POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 25 апреля 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане



Погода в Кыргызстане

Курс валют

За что голосовали избиратели на выборах в местные органы власти в Кыргызстане?

Error 404.
Ошибка данной страницы не существует!


Вернуться на главную страницу

Для поиска нужной информации Вы также можете воспользоваться поиском:

13.12.2016 02:43 - Polit.kg
За что голосовали избиратели на выборах в местные органы власти в Кыргызстане?

11 декабря 2016 года в Кыргызстане одновременной прошли выборы в местные органы власти и референдум по внесению поправок в Конституцию страны. Председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Нуржан Шайлдабекова озвучила предварительные итоги голосования на референдуме: по предварительным данным в этой кампании приняли участие 190501 человек, или 42.09 % из общего числа избирателей. Проголосовали за изменения в Конституцию 79, 7 % кыргызстанцев, против   - 15.40 %.

 

«Вам конституцию? Приходите завтра – будет свежая»

В Кыргызстане давно не смеются над старым анекдотом: в киоске покупатель просит брошюру с текстом конституции страны, на что продавец советует: «Приходите завтра – будет свежая…». За историю суверенного Кыргызстана Основной закон семь раз выносили на всеобщее голосование. Очередные поправки в Конституцию граждане утвердили накануне. Результат очень даже обнадеживающий. А ведь страсти кипели нешуточные. Иные политики предрекали вообще третью революцию. Но все обошлось мирно. Правда, с каждым новым референдумом по конституционным преобразованиям в стране падает интерес к этой теме. Так, если в первом референдуме в 1994 году явка избирателей составила 84 процента, то на сей раз едва превысила 42 процента.

В сущности, кардинальных преобразований новая конституция не содержит. Как говорят эксперты, Основной закон страны несколько ограничивает полномочия президента и, соответственно, расширяет права парламента и премьер-министра, дает импульс реформе судебной ветви власти. И уточняет некоторые статьи, запрещающие иные западные ценности, которые пытаются привить в пока еще нравственно чистом Кыргызстане. К примеру, понятие семьи не допускает вольностей и однополых браков. Собственно, эти традиционные ценности, по мнению социологов, и стали основным аргументом при голосовании за новый вариант конституции.

 

Что обещали народу политические партии?

Политологи справедливо считают, что программы политических партий наглядно демонстрируют общий уровень ожиданий и надежд в обществе, социальных претензий и политической наивности избирателей.  Иными словами, на что сегодня клюют рядовые граждане суверенной республики?

Внимательное прочтение предвыборных программ партий, которые идут на выборы в местные органы власти, не дает полного представления о позиции политической «элиты» в решении насущных проблем, и уж тем более не говорит о будущем курсе. Не случайно в политической среде получает поддержку идея распространить понятие «подкуп избирателей» не только на денежные или иные материальные ценности, получаемые избирателями от партий или их агентов, ремонт, строительство или обустройство жилых домов, детских учреждений и других социальных объектов, если эти акции совершаются в целях получения голосов избирателей на средства партий или их спонсоров, но и ПРЕДВЫБОРНЫЕ ОБЕЩАНИЯ, которые носят заведомо невыполнимый характер, которые распространяются исключительно в целях получения голосов  путем обмана или дезинформации.  И даже родилось предложение, чтобы ЦИК регистрировала не только партийные списки избирателей, но и предвыборные программы партий, которые должны рассматриваться как социальные проекты-договоры, отступление от которых может быть основанием для предъявления партиям судебных исков. Это повысит ответственность политических организаций за своих депутатов в органах власти, а гражданское общество получит механизм реализации подлинного народовластия». Но вряд ли партии, которые у власти, захотят подобные идеи реализовать, если они отправили на доработку даже законопроект, который несколько ужесточает ответственность за подкуп избирателей. А пока нет такого закона, обещать избирателям можно что угодно, не опасаясь за последствия.

Так, к примеру, партия «Кыргызстан» намерена в Бишкеке внедрить социальную карту горожанина, что по ее мнению станет ощутимой поддержкой для уязвимых слоев населения столицы.  Очевидно, идею позаимствовали у Москвы. Инициаторы всерьез рассчитывают, что карта позволит пользоваться бесплатно общественным транспортом, а также получать скидки в аптеках, продуктовых магазинах, медицинских учреждениях, автозаправках, столовых и кафе. При этом вся нагрузка ляжет не на бюджет города, а на предприятия, которые будут вовлечены в эту кампанию.

Вообще, в Кыргызстане все еще верят в то, что бесплатные услуги вполне уместны в эпоху рыночных отношений. Причем, партийцы особо не заморачиваются с расчетами и аргументацией, берут пример с России, не соизмеряя свои возможности с российскими. Так, та же партия «Кыргызстан» заявила, что начиная с 2018 года каждому новорожденному будет выплачиваться единовременная финансовая помощь государства в размере 50 тысяч сомов (материнский капитал). Мол, и Правительство Кыргызской Республики намерено рассмотреть вопрос о дополнении соответствующей статьи в проект республиканского бюджета. Правительство же на такую наглость партийцев поспешило отреагировать своим заявлением, в котором отмечает, что предложение вышеуказанной партии о введении материнского капитала не имеет под собой финансового основания, так как в законопроекте «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2017 год и прогнозе на 2018 — 2019 годы» данные финансовые средства не предусмотрены.

Не предусмотрены финсредства и на бесплатный общественный транспорт, который та же партия гарантирует горожанам, как, впрочем, и на большинство прожектов по обустройству жилмассивов и реализации других проектов. Да и вообще с деньгами у республики большие проблемы, вся надежда только на внешние вливания, гранты и новые кредиты. Поэтому так важны для политических сил внешнеполитические ориентиры: на кого в ближайшей перспективе ставку делать? Но внешнеполитический курс страны для партий в выборах местных кенешей не является предметом обсуждений. Можно лишь по ряду косвенных признаков определить отношение партийного руководства к внешним приоритетам. Так, ни одна партия из 14, участвующих в выборах в столичный кенеш, не стала заморачиваться «защитой прав кыргызских мигрантов» в расчете на получение голосов мигрантов в РФ. Косвенно, защита прав мигрантов может быть предметом для нелюбви России – мостик перекидывается очень просто, как правило, РФ обвиняют в нарушении прав мигрантов, реже говорят о вине самих мигрантов. Настоящая предвыборная кампания обошлась даже без этого ранее активно муссируемого тренда.

Тема интеграции в рамках ЕАЭС из программ тоже выпала начисто. Очевидно, что налаживание отношений с соседями и возрождение экономики – это прерогатива парламента.  В экономических программах СДПК, партии «Кыргызстан», Онугуу-Прогресс если и есть небольшие упоминания о концептах развития, они никак не связаны с интеграционными процессами. Вообще создается впечатление, судя по скудным экономическим программам для Бишкека, что столица мало заботится об источниках пополнения бюджета. Вроде как деньги падают с неба. Ни одна партия не включила пункт о создании технопарков или возрождении экономики города. Вообще не понятно, откуда партии собираются брать средства для реализации своих социальных программ. В Антикризисном плане партии «Республика- Ата Журт» есть все, даже «кнопка счастья», но нет источников пополнения бюджета города. Партия зеленых заявила, что будет работать над увеличением городского бюджета, но только «используя имеющийся потенциал: полный учет и введение дифференцированной схемы платежей за парковку, рациональное использование муниципальной собственности и др.» Возможно, под «др.» и подразумевается все-таки создание каких-то промышленных зон, где смогут найти работу тысячи горожан…

Коммунисты откопали советской поры риторику: «Мы за развитие в Бишкеке наукоемких производств, за полноценное восстановление разрушенных при капиталистической власти государственных предприятий. Коммунисты будут предлагать меры по национализации жизненно важных видов производства в городе». Вот бы еще уточнили, за чей счет все это будет восстанавливаться и как функционировать в эпоху рыночных отношений? Да и наукоемкими производствами уже выйдет большая заминка, учитывая бедственное положение самой науки в республике и общее падение уровня образования, которым в советское время страна очень гордилась. Конечно, серьезно относиться к таким программам не приходится. И результаты голосования тому подтверждение.

С особым вниманием нужно посмотреть на предвыборную программу партии власти – СДПК. Тоже вроде все предусмотрели, даже в числе главных вызовов обозначили «Внутренняя миграция. Приток населения привел к дефициту социальных объектов, повышенному спросу на жилье, хаотичной застройке: приток в город новых жителей обострил криминогенную ситуацию». Но опять же в программе нет даже упоминания о том, что будут делать новые горожане? Как будут кормить себя? Где работать? Стоит ли удивляться росту напряженности и криминала в столице при хронической безработице, которая и толкает молодежь к поиску работы в России!

 

О чем говорят результаты голосования? О надеждах…

На выборах в Бишкеке проголосовали 129 тысяч 705 избирателей. По информации ЦИК, барьер в 7 процентов преодолели: СДПК – 24,89 процента (32 тысячи 295 голосов); «Республика – Ата Журт» - 23 процента (30 тысяч 969 голосов); «Онугуу-Прогресс» - 15,2 процента (19 тысяч голосов); «Мекеним Кыргызстан» – 13,03 процента (16 тысяч 909 голосов); «Кыргызстан» - 9,34 процента (12 тысяч 124 голоса). Явка избирателей в Бишкеке превысила 50% порог. 45 депутатских мест в городском совета поделят между собой именно эти партии, больше всего мест достанется партии власти, которую поддерживает президент страны Алмазбек Атамбаев – СДПК – 13 мандатов. Но ни одна из партий не будет иметь численного преимущества, а это значит, что придется договариваться и искать компромисс по любым вопросам.

Почему так важны результаты выборов именно по столице республики? В следующем году в Кыргызстане должны состояться президентские выборы, которые всегда чрезвычайно важны, не смотря на конституционные урезания полномочий главы государства. Поэтому выборы в местные органы власти являются своего рода индикатором политического влияния тех или иных партий как в столице, так и в регионах. Для партий, которые намерены выставить своих кандидатов на главный пост в стране, местные выборы и показывают расклад сил. Нынешние результаты выборов в местные органы власти дальновидных политиков должны насторожить. Во-первых, падение активности избирателей вызвано не только разобщенностью политических сил и отсутствием продуманных и обоснованных программ, но общей слабостью партийной системы, которая никак не может преодолеть детскую болезнь роста. Многие партии представляют собой некое подобие акционерных обществ, аккумулирующих финансовые и людские ресурсы для завоевания власти.  Об этом на недавней конференции заявил политолог Валентин Богатырев, отметив, что «Вся история существования и трансформации кыргызской политической системы и государственного управления - это история неудачных привнесений чужих моделей. Мы просто следуем тем или иным «образцам». При этом всегда ссылаемся на так называемый мировой опыт». Во-вторых, на настроения избирателей самое непосредственное влияние оказывают экономические факторы: безработица, снижение жизненного уровня, социальные проблемы. Люди перестают верить в то, что их жизнь может измениться с приходом к власти тех или иных политических сил. Но надежда еще жива. Процент проголосовавших и показывает процент надежды на перемены.

 

Прозрачность как гарантия честности

О том, что борьба была нешуточная, говорит и конфликт, возникший на одном из избирательных участков Бишкека, где во время подсчета голосов подрались представители СДПК и «Онугуу-Прогресса», о чем сообщили в ОО «Коалиция за демократию и гражданское общество». Но это скорее исключение из правил. Как прошли местные выборы и референдум? Что говорят сами наблюдатели?

Глава наблюдательной миссии из Турции Сади Гювен: «Мы увидели, как много ЦИК Кыргызской Республики сделал для того, чтобы вернуть доверие народа к выборам. Это стало возможным благодаря созданию списков избирателей на основе биометрических данных и использованию автоматически считывающих урн. У нас технология биометрической регистрации только внедряется, и, возможно, опыт Кыргызстана будет применен в Турции».

“Ни на одном участке мы не увидели больших очередей  - ни во время получения бюллетеней, ни во время идентификации избирателей», - отметил председатель Центральной избирательной комиссии Украины Михаил Охендовский. На него так же большое впечатление  произвели автоматически считывающие урны -  «Это достаточно важное техническое новшество, которое мы хотели бы со временем применять и в Украине. В Кыргызстане эти урны работают на высоком уровне. Это, безусловно, очень прогрессивная технология, и уровень информатизации избирательного процесса в КР на наш взгляд заслуживает самой высокой оценки».

По словам члена Комитета Государственной Думы РФ по международным делам Татьяны Алексеевой, они посетили несколько избирательных участка в Бишкеке и на окраинах города.

"На участках видна активность граждан. Мы не отмечаем никаких недоразумений и нарушений во время идентификации избирателей. Выборы организованы на высоком уровне. Здесь хочется отметить хорошую работу ЦИК",- сказала она и добавила, что Кыргызстан с каждым разом меняется и становится лучше. Депутат Государственной думы РФ Вера Ганзя сообщила, что "Система и организация проведения выборов полностью исключает влияние субъективного фактора. Также хочу отметить, что все это благодаря правильному выбору аппаратур».

Правда, и современная техника дала сбой. По словам представителя Центральной избирательной комиссии Республики Молдова Максима Лебединского “Что касается информации о сбоях во время идентификации избирателей стоит отметить, что техника - есть техника, и никогда невозможно предугадать, когда она может не сработать. Если бы выборы проводились летом, а не зимой, было бы проще. Просто техника держит определенную температуру и когда ее из теплого места вытаскивают в более холодное, возможны кое-какие сбои. Но это не главное, самое главное, чтобы народ доверял избирательной системе».

Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Индии Бидюта Бихари Свен: «Мы наблюдали за проблемой технического характера. Она была устранена в течении 20 минут благодаря хорошо обученному техническому персоналу. И связи с этим, я считаю, что это небольшое нарушение, тем более с учетом того, что Кыргызстан проводит выборы с использованием считывающих урн только второй год. В Индии такая же система используется на протяжений 25 лет и у нас тоже случаются такого рода проблемы».

 

Версия для печати   |   Просмотров: 752   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная