POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 25 апреля 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане



Погода в Кыргызстане

Курс валют

Партийная жизнь Кыргызстана: от выборов до выборов

Error 404.
Ошибка данной страницы не существует!


Вернуться на главную страницу

Для поиска нужной информации Вы также можете воспользоваться поиском:

27.01.2016 00:40 - Polit.kg
Партийная жизнь Кыргызстана: от выборов до выборов

Консалтинговая компания «Политика и бизнес», Ассоциация НПО и НКО, экспертно-аналитический портал POLIT.KG и представители ряда политических партий Кыргызстана выступают инициаторами проведения конференции «Партийная жизнь Кыргызстана: от выборов до выборов».  Цель конференции: анализ  деятельности нового состава Жогорку кенеша в свете  предвыборных программных обещаний партий, взаимодействие партийного актива с фракциями ЖК и характер связей партий с избирателями.  Эксперты дадут оценку партийному строительству в КР,  роли партий в жизни страны.

 

В конференции приняли участие:

Аркадий Гладилов, аналитик, редактор сайта POLIT.KG;

Эркин Ракимбаев, Академия управления при Президенте КР, доктор юридических наук;

Досалы Эсеналиев, зам. Председателя  исполкома партии «Бир Бол»;

Алик Орозов, эксперт консалтинговой компании «Политика и бизнес»;

Николай Байло, экс-депутат Жогорку Кенеша;

Жилдыз Жолдошева, сопредседатель партии «Аалам»;

Азамат Борончиев,  Национальный университет;

Жилдыз Урманбетова, университет «Манас», профессор;

Садырбек Чериков, журналист, издатель;

Николай Минич, ОсОО «Трезвая политика»;

Гульнара Айтбаева, ОО «Бишкекский женский центр»;

Н. Ульянова, женский дискуссионный клуб;

Эркин Булекбаев,  председатель Партии зеленых Кыргызстана;

Калдан Султанбаева, председатель консалтинговой компании «Политика и бизнес»;

Токтаим Уметалиева, председатель Ассоциации НПО и НКО, модератор конференции.

 

Партии - ум, честь и совесть современного Кыргызстана?

Гладилов: Мы рады, что недавние выборы в Жогорку Кенеш прошли мирно и сравнительно честно. Аналитики на сей счет строят свои схемы, называют разные причины победы тех или иных партий на этих выборах. Но, если не подвергать сомнению честность и неподкупность электората, и прозрачность с порядочностью политических партий, то следует вывод: народ отдал свои голоса за обозначенные партиями курсы и программы. Наша группа («Политика и бизнес») тоже активно работала на этих выборах (и агитационно, и методически) и мы можем  утверждать, что люди отдавали свои голоса за  те ЦЕЛИ и наметившиеся СВЯЗИ, ПРОЕКТЫ и в целом стратегические направления, которые были провозглашены и взяты на вооружение, и даже начавшаяся их реализация, самыми раскрученными и сильными партиями республики.

Какие это были ПРОГРАММЫ и направления? В первую очередь – сближение с Россией, восстановление интеграционных связей в рамках Евразийского экономического союза. Это и реально обозначенные экономические проекты – строительство каскада Верхненарынских ГЭС,  создание Фонда развития, обеспечение более доступного выхода на трудовой рынок РФ и пр. Именно за эти цели люди на выборах отдавали свои голоса за СДПК и другие партии, набравшие большинство голосов! И это всем хорошо известно.

Но! Не прошло и трех месяцев, как глава государство объявил о необходимости денонсации договора с российской стороной о строительстве  Верхненарынского каскада ГЭС. 

Что думают по этому поводу избиратели? В лучшем случае остаются в неведении: или это  элемент антикризисного плана нашей власти, или сворачивание интеграционных проектов, или изменение внешнеполитического вектора? Избирателям никто ничего не объяснил. Люди вправе считать, что их попросту «кинули»! Партии, которые вчера отстаивали самую широкую интеграцию, за один день в стенах парламента в трех чтениях обсудили проект закона о денонсации Договора и утвердили его. Никто не усомнился ни в экономических, ни в политических его аргументах. А уж говорить о широком обсуждении этой темы в массах вообще излишне.

Такая практика решения важнейших вопросов в нашей стране укоренилась и вызывает негативную реакцию  только в периоды массовых волнений. К примеру, поводом для Апрельской (2010 года) революции послужили рост тарифов на электроэнергию и сотовую связь, потом уже припомнили и другие грехи.

Есть все основания утверждать, что игнорирование избирателей и их запросов, невнимание партий к политической обстановке в стране,  отрыв партий от народа, имитация партиями политической работы и подмена ее активной деятельностью по второстепенным вопросам – все это создает реальную опасность для страны, ее стабильности и экономического развития.

За последние 25 лет нашего суверенного развития даже на фоне бурной политической обстановки в Кыргызстане, похоже, или начисто забыты основные принципы партийной работы, или искусно подменены иными принципами, в основе которых лежат семейно-клановые, региональные и прочие интересы.  Многие аналитики подтверждают, что   партии  формируются не по идеологическим программам, а становятся просто бизнес-проектами олигархических групп. Следовательно, и интересы защищают не граждан страны, а своих бизнес-структур. Но на выборах ради получения голосов избирателей партии вынуждены хотя бы имитировать  связь с народом.  



 

Каков же должен быть алгоритм взаимоотношений партий с народом?

1.         Проекты партий. О проектном подходе сказано немало.  (Проектный подход подразумевает постановку актуальных и понятных целей и задач, концентрацию ресурсов, определение сроков и ответственных, планирование на долгосрочную перспективу, объединение усилий для достижения общей цели и ответственность за реализацию каждого обязательства.  Выражая интересы своих избирателей, партия в рамках реализации проектов не только обеспечивает эффективное взаимодействие между властью, бизнесом и общественными организациями, но и гарантирует приоритет интересов общества над ведомственными и коммерческими интересами, обеспечивая общественный контроль реализации проектов. В отличие от отраслевых программ развития, которые имеют своей целью улучшение экономических показателей, партийные проекты имеют своей целью повышение социальных стандартов жизни граждан, преодоление безработицы, создание инфраструктуры для развития бизнеса. Эта задача не может быть решена в рамках отдельного министерства. Поэтому все Партийные проекты носят комплексный, системный характер).

Но в КР реализация проектов стала прерогативой исполнительной власти, в лучшем случае. Есть серьезные базовые документы и программы, стратегии развития, но это дорога в одном направлении. Партии как раз и должны обеспечить встречное направление движения: от народных масс (рядовых партийцев) – во властные структуры. В КР это есть? Какие народные инициативы были услышаны и взяты властью на вооружение? (Речь не идет о просьбах и пожеланиях).

2.         Владеют ли партии обстановкой «на местах»?В этом году предстоят выборы в местные органы власти. Какие механизмы будут использоваться  для продвижения ставленников партий в МСУ? С какими проектами-программами партии пойдут в народ? Насколько эти местные программы будут увязаны с другими партийными проектами?  Опять же, речь идет не о прожектах-обещаниях льготных кредитов, дешевой ипотеке и прочей манны небесной, за которую будет расплачиваться дырявый республиканский бюджет, или о них плавно позабудут. Речь идет о разработке ПРОЕКТОВ местного значения, которые реально будут способствовать улучшению качества жизни. Но чтобы создать пакет таких проектов партии должны досконально знать ситуацию в каждом селе, районе, области. Знать «болевые точки» и иметь программы их преодоления. При этом важно концентрировать усилия и ресурсы на приоритетных направлениях, выделять перспективные проекты и разрабатывать механизмы их реализации.  Естественно, должна  постоянно проводиться не просто разъяснительная работа, а совещания-консультации, изучение мнений, разбор «полетов» по итогам кампаний, подведение итогов работы за год, за квартал и т.д. И конечно, без информационной постоянной поддержки партии не будет. Партия без собственного информационного органа, который является еще и основным организатором, агитатором – это не партия.

3.         Любая политическая организация имеет право на собственное мнение по любым вопросам.  В Кыргызстане практически все  партии в политическом смысле НЕМЫ. Нет практики реагирования ни на события, которые тревожат население страны, ни на события мирового масштаба, даже если они непосредственно задевают интересы нашего государства и народа. В лучшем случае партии ждут, какое заявление сделает глава государства. Вероятно, это говорит о некомпетентности лидеров и политактива партий.  Более того, вся политическая работа партий сосредотачивается во фракциях Жогорку Кенеша, которые становятся своеобразным «политбюро» и решают все вопросы, даже не входящие в их компетенцию. Центр всей политической жизни страны таким образом смещается с партийных площадок в парламент. С точки зрения политической стабильности и безопасности государства и его структур подобное  смещение политической работы (в том числе и ответственности за ее результаты) и становится основанием для штурмов «Белого дома», как плацдармов «антинародной власти».

4.         Партийные акции.  Активизация партийных акций заметна только в предвыборные периоды. Да и то, что мы наблюдаем, не отличается ни практичность, ни  новизной, ни актуальностью. Партийные политтехнологи не блещут креативностью, предлагают набившие оскомину мероприятия: избиратели даже не запоминают, на каком митинге какая партия что-то им обещала. После выборов деятельность партий полностью затухает. Может, взять за пример деятельность наших западноевропейских коллег: в Европе партии постоянно за что-то борются, против чего-то протестуют, и добиваются-таки от власти принятия решений.  Партии в Кыргызстане хорошо освоили только один лозунг «Кетсин …».

5.         Партийная учеба и кадровый резерв. Это важнейшие участки партийной работы. Если, конечно, партия претендует на серьезные позиции во власти, особенно на местном уровне. Стоит ли говорить, что партийная учеба и кадровый резерв – это не просто овладение какими-то навыками оргработы партактивом и формирование списков выдвиженцев на должности – это вопросы консолидации партии, ее дееспособности. Это серьезная работа с людьми и поиск наиболее подходящих не только в профессиональном плане кадров, но и в духовном, нравственном смысле. Партийный контроль – это один из самых важных, но до сих пор неиспользуемых механизмов борьбы с коррупцией в Кыргызстане. Мы можем пока с горечью констатировать, что ситуация в этом плане в нашей стране неблагоприятная.   «Нечего доказывать, что на любом предприятии система управления достаточно централизована, при которой решающий голос принадлежит руководителю. Те же принципы эти руководители внедряют и в систему партийного управления. Это приводит к тому, что, несмотря на различии в названиях, различных политических партий страны, принципы их деятельности, как и программы практически не отличимые. Мало того, и программами их назвать нельзя – в качестве своих программ, как правило,  представляют социально-экономические достижения развитых стран.  В итоге:  политическая система страны основывается на политических партиях, которые являются орудием продвижения к власти своего лидера. Важнейшим признаком этого утверждения является отсутствие  так называемой политической учёбы, при которой готовятся кадры для политической деятельности, вырабатывается представление о проводимой политике, о фундаментальных понятиях – о демократии, о правах человека, о политической системе».

Подводя итог, уместно спросить, есть ли в Кыргызстане политические партии, удовлетворяющие всем вышеназванным требованиям? Если мы получим отрицательный ответ, то уместно расширить вопрос: тогда что же мы имеем в лице нашего парламента, который формируется из партийных списков организаций, именующих себя партиями?

 

К вопросу о компетентности депутатов Жогорку Кенеша

Байло: В чем проблемы нынешнего состояния парламентского правления? Я не буду открывать Америку, выскажу свою точку зрения. А есть ли вообще парламентская форма правления в Кыргызстане? Политический спектр не сформирован уже на протяжении четверти века. Что это такое? 200 политических партий на 6 миллионов населения – это нонсенс. Почему он не сформирован? Ваш покорный слуга на протяжении 20 лет работал над проектом закона о политических партиях. Когда я предложил квотирование – не менее 500 человек в составе партии и по регионам  – меня сначала поддержали, но как только озвучил эти нормы, но потом стали категорически против. Почему? Потому, что 10 человек определяли политику в партии на протяжении многих лет. Министр уходит в отставку и начинает формировать партию. Две семьи формируют партию.  Ни в одной стране  мира я такого не видел, подобных принципов просто не было.

Как можно говорить о формировании политического спектра, парламентаризма,  когда не сформировано само правовое государство?  Законы в Кыргызстане не писаны, исполняются избирательно. Это второй фактор. То же можно сказать о судебной системе. Мы выдаем желаемое за действительное, что является прерогативой любого режима.

Далее. Как можно говорить о политической системе, если существуют такие факторы как противоречия «север – юг», родоплеменные отношения.

Классики говорили: для формирования партии нужны идеология, кадры и финансы. У нас есть только финансы. На сегодня отсутствие идеологии в кыргызском обществе не формирует консолидацию общества. Партии вбирают в себя наиболее подготовленную часть населения.

Что представляют из себя партии в Кыргызстане? Если в других странах есть четкое разграничение и люди остаются приверженцами определенной идеологии, то у нас творится вообще что-то непостижимое: люди целыми косяками переходят из одной партии в другую. «Алга Кыргызстан» перешел в «Ак-Жол», «Ак-Жол» перешел всем составом в другие партии. В чем суть партий? Партии не отражают интересы общества!

А есть ли социальная опора у наших партий? Еще один парадокс – ее нет у наших партий. А ведь политические партии выражают интересы определенных социальных групп общества. Это все классические понятия, которые формируют политический спектр республики.

Далее, что же такое выборы в Кыргызстане? Они напоминают фондо-фьючерсную сделку, где акции представлены мандатом.  А дивиденды по этим акциям – председательство в комитетах, министерские посты,  должности в местных органах власти. Товарищи, это натуральная фьючерсная сделка!

О каких кадрах можно говорить, о каком профессионализме, если и партии, и исполнительные органы власти, сформированные ими,  формируются по  совершенно иным принципам. Мне совершенно не важно, кто тот или иной человек по национальности, социальному происхождению, вероисповеданию и т.д. – главное, чтобы он был компетентен в своем деле!  Почему США богаты? Потому, что они не делят  людей, как у нас  на «кыргызов» и «киргизов» и т.д.

Советская система очень тщательно подбирала и готовила специалистов. Я до своего статуса в компартии в качестве  члена Центрального комитета прошел весь путь, начиная от слесаря-наладчика роторных линий, был депутатом сначала  местного сельского совета, потом Ленинского районного, потом Фрунзенского городского, и только потом меня избрали депутатом  Верховного Совета Кыргызской Республики (ныне Жогорку Кенеша). У меня три высших образования, но скажу честно, по многим вопросам, сидя в Верховном Совете, я «плавал». А экспертов там не было. Я к чему это говорю? Просто напоминаю, как тогда работал высший орган власти.

Сегодня рекрутированный из торговой и промышленной буржуазной  сферы кадровый потенциал не обладает ни опытом, ни знаниями для законотворческой работы. Возможно, они хорошо знают свои участки деятельности, но для ведения внешнеполитической работы, управления государственными структурами нужны более глубокие умения. Я полагаю, что профессионалов в нынешнем парламентском корпусе не более 10 процентов. Чего же мы хотим от него? 

Далее, о парламентской форме правления. Я считаю, что как таковая она в современном Кыргызстане практически неприемлема. Посмотрите, ведь Президент страны с согласия парламента взял на себя функции президентской формы правления. И это естественно, потому, что парламент не в состоянии решать эти вопросы. О какой ответственности можно вести речь, если программы политических партий как братья-близнецы схожи! Они не  могут конкурировать между собой, не в состоянии вести дискуссии. Приходят, садятся и ничего не могут предложить. Господа, это при какой форме правления 25 процентов депутатов сидят на заседаниях парламента и принимают законы?  Как может олигарх участвовать в разработке каких-то межгосударственных соглашений, если не имел к этому никакого отношения, решая только свои  частные проблемы?

Каждый депутат от имени народа, которые его избрал, вправе инициировать любые законы, предлагать любые  изменения, проекты, соглашения. Инициативу никто не отменял. Другой вопрос – принятие этих инициатив. Президент вправе наложить вето. Но это и есть законотворческая работа.

Сам факт последней денонсации  соглашения о строительстве Верхненарынского каскада ГЭС  говорит о том, что нынешний депутатский корпус вообще не знает, что такое  денонсация, в каких формах она проходит, как влияет на другие внешнеполитические аспекты и т.д. Я не говорю о деталях, об условиях соглашения – я говорю о механизме рассмотрения, когда в течение одного дня принимается решение по важнейшему государственному вопросу – это полная безответственность. Вопрос этот совсем не местного характера, он затрагивает интересы и России, и всех других членов ЕАЭС, и наших ближайших соседей. Нужно учитывать и положение России, которая не желает конфронтации в Средней Азии. Войны здесь, как было заявлено, возможны из-за воды. Были ли учтены эти факторы? Я не углубляюсь в причины и следствия, говорю только о методике рассмотрения вопросов. Еще раз подчеркиваю, что такой характер рассмотрения вопроса о денонсации говорит о некомпетентности парламента.

Далее, о программных положениях партий. Их не было, нет и не будет. Развитие в нашей республике в экономической области определяется президентским аппаратом и в некоторой степени правительством. Что ждать от премьер-министра, если он не решает даже кадровые вопросы?

И закончу свое выступление о связи партий  с народом. Будучи депутатом я с коллегами все лето колесили по республике, встречаясь с людьми, изучая общественное мнение. Я сам родом из Московского района, часто там бываю и слышу, что люди говорят о нынешнем порядке взаимоотношений депутатов с народом. Люди говорят, что видят своих избранников раз в пять лет! О каком изучении мнений можно говорить, если в селе литр молока стоит 12 сомов, а молочный завод мне в городе его продает по 50-70 сомов!? Это связь с народом? Я спросил премьера, а с какой цены поступают налоги в казну? Оказалось, что с цены в 10 сомов. Вот вам участие депутатов в жизни регионов.

Господа, о чем можно говорить, если половина экономики страны находится в «тени»?!  С системной коррупцией  и нужно бороться системно. А у нас как борются? Избирательно. Системной борьбы не было и нет. Когда сами органы, в которых процветает коррупция, борются с ней – это парадокс! Так вот, как раз партийная система и может следить за порядком в стране, партии должны конкурировать между собой не размерами своих фондов, а реальной борьбой с нарушениями.

Я не считаю парламентскую систему управления государством эффективной потому, что если в выборах участвует чуть больше 50 процентов избирателей, и из этого количества лишь треть избирателей отдают голоса за «партии власти» - это не является доверием всего народа. Его – доверия – и раньше было немного, но, боюсь, скоро  растеряется все.

Парламентская республика, как в целом независимое государство  базируется на экономике, при наличие правовой базы, которые  формируют военно-политическую мощь страны, при безусловной консолидации народа. Мы 25 лет строим это государство и до сих пор имеем ВВП на душу населения всего 1400 долларов. За это время Малайзия добилась показателя в 30 тысяч долларов!

Вы меня извините, я очень переживаю за мою страну. Но то, что сегодня делают наши партии…  Они получают мандаты и продолжают заниматься своим бизнесом, увеличивают свое благосостояние. Ничего хорошего для страны из такой работы не получится. Но надежда умирает последний. Будем надеяться, что придут новые люди.



 

Когда политика стала бизнесом?

Жолдошева: Мне придется говорить на русском языке, поскольку нет перевода. Но постараюсь свои мысли передать максимально точно. Во-первых у нас сама власть и народ еще не определились, по какому пути идти: президентское правление, президентско-парламентское  или парламентское нам более подходит. По-моему на этот вопрос никто не может дать однозначного ответа. Посмотришь, наш народ трудолюбивый, гордый, умный, имеет свое мнение. Но это мы – политики – испортили свой народ. Помните, как заявил Аскар Акаевич, берите, что дают политики, и делайте что хотите. Если сам глава государства такие слова говорит, естественно, народ стал брать деньги еще с того времени. Вот тогда политика и стала бизнесом для политбоссов. И к сегодняшнему дню это дошло до такой степени, что вряд ли кто может это дело поправить. Никто не сможет. Почему?  Были такие высказывания: ну что поделаешь, если народ продает свои  голоса – покупайте! А покупатель всегда найдется.

Вы знаете, самое страшное нас ожидает впереди. Хаос наступает. Почему? Потому что политика стала бизнесом. А бизнесмены стали политиками. Этого ни в коем случае нельзя допускать. Почему? Бизнесмен не может быть представителем народа хотя бы потому, что его огромное состояние, его бизнес заставляют его  быть предельно осторожным: он опасается осложнений с теми структурами, которые его завтра могут в чем-то прижать. Если он даже захочет что-то сказать, он не сможет из чувства самосохранения.

Но еще больше партию «Аалам» беспокоит 2017 год. Парламентская  предвыборная кампания является объединяющей кампанией, консолидируются роды, регионы. А вот президентская кампания несет в себе разъединяющий фактор: здесь соревнуются не только роды, или крупные регионы, но уже каждая область хочет выставить своего кандидата. Еще у нас 40 родовых объединений, которые охватывают всю страну. Народ уже привык продавать свой голос, но не весь народ, определенный процент.  Может возникнуть ситуация, когда какой-нибудь наркобарон,  имеющий огромные деньги, в 2017 году захочет баллотироваться в президенты. В партии «Аалам» ни одного места в списке наш лидер не продал. Многие другие партии места в списке с 1 по 60 место  продавали: ставка от 20 тысяч долларов до миллиона! И эта торговля идет до сих пор!

И Центризбирком, и власть закрывала глаза на то, что внутри партий шла торговля. Кандидаты заранее писали заявления об отказе от мандатов. Вот таков оригинальный механизм для отстранения ненужных депутатов. Самые уязвимые в этом плане – женщины. Женщин-кандидатов просто вытесняют, на их место приходят богатые мужчины, хорошо оплатившие депутатские мандаты, которые имеют не менее 200 тысяч долларов. Они дважды оплачивают свой мандат: когда входят в парламентский список как кандидаты, и потом, когда нужно войти в ту квоту, которая досталась партии.



 

ВОПРОС от POLIT.KG:  А для чего покупают парламентские мандаты? Если это бизнес, то купивший мандат, вправе не только вернуть вложенные деньги, но и получить на них определенные дивиденды! Как можно в парламенте, на законодательной ниве делать бизнес?

 

Жолдошева: Почему богатые люди идут в парламент? Во-первых, депутатство дает неприкосновенность. Во-вторых,  можно такие  выносить и утверждать подзаконные акты, которые его бизнесу обеспечивают режим наибольшего благоприятствования. Если, к примеру, депутат имеет бизнес на удобрениях или зерне, или еще на чем-то, то он пробивает через парламент такие нормативные акты, которые даже через слезы простых людей обогащают его. Вот мука из Казахстана поступает, так на нее такую госпошлину сделали, что она стала гораздо дороже местной!  Когда я баллотировалась в 2010 году, мешок муки в 50 кг стоил 500 сомов, а  сегодня 10 кг стоит 350 сомов. Вот так у нас продвигают свой бизнес господа депутаты. Народ уже плачет. Голод наступает. Нам не стало лучше после вхождения республики в ЕАЭС.  Нам стало всем только хуже.

Что касается соглашения по строительству каскада ГЭС, то я была единственным депутатом, который голосовал против этого соглашения, когда его принимали. Почему? Я не против России, я очень уважаю эту страну и ее народ. Я подходила чисто с экономической  позиции: 4 пункта были невыгодны для Кыргызстана. Что нужно брать кредит под высокие проценты, Кыргызстан и сам может взять такой кредит. Что в совете директоров большинство будет за россиянами. Что Кыргызстан должен еще и деньги вкладывать, не  смотря на то, что мы в проект вошли не только землей, но и водой. И последнее, что пока российская стороны не погасит кредит и не получит прибыль, проект в таких условиях мог тянуться более ста лет, не переходя под контроль Кыргызстана. Но так получилось, что соглашение приняли.

А теперь расторгли соглашение. И опять неграмотно! Шестой созыв еще хуже поступил. Какой бы ни была любая из сторон, они должны между собой честно работать. Порядочно должны работать и не ущемлять права друг друга, взаимовыгодное сотрудничество должно быть на первом плане.

Подытоживая сказанное, еще раз напоминаю. Первое – мы должны определиться, какой порядок правления должен быть в стране. Второе. Лидеры партий, продавшие места в списке, должны быть выведены на чистую воду. Страна должна знать правду, кто купил мандаты и кто их продал. Иначе мы никогда не поднимемся с колен. Народ не виноват. Виноваты политики. Третье. Если правоохранительные органы и суды не будут подчиняться закону, будет крах. И последнее, если хотим стабильности, будущие выборы президента должны проходить не так, как президентские.  И привлекать к ответственности нужно не только партии и кандидатов, но и ЦИК . Вот тогда будет у нас порядок.

(продолжение следует) 
Версия для печати   |   Просмотров: 1210   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная