Error 404.
Ошибка данной страницы не существует!
Вернуться на главную страницу
Для поиска нужной информации Вы также можете воспользоваться поиском:
29.05.2015 14:05 - Polit.kg
Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев
подписал Указ “О 100-летии трагических событий 1916 года”.
В Указе Главы государства отмечается, что национально-освободительное
восстание кыргызского народаи последовавшая за ним трагедия 1916
года, сохранившаяся в памяти народа, как «Үркүн» (Великий
Исход), должны занимать особое место в истории Кыргызстана. Но, несмотря на то, что после событий минуло целое
столетие, общество продолжает нуждаться в объективной исторической оценке причин
и последствий произошедшего.
Борьба
крупных мировых держав за передел мира в начале ХХ века отразилась на положении
кыргызов и других народов Туркестанского края. Жесткая колониальная политика Российской
империи усугублялась злоупотреблениями царских чиновников и местных элит.
Земельная политика переселенческого управления Туркестанского края была, по
сути, направлена на расчистку земли для колонизации и стала глубинной социально-экономической
причиной событий 1916 года.
С началом
Первой мировой войны недовольство царской политикой вызвало усиление национально-освободительного
движения. Царский указ о мобилизации коренного населения Туркестанского края на
военно-тыловые работы стал непосредственным поводом для массовых протестов. Первые
волнения произошли 4 июля 1916 года в г. Ходженте с участием таджиков, кыргызов,
узбеков и других местных жителей Ферганской долины. Локальные столкновения в
разных населенных пунктах вскоре охватили весь Туркестанский край. В результате
пострадали коренные жители и русские переселенцы.
Массовые волнения в Кыргызстане приняли
характер восстания, причем не против русского народа, а против царского
колониализма. Выступления кыргызов были поддержаны представителями других
этносов. В Прииссыккулье отмечались случаи, когда русские крестьяне открывали
огонь против царских войск.
Восстание было жестоко подавлено
карательными отрядами по всей территории Туркестанского края. Особую жестокость
они проявили в Семиреченской области. В поисках спасения значительная часть
кыргызов, проживавших на современной территории Иссык-Кульской, Нарынской и
Чуйской областей вынуждена была бежать в Китай. Беженцев преследовали. Сотни
тысяч людей погибли, в том числе от голода и холода. В результате трагических
событий, по оценкам отечественных историков, численность местного населения на
этих территориях сократилась более чем на 40%. Останки многих погибших на
труднодоступных горных перевалах остаются не захороненными до настоящего
времени.
Положить конец трагедии удалось благодаря активному вмешательству
прогрессивных сил самой России. Ситуация в Туркестанском крае была рассмотрена
Государственной думой Российской империи. В регион была отправлена созданная депутатами
комиссия во главе с Александром Керенским. По результатам работы комиссии проводимая колониальная политика в регионе была подвергнута жесткой критике. Озвученная А. Керенским в Государственной
думе 15 декабря 1916 года информация о действиях карательных отрядов вызвала
бурю возмущения у депутатов. Парламентарии оценили их как преступление, за
которое виновные во главе с императором Николаем IIдолжны понести наказание. Большая часть политической элиты
царской России поддержала выводы комиссии А. Керенского.
Февральская и Октябрьская революции 1917
года кардинально изменили положение кыргызов. После установления советской
власти избежавшим гибели беженцам были созданы условия для возвращения из Китая
в Кыргызстан.
В отличие от царского самодержавия советская
власть смогла обеспечить перспективы национального развития кыргызов и других народов
Туркестана. С образованием Кара-Кыргызской
автономной области в 1924 году была заложена основа для возрождения кыргызской
государственности. Произошла модернизация образа жизни населения. Направленные
из центра специалисты существенно помогли в проведении индустриализации и
культурной революции. Если до советской власти в числе местного населения
грамотные составляли около 1%, то уже через 20 лет их число увеличилось до 70%.
В Кыргызстане появилось профессиональное искусство, развитие кыргызского языка
и культуры вышло на новый высокий уровень.
Показателем
изменившегося восприятия народом Кыргызстана кардинальных изменений в национальной политике
является вклад кыргызстанцев в победу во Второй мировой войне. На фронт ушло
около 365 тысяч человек, многие из них – добровольцами. Народ Кыргызстана воспринял
войну как свою собственную беду. Только в первые месяцы войны в Кыргызстан было
эвакуировано 140 тысяч человек, а всего за годы войны республика приняла более
300 тысяч переселенцев.
С
обретением государственной независимости в 1991 году Кыргызская Республика
последовательно осуществляет курс на укрепление собственного суверенитета.
Кыргызстан развивает взаимовыгодные отношения с зарубежными странами, в том
числе с Российской Федерацией, с учетом приоритета своих национальных интересов.
Вступление Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз является
свидетельством успешного продвижения региональных интеграционных процессов.
Наряду с этим, в течение длительного времени
проводилась ошибочная политика замалчивания трагедии 1916 года. Поднимаемые
в последние два десятилетия отдельные
инициативы гражданского общества не получили реального продолжения в решениях
государственных органов. В результате остаются нерешенными вопросы объективной
исторической оценки событий 1916 года, захоронения останков беженцев на
труднодоступных перевалах, а также увековечения памяти погибших.
В
целях дальнейшего успешного продвижения Кыргызской Республики на пути укрепления
государственности и единства народа, устранения «белых пятен» в истории страны,
воспитания гражданственности и патриотизма следует:
1. Считать священным долгом народа Кыргызстанаувековечение памяти
погибших в ходе Үркүна и определение достойного места
национально-освободительного восстания 1916 года в истории страны и его роли в
возрождении кыргызской государственности.
2.Рекомендовать Правительству Кыргызской Республики предусмотреть в плане
подготовки и проведения мероприятий, посвященных 100-летней годовщине событий
1916 года, следующее:
- выполнение всех необходимых процедур для захоронения останков жертв на
местах массовой гибели людей во время трагедии 1916 года;
- увековечение памяти погибших в ходе событий 1916
года с установлением памятника в г. Бишкек, а также памятных обелисков в местах
захоронений;
- создание Рабочей группы в составе ученых-историков
и представителей других гуманитарных наук для выработки объективной
исторической оценки событий 1916 года на базе Комиссии по развитию исторической
науки при Президенте Кыргызской Республики (далее – Рабочая группа), а также проведение
научно-практических конференций по данной теме;
- поощрение
инициатив гражданского общества и средств массовой информации по популяризации
идей укрепления единства народа Кыргызстана, воспитания гражданственности и
патриотизма;
- выделение
финансовых средств на реализацию мероприятий, связанных с выполнением положений
настоящего Указа.
3.Выделить для поддержки
социальных инициатив, приуроченных к 100-летию национально-освободительного восстания и Үркүна 1916 года, из Президентского
фонда социальной защиты и поддержки:
- 3 000 000 (три миллиона) сомов Полномочному
представительству Правительства Кыргызской Республики по Иссык-Кульской области
для реализации во взаимодействии с Министерством чрезвычайных ситуаций
Кыргызской Республики и другими государственными органами первоочередных
мероприятий по перезахоронению останков погибших на труднодоступных перевалах;
- 5 000 000 (пять миллионов) сомов Министерству культуры, информации и
туризма Кыргызской Республики для реализации первоочередных мероприятий по
поддержке инициатив об увековечении памяти погибших в ходе событий
1916 года;
- 2 000 000 (два миллиона) сомов Фонду исторического и культурного наследия
народа Кыргызстана "Мурас" на архивоведческие и иные научные
изыскания по событиям 1916 года, проведение научно-практической конференции по
итогам деятельности Рабочей группы, а также на поддержку инициатив по популяризации
ее выводов и заключений.
4. Контроль за исполнением
настоящего Указа возложить на отдел этнической, религиозной политики и
взаимодействия с гражданским обществом Аппарата Президента Кыргызской
Республики.
Настоящий Указ вступает в силу со дня
официального опубликования.
Отдел информационной политики Аппарата Президента Кыргызской Республики