POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 20 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Первый год членства Кыргызстана в ЕАЭС: результаты и перспективы

02.06.2016 17:50 - Polit.kg
Первый год членства Кыргызстана в ЕАЭС: результаты и перспективы

Поговорить на эту животрепещущую тему решили эксперты клуба «Пекир» с чиновниками и практиками, которые на себе выносят проблемы интеграции. Стоит упомянуть, что чуть раньше на другой информационной площадке – «КирТАГ» - состоялся аналогичный разговор, правда между чиновниками ряда ведомств, непосредственно отвечающих за плоды интеграции. Тема того обсуждения была задана весьма конкретно и угрожающе «Контрабандный импорт – угроза для местного производства», но обсуждали не саму контрабанду, как противоправное явление, а ее  влияние на отечественную экономику.

Не станем уподобляться начинающим экспертам, которые  слабо представляют отличие контрабанды от импорта, а импорт от экспорта, и не станем называть контрабандой поставки продукции из стран ЕАЭС, членом которого является и Кыргызстан. Нынче все, поставляемое со стороны Казахстана, контрабандой не является, потому как любой товар может пересечь таможенную границу любого государства ЕАЭС и  свободно продаваться на территории нашей страны. Вопрос в другом: а что может наша республика предложить на Общий рынок союза?   

Сергей Пономарев, президент Национального делового клуба КР, президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг отметил такую важнейшую для политиков задачу, как обеспечение отечественных товаропроизводителей рынками сбыта своей продукции. Вспомнил очень кстати страшилки некоторых политиков и экспертов, утверждавших о неизбежном подорожании всех товаров после вступления страны в Таможенный союз. Пожалуй, и сам Пономарев был удивлен, что в Москве и теперь уже и в Казахстане цены по многим позициям существенно ниже кыргызских. Отметил он и государственно-частное партнерство, которое оценил на отлично, что мы в этом плане обогнали наших более сильных соседей, где это партнерство еще не на высоком уровне. Но это тем более обидно, что многие предложения предпринимателей не были услышаны. Так,  нужно было на уровне ЕАЭС проводить встречи между производителями и торговыми площадками, а не между бизнесом и правительством. Или когда приезжают бизнесмены из дальних стран и встречи устраивают на уровне правительственных чиновников. Для чего и какова перспектива таких диалогов? Сегодня он чиновник, а завтра неизвестно что…

Пономарев  выразил опасение, что Кыргызстан может упустить этот уникальный шанс, что он оказался в центре внимания такого крупного экономического союза. Само членство в ЕАЭС еще не гарантирует положительного результата – нужно действовать. Просто выращивать овощи и фрукты – это одна концепция, а вот поставлять их на рынки других стран – совершенно другая. К примеру, поставка продуктов в Казахстан или Россию: транспортные расходы минимизируют те уникальные преимущества, которые мы имели здесь и кыргызский товар становится неконкурентным. Посмотрите на цены в Москве – берите товар и везите его обратно! Выход: нам нужно создавать добавленную стоимость. У нас самая дешевая рабочая сила, самые низкие тарифы на электроэнергию и налоги, за исключением социальных отчислений. Есть Российско-Кыргызский фонд развития, который старается максимально приблизиться к производителям, понизив ставку кредитования до 4-х процентов и выдавая долгосрочные кредиты для развития производств. Правда, деньги нужны были очень еще вчера, а завтра могут и не понадобиться…

Почему-то Италия предлагает организовать совместные предприятия в Кыргызстане. В условиях санкций многие предприятия мечтают попасть на рынок ЕАЭС. Но в КР к таким предложениям нет интереса.

Для Кыргызстана все еще остается актуальной задача перевода торговли на рельсы производства. Но почему ничего для этого не делается? Правда, мы замечаем уже признаки деловой активности. Сейчас важен каждый день. Вот в Казахстане сейчас обсуждается ликвидация налога на добавленную стоимость и налога с продаж. Для нас это будет воспринято как внешний вызов. Товары, которые будут заходить без НДС в Казахстан, будут иметь конкурентное преимущество по сравнению с товарами из третьих стран, которые будут заходить в Кыргызстан. Это реальная угроза экономической безопасности нашей страны. Нужны будут адекватные инструменты на изменение внешней среды. Мы еще в 2014 году предлагали сделать НДС по импорту без процентов. Это бы позволило снизить издержки по многим товарам, которые идут к нам.

Экспортеры должны поддерживаться на уровне правительства и парламента определенными преференциями и льготами. К примеру, в Казахстане экспортеры получают кредиты под 4 процента годовых. У нас кредитование фермеров идет уже третий год. Но индивидуальное кредитование фермеров никогда не сделает их конкурентными. Необходимо кооперирование. Но объединить фермеров в кооперативы сегодня невозможно – там преобладает психология мелких собственников. Как их объединять? Пономарев предлагает объединять через айыл окмоту. Чтобы и льготное кредитование шло через айыл окмоту. Только тогда можно приобретать тракторы и комбайны, другую сельхозтехнику. А хозяйство фермеров останется при них, в личной собственности.  

Следующий этап – торгово-логистические центры. Во всем мире это вчерашний день, а для нас – будущее. Кто-то из министров говорил, что в условиях санкций против России мы будем поставлять свою продукцию в российские супермаркеты, торговые сети. «Я говорил, что наши предприниматели не потянут условия, которые предъявляются к таким поставкам: там и программирование, и сортировка, фасовка, калибровка и т.д. Одна торговая сеть «Магнит» может «съесть» всю нашу сельскохозяйственную продукцию!   Появление таких центров позволит повысить рентабельность сельскохозяйственного производства, и даст толчок для перерабатывающей промышленности, которая будет получать сырье такого качества, которое ей необходимо» - убеждает собравшихся экспертов Пономарев.

Политолог Марс Сариеврассмотрел политическийаспект интеграции: «Я считаю, ЕАЭС – это в первую очередь политический союз, проявлена политическая воля России. И основная проблема – это качество политических элит. Я говорил это и прежде, что экономическая цепочка ЕАЭС не будет ложиться на наш экономический потенциал, который республика растеряла за 25 лет суверенитета, превратившись в торговую площадку. Когда к нам приходит крупный бизнес, типа Газпрома, то он здесь чувствует себя прекрасно, потому что становится монополистом. Но даже отдельные крупные бизнесмены типа Мусы Бажаева, приходя в Кыргызстан, сталкиваются с политической конъюнктурой, которая сильно корректирует стремление делать бизнес в Кыргызстане. Потому что в Кыргызстане самый большой бизнес – это политика».

Почему ставится вопрос о качестве политической элиты? Потому, что она во всех странах ЕАЭС переживает похожие негативные процессы. Олигархическо-клановая система противоречит даже государственным интересам. Политическая воля лидеров стран ЕАЭС не согласуется с интересами бизнес сообщества наших стран.  И нет площадок для выработки общих позиций.

По оценкам экспертов самые большие преференции получили кыргызские  трудовые мигранты в России, что весьма рельефно на фоне положения узбекских и таджикских гастарбайтеров. Они не сдают экзамен на знание русского языка, не покупают патенты на право работы, могут находиться на территории России без регистрации 30 суток, признаются документы об образовании и т.д. И как результат: число мигрантов из КР за 9 месяцев увеличилось на 8 процентов! И за этот же период число трудовых мигрантов из Узбекистана и Таджикистана уменьшилось на 16-18 процентов. Количество грузовых перевозок увеличилось в 2,8 раза. Россия начала помогать в обустройстве внешних границ Кыргызстана. Опять же при помощи России идет перевооружение вооруженных сил КР. Подвижки есть. Но сейчас становится все более очевидно, что самым большим тормозом является бюрократическая элита, которая не мыслит системно, выросла в условиях «купи-продай» и не способна эффективно работать в новых условиях. Без управленцев новой волны подвижек не будет. И это беда не только Кыргызстана, но и Казахстана, других пост советских республик. Коррупция в Кыргызстане является уже не одной из проблем, с которыми приходится ежедневно сталкиваться, а самим способом государственного управления. Поэтому даже большая политическая воля руководства России вряд ли преодолеет эти политические проблемы Кыргызстана.

Статс-секретарь Минсельхоза Ташболотов считает, что ожидания крестьян республики от вступления страны в ЕАЭС  пока что не оправдываются. (А что они ждали?) Были утверждены новые 17 регламентов, поправки в 4 закона, приняты более 10 правительственных постановлений. Этого оказалось недостаточно. Появляются новые преграды на пути кыргызских товаров. То ограничения экспорта молочных продуктов, то картофель не пускают в соседнюю страну. Пока нет у нас современных логистических центров. Остаются вопросы с лабораториями, которые могут сертифицировать сельхозпродукцию. Наши аграрии думали, что смогут свободно экспортировать всю свою продукцию, не зависимо от ее качества. Но требования стали жестче.

Заместитель председателя Кыргызско-Российского фонда развития Владимир Некрасовподтвердил, что ожидания от фонда были очень большими, что фонд должен был стать инструментом адаптации экономики республики к новым условиям экономических связей в рамках ЕАЭС. В июне будет год со дня рождения фонда.  Крупных заемщиков фонд финансирует напрямую, кроме того фонд запустил программу поддержки малого и среднего бизнеса через коммерческие банки-партнеры. Ставки кредитов для прямых заемщиков составляют 4 процента, и для малого и среднего бизнеса – 5 процентов при займах в долларах США. Договариваемся с Национальным банком республики в получении сомовой ликвидности, есть возможность получения сомовых кредитов под 13 процентов годовых. Приоритетные направления: сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, машиностроение и т.д. К сожалению, качество проектов оставляет желать лучшего, нашим специалистам приходится дорабатывать документы. Планируем начать реализацию программ, связанных с обучением, консультированием заемщиков. Мы видим фонд как долгосрочный  финансовый институт поддержки республики. На сегодня наш портфель кредитов составляет 70 млн.долларов США. Профинансировано порядка 200 проектов.

Как сообщают миграционные службы, растет число наших мигрантов в Казахстане: в течение последних 5 лет там работали порядка 85 тысяч человек, то на сегодня уже 115 тыс зарегистрированных граждан КР. Новый порядок трудовой миграции облегчает жизнь рабочей силе из КР. Но остаются проблемы взаимоотношений с работодателями – нередко обманом привлекаются мигранты, которым потом не платят. Поэтому и рекомендации сводятся к ужесточению контроля за использованием труда мигрантов, с работодателями нужно теперь вопросы решать.

Другая проблема – «резиновые квартиры». Это когда на клочке жилплощади регистрируют десятки людей. Но наказывают, как правило, не хозяев этих квартир, не органы регистрации, которые бесконтрольно оформляют регистрацию, а самих  мигрантов. Уже подписано соглашение с Россией о том, что граждане наших стран могут до 30 дней проживать без регистрации. Ведутся консультации с Казахской стороной, для граждан которой предусмотрен порядок пребывания – 90 дней без регистрации. А вот для граждан Кыргызстана на территории Казахстана – всего 5 дней без регистрации. Кыргызская сторона предлагает распространить зеркальный порядок для Казахстана. Казахи возмутились и пригрозили игнорированием туристических маршрутов Кыргызстана, мол 5 дней – это очень мало для полноценного отдыха.

Ырысбек Абдурасулов, президент Ассоциации «Кыргыз эт» (кыргызское мясо) поделился неверными представлениями кыргызских аграриев о том, что Кыргызстан может завалить своей продукцией чуть ли не весь мир. На самом деле сама продовольственная безопасность страны под большим вопросом. Республика может себя обеспечить только картофелем, и тот серьезно болен. По всем остальным товарным позициям мы зависимы от внешних рынков. Абдурасулов заверяет, что у кыргызского товара есть качество, но нет упаковки, товарного вида. После вступления в ЕАЭС уже в Кыргызстан поступает мясо из других регионов и по гораздо более низкой цене. Это нонсенс!

Абдурасулов признает, что в республике доминирует натуральная форма хозяйствования: 386 тысяч фермерских хозяйств в стране, но из них функционирует порядка 15 процентов. Это в основном крупные товаропроизводители. 786 тысяч домашних хозяйств дают примерно половину всей агропродукции республики. У каждого фермера по 2-3 гектара земли. Что можно вырастить на этой площади? Никакого товарного производства организовать на этих наделах невозможно. Когда у нас отдали земли в частную собственность, реформы на этом остановились. У нас должен был сформироваться вторичный рынок земли, чтобы одни продавали землю, другие покупали. Из 1 млн. 300 тыс. га пахотной земли, из которой 987 тыс. га – в  частной собственности. Нам не нужно столько фермеров! Пусть их будет 2 процента, но это должны быть эффективные хозяйственники.

В целом в КР нет серьезной государственной политики в сельском хозяйстве.

Кредитование фермеров должно осуществляться через ассоциации. Нам нужно формировать крупных товаропроизводителей. И нам нужно увеличивать долю переработки, поднять долю добавленной стоимости.

Экономист Асылбек Аюпов  заговорил о равных правах и равных обязанностях для всех членов интеграционного объединения ЕАЭС. Раз мы все равноправные члены союза, то никаких претензий быть не должно ни со стороны Казахстана, ни других членов союза. Не должно быть ссылок на нехватку лабораторий, документов, подтверждающих  пригодность того или иного товара для потребления. Если мы не до конца решили все  поставленные задачи, значит, мы не должны быть членами этого союза. Но проблемы не решаются, мы заверяем, что поправим, доработаем и т.д  Предприниматели, фермеры ждать не могут. Поэтому нашему правительству надо более жестко отстаивать нашу позицию, наши интересы. Мы не младший брат – мы равноправный член союза.

Хочется поспорить с Аюповым: вхождение в союз не означает, что будет «зеленый свет» всему, что произведено в Кыргызстане – за новые рынки еще предстоит бороться.

Валерий Латыпов, торговый представитель Российской Федерации в Кыргызстане согласен с необходимостью поддерживать своих экспортеров и поделился опытом россиян по поддержке своих экспортеров. Так Российский экспортный центр представляет возможность по финансированию российских производителей экспортных товаров и услуг  страхования этих кредитов через российское страховое агентство. Так что у нас два направления поддержки: финансирование и страхование. Поэтому и Кыргызстану нужно брать этот опыт, принять такие законодательные акты, которые дадут определенные преференции кыргызским экспортерам. Не ограничиваться только налоговыми льготами.

Представитель Посольства Беларуси выразил надежду на возрождение кыргызской индустрии: восстановления автомобилестроения, других направлений промпроизводства. Беларусь тоже не сразу построила свои логистические центры.

Эксперт Аркадий Гладилов напомнил, что все прежние кредитные линии, которые те или иные страны выделяли Кыргызстану, реализовывались этими же странами, к примеру, если Китай выделяет кредит на строительство дороги, то и строить эту дорогу будут сами китайцы. Если Турция выделяет кредит, то, как правило, для приобретения своих же технологий. И это нормальная, экономически и политически объяснимая практика. Любое государство таким образом стимулирует и свою экономику. Российско-Кыргызский фонд развития, выделяя кредиты, отдает ли предпочтение российским технологиям и российскому оборудованию? Или хотя бы стран ЕАЭС? Или мы будем российскими деньгами стимулировать турецких, корейских, китайских производителей техники и технологий? Этот вопрос важен не только в плане экономическом, но и политическом, потому как российские налогоплательщики вправе поставить его перед своим правительством и заставить его отчитаться об эффективности расходовании средств, выделенных в Российско-Кыргызский фонд развития для поднятия экономики Кыргызстана.

Гладилов подверг сомнению вариант кооперирования фермеров, предложенный Сергеем Пономаревым, для приобретения сельхозтехники – через айылокмоту.  Кооперирование фермеров для получения кредитов через айылокмоту – это заведомо провальное мероприятие, учитывая высочайший уровень коррупции, который в стране поразил все структуры власти, особенно средний и нижний уровни, до которых не всегда доходят руки антикоррупционных служб.  Для подтверждения своих слов он обратился к самим аграриям, присутствующим  на этой конференции. Озвучил Гладилов и совсем крамольную мысль, что доступ к кредитам Российско-Кыргызского фонда развития весьма ограничен, и не столько условиями кредитования, наличием определенной суммы у самого фермера, сколько особым отношением коммерческих банков, которые получили возможность управлять деньгами фонда при кредитовании мелкого и среднего бизнеса. Снова возникает мысль об откатах, ставших в республике как бы узаконенной формой благодарности. Российские фирмы предлагают кыргызским аграриям не отдельные машины и механизмы, технологии переработки сырья, а комплексное решение целых отраслевых направлений – к примеру, в животноводстве от заготовки кормов и обустройства пастбищ до реализации готового продукта. Фермеры голосуют обеими руками за такие комплексные программы. Но все упирается почему-то в вопросы кредитования!

Эксперт очень ожидал обстоятельного анализа угроз, возникающих в отношениях КР и ЕАЭС по причине как раз нерешенности проблем реальной экономики, но к сожалению, не услышал «разбора полетов». А угрозы не мнимые, а реальные. Противники интеграции используют все проблемы и трудности кризисной ситуации в экономике и именно для дискредитации ЕАЭС, с целью оторвать Кыргызстан от России.    

Самат Алиев, предприниматель и общественный деятель из Иссык-Кульской области, сказал, что как раз сейчас предприниматели области объединяются в Ассоциацию товаропроизводителей и он поддерживает А. Гладилова и согласен с теми проблемами, которые назвал эксперт. Он подтвердил, что на сегодня даже крупные сельхозкооперативы и агрофирмы обеспечены сельхозтехникой максимум на 20-30 процентов. Нынешние логистические центры- овощехранилища, доставшиеся от советской эпохи, до того устарели, что там до трети теряется продукции. В ходе проведенного опроса выяснилось, что сами аграрии по 6-7 месяцев в году фактически не работают. Алиев считает, что средние тепличные хозяйства были бы выходом из ситуации. И снова Алиев соглашается с Гладиловым в том, что финансирование через айылокмоту – это не просто провальное мероприятие, а в прямом смысле слова деньги на ветер! Все видят, как Иссык-Кульский фонд развития закатывает деньги в асфальт, который уже через год рассыпается.

Кыргызстанцы прекрасно понимают, что занять свою определенную нишу в рамках ЕАЭС весьма трудно. Страна не имеет ни развитой промышленности, ни  сельскохозяйственного производства. Предлагаются ниши типа «экологически чистой продукции», но этот статус еще нужно подкрепить. Так, гендиректор проекта «Органические аймаки» Искендер Айдаралиев видит будущее страны в развитии органического направления в сельском хозяйстве, которое и позволит закрепить имидж производителя экологически чистого продукта. Он тоже подтверждает, что доступа к кредитам у аграриев нет.

Назарбек Джаналиев,фермер из Таласской области напоминает об основной проблеме фасолеводов: урожай вырастили, но как его продать? Уже 20 лет топчемся на месте, не можем на ноги встать. И тоже упрек в адрес Российско-Кыргызского фонда развития: нет доступа к кредитам, нужен залог. Для аграриев главная проблема - переработка сельхозпродукции. Скоро подойдет урюк, яблоки и снова большинство урожая просто пропадет. Вспомнил фермер и ленинский принцип: чтобы объединиться, нужно сначала размежеваться. Размежевались - дальше некуда уже. Но с объединением тоже полный ступор.

Так как почти в каждом выступлении звучали претензии в адрес Российско-Кыргызского фонда развития, то и завершил разговор ответами на поставленные вопросы и упреки зам. Председателя фонда Владимир Некрасов. Он подтвердил, что  претензии правильны, но таково условие предоставления кредита – человек должен не менее 15 процентов стоимости проекта оплачивать сам, либо иным способом реализовать эту долю. Понятно и обеспечение кредита залогом –фонд предоставляет финансирование на условиях срочности, платности и возвратности средств. И когда такие условия выдвигает банк заемщику, и заемщик не может их выполнить, то и возникает такая реакция – мол, требуют откаты, что-то вымогают и т.д. Так что подобные упреки и подозрения будут всегда. Некрасов подтвердил, что отдельными мини-цехами ситуацию не поправить, что необходимо именно комплексное решение всех вопросов – от пастбищ, развития племенного хозяйства до реализации готового продукта. Согласен, что это дилетантский подход – бойню поставим и все будет хорошо. Хорошо не будет.

Многие вопросы упираются в землю. Пока не будет решен вопрос с землей, крупный инвестор не придет. А без права долгосрочной аренды земли развивать крупные животноводческие хозяйства невозможно. Насколько болезненно решаются эти вопросы наглядно показывает конфликтная ситуация в Казахстане, по которому прокатилась лавина протестов против как раз долгосрочной аренды земли иностранными инвесторами.

Говоря о барьерах, Некрасов заявил, что как таковых барьеров нет! Кыргызстану дали шанс производить и поставлять продукцию в соответствии с теми требованиями, которые существуют в России и других странах ЕАЭС. Здесь в любых требованиях, событиях видят какой-то сговор. Но это не так. Некрасов также заверил, что фонд отдает приоритет товарам и услугам, производимым в странах – учредителях фонда. И есть такое условие, что если российская продукция или технологии окажутся дороже, чем такие же аналоги производства других стран, то для выравнивания условий существует 15-процентный резерв. Если уж говорить о технике, то Российско-Кыргызский фонд развития предоставил 20 млн. долларов правительству Кыргызской Республики для реализации программы лизинга сельхозтехники. За 2 года освоено только 4 млн.    

POLIT.KG   

Версия для печати   |   Просмотров: 1968   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты