POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Евразийская интеграция: острые углы и колоссальные возможности

10.03.2015 18:57 - Polit.kg
Евразийская интеграция: острые углы и колоссальные возможности

6 марта в стенах Кыргызско-Российского Славянского университета прошла научно-практическая конференция «Евразийская интеграция: курс на развитие», организованная фондом «Евразийцы — новая волна» и филиалом фонда «Институт Евразийских исследований» в КР. Формат мероприятия можно охарактеризовать в том числе и как первый масштабный форум сторонников евразийской линии из числа кыргыстанской молодёжи. Поделиться своими мыслями относительно актуальных интеграционных процессов собрались студенты сразу из нескольких вузов страны. Но вначале перед молодой аудиторией выступили представители госструктур, бизнес-сообщества и российские эксперты-экономисты. Представляем Вашему вниманию наиболее значимые выступления первой части. Несомненно, там нашли отражение те непростые реалии, в которых Кыргызстан движется к намеченному на май этого года вступлению в Евразийский экономический союз.

 

Данил Ибраев, зам. министра экономики КР:

- Интеграция как таковая всегда имеет положительный эффект. Но, конечно же, мы столкнёмся и с трудностями, связанными с унификацией многих вещей, новыми требованиями к товарам и услугам. Договор уже подписан, находится на стадии ратификации. Неотъемлемыми его частями должны стать два протокола, которые вы тоже скоро увидите. 

К сожалению, все двадцать лет независимости поддержка бизнеса на нашем рынка была очень небольшой. Единственное исключение — наша фискальная политика и свободное перемещение финансов. Так что существующий бизнес сделал себя сам — и надо отдать ему должное. Теперь он войдёт в конкуренцию с крупными, субсидируемыми предприятиями на территории наших стран-партнёров. Но Кыргызстан с мелкотоварностью и невысокой технологичностью своего производства всё же имеет шанс в виде четырёх свобод Евразийского экономического союза: свободы перемещения товаров, трудовых ресурсов, капиталов и услуг. Нужно понимать, что мы идём в сферу конкуренции, хотя и в дружественные страны. Придётся трудиться, потеть — и ваши глаза должны гореть!

Нашим локомотивом является сельское хозяйство. При этом мы с каждым годом теряем посевные площади: за последние годы — порядка 140 тыс. гектаров. Правильного севооборота нет. Подавляющее большинство хозяйств — мелкотоварные. Потенциал растениеводства не раскрыт.

Есть проблемы и в сфере торговли. Нет дешёвой логистики перемещения товаров. Законодательство в части стандартов, технических регламентов и других параметров, по которым наш товар мог бы считаться качественным, не исполняется. Это при том, что само сельское хозяйство у нас — одно из самых экологичных. Вот поэтому у нас отрицательный баланс экспорта-импорта.

На рынок в 6 миллионов населения крупные предприятия не зайдут. А мы хотим, чтобы здесь тоже шла индустриализация. Впрочем, есть человеческий ресурс. Да, зарплаты у нас в 3-4 раза ниже, чем у наших партнёров. В России — больше 900 долларов, в Казахстане — 700, у нас — всего 230. Это нам и в плюс, и в минус.

 

Олег Панкратов, зам. министра экономики КР:

- Таможенный союз возник не спонтанно. Хочу сказать, что Кыргызская Республика стояла у истоков этой идеи. Первый договор о таможенном союзе был подписан в1995 году, а уже в 1996-ом к нему присоединилась наша страна. К сожалению, практической реализации тот союз не обрёл. Де-юре он существовал, но де-факто — нет. Тем не менее, от самой идеи страны не отказались. И вот уже в 2000 году возникает Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — и в уставных документах этой организации  значится в качестве цели образование таможенного союза и переход в единое экономическое пространство. Учредителями ЕврАзЭС на тот момент выступили 5 стран: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан и Российская Федерация. Впоследствии, по политическим причинам, мы на время выпали из процесса, а вот Россия, Казахстан и Беларусь, наоборот, вырвались вперёд. Это и привело в 2010 году к созданию ТС.

В какой ситуации оказались мы? Практически — и это был побочный эффект нашего членства в ВТО — мы отказались от промышленного производства: осталась только лёгкая промышленность в достаточно примитивном формате. Почти вся экономика у нас была настроена на реэкспорт, но тут внешняя среда резко поменялась — и вот уже товары, которые раньше спокойно проходили на территорию Казахстана и России, уже не смогли в силу нового правового режима проходить в том же объёме. Возникли и иные барьеры — например, технические. То есть, если раньше мы достаточно дешево растаможивали китайские товары и продавали их по всему СНГ и никто никаких документов, подтверждающих безопасность этих товаров, у нас не спрашивал, то теперь всё стало по-другому: те же товары пришлось повторно растаможивать в Казахстане уже по более высокому тарифу. Плюс к этому всё ввозимое должно было соответствовать жёстким требованиям техрегламента. То есть, вне зависимости от нашей воли, надежда на реэкспорт и безболезненное продолжение старого способа хозяйствования, растаяла. Встал вопрос, как быть дальше, куда двигаться. ВВП, как известно, формируется из того, что мы потребляем и инвестируем, плюс разница между импортом и экспортом. Чтобы ВВП у нас окончательно не упал, мы должны были найти такое решение, благодаря которому смогли бы поддержать свой экспорт. Если посмотреть структуру последнего, то главная статья тут — экспорт золота (около 36% от всего экспорта). Никаких предпосылок к его потере пока нет. А вот весь остальной экспорт структурирован так: 80% его потребляется странами Таможенного союза и лишь 20% - третьими странами. То есть потеря этого рынка сбыта означает для нас крайне негативный экономический эффект. Замену этому рынку одномоментно найти, конечно же, невозможно. Правительство рассудило, что, вступив в ТС, мы эту проблему решим — причём, не закрываясь от всего остального мира: наоборот, наш экспорт в третьи страны может в итоге даже вырасти. Это было логичным решением, тем более, что за свободой передвижения товаров следовали в случае вступления ещё три другие свободы. Особенно для нашей страны актуально свободное передвижение по территории стран ТС трудовых ресурсов: наши трудовые мигранты смогут свободно устраиваться на работу в любой из стран объединения и иметь там определённые права, социальный пакет. Уже не надо будет ориентироваться на квоты, подтверждать документы об образовании и т. д.  То есть наши люди будут лучше  защищены и смогут претендовать на более квалифицированную работу. В общем, с исторической точки зрения решение правительства было однозначным: других вариантов, как нам двигаться дальше, просто нет. Ни один оппонент Таможенного союза у нас в стране уж точно не предоставил ни одного адекватного выхода из сложившейся ситуации.

 

Елена Кузьмина, зав. сектором экономического развития постсоветских стран Центра  постсоветских исследований Института экономики Российской Академии Наук:

- К сожалению, далеко не всё, что касается Таможенного союза, уяснено сегодня публикой. 29 мая 2014 года был подписан договор о создании Евразийского экономического союза. Документ этот дополняется 33-мя приложениями, определяющими все направления экономического развития данного союза. Регламентируются все отрасли: и транспорт, и макроэкономическая политика, и валютная политика, и агропромышленность, и энергетика, и трудовая миграция. На сайте Евразийской экономической комиссии программы развития изложены буквально по каждому направлению. Естественно, такое, чтобы ЕАЭС с начала 2015 года заработал в полную силу, невозможно физически: законодательство, параметры экономик во всех странах объединения разные — и их ещё нужно скоординировать. Определён срок — до 2025 года. Предусмотрены положения, касающиеся переходного периода, расписаны сроки гармонизации национальных законодательств, представлены списки чувствительных для каждой страны товаров. Например, самолётостроение сможет закупать всё необходимое по прежним правилам аж до 2017 года — это вполне оправданная практика.

По отношению к ЕАЭС наблюдается очень серьёзное внешнее противодействие: никому не хочется иметь новых конкурентов и менять правила игры. Поэтому намеренно создаются трудности для его формирования. Самая сильная атака за последнее время — это декабрьская атака на российский рубль. Очень многие западные комментаторы предрекали, что на этом процесс становления ЕАЭС завершится. Тем не менее, лидеры стран объединения высказались однозначно. Александр Лукашенко заявил: «Мы не должны загубить то образование, которому посвятили немало лет, потому что мы выстрадали этот союз и будет большим позором, если мы своими руками его угробим».

В том же ключе высказался и Нурсултан Назарбаев: «Сегодня Евразийский союз подвергается очень большому риску в связи с кризисами, но речи о том, что он не будет дальше формироваться, не идёт».

В 2014 году экономическая ситуация была достаточно сложной: во всех трёх странах произошла девальвация, увеличилась инфляция, а инвестиции несколько сократились. При этом всем было ясно, что повлияли на это скорее внешние причины, чем внутренние. В первую очередь, это падение цен на нефть и ситуация на Украине. До 2014 года она была партнёром наших стран — причём, речь шла не только о торговле товарами широкого потребления, но и о сотрудничестве в машиностроении, атомной энергетике, то есть очень серьёзных отраслях. В случае с Россией Украина вообще была крупнейшим торговым партнёром в рамках СНГ. В 2014 году сокращение товарооборота с Украиной было колоссальным: для Казахстана — 63%, для Белоруссии — 55%, для России — больше, чем на 70%. Кроме вышеперечисленного, на Россию серьёзно повлияли западные санкции. Естественно, последовало сокращения финансирования для многих программ развития: например, отодвинулась модернизация машиностроения (а это одна из главных задач ЕАЭС).

Но есть и позитивные результаты интеграционного процесса. Во-первых, выравнены в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации все таможенные тарифы. Во-вторых,упрощены процедуры на внешней границе: полностью отрегулирован электронный документооборот, декларирование грузов. Это была очень сложная работа — и она завершена. В третьих, такие свободы, как движение финансов, услуг и рабочей силы, уже координируются более чем пятьюдесятью нормативно-правовыми актами. В-четвёртых, Евразийский союз расширяется за счёт Армении и, надеюсь, Кыргызстана.

Не забывайте, что объединение существует всего четыре года — и его нельзя сравнивать с Европейским союзом, у которого за спиной — 60 лет планомерного движения. Любой союз всегда сопровождается «притиркой», поэтому всегда будет и позитив, и негатив. В нашем случае негатив — это недостаточно положительное отношение к объединению как в странах-членах, так и в странах-претендентах: везде наблюдаются внешние попытки подогреть эти настроения, а это немаловажно. Тем не менее, наши собственные социологические исследования говорят о том, что народ не обманешь и количество людей понимающих, что вместе легче преодолеть трудности и приступить к решению трудных задач, меньше 80% нигде не бывает. Другой негативный результат — это то, что одни отрасли выигрывают, а другие — проигрывают. Например, во время атаки декабря 2014 года на рубль, экономики наших стран в целом пострадали, но при этом граждане Белоруссии и Казахстана неплохо закупились и техникой, и сельхозпродукцией в российском приграничье. Это отмечал в том числе и президент Казахстана.

Национальные полномочия в ЕАЭС передаются только в сфере экономики — и то лишь частично: просто невозможно вести скоординированную экономическую политику иначе. В то же время каждая страна имеет право вето, соблюдается принцип «одна страна — один голос».

Унификация законодательства и стандартов стран-партнёров идёт медленно: жаркие споры идут не то, что по каждой отрасли, но едва ли не по каждому предприятию.Кроме того, наблюдается противоречие между политической риторикой и экономической взаимосвязанностью стран.Практически все страны бывшего Советского Союза, надо отметить, в экономическом плане взаимосвязаны — может быть, кроме прибалтийских. При том, что векторы политических предпочтений у всех разные, крупнейшим торговым партнёром для всех остаётся Россия. Для всех стран Средней Азии при этом вторым или третьим партнёром выступает Казахстан — также член Таможенного союза. Как мы видим, поменять векторы торговли оказалось для многих из нас просто невозможным. Объясняется это тем, что рынки сбыта уже давно поделены — и выйти на новый рынок почти невозможно даже с качественным товаром, который сам по себе — редкость. Поэтому надо использовать тот положительный фактор, что наши выстроенные ещё при СССР экономические связи не исчезли и продолжают работать. Разорвать их могут только военные действия, что мы и видим сегодня на примере Украины.

Позитивные возможности для Кыргызстана при вступлении в ЕАЭС велики. На первых порах, естественно, будут развиваться те отрасли, которые уже имеют наработанный потенциал: лёгкая промышленность, агропромышленный комплекс. Именно здесь возможно увеличение экспорта в Россию и Казахстан. Реэкспорт китайских товаров для Кыргызстана — это уже закрытая тема. Тем более, что часть этого потока уже перетянул на себя Казахстан. Другой плюс — свободное передвижение трудовых мигрантов.Будут признаваться все дипломы, кроме медицинских и педагогических. Ваши граждане смогут получать в случае вступления КР в ЕАЭС статус резидента: им необходимо будет только зарегистрироваться — так же, как, например, работающим в Москве жителям Тверской области РФ. При этом, вам не нужно будет уже предоставлять те документы, которые обязательны в случае с гражданами из Таджикистана и Узбекистана. Ещё один момент — это увеличение инвестиций в горную добычу, энергетику, машиностроение и лёгкую промышленность Кыргызстана.   

Конкурентные преимущества Кыргызстана — это оптимальная налоговая система (например, налог на добавленную стоимость в КР — 12%, в РФ — уже 18%, а в РК — 20%), дешёвая электроэнергия (в четыре раза дешевле, чем в Казахстане, и в шесть раз — чем в России), дешёвая рабочая сила. Что касается проблем, то это недостаточное количество лабораторий для сертификации товаров: несмотря на то, что Россия и Казахстан выделили на это специальный грант, кыргызские чиновники с созданием указанных объектов не торопятся. Причём, экспорт из вашей страны проигрывает от этого не только в рамках торговли со странами Таможенного союза, но и, например, в торговле с Саудовской Аравией. Со вступлением в ЕАЭС, расширением рынка сбыта, надо будет особенно усиленно следить за качеством товаров.

Возрождения промышленности прямо с мая этого года в Кыргызстане, конечно, не произойдёт. Как минимум, потребуется предварительно создать инфраструктуру и привлечь инвестиции. Тем не менее, перспективные отрасли для инкорпорирования в производственные цепочки ЕАЭС есть: для начала это швейная и пищевая промышленность, потом — горная добыча (отмечу, что речь идёт не о золоте, а о ряде редкоземельных металлов), металлургия, различные виды энергетики (не только гидро-). Главные проблема — разорванные между нашими предприятиями связи,  мелкотоварность производства, а также оформившаяся система неформальных платежей (взяточничество).

 

Алишер Санарбек уулу, директор Ассоциации предприятий торговли, рынков и сферы услуг:

- Всё бизнес-сообщество Кыргызстана в преддверии вступления Кыргызстана в Таможенный союз было занято проведением исследований, в том числе и совместно с правительством, просчитыванием рисков и выгод. Вопросов было очень много — и сегодня осталось немало. Но все мы пришли в итоге к единому мнению: даже если вступление в ТС — зло, то уж точно наименьшее из возможных.

Рынок «Дордой» по рейтингу журнала Forbesвходит в десятку крупнейших рынков мира. Рынок «Карасу» - крупнейший рыночный комплекс во всей Ферганской долине. Эти два объекта на протяжении более чем десятка лет формировали экономику региона. До 90% всего нашего импорта уходило в другие страны СНГ. С образованием Таможенного союза весь этот поток остановился. Наши предприниматели начали испытывать большие финансовые затруднения. В результате бюджет страны недополучил 2 млрд. сомов. Наблюдавшийся с января по май того года кризис в торговле вылился в продолжавшийся с мая по сентябрь кризис в сфере услуг, а с сентября по декабрь наблюдался уже кризис в социальной сфере. А всё потому, что большой финансовый оборот просто выпал из экономики. Это и побудило нас сделать выбор в пользу Таможенного союза.

По многим и многим позициям мы закупаемся в странах Таможенного союза, поэтому нам было бы очень невыгодно не-вступление в ТС. Тогда наша экономика потерпела бы крах. Поэтому всё-таки хорошо, что выбор сделан. Но теперь надо озаботиться тем, чтобы наша экономика была конкурентоспособна, чтобы наши товары и услуги были сопоставимы с уже представленными на рынке Таможенного союза. Мы понимаем, что практически все ниши там заняты уже настолько плотно, что нам стоит думать о наукоёмких, инновационных отраслях.

 

Никита Мендкович, эксперт Российского совета по международным делам:

- Здесь уже неоднократно поднимался вопрос о том, что во многом кыргызстанская экономика была ориентирована до недавнего времени на реэкспорт. К лучшему ли это, к худшему, но эти времена ушли — причём, даже без учёта Таможенного союза. Просто экспортные потоки из Китая переориентировались на Казахстан. Тот умело оттягивает этот поток в силу развивающейся дорожной инфраструктуры. Кыргызстан по-любому остаётся на периферии. Что же вам остаётся? Экспорт золота актуален, но не в формате ЕАЭС: вступление туда, конечно, не остановит золотой экспорт из Кыргызстана, но, например, Россия тоже немало золота производит. На одном этом металле свет клином не сошёлся. Рынку ЕАЭС КР может предложить аграрную продукцию. Проблема в том, что нет должной её  сертификации. Кыргызстан не может зачастую предоставить хоть какие-то справки. Сейчас данная проблема решается комплексно: союзники по ТС выделяют КР средства на создание целой фитосанитарной сети. Это позволяет надеяться на то, что минимум документальное сопровождение всё же появится.Говорю как экономист: российский рынок, а особенно его продовольственный сегмент, — довольно ёмкий. Мы уже наблюдали такое: когда казалось, что места для импорта из ряда стран ближнего зарубежья не хватит, место это всё-таки находилось: недавно к нам стали снова поставлять грузинское вино, и грузинские минводы. Это при том, что аналогичные товары поставляет и Армения. То есть рынок продемонстрировал изрядную растяжимость. Поэтому есть все основания полагать, что если начнётся сертифицированный экспорт мяса и молока в Россию из Кыргызстана, место ему найдётся — тем более, что сейчас у нас поднимаются вопросы продовольственной безопасности, а с этой точки зрения покупать продовольствие нам лучше у стран-союзников. Очень выгодно в России можно продавать вашу фасоль — в некоторых областях РФ она пойдёт даже с двойной наценкой. Главное — обеспечить централизованную закупку на территории республики. В этой связи актуальной задачей становится использование капиталов, высвобождаемых из сферы реэкспорта, для создания акционерных обществ, которые могли бы заниматься и производством агропродукции, и её хранением, и её продажей. Определённые перспективы есть в лёгкой промышленности. Вряд ли сразу удастся построить какие-то гиганты (страна сталкивается с дефицитом и рабочей силы, и инженерных кадров), но работа с цехами вполне возможна. Так или иначе, Россия намерена выделять своему союзнику определённые средства для субсидирования экономики с той целью, чтобы на российский рынок поставлялись нужные товары. Проблема в эффективном освоении этих средств кыргызской стороной. Все наслышаны о коррупции, нецелевых тратах и затягивании процессов. ЕАЭС открывает перед вашей страной большие возможности, но это именно возможности, которые надо ещё суметь использовать. Важно их не проспать. Мяч на вашей стороне — стороне кыргызского общества, а отнюдь не чиновников. Это так хотя бы потому, что скоро выборы — и именно вам решать, кто в дальнейшем воспользуется появившимся шансом на развитие к вашей общей выгоде.

 

 

POLIT.KG

Фото: «Евразийцы — новая волна», enw-fond.ru

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1476   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная