POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Содружество Независимых государств глазами кыргызских экспертов

23.09.2016 19:43 - Polit.kg
Содружество Независимых государств глазами кыргызских экспертов

После саммита глав государств СНГ в Бишкеке продолжают анализировать его результаты. Так, на этой неделе клуб региональных экспертов «Пикир» провел «круглый стол» на тему «Юбилейный саммит СНГ: итоги и перспективы межгосударственного диалога по вопросам политического и экономического сотрудничества на постсоветском пространстве». На обсуждение были вынесены главные вопросы: роль СНГ как стабилизирующего фактора в условиях изменения мирового порядка и возникновения новых трансграничных вызовов и угроз; может ли СНГ стать партнером ЕАЭС и ОДКБ в вопросах укрепления интеграционного экономического сотрудничества и безопасности?

Болотбек Мукашев, директор Департамента интеграционных объединения МИД КР:Cаммиты глав государств, глав правительств и глав внешнеполитических ведомств прошли на высоком организационном уровне и конструктивной обстановке. Под председательством кыргызской стороны начат активный процесс по адаптации   СНГ к современным реалиям. Главы государств заявляли, что при наличии критики в адрес СНГ, тем не менее, необходимо сохранять эту структуру. Наш президент отметил, что СНГ выполняет свое предназначение и создает уникальные условия для многостороннего взаимодействия, что накоплен огромный интеграционный опыт, создана обширная правовая база. Президент России Владимир Путин отметил, что СНГ в период масштабных геополитических перемен сыграло свою положительную роль после распада СССР. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что СНГ остается уникальной площадкой для сближения наших государств. То есть, практически все страны выступили за сохранение СНГ. Только посол Украины заявил, что его страна не поддерживает председательствование России в СНГ, но президент Путин парировал это заявление напоминанием, что Украина не ратифицировала Устав СНГ и потому не имеет права на внесение поправок. Украина до сих пор никаких официальных заявлений о выходе из СНГ не делала.

Марс Сариев, эксперт: Прошедший саммит говорит о том, что СНГ имеет определенные перспективы, является той площадкой, где идет сверка мнений. СНГ выполнило свою функцию как консультационная площадка. Но время показывает, что конструирование национальных государств состоялось, процесс самоутверждения республик прошел и наступает новый этап. Я думаю, что Россия должна выйти на новый методологический уровень. Россия всегда боялась, что ее обвинят в некотором доминировании в СНГ, но это было объяснимо и понятно в тех условиях, когда СНГ только формировалось. Сегодня другое время и другие условия. Если Россия переформатирует свое отношение к СНГ с «площадки для диалога» к пространству для проектирования, она должна стать активным участником структурирования новой площадки СНГ. СНГ – это не только площадка для диалога, а для формирования новой общности государств.

Алина Молдокеева, политолог: Еще пять лет назад еще можно было говорить, что СНГ как структура формальна. Все документы, которые были приняты в рамках организации, должны были работать, но многие убеждались и готовы были признать, что СНГ себя не оправдало, точнее не оправдало тех надежд, которые люди связывали с ним. Но если смотреть предметно и в разрезе отдельных сфер, то нужно признать, что СНГ способствовало решению многих вопросов. Так что ставить крест на этой организации нельзя. В рамках СНГ было реализовано несколько проектов, которые успешно работают по сей день. Был создан межгосударственный фонд по гуманитарному сотрудничеству, проекты которого успешно реализуются. Но образовательное и культурное сотрудничество не может конкурировать по своему значению с экономическими и политическими надеждами.

Итоги юбилейного саммита оставляют тоже неоднозначное впечатление. Отдельные члены СНГ как были на первых ролях, так и сохранили свое положение. Немного поменялись приоритеты: произошли перемены в первоначальном ядре организации, в отношениях между основными игроками в организации. Какова роль Кыргызстана в СНГ? Здесь есть и плюсы, и минусы. Многие эксперты склоняются к мнению, что СНГ себя не оправдало, но я лично считаю, что эта организация продолжит свое существование, возможно, получит «второе дыхание». Кыргызстан долго искал свой путь развития, пытаясь стать то «второй Швейцарией», то еще кем-то. Но сейчас идет активное сближение с Россией. В чем плюсы и минусы этого сближения? Возрождается интерес к русскому языку, как языку не только межнационального общения, но и языку интеграции, и Кыргызстан сохранил это языковое поле, в отличие от других республик ЦА. Площадка СНГ дает возможность России поправить некоторые отношения с другими членами СНГ, скорректировать свою политику там, где это необходимо. Но вот с точки зрения экономики СНГ не смогло реализовать те надежды, которые страны связывали с созданием этого объединения. И сегодня мы видим только какие-то краткосрочные проекты. Государства сотрудничают в основном в двустороннем формате. Так как СНГ не сработало должным образом, создаются другие интеграционные площадки типа Таможенного союза – ЕАЭС. А ведь в рамках СНГ были заложены все возможности для экономической интеграции. Почему не сработало? Однозначный ответ найти сложно, мы просто имеем то, что имеем. Но я считаю, что эта структура должна существовать.

Джумакадыр Акенеев, экономист: На наших глазах разваливался Советский Союз и создавалось СНГ. В Кыргызстане при Совмине была создана комиссия по экономической реформе, которую возглавлял академик Турар Койчиев. Я был его заместителем. Мы весь 1991 год готовили союзный договор, который должны были подписать в августе. Подписание не состоялось, потому что три президента подписывают развал Союза…

Я был участником того совещания глав государств, когда рождался СНГ. Я был назначен в экономическую комиссию стран СНГ, так что знаю все не понаслышке, а сам во всех этих процессах участвовал. И то, что сегодня говорят, что СНГ свою миссию не выполнило – это не правильно. СНГ выполнило историческую роль. Вспомните, что за государство был СССР! Огромное государство, обладающее ядерным потенциалом, которое вбирало в себя национальные экономики ряда ныне независимых государств. И когда три президента сделали этот шаг по развалу страны – была паника! Ведь буквально накануне все союзные республики на референдуме четко заявили, что хотим жить в составе Советского Союза. Я помню, как выводили ядерный потенциал из Казахстана, из Белоруссии, как пытались сохранить экономику и хозяйственные связи, чтобы предотвратить голод и еще большую разруху. Историческая роль СНГ состоит в том, что эта организация позволила мягко всем государствам преодолеть тот тяжелый период. Я должен сказать, что многое можно было сделать в рамках СНГ, но не было сделано. Были ошибки! Одна из таких серьезных ошибок – решение о создании новых независимых государств в рамках тех административных территорий, которые существовали на тот момент. Поэтому-то по сей день не можем найти решения пограничных проблем, принадлежности тех или иных территорий государствам. Мы же все помним, как земли передавались, дарились, арендовались. А теперь не можем найти концы тех решений. Я считаю, что нужно было тогда создать какую-то согласительную комиссию на уровне председателей совминов и решать спорные вопросы, и сегодня не было бы столь масштабных конфликтов.

В экономической комиссии СНГ, в которой я работал, мы предлагали пути сохранения экономики, потому как все страны СНГ были тесно связаны друг с другом, и нельзя было рвать эти связи. И когда мы свои проекты предложили на рассмотрение и утверждение, Кравчук встал и заявил: вы что, хотите возродить СССР, создать Госплан и Госснаб? Наши проекты не прошли, в экономике начался хаос и паника, заводы стали закрываться, тысячи людей остались без работы, началась гиперинфляция, массовая миграция и прочие негативные процессы.

Почти каждый год собирались главы государств СНГ, принимались, в сущности, хорошие решения, но они не выполнялись. Оно и понятно: все страны хотели стать суверенными, во многих поработали западные эксперты и помощники.

Каково будущее СНГ? Я думаю, что СНГ сохранится. И главы государств, которые прилетели в Бишкек, приняли правильные решения по сохранению СНГ и всех тех направлений гуманитарного сотрудничества, которые  имеют очень большое значение для каждой страны. А экономические отношения будут развиваться в рамках других союзов – ШОС, ЕАЭС и др.

Токтогул Какчекеев, эксперт по вопросам безопасности: Что бы не говорили, но Российская Федерация последовательно развивает свои вооруженные силы, создавая эффективную систему защиты. Это касается и Кыргызской Республики: военный аэродром в Канте технически переоснащен и может принимать военные бомбардировщики. Это говорит о том, что страны СНГ, а теперь еще и в рамках такого мощного объединения как ОДКБ, ШОС имеют все возможности для защиты своего суверенитета. Поэтому говорить, что СНГ что-то недоделало, или умерло – это ошибочная точка зрения. Процессы в СНГ шли бы более успешно, если бы не было системы мирового давления на Россию. Сегодня Россия за все страны СНГ борется с мировым злом в Сирии. Недавно прошедшие учения по линии ШОС, в ходе которых отрабатывались маршруты переброски вооруженных сил по воздуху, показывают, что Россия держит на контроле вопросы безопасности нашего региона. Сам факт, что Россия выделила Кыргызстану на 1 млрд. долларов современное вооружение говорит о внимании к нашей стране. Сегодня на самом высоком уровне находится состояние российско-кыргызских отношений в области обороны и безопасности. Естественно, благодаря российской поддержке. Я считаю, что именно в период президентства Атамбаева, вопросы борьбы с сепаратизмом и экстремизмом, терроризмом вышли на новый уровень.

Сергей Иванов, советник Посольства Республики Беларусь в Кыргызской Республике: Основной лейтмотив прошедшего саммита – это убеждение всех его участников в том, что СНГ нуждается в реформировании. Но каков в будущем будет формат этого Содружества – это вопрос к экспертам. Наш президент, выступая на саммите, говорил, что тема реформирования СНГ никем уже не оспаривается, а главный предмет дискуссии – направления такого реформирования. СНГ развивается в тех масштабах, которые приемлемы для ее членов: вся колонна движется со скоростью самого медленного члена. И возникновение других интеграционных объединений вызвано как раз тем, что эти проекты не были реализованы в рамках СНГ. Сегодня вопрос в том, насколько эти организации готовы сотрудничать с СНГ, у нас разноскоростная интеграция в разных сферах. В какой степени СНГ готово воспринять сотрудничество в этих сферах? На мой взгляд основной вопрос, который будет адресован к российской стороне, как председателю СНГ в следующем году – это вопрос сопряжения. Сегодня Россия – это никто не оспаривает – центр политической гравитации, тот субъект, который притягивает к себе во всех сферах. Наполнение СНГ конкретными проектами, в деталях, так сказать, будет зависеть от российской стороны.

Денис Бердаков, политолог: СНГ – это нечто типа английского клуба, где собираются джентльмены, которые никому ничего не должны, просто когда-то росли вместе, но сегодня просто занимаются какими-то гуманитарными проектами. С этой точки зрения все прекрасно. Если посмотреть на соглашения, которые принимаются на этих встречах, то они в большей степени декларативны, либо затрагивают очень узкое поле. Это диалоговая площадка, где президенты обсуждают какие-то вопросы, это типа ойкумены…

Досалы Эсеналиев, советник лидера парламентской фракции «Бир Бол»: СНГ свою историческую миссию выполнило: размежевание огромной страны произошло без трагических последствий, что мы наблюдали в других странах и регионах. Конечно, мы должны отметить особую роль России в СНГ, и лично роль Бориса Ельцина.

Аркадий Гладилов, политический обозреватель POLIT.KG, член политсовета партии «Таза Кыргызстан»: Председательство России в СНГ очень сильно повлияет на положение дел в СНГ и в странах-членах этой организации. Почему? Потому что кардинально меняется геополитическая обстановка в мире и роль России во всех процессах. Нынешняя России и Россия 90-х годов – суть разные государства. Авторитет и влияние России на мировые процессы существенно изменились, и потому очень недальновидно было бы со стороны руководства страны отказываться от использования механизмов СНГ для укрепления положения как внутри страны, так и в зоне ее стратегических интересов.

Я не согласен с прозвучавшими мнениями некоторых наших экспертов в оценке роли СНГ и перспектив развития Содружества. Я внимательно прочитал устав организации и увидел причины, почему Украина отказалась от его ратификации: она опасалась реставрации СССР и не желала даже в малой части поступиться своими интересами ради интересов всего Содружества. Устав СНГ – это элемент возрождения СССР в новом качестве. Я считаю, что в устав и другие положения СНГ вбиты очень большой потенциал и возможности для развития, что на сегодня, возможно, и на сотую часть не использованы возможности Содружества! Почему не использованы тоже всем понятно. Возникновение ОДКБ, Таможенного союза – ЕАЭС  - все это и есть проекты по приближению наших стран к реализации заложенных в СНГ возможностей, а не наоборот. Возникновение этих структур и стало возможным потому, что работало СНГ, а не как реакция на то, что СНГ не срабатывало.

Вы говорите о реформировании СНГ. Скажите, что именно нужно реформировать? В положения СНГ есть все необходимое для эффективной работы. Но мы же прекрасно знаем, что у нас многие законы просто не работают, и не потому, что они несовершенные, а просто потому, что их исполнение мешает тем или иным структурам решать свои задачи. СНГ – это не площадка для диалога, как утверждают некоторые эксперты, а поле битвы! Битвы на выживание. Что, не понятно, для чего разрушались экономические институты, разрушались хозяйственные связи, рушились высокоэффективные производства? Неужели сегодня нужно кому-то объяснять, что интеграция в рамках ЕАЭС – это кость в горле противников возрождения России и стран бывшего СССР? Разрушение связей, развал экономики – это все были не ошибки, а сознательная и целенаправленная работа на разрушение стран и той, пусть несовершенной, но еще крепкой экономической системы, которая была в СССР.

Что выиграли наши страны от развала СССР? Да, сегодня есть государственный суверенитет, но нет пока той экономической независимости и состоятельности, которая была в конце 80-х годов. Кыргызстан, как и многие другие новые государства пока не достиг даже того уровня производства, каким обладал на момент разрушения Советского союза.

Одним словом, я считаю, что СНГ – это не прошедший этап, а наше будущее. И альтернативы ему нет.

Марат Иманкулов, экс-председатель ГКНБ КР, председатель партии «Таза Кыргызстан» (Чистый Кыргызстан»:Я согласен с экспертами, которые считают, что СНГ выполняет и будет еще выполнять свою историческую миссию.  Я посоветовал бы не подходить упрощенно к оценке деятельности СНГ, его институтов и структур. Чтобы правильно понять и оценить роль СНГ нужно бы поработать в его структурах, чтобы изнутри изучить его особенности. В качестве специалиста, который от Кыргызстана непосредственно участвовал в формировании органов безопасности СНГ и потом долгое время в них проработав, я могу утверждать, что СНГ далеко еще не исчерпало свой потенциал. СНГ нуждается в дополнительном импульсе.

Посмотрите, какие испытания выпали на долю СНГ за 25 лет его существования! Благодаря СНГ мы не скатились до уровня стран Ближнего Востока. А ведь в начале 90-х годов была очень тяжелая ситуация в Таджикистане: если бы тогда не вмешались страны СНГ, не обеспечили безопасность границ – мы могли потерять не только Таджикистан, а всю Центральную Азию.

В СНГ были сформированы и успешно работают многие институты: Совет органов безопасности, Совет министров внутренних дел, Совет генеральных прокуроров, Совет командующих погранвойсками, и новая структура – Антитеррористический центр СНГ. Благодаря этим институтам мы поддерживаем на достаточно высоком уровне безопасность в наших странах. Ну вот скажите, Кыргызстан смог бы сам, без помощи коллег по СНГ, обеспечить собственную безопасность? Конечно, нет. Даже численность наших структур, обеспечивающих безопасность, не позволяет нам эффективно решать эти задачи.

Из того, что сейчас происходит на Ближнем Востоке, мы должны извлечь серьезные уроки. К примеру, в Сирии политическое противостояние привело к  гражданской войне, страна в разрухе, огромные жертвы, армии беженцев. А какова ситуация в Северной Африке, в Афганистане? Террористические организации у нас под боком. Мы должны быть готовы к отражению любых угроз.

Кроме террористической угрозы не меньшую опасность представляет нерешенность пограничных вопросов. Вот, на границе с Таджикистаном уже были использованы даже артиллерийские орудия! Почему  не решаются проблемные вопросы по границам? В структуре СНГ есть возможности для решения и этих вопросов. Почему они не используются? Когда формировалось СНГ наши государственные ныне границы носили характер чисто административных границ. Территории свободно  передавались в аренду или иное пользование хозяйствующими субъектами, без надлежащего юридического оформления, сотни гектаров просто передавались под честное слово. Конечно, все предусмотреть было невозможно, новые условия порождали и новые проблемы. Создание СНГ и позволило избежать тяжелых конфликтов. И с Узбекистаном можно разрешить все конфликты и споры. Призывы чуть ли не к войне – это настоящая провокация все тех же сил, которые пытаются раскачать основы государственности.

Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность тем силовым структурам Узбекистана, которые услышали наш призыв об освобождении захваченных кыргызстанцев в ходе недавнего конфликта на границе, и освободили людей. Это говорит о том, что во всех странах СНГ есть стремление к миру и конструктивному решению любых проблем. Что усилия народной дипломатии тоже могут внести посильный вклад в решение спорных вопросов, в том числе и по вопросам границ. И последнее, сейчас у нас появился уникальный шанс при председательстве России в СНГ разрешить оставшиеся проблемы с границами. СНГ необходимо вмешаться в этот процесс, поскольку мы видим, что последние 7-8 лет дело в этих вопросах не сдвинулось с мертвой точки. Откладывание решений только обостряет проблему. Недопустимо доводить дело до обострения и открытого противостояния наших стран.

Кайрат Осмоналиев, эксперт по правовым вопросам: Меня всегда несколько смущала юридическая чистота создания СНГ, поскольку судьбу СССР решили лидеры трех из 15 республик! Конечно, эти страны играли первые роли в Союзе по всем направлениям. Я помню, что тогда мы воспринимали создание СНГ как некую трансформацию СССР. Но вот прошло 25 лет. И я тоже сразу отмечу, что считаю, что СНГ выполняло и выполняет свою миссию и те задачи, которые были изначально заложены. Да, цели тогда и сейчас изменились. Да СНГ не воспринимается, как некая обуза для его членов, не воспринимается, как потеря суверенитета. Решения принимаются сравнительно легко, тем более, что иные не доводятся до логического конца. Было много структур,  много принято разных решений. На за эти четверть века мы поняли три основные направления работы СНГ: вопросы безопасности, вопросы политические, вопросы гуманитарные.

Были в обществе несколько завышенные ожидания от СНГ, но были и пессимистические сценарии, что СНГ просто прикажет долго жить. Но не сбылись ни первые, ни вторые. В рамках СНГ предпринимались попытки гармонизации законодательства стран, которая очень нужна. ЕАЭС мы должны рассматривать как реализацию тех инициатив, которые были на старте СНГ. Россия во всех процессах гармонизации законодательства играла первую скрипку – спасибо российским ученым за разработку базовых правовых норм. Я думаю, что гармонизация будет продолжаться в области экономической кооперации.

Относительно перспектив СНГ, я склоняюсь к точке зрения, что эта организация будет актуальной во многих сферах, к примеру, даже в урегулировании украинского кризиса. Даже при сохранении других больших объединений, роль СНГ будет сохраняться. И то, что Россия была, есть и останется ядром СНГ сомневаться не приходится, но и ее отношение к организации и другим членам СНГ тоже меняется. Россия в тренде на укрепление своих позиций в мире, и это признают ведущие страны мира и политики.

Асылбек Аюпов, профессор КРСУ: Развал СССР и создание СНГ – это не вина трех лидеров, это объективный процесс в плане реализации права наций на самоопределение. То есть юридически развала СССР не было: три республики вышли из его состава и образовали другое объединение. А остальные вольны  были сами решать свою судьбу.  Это был объективный процесс еще и потому, что в СССР было крайне нерациональным разделение труда. Были сильные союзные республики, а были и те, которые постоянно ходили с протянутой рукой. То есть, им нужно было все время помогать, и союзный бюджет их постоянно дотировал. Ясное дело, что этими тремя самыми сильными республиками и были те, кто вышел из состава СССР.

Ну, вот уже четверть века живем с СНГ, надеемся на что-то хорошее, рассчитываем на Российскую Федерацию, что она усиливает интеграционные связи…

Но мы забываем, что есть СНГ, потому что не видим от СНГ ни плюсов, ни минусов, ни хорошего, ни плохого. Но сейчас ситуация далеко не самая благоприятная, все испытываем кризис, в том числе и Россия. У нее тоже большие проблемы с наполнением бюджета и она вынуждена увеличивать налоги. В СНГ, я считаю, должна быть какая-то согласованность действий, унификация хотя бы стержневым вопросам и экономики, и политики. Если одно государство сталкивается с определенными трудностями, допустим, в вопросах внешней политики – к примеру, когда было осложнение отношений между Россией и Турцией – то должна же быть хотя бы моральная поддержка. Но пока такого нет.

Я тоже считаю, что в рамках СНГ можно было создавать более тесную экономическую интеграцию и кооперацию, тот же ЕАЭС. Новые структуры формируются очень сложно. А вопросы возникают более серьезные, чем просто согласование чего-то или даже защиты. Сегодня экономика нашей страны не готова на равных конкурировать с экономикой Беларуси или России. Отсюда и все проблемы. Но они лежат не в условиях СНГ, или требованиях ЕАЭС, а в слабости нашей экономики, неразвитости производственных отношений, нехватке профессионализма и т.д.

 

POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 1226   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная