть фонд не будет работать сам по себе. Важно, чтобы российская сторона увидела, что средства используются правильно. 

 

Вопрос: Правительство поделилось планами воспользоваться услугами юридических компаний для защиты своих интересов за рубежом. Какие это будут компании и заложены ли средства для оплаты их услуг?

Дж. Оторбаев: Центр судебного представительства аппарата правительства объявил тендер по закупке услуг юридических компаний для представления нашей страны в международных разбирательствах. Сейчас по каждому случаю мы проводим свою закупку. Получаются десятки компаний. Нынешнее же предложение состоит в том, чтобы отобраны были две компании. Этот подход обеспечит, на наш взгляд,  более глубокое проникновение юристов в законодательство Кыргызстана и получение нами более выгодного тарифа на почасовую оплату этих услуг. Средства в любом случае должны выделяться, ведь неучастие в процессах грозит ещё большими рисками в финансовом плане.

 

Вопрос: Ранее было заявлено, что Россия выделить Кыргызстану 200 млн. долларов при вступлении в Таможенный союз, а Казахстан — 100 млн. Вчера стало известно, что Казахстан изменил своё решение...

Дж. Оторбаев: С Казахстаном данная сумма обговаривалась пока только устно. В ближайшие дни мы прорабатываем договор с казахской стороной по использованию данных средств. У меня информации, что те не поступят, нет. По крайней мере, никакого отказа нам пока не поступало.

 

Вопрос: Есть ли у правительства чёткое видение, как реагировать на последние изменения, связанные с падением курса российской валюты, с изменениями мировых цен на нефть, со снижением поступлений от наших трудовых мигрантов в России?

Дж. Оторбаев: Мы анализируем и просчитываем риски, связанные с экономическими проблемами в окружающих нас странах, прежде всего в Российской Федерации, поскольку это наш основной торгово-экономический партнёр. Очевидно, с двукратной девальвацией российского рубля объёмы переводов наших трудовых мигрантов пропорционально уменьшатся. Это, конечно, негативный факт, который будет влиять на внутренние инвестиции и платёжный баланс нашей страны. Вместе с тем, наши мигранты в целом показывают очень высокую конкурентоспособность на российском рынке. По данным Федеральной миграционной службы РФ в первой половине января приток мигрантов в целом сократился на 70% за исключением потока из Кыргызстана. Мы создали возможность и дальше въезжать на территорию РФ по внутренним паспортам.

Что касается цен на нефть, мы не знаем, хорошо это или плохо для нас. Вроде бы мы должны радоваться, что импорт у нас таким образом уменьшается. Но в то же время соседние рынки (Казахстан и Россия), от которых мы очень зависим, в этой связи резко понижают прогнозы по экономическому росту и корректируют свои бюджеты. Так что с одной стороны мы имеем положительный эффект с точки зрения уменьшения инфляции, а  с другой — ухудшение на соседних рынках обязательно скажется и на нас. Мы очень открытая страна. Мы одна из пяти стран в мире, где объём внешней торговли превышает валовый внутренний продукт — причём, единственная, не имеющая выхода к морю. Так что любые шоки в соседних странах будут ощущаться и нами.

 

Вопрос: Как влияет и как может повлиять украинский кризис на взаимодействие стран СНГ?

Дж. Оторбаев: Украина — это республика, с которой мы 70 лет жили в одной стране. У нас близкий менталитет. Когда-то наличествовали обширные хозяйственные связи. Дальнейшая стабилизация ситуации в этой стране была бы очень важна для Кыргызстана.

 

Вопрос: Ваши дальнейшие планы как политика? Будете ли вы баллотироваться в депутаты ЖК КР и  если да, то от партии «Ата-Мекен» или какой-нибудь другой?

Дж. Оторбаев: Я пришёл в политику, чтобы оказывать положительное воздействие на развитие страны. Исходя из этого ближе к выборам я и буду принимать решение. Мы все как граждане должны защитить идеалы апреля 2010 года. Для меня лично самое фундаментальное — чтобы общество поддержало курс на развитие демократии.

 

Вопрос: Каковы оптимистичный и пессимистический сценарий по курсу сома относительно доллара США?

Дж. Оторбаев: Есть очень большая «разбежка» в этом году. Имеются разные мнения относительно ослабления либо укрепления кыргызского сома. Моя позиция состоит в том, что ослаблять национальную валюту по российскому сценарию мы не должны, дабы не организовывать своими руками нервозность или панику. С другой стороны, держать сом очень крепким мы не имеем права, поскольку на эту поддержку в итоге могут быть истрачены все наши золотовалютные резервы. Кроме того от этого пострадают наши экспортёры и процесс вымывания долларов примет ещё более активный характер (вы знаете, что Национальный банк уже «прогнал» порядка полумиллиарда долларов через аукционы для поддержания курса). Так что скорее всего речь будет идти о промежуточном варианте.

 

Вопрос: В прошлом году с большой помпой был открыт нефтеперерабатывающий завод в Кара-Балты. Тем не менее, уже полгода это предприятие не может начать работу по выработке нефтепродуктов для страны. Уже поднимается вопрос о его продаже российским либо казахским партнёрам. Что же происходит?

Дж. Оторбаев: Относительно этого объекта в обществе были созданы большие ожидания. К сожалению, в 2014 году поставленные цели, заключавшиеся в наполнении рынка страны отечественными нефтепродуктами, достигнуты не были. Изначально речь шла о переработке сырой нефти в объёме 800 тыс. - 1 млн. тонн в год. К сожалению, нынешний объём в десять раз меньше. Дело в том, что сырая нефть поставляется к нам из Казахстана и России, и экспортная пошлина, которой она облагается, делает дальнейшее производство нерентабельным. Сейчас мы договариваемся о выделении квот на поставку нужных объёмов, так как заинтересованы, чтобы завод работал, создавал рабочие места и платил налоги. Я сам вызывал китайских инвесторов, которые должны нести ответственность за то, что предприятие недорабатывает. Под строительство были привлечены кредиты — и непонятно, как они собираются их выплачивать, если завод не работает. Возникает очень много вопросов. На встрече с президентом китайской корпорации я говорил, что в дальнейшем мы будет очень жёстко следить, в каком состоянии будет дальше находиться НПЗ. Что касается продажи, то об этом должны думать сами инвесторы.

 

Вопрос: В марте прошлого года было принято решение о приватизации 78% акций ТНК «Дастан».  Вот уже более полугода правительство не может даже просто оценить эти акции. В это связи встаёт вопрос: что этот завод производит — торпеды «Шквал» или, как гласит официальная версия, барабаны для стиральных машин? Нужен ли он на самом деле России?

Дж. Оторбаев: Сюда очень важно привлечь профильного системного инвестора, который бы не разрушил производство и не застроил территорию объекта какими-нибудь многоквартирными домами (у нас уже были подобные случаи). Мы ищем такого инвестора. Завод выпускает и специфическую продукцию, и бытовые товары. Ошибиться в выборе инвестора мы в любом случае не можем.

 

Вопрос: Бюджет на 2015 год довольно амбициозен и подразумевает большой рост ВВП. За счёт чего этот рост правительство намеревается достигнуть?

Дж. Оторбаев: Программа развития экономики на ближайшие три года основана на двух принципиальных моментах. Во-первых, это привлечение прямых частных инвестиций во все сферы экономики. Именно поэтому мы и входим сейчас в Евразийский экономический союз. Мы сейчас замечаем, что количество заинтересованных инвесторов увеличивается. Экономика в ближайшее время будет расти за счёт привлечения инвестиций. Во-вторых, это инвестиции под гарантии правительства в инфраструктуру. Здесь выделяются энергетические и транспортные проекты. Мы уже достраиваем дороги Ош-Баткен-Исфана и Нарын-Торугарт, а также говорим о возможности реабилитации трассы из аэропорта «Манас» в Бишкек и продолжения дороги по северному берегу оз. Иссык-Куль от г. Балыкчи. Всё это масштабнейшие проекты, подразумевающие привлечение огромных ресурсов — около 5 млрд. долларов. Вот все перечисленные направления и создадут рост экономики. Очень перспективна, разумеет, горнорудная отрасль — и не только золотодобыча, но и добыча угля. Мировые цены на золото приблизились сейчас к лучшим показателям прошлого года. На следующей неделе мы ожидаем приезд делегации «Центерра Голд» для завершения очередного этапа переговоров. В случае с «Кумтором» мы говорим уже непосредственно о юридических соглашениях, в которых должна быть оптимизирована каждая запятая. К середине февраля мы надеемся представить проекты соответствующих документов в парламент.  

 

Вопрос: С каким основными рисками столкнётся наша страна в следующем году и каковы будут основные положительные сдвиги?

Дж. Оторбаев: Недавно Европейский банк реконструкции и развития пересмотрел показатели роста экономик наших соседей. Российский показатель — минус 5%, казахский — 1,5%, наш — рост 3,2%. То есть основная проблема — это ухудшения региональных экономик. Что касается надежд, то это вступление в ЕАЭС и, как следствие, резкое увеличение рынка сбыта для наших производителей. Далее, это проведение масштабных инфраструктурных проектов, а также привлечение прямых инвестиций в горнорудный сектор и сферу услуг (мы говорим о сферах строительства, транспорта, логистики, торговли, где у нас очень высокий потенциал роста). В прошлом году в Кыргызстан заехало порядка 4 млн. иностранцев, из которых 175 тысяч — из дальнего зарубежья. Это очень хороший показатель, свидетельствующий о том, что люди хотят приехать, отдохнуть, присмотреться, а возможно и осуществить какие-то бизнес-проекты. Здесь открытость нашей страны, способность быстро реагировать на обстоятельства, доброжелательность к инвесторам должна сыграть большую роль. Очень важно удержать стабильность. Когда мы излечимся от революционного синдрома, к нам придёт очень большое количество инвесторов. Если говорить о нынешней структуре внешних инвестиций, Запад к нам не испытывает пока особого интереса — кроме как в нашей горнорудной отрасли. Основные инвесторы — Россия, Китай и Казахстан. Всё это — очень динамично развивающиеся рынки.

 

Вопрос: Недавно премьер-министр Монголии обратился к своим чиновникам, чтобы они не использовали предметы роскоши. Имеет ли смысл нам бороться с этим явлением теми же методами?

Дж. Оторбаев: Я считаю, что бороться не надо. Нужно просто ввести налог на роскошь. У кого есть деньги — пусть ввозят что угодно, но и платят при этом соответствующие деньги. Мы установим специальные большие тарифы на многолитровые автомобили, ювелирные изделия, какие-то супер-особняки. Суть налогов — это перераспределение доходов от богатых к бедным. Налог на роскошь — это прямое попадание в данную цель. Я уже дал Министерству экономики поручение по введению описанного механизма, существующего, кстати, во многих странах. Сегодня в глобальном плане 1% населения планеты является обладателем половины всех земных богатств. Это несправедливая система. Хотя бы у себя в государстве нам надо сделать так, чтобы этого не было. В этой связи отмечу, что скоро внутри правительства будут презентованы новые принципы фискальной политики. Мы хотим заложить туда некоторые элементы, которые будут способствовать развитию экономики и увеличат доходную часть бюджета.

 

Вопрос: Как Вы прокомментируете инициативу Национального банка КР относительно закрытия пунктов обмена валют?

Дж. Оторбаев: В этой сфере действительно наличествует целый ряд нарушений. Часть обменных пунктов работает без лицензии, на чёрном рынке. Нацбанку необходимо навести порядок в этой сфере — в частности, увеличить штрафы за ведение незаконной деятельности. Решение будет принимать парламент. Но ещё очень важно понимать, что для рыночной экономики большая конкуренция — не помеха. Наоборот, правительство должно создавать условия для увеличения степени конкуренции на рынке. То есть монополизация сферы валютного обмена, скажем, двадцатью банками, неприемлема. Мы обязательно будем обсуждать это с Национальным банком.

 

 

POLIT.KG

Фото пресс-службы правительства КР

 

Версия для печати   |   Просмотров: 944   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты