POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Дата полноценного вступления Кыргызстана в ЕАЭС отодвигается на неопределённый срок

23.05.2015 02:29 - Polit.kg
Дата полноценного вступления Кыргызстана в ЕАЭС отодвигается на неопределённый срок

На прошлой неделе в Бишкеке под эгидой Агентства по продвижению инвестиций при Министерстве экономики КР и представительства Американской торговой палаты в КР состоялся международный форум «Бизнес и ЕАЭС: вызовы и перспективы». Предприниматели Кыргызстана, включая крупный бизнес, не преминули воспользоваться возможностью напрямую задать волнующие их вопросы непосредственно представителям Минэкономики КР и Евразийской экономической комиссии. Впрочем, уже многие из напрашивавшихся вопросов были раскрыты в ходе выступлений. Некоторые из последних мы и представляем Вашему вниманию. Информация, которая содержится там, несомненно окажется полезной для тех, кто привык просчитывать ситуацию наперёд и желает знать о всех преимуществах переходного периода, готового начаться сразу после вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз. 

 

Олег Панкратов, министр экономики КР:

- Кыргызстан был сторонником интеграции с самого начала. В 1995 году мы были участниками первого соглашения о таможенном союзе, которое было подписано, но не нашло практической реализации. В 2000 году мы выступили как одни из организаторов Евразийского экономического сообщества, цель которого была в переходе к более высоким ступеням интеграции. Все эти задумки были реализованы. Единое экономическое пространство было создано вначале тремя государствами, потом к нему присоединилась Республика Армения, а 23 декабря 2014 года был подписан основной договор о присоединении Кыргызстана к Таможенному союзу. 8 мая были подписаны три протокола (один — технический, два — содержательных), которые определяют переходные положения для поэтапного вхождения КР в Таможенный союз. После их ратификации мы станем полноправными членами объединения, но какие-то болевые моменты будут сглаживаться — для этого мы предусмотрели определённые меры. Один из самых важных моментов — изъятие из единого таможенного тарифа 166 товарных позиций. Очень больной вопрос для наших производственников — это технические регламенты. Сроки внедрения последних для КР — от 6 до 36 месяцев, то есть в этот период можно будет ещё ориентироваться на технические регламенты Кыргызской Республики.

Переговоры шли достаточно сложно,  но задача, поставленная президентом КР,  учесть все риски переходного периода была реализована. Сейчас многих волнует вопрос по срокам присоединения. Тут всё зависит от того, как быстро будет ратифицирован договор. По его условиям он вступит силу после того, как это сделают все пять стран — участники договора.

 

Алексей Чепа, заместитель председателя Комитета по науке и наукоёмким технологиям Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

- В конце прошлого года Кыргызской Республикой было принято историческое решение о присоединении КР к ЕАЭС. Этот шаг, несомненно, позволит существенно улучшить экономическую ситуацию в стране. По имеющимся оценкам, оно положительным образом скажется на производстве и экспорте сельхозпродукции, текстильных изделий, стройматериалов и многих других товаров, производимых в республике. Это создаст условия для увеличения экспортного потенциала КР на 20-25% и соответствующего прироста ВВП. Расширение рынка сбыта кыргызских товаров на единой таможенной территории создаст стимулы для долгосрочных инвестиций в экономику КР, в особенности в энергетику, лёгкую промышленность, агропромышленный комплекс, транспортно-логистическую инфраструктуру. Это позволит существенно увеличить доходы госбюджета, которые только от взимания НДС и ввозных таможенных пошлин вырастут примерно в полтора раза. Наряду с ростом производства и доходов позитивные изменения для экономики и бюджетной сферы Кыргызстана будут иметь место существенное улучшение положения трудовых мигрантов, пребывающих в странах таможенного союза, облегчение транспортного сообщения, расширение притока капитала. Несмотря на небольшой вес кыргызской экономики в Таможенном союзе, её присоединение будет иметь большое геополитическое значение и станет важной вехой в развитии евразийской интеграции.

 

Усен Усупов, постоянный представитель Кыргызстана при Евразийской экономической комиссии:

- Переговорный процесс действительно был очень сложным — и вёлся он с 2011 года. Теперь, после подписания последних двух протоколов, поставлена последняя точка отсчёта в проведении внутригосударственных процедур. Осталось принять проект закона по ратификации этих протоколов и самого договора о присоединении к ЕАЭС с последующим  вынесением его на рассмотрение Жогорку Кенеша КР. С ратификацией договора впоследствии всеми странами Союза договор вступит в силу. По времени это июнь-июль: всё зависит от того, как всё пройдёт в других странах. Делегация Евразийской экономической комиссии уже проверяла готовность наших служб к открытию таможенной границы на кыргызско-казахстанском участке. В мае-июне ожидается вторая такая миссия. Наша готовность на сегодня — 80-90%. Завезено оборудование для оснащения первых пунктов пропуска, в том числе на воздушных границах. Процесс подготовки должен завершиться в ближайшие дни.

 

Дмитрий Авдонин, советник Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии:

- В ходе совместной работы по присоединению КР к ЕАЭС от Кыргызской Республики поступило предложение установить особые сроки выполнения условий таможенного законодательства для отдельных категорий лиц и товаров, а также уделить особое внимание таможенным пошлинам на ввоз физическими лицами автомобилей. В этой связи потребовалось создание системы временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории. Практика их установления существовала и ранее. Те товары, которые будут выпущены с применением ставок ввозных таможенных пошлин меньших, чем предусмотренные единым таможенным тарифом, не смогут обращаться на единой таможенной территории Союза, будут считаться условно выпущенными и использоваться только на территории того государства, где было принято решение об их выпуске. Это объективное требование. Свободное обращение товаров на единой таможенной территории обусловлено тем, что при их выпуске ввозная таможенная пошлина распределяется между государствами-членами в определённом процентном соотношении, а при особых ставках часть таможенной пошлины будет недополучена. По этой причине, а также для исключения возможной недобросовестной конкуренции такие товары не смогут вывозиться и использоваться для потребления в других государствах-членах ЕАЭС. Несмотря на то, что срок переходного периода в случае с Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан составлял 6 месяцев, в случае с лицами, осуществляющими таможенную деятельность в Кыргызской Республике отмечена необходимость установить более длительные сроки перехода. Некоторым из вышеуказанных лиц разрешено осуществлять свою деятельность как раньше ещё полтора года со дня вступления в силу договора о присоединении — на основании выданных ранее разрешительных документов. Предусмотрены и дополнительные положения о статусе автомобилей для личного пользования - всё это достаточно подробно расписано в протоколе к договору. Вы сможете ознакомиться с ним после его публикации. Важно ещё раз уяснить, что транспортные средства, выпущенные по прежним ставкам таможенных пошлин, смогут быть использованы только в Кыргызской Республике. Что касается лиц, в отношении которых предусмотрена возможность в течение определённого периода осуществлять свою деятельность в прежнем формате, речь идёт прежде всего о таможенных брокерах, владельцах складов временного хранения и таможенных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли.

Плюсов для бизнеса  в присоединении КР к ЕАЭС немало. Первое преимущество — свободное перемещение товаров во взаимной торговле между государствами-членами Союза.  Например, в аэропортах, открытых для международного сообщения, в их отношении будет отменён таможенный контроль. Второе преимущество — это ускорение и упрощение таможенного оформления и таможенного контроля, обеспечение большей прозрачности во внешнеэкономической деятельности благодаря применению новых технологий и новых подходов таможенных органов. В ближайшей перспективе — автоматический выпуск товаров инновационной системой таможенного органа без участия должностного лица и перенос акцента с этапа оформления на этап после выпуска товаров. Это будет означать меньший простой на границе. Третье преимущество: с присоединением к Союзу в КР появится новый институт — Уполномоченный экономический оператор. Для юридических лиц, которые получат такой статус, предусмотрены специальные упрощения — например, выпуск товаров до подачи таможенной декларации. Перечень таких упрощений будет в ближайшее время значительно расширен. Ожидается включение в него и возможности удалённого выпуска товаров.

Влияние национального таможенного законодательства в ЕАЭС сейчас сводится к минимуму. Идёт подготовка нового единого Таможенного Кодекса. Эта работа уже практически завершена. Перед экспертами при подготовке этого документа ставились такие задачи, как систематизация и кодификация действующего таможенного законодательства, модернизация таможенного регулирования с учётом современного уровня развития информационных технологий, сокращение национального сегмента таможенного регулирования, учёт положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, взятых в рамках ВТО, устранение правовых коллизий действующего Таможенного Кодекса Таможенного Союза. Новые подходы, которые нашли отражение в проекте ТК ЕАЭС — это:

- использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров;

- оптимизация предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Союза;

- приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в определённых случаях;

- возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров автоматически, информационными системами таможенных органов;

- оптимизация сведений, подлежащих указанию в декларации на товары и транзитной декларации на товары и транзитной декларации;

- возможность подачи декларации на товары без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;

- унификация особенностей таможенного декларирования товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде;

- определение особого порядка декларирования экспресс-грузов, перемещаемых экспресс-перевозчиком;

-  совершенствование института уполномоченных экономических операторов.

 

Нурлан Тоотаев, начальник Управления методологической работы Государственной Таможенной Службы КР:

Из Дорожной карты, принятие которой предшествовало подписанию Договора о присоединении к ЕАЭС, следовали такие мероприятие, как приведение национального таможенного законодательства в соответствие с законодательством Таможенного союза, приведение в соответствие информационных технологий и систем, а также пунктов пропуска. Был разработан ряд нормативно-правовых актов, в частности Закон КР «О таможенном регулировании». 25 подзаконных актов были признаны утратившими силу. Были внесены поправки в ряд других законов. Все они на сегодняшний день приняты парламентом и вступят в силу после ратификации Договора о присоединении КР к ЕАЭС.

В основном новое таможенное законодательство разработано на основе отсылочных норм законодательства Таможенного Союза. Существующие таможенные процедуры почти соответствуют единым правилам ЕАЭС. Исключение составляют лишь нормы, касающиеся применений транзитной декларации, некоторых вопросов классификации товаров, а также терминологии.

Что касается информационных технологий, то главный аспект тут — обмен информацией как с таможенными службами государств-членов ЕАЭС, так и с некоторыми органами (налоговыми, транспортными, пограничными, осуществляющими фитосанитарный контроль) непосредственно в республике.

Согласно Дорожной карте, предусматривалось создание 12 пунктов пропуска, включая четырёх железнодорожных, и двух авиационных. Все необходимые мероприятия на сегодняшний день выполнены. Проведены две оценки — со стороны Евразийской экономической комиссии и со стороны таможенных служб государств-участников ЕАЭС. Осталось лишь проведение внутригосударственных процедур всеми сторонами, участвующими в процессе, а также уведомление об этом депозитария.

Согласно переходным положениям в сфере оказания таможенных услуг, всем участникам предоставляется право в течение 18 месяцев с момента вступления договора о присоединении в силу осуществлять свою деятельность по нормам, включённым в соответствующий реестр. Появляются новые виды околотаможенных услуг: уполномоченный экономический оператор, таможенный перевозчик и владелец свободных складов.

В отношении иностранных товаров, которые будут ввозиться из стран, не являющихся членами ЕАЭС, правила Союза будут применяться уже с даты вступления в силу договора о присоединении. С этого же дня прекращается таможенный контроль в отношении товаров из России, Белоруссии, Казахстана и Армении.

 Есть, конечно, товары, к которым в переходные период применены более низкие ставки, нежели предусматриваемые единым законодательством таможенного союза. Подлежать использованию они будут только на территории КР. В случае отчуждения станет необходимой доплата разницы от единого таможенного тарифа. В отношении автотранспорта  предусматривается применение действующих таможенных ставок Кыргызстана в течение пяти лет. По истечении этого периода уже попавшие товары данной категории будут автоматически признаны товарами таможенного союза и смогут обращаться на территории ЕАЭС свободно.

 

Римма Киселёва, Управление по присоединению КР к ТТС Министерства экономики КР:

- Дорожные карты по присоединению к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству стали основой для внесения изменений в законодательство Кыргызской Республики. В рамках этой деятельности было принято 26 законов и 21 постановление правительства. Процесс унификации законодательства продолжается: после присоединения начнётся его второй этап. Также карты подразумевали инфраструктурные мероприятия, связанные с оснащением пунктов пропуска, модернизацией лабораторной базы и структуры таможенного контроля в целом. Эти мероприятия проходят сейчас при поддержке Российской Федерации, которая выделила грантовые средства в размере 200 млн. долларов США. Прорабатывается также вопрос о выделении помощи в размере 100 млн. долларов со стороны Республики Казахстан. Кроме того в мае было подписано соглашение с РФ, подразумевающее создание Кыргызско-Российского фонда развития с капиталом в 1 млрд. долларов.

Договор о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС, подписанный 23 декабря прошлого года, определяет нормативы распределения доходов от взимания таможенных пошлин (1,9%). Содержит он и положения, предусматривающие отмену таможенного, санитарного и ветеринарного контроля на кыргызско-казахстанском участке таможенной границы. В приложениях к договору, подписанных 8 мая, содержатся основные условия и переходные положения. В первый протокол вошли редакционные изменения, которые вносятся в законодательство Евразийского экономического союза в связи с нашим присоединением. Речь идёт, например, о перечне ограничений по услугам, существующим в настоящее время в Кыргызской Республике, включая финансовые. Есть изъятия по промышленным субсидиям, куда относятся свободные экономические зоны. 

В новом для республике режиме свободных складов будут в скором времени работать уже шесть предприятий КР — такое их участие также зафиксировано в протоколе.

Второй протокол содержит больше подробностей, касающихся условий присоединения к ЕАЭС. Вплоть до 1 января 2020 года будет действовать наше таможенное законодательство в отношении, например, личного автотранспорта для физических лиц. Также вводится положение по беспошлинному ввозу в течение 5 лет сахар-сырца (тростникового) для промышленной переработки на территории КР. Будут существовать льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (освобождение либо применение более низких ставок) согласно международным договорам Кыргызской Республики, подписанным до 1 апреля сего года. Это, кстати, был один из тех принципиальных вопросов, что всё-таки был разрешён 8 мая при подписании протоколов в Москве. Также подразумевается беспошлинный ввоз вертолётов и самолётов для международных перевозок до 31 декабря 2022 года. Существуют и переходные периоды, касающиеся применения технических регламентов, а также переходные периоды от 18 до 24 месяцев в сфере регулирования конкурентной политики естественных монополий: в части энергетики, железнодорожного транспорта, госзакупок и интеллектуальной собственности. Прилагается к протоколу и перечень изъятий, состоящий из 166 товарных позиций, отработанных в непосредственном контакте с бизнес-средой. Все ассоциации защищали свои права — и в итоге было отобрано то, что действительно необходимо для защиты отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства. Если говорить о промышленном, в список вошли материалы для предприятий машиностроения, взрывчатые вещества, изделия из пластмассы, пищевые красители, тепловые насосы, прессы, станки, - в целом 64 товарные позиции. В сфере сельского хозяйства это 25 позиций: семенной фонд, корма для рыб, гербициды, ветеринарные вакцины, пресс-подборщики, сельхозоборудование, машины для уборки, холодильное оборудование и теплицы. В сфере автотранспорта — 35 позиций, включая тракторы, комбайны. Здравоохранение — 42 позиции: в основном вакцины и лекарства. На все эти товары в течение 5 лет будет распространяться беспошлинная ставка либо ставка, уже действующая в КР.

Вступая в ЕАЭС, Кыргызская Республика ни в коей мере не изолируется от других стран мира. Наше присоединение не затрагивает суверенных прав. Соглашение о зоне свободной торговли внутри СНГ продолжит своё действие — и действующий режим сохранится за исключением некоторых изъятий, касающихся, прежде всего, импорта из Украины (в основном это сахар). КР сохраняет членство во Всемирной торговой организации и будет соблюдать свои обязательства перед ней. Мы уже уведомили ВТО о подписании договора о присоединении к ЕАЭС. Был подан нами и соответствующий материал по изменению таможенных тарифов. Скоро от стран-партнёров по организации должно последовать предложение по ведению переговоров. Отмечу, что договорно-правовая база ЕАЭС изначально строилась с учётом норм ВТО и никто не отнимает у членов ВТО права вступать в другие таможенные союзы.

В руках государства находятся рычаги по развитию бизнеса. Мы сами можем создавать налоговое, инвестиционное законодательство, внедрять акты, касающиеся развития предпринимательства и сферы услуг, чтобы создать для себя возможности для конкуренции.

 

Мукай Кадыркулов, министр Евразийской экономической комиссии:

- Дата отсечения льготных поставок по международным договорам КР была по нашей просьбе отодвинута с 1 января (как планировалось вначале) на 1 апреля 2015 года. Так что были охвачены важные для нас инфраструктурные проекты, связанные со строительством дорог и реабилитацией ТЭЦ.

Освобождение от уплаты пошлин законодательство ЕАЭС подразумевает в случае товаров, представляющих собой грантовую помощь и товаров, получаемых по международным договорам. Так что после нашего присоединения будет действовать тот же режим в отношении этих товаров, что и сейчас — правда, с учётом того, что использование таких товаров будет возможным только в самой республике.

Относительно аудита ветеринарных норм, наши партнёры по Евразийскому экономическому союзу также проявили понимание. Будут оснащены две лаборатории с модулями санитарного и ветеринарного контроля: в Бишкеке и Оше. По этому поводу также были подписаны соглашения с Российской Федерацией. Уже идёт поставка оборудования.  

Режим свободных складов в действующем законодательстве КР не предусмотрен. В рамках нашего присоединения к ЕАЭС данной функции посвящено целое соглашение. Суть же её в том, что иностранные товары, ввозимые на территорию свободного склада, освобождаются от уплаты таможенных пошлин. При этом с ними разрешается производить технологические процессы. То есть то, что было завезено под одним кодом, потом может получить другой код — код кыргызского товара. Такая процедура будет возможна вплоть до 1 января 2017 года и воспользоваться ей решили уже компании «Алтын Ажыдаар», «CocaColaBishkekBottlers», «Илбирс», «Авиньон», «Шёлковый путь» и «Ренессанс». Только они посчитали целесообразным воспользоваться данной опцией.   

 

POLIT.KG  (текстовой вариант выступлений составлен на основе видео-записи, фрагменты которой также размещены на нашем портале  в папке «Видео».

Версия для печати   |   Просмотров: 1385   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная