POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Пятница, 19 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Представитель Евразийской экономической комиссии: «Бизнес КР ощутит перемены в техническим регулировании только через 4 года»

23.05.2015 10:20 - Polit.kg

Одним из вопросов, обсуждавшихся на форуме «Бизнес и ЕАЭС: вызовы и перспективы», что прошёл 13 мая в Бишкеке, был вопрос, связанный с техническим регулированием внутри Евразийского экономического союза, а конкретно с адаптацией Кыргызстана к единым техническим регламентам ЕАЭС. 


Илья Новиков, заместитель начальника отдела координации в области оценки соответствия и аккредитации Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии:

Ответы на вопросы технического регулирования следует искать в тексте договора — этому посвящён целый раздел (десятый) и три приложения (9. 10, 11). Изложенный там подход был выработан в ходе обсуждения, начавшегося ещё до образования Евразийского экономического союза. Сам договор предполагает разработку ещё трёх международных соглашений в области технического регулирования. Это соглашение, связанное с гармонизацией законодательств государств-членов в области контроля и надзора, соглашение об общей безопасности продукции и, наконец, соглашение об устранении технических барьеров в торговле с третьими по отношению к союзу странами: тут как раз будет рассматриваться волнующий всех вопрос о взаимном признании оценок соответствия. Тексты соглашений находятся пока в разработке Евразийской экономической комиссии. Вместе с этим предполагается разработка «документов второго уровня»: в основном это документы по обеспечению единства измерений и правил проверки. В общем, работа предстоит довольно обширная.

Договор, который мы имеем сегодня, предполагает наличие единого перечня продукции. Это наш базовый документ. Работа с ним предполагает разработку технических регламентов как главного продукта технического регулирования. На этот день принято уже 35 регламентов, 34 из которых (за исключением регламента по безопасности табака) уже вступили в силу. Закрывают они довольно широкий спектр продукции.

Логика стандартизации, которой руководствуемся мы, - та же, что и в Европейском союзе: каждый технический регламент сопровождает два перечня стандартов. Один — с требованиями к продукции, другой — содержащий правила и методы её испытания.

Сегодня существует 25 программ межгосударственной стандартизации, в рамках которых наилучшие стандарты внутри Союза трансформируются, чтобы заменить соответствующие национальные стандарты. Кроме того существует уже много единых форм об оценке соответствия. Есть типовые схемы и всем уже знакомый единый знак обращения на рынке — EAC.

Генеральная задача, которую решает договор в части технического регулирования, - это задача на всей территории Союза установить единые обязательные требования к продукции и единые формы оценки соответствия, чтобы продукция могла свободно обращаться на рынке.

В договоре есть очень важная норма, которая говорит о том, что государства-члены Союза, разрабатывают технические регламенты ЕАЭС исключительно в отношении продукции, включённой в единый перечень. Ни одно государство не может устанавливать свои требования в одностороннем порядке. Эта норма включена для того, чтобы избежать возникновения технических барьеров внутри Союза. Сегодня в этом списке 66 позиций, и это такие широкие группировки, как низковольтное оборудование, мебельная продукция, продукция, предназначенная для детей и подростков и т. д. Примерно 60% позиций перечня уже покрыто регламентами. Сегодня Комиссия подготавливает проект порядка формирования и ведения этого единого перечня. Там будет определено, в связи с какими критериями продукция может попадать в перечень или, наоборот, исключаться из него. Список этот — живой: никто не говорил, что он будет таким, как он есть, всегда. Если вдруг КР захочется дополнить его ещё одной позицией, то это будет вполне возможно. Есть регламенты, которые работают уже с 2012 года (например, техрегламент безопасности упаковки и безопасности продукции лёгкой промышленности). С 2013 года действует большой блок, касающийся безопасности пищевой продукции. В 2014-ом было принято ещё 10 регламентов, а в текущем году — ещё три, включая отдельно стоящий  техрегламент о безопасности колёсных транспортных средств, содержащий почти 400 страниц обязательных требований. В самом скором времени ожидается техрегламент по табачной продукции — он, кстати, станет первым, по которому процедура приняимя для Кыргызстана будет той же, что и для всех остальных государств-членов. Синтетические средства, безопасность лако-красочных материалов, удобрения, вопросы строительных регламентов (безопасность сооружений), алкогольная продукция, - работа над этими регламентами ещё впереди.

В технических регламентах устанавливается минимально необходимая совокупность требований, необходимых для обеспечения её безопасности. Существуют дорыночные способы оценки соответствия — например, сертификация и декларирование. В регламентах Союза она применяются чаще других. Заявителем может быть только лицо, зарегистрированное на территории государства-члена Союза. Иностранный изготовитель заявителем быть напрямую не может. Утверждены типовые схемы оценки соответствия — 9 схем сертификации и 6 схем декларирования. Конкретные формы и схемы в каждом отдельном случае определяются техническими регламентами. Декларация соответствия — это документ, в котором ответственность за соответствие регламенту берёт на себя сам заявитель, то есть производитель продукции, а сертификат — это документ органа по сертификации. Обе процедуры заканчиваются получение документа, который должен быть оформлен по единой форме, дающей право свободно обращать продукцию по всей территории ЕАЭС и маркировать её единым знаком обращения. Если на тот или иной вид продукции распространяется два и больше техрегламента, то для получения этого документа нужно выявить соответствие им всем. Работу по оценке соответствия проводят аккредитованные органы, включённые в единый реестр Союза. Сегодня усилиями четырёх стран этот реестр насчитывает 905 органов по сертификации и 2091 испытательную лабораторию. Одной из первоочередных задач Кыргызстана после вступления станет формирование собственной части этого реестра, чтобы у вас тоже была возможность получать все необходимые документы.

Сама аккредитации осуществляется на национальном уровне. На наднациональном определены только общие принципы — например, то, что органы по аккредитации не должны конкурировать друг с другом, а должны осуществлять взаимные сравнительные оценки для достижения равнозначности применяемых ими процедур. Были прецеденты, когда оказывалось, что нужной лаборатории или органа внутри страны-члена не оказывалось и были попытки выставить в связи с этим Комиссию не в лучшем свете. Но на самом деле Комиссия к задаче формирования пула необходимых центров отношения не имеет. В случае с Кыргызстаном сейчас ведётся большая работа по поддержке в создании новых испытательных мощностей и формирования способности самостоятельно закрывать все эти потребности.

Впоследствии декларирование должно стать приоритетной формой подтверждения соответствия. 76-ым решением Комиссии утверждён порядок декларирования. Там есть два пути: традиционный (регистрация декларации в органе по сертификации) и инновационный (когда государство уполномачивает особый орган  или организацию, которая будет этим заниматься). Примером второго является делегирование этой функции в Российской Федерации Федеральной службе по аккредитации, занимающейся в том числе и онлайн-декларированием. То есть процесс заметно упрощается.

Технический регламент — документ прямого действия: для его применения не нужны никакие национальные акты. Если даже сохраняются какие-то дублирующие нормы на уровне отдельного государства, то они утрачивают свою силу после вступления единого регламента.

Кыргызской Республике удалось отстоять даже более выгодные условия перехода, чем это было в случае с Арменией. Из 34 уже принятых Союзом регламентов всего 13 вступят здесь в силу спустя 6 месяцев после присоединения. В остальном предусмотрены более длительные сроки: от 12 до 48 месяцев. При этом буквально по каждому регламенту будет возможность в течение года с момента его принятия применять национальное законодательство. То есть почувствовать новизну по большинству регламентов вы сможете не ранее, чем через 4-5 лет. Это позволит КР сформировать требуемую испытательную базу, а кыргызскому бизнесу — максимально комфортно перестроиться.

Когда в ближайшее время мы получим уведомления о ратификации, нужно будет решить три основные задачи: 1) формирование национальной части реестра органов по оценке соответствия Кыргызской Республики, 2) утверждение акта, который установит те самые переходные положения, 3) дать кандидатуры от КР для участия в порядка 15 рабочих группах и консультативных комитетах, что имеются сегодня, дабы республика смогла принимать активное участие в работе над международными договорами наравне со всеми. Есть формат бизнес-диалога, по которому министры на регулярной основе встречаются с представителями самых крупных бизнес-ассоциаций государств-членов. Но помимо этого на пути принятия любого акта Евразийской экономической комиссии у любого бизнесмена, подключённого к интернету, есть масса возможностей поучаствовать. Каждый акт проходит обязательную процедуру оценки регулирующего воздействия, в рамках которой ведётся публичное обсуждение проекта — и у всех заинтересованных лиц есть возможность дистанционно дать высказать свои замечания и предложения. У департамента-разработчика есть обязанность включать в сводную таблицу отзывов все поступающие отзывы.

После присоединения у каждого хозяйствующего субъекта будет выбор: продолжать ли действовать по национальному сертификату или переходить на стандарты ЕАЭС. Продукция, сертифицированная по прежним правилам не сможет свободно обращаться на территории Союза, только в самой республике. Практика Евразийского экономического союза показала, что лучше с самого начала переходить на единые стандарты.

 

Бакытбек Шабданов, начальник отдела регулирования систем оценки соответствия Министерства экономики КР:

Через 6 месяцев, согласно подписанному недавно протоколу, нами будут приняты следующие технические регламенты:

1)      О безопасности низковольтного оборудования;

2)      О безопасности парфюмерно-косметической продукции;

3)      О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе;

4)      Безопасность автомобильных дорог;

5)      О безопасности зерна;

6)      О безопасности колёсных транспортных средств;

7)      О безопасности средств индивидуальной защиты;

8)      Электромагнитная совместимость технических средств;

9)      О безопасности маломерных судов;

10)  О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям;

11)  О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением.

12)  Технический регламент на табачную продукцию.

Лишь один вступит в силу через 48 месяцев — по бензину. Сейчас министерством планируется провести вместе с экспертами ЕЭК семинары по каждому из техрегламентов в Бишкеке, Нарыне, Оше, Джалал-Абаде и на Иссык-Куле.

Декларация соответствия на сегодняшний день может быть получена только в одном уполномоченном органе — Департаменте профилактики заболеваний Госсанэпиднадзора. Но согласно подготовленному нами проекту решения правительства, эта функция будет отдана органам по сертификации. Сертификация там будет осуществляться пока на платной основе.

Утверждён план мероприятий, где расписано, какой госорган отвечает за внедрение каждого из 34-ёх принятых регламентов и последующий надзор.

Горизонтальный техрегламент подразумевает соответствие сразу нескольким техрегламентам: например, безопасности пищевой продукции, безопасности молока и молочной продукции, маркировки пищевой продукции и требований к упаковке.

Сертификат соответствия будет выдавать Национальный центр по аккредитации. Форма декларации доступна в интернете. Органов сертификации на сегодня тринадцать, идут корректирующие мероприятия, которые планируется завершить до конца июня: в итоге останется, скорее всего, 2-3 органа. Включение в национальную часть реестра испытательных лабораторий — также одна из главных задач на сегодняшний день. Сегодня в нём 17 лабораторий. Пока эти органы не покрывают тот функциональный объём, который требуют техрегламенты ЕАЭС, так что, возможно, первое время кому-то придётся обращаться для проведения испытаний в Казахстан.

Все технические регламенты выложены на сайта Евразийской экономической комиссии. Бизнесменам следует для начала самостоятельно их изучить. Для этого есть время, ведь национальные правила декларирования будут действовать до самого конца 2018 года.

 

POLIT.KG


Версия для печати   |   Просмотров: 955   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты