POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Пятница, 19 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Чем порадует и чем огорчит Кыргызстан 2012 год? Практическое прогнозирование для Кыргызстана и его жителей.

10.01.2012 13:34 - Polit.kg

Да, все больше к населению Кыргызской Республики будет  применяться термин «жители», потому как собственно «граждан» будет все меньше. В этом 2012 году особых проблем в  сфере миграционных перетоков не предвидится. Но это все временное состояние, крайне нестабильное. Уже через год, другой ситуация начнет меняться, и обострится к следующим парламентским выборам, которые могут состояться гораздо раньше намеченного (законом) срока.  Партийно-политическая верхушка (элитой ее уже сегодня назвать трудно) будет заинтересована в уменьшении голосующего электората, так как это означает значительную экономию средств на пропаганду и убеждение, а в отдельных случаях откровенную покупку голосов.  Жители страны, лишенные гражданских прав в силу двойного-тройного гражданства, будут не согласны с игнорированием  их мнения, потому как именно они являются основной движущей силой и главным источником финансирования всех сфер жизнедеятельности страны.  Парламент не в силах будет разрешить это противоречие, что и послужит одной из причин его досрочного роспуска.

О коррупции

 К слову, именно Кыргызстан станет родиной новых политико-экономических отношений между властью и народом, когда народ отдает кучке политиканов на время власть в стране и возможность при помощи этой власти решать сугубо шкурные вопросы.  Конечно, эти отношения общеизвестны и широко применяются в других странах, и называются коррупцией, с которой пытаются бороться, но именно в Кыргызстане коррупцию попытаются обуздать столь оригинальным способом, как придание ей официального статуса. Этому будет предшествовать  широкая кампания по борьбе с коррупционными проявлениями, обязательно уже в текущем году будут организованы  громкие (по освещению в СМИ), но безрезультатные процессы.  Под  меч закона попадут, как это водится, мелкие сошки вроде ректоров вузов и главврачей районных поликлиник.  А главные распорядители, как всегда, останутся в тени. Это  нельзя  назвать прогнозированием, и даже на предвидение не тянет, потому как все  банально очевидно и малоинтересно для серьезных аналитиков.  Закончится кампания принятием ряда радикальных мер и законов, которые  дадут коррупции иное толкование: если ее нельзя победить, значит нужно переименовать! Что и будет сделано.

О новом Президенте страны

Новый президент для Кыргызстана будет сродни Пророку:  его слова будут  порой непонятны обществу, а поступки нелогичны. Он будет искать компромиссы даже там, где об этом никто не просит, и параллельно создавать проблемы там, где их никто не ждет.    Это будет великий конформистский период в новейшей истории Кыргызстана. Но именно миролюбие и покладистость нового президента будут расценены его недругами и прочими оппозиционерами как слабость и неуверенность.  За внешней суровостью его облика  прячется мятущаяся творческая натура, жаждущая иного применения.  Этот президент-идеалист  по сути станет рабом обстоятельств и собственного окружения. В стране уже созрели  силы, которые способны управлять  официальной властью. Прежний глава государства стремился объединить под одной крышей саму власть и эти реальные силы, но ему не дали возможности завершить этот процесс объединения.  У нового главы государства этот фокус уже не получится.

С другой стороны, это и хорошо, потому как сохранит внешнюю стабильность государства, переведя протестные процессы внутрь правящей верхушки.  Оппозиция уже поняла, что проще, а главное, намного эффективнее бороться за влияние не путем митингов и открытого давления, а через невидимые для общественности  институты и нетрадиционными методами. Правда,  хороших специалистов, умеющих грамотно использовать эти нетрадиционные приемы борьбы за влияние, в республике почти нет. Но они появятся, как только возникнет на них спрос. 2012 год станет поворотным именно в этом плане: смене механизмов борьбы за влияние.  Несомненно, будут еще и протестные выступления, и митинги, и даже попытки попробовать власть на прочность, но это все уже не серьезно – как затухающие волны после той убийственной волны, называемой Апрельской революцией.

О судьбе Апрельской революции    

К слову, с Апрельской революции уже в текущем году снимут ореол революционной героики. Власть поймет, что негоже создавать новую когорту граждан, противопоставляя ее остальному обществу – в стране и без того хватает элементов размежевания (по родам и регионам, национальной принадлежности и вероисповеданию). Герои  революции сами будут создавать напряжение в обществе, требуя для себя новых льгот и привилегий, что очень не понравится  всему обществу.

 Но главное, опасно и для самого государства  утверждать революцию как метод решения социальных и политических проблем! Власть, рожденная революцией,  просто вынуждена будет похоронить революцию, если не хочет стать ее жертвой.  В Кыргызстане – родине двух революций – это уже поняли. Правда, не знают, что делать с теми силами,  которые были действующими силами Апрельского противостояния? Попытки откупиться, как-то задобрить  участников тех событий,  сопряжены с нарастающими до бесконечности запросами и отсутствием возможностей для их удовлетворения. А это новые конфликты.  Поэтому остается одно: ждать, когда герои этой революции состарятся и помрут естественной смертью.  Или когда появятся новые герои новой революции, которые отменят  героизм своих предшественников.                                                                                                                

Но главная проблема даже не в этом. Далеко не вся республика поддержала идеалы Апреля 2010 года. Власть в стране – это не просто институт управления, а в большей степени представительский орган, который формируется из выходцев тех или иных родов, кланов, регионов. Свержение власти – это всегда больно, но в Кыргызстане это больно вдвойне, потому как в головах большинства народа свержение власти расценивается как покушение на личное благосостояние (даже если оно крайне низкое), на  национальную гордость и самобытность не абстрактного народа, а конкретных людей.  Удастся ли идеологам новой власти так  построить информационно-агитационную  политику, чтобы убедить народ в том, что вся власть не от Бога, а от самого народа?!  В 2012 году эту задачу вряд ли смогут решить, но понимание  необходимости ее решения придет  обязательно. Ведь это и есть главное условие политической стабильности.

О власти

Имея такую властную верхушку, какая сложилась в Кыргызстане к 2012 году, других развлечений народу страны уже не требуется.  Здесь и театр абсурда, и театр марионеток (кукол), и драматическая площадка, и комическая, и парад теней, и яркие шоу – и все в «одном флаконе».  Важное отличие институтов  власти в Кыргызстане от аналогичных структур других стран заключается в том, что у нас не всегда «актеры» слушаются «режиссеров». Более того, у нас каждый рабочий сцены  может начать играть собственную партию, и плевать он хотел на остальных игроков!  Конец 2011 года в парламентских фракциях это хорошо показал. Ожидать, что что-то изменится в 2012 году не приходится:  действующий политический состав прежний.  Но к середине года (к летним каникулам)  парламентариям придет долгожданное озарение и после отдыха они станут немного опытнее и мудрее, что отразится на законотворческой работе самым положительным образом:  осенняя сессия окажется наиболее продуктивной и менее конфликтной.  И вообще, парламентарии очень быстро договорятся между собой, отбросив несущественные разногласия, они  объединят свои силы во имя самосохранения и самоудовлетворения. Кризисов в этой ветви власти быть не должно, при условии, что внешние силы не приложат к этому усилий.

А вот правительству повезет меньше. С горем пополам сформированный кабинет министров начнет рассыпаться с первых же шагов. Не без помощи политических сил начнут всплывать неблаговидные поступки иных высоких руководителей, а к весне может вспыхнуть даже громкий скандал, который заставит либо сменить весь высший эшелон исполнительной власти, либо придется пожертвовать некоторыми важными фигурами. 

В любом случае, к концу года, подводя неутешительные итоги, возникнет необходимость в назначении «крайних ответственных за провал конкретных направлений».  Придется отдать либо премьера, либо кого-то из вице-премьеров на «съедение» оппозиции.

Принципиальных отличий в работе институтов власти в 2012 году от лет предыдущих не будет: она как обслуживала интересы  олигархической верхушки, так и продолжит это обслуживание.  И если отдельные представители высшей власти вдруг вздумают заниматься самодеятельностью или благотворительностью, им быстро укажут на недостатки и поставят на место.

О народе

В целом 2012 год для народа Кыргызстана сложится неплохо (об экономике ниже). Не будет войн и природных катаклизмов, не будет межнациональных конфликтов и резкого падения жизненного уровня.  Народ страны вообще демонстрирует высшую степень выживаемости в кризисных условиях. Эта выживаемость закрепится и не позволит 2012 году нанести людям существенного ущерба.

Процессы миграции стабилизируются, но не в силу укрепления отечественной экономики, а по причинам, от нас не зависящим. Просто в сопредельных странах будет  нарастать напряженность, вызванная где-то очередными президентскими выборами, а где-то ослаблением правящего режима, а где-то опасностью открытой агрессии. На этом фоне Кыргызстан снова станет островком демократии и мира, стабильности и согласия.  И не столько  ограничение миграционных процессов этими странами станет  стабилизатором нашего  трудового экспорта, сколько желание и возможность людей работать на благо своего государства, точнее новых корпораций. Этому будет способствовать вхождение Кыргызстана в Таможенный Союз, что откроет шире двери для реальных целевых инвестиций.  Но даже не членство Кыргызстана в ТС будет  тому виной, а более агрессивная политика транснациональных компаний.

Люди в Кыргызстане не избалованы социальными благами, они больше привыкли рассчитывать на собственные силы. Они с понимание отнесутся к некоторой корректировке цен на основные продукты и услуги, вызванные неизбежным ростом тарифов на тепловую и электроэнергию, которые существенно подрастут к весне этого года.  И вообще, к концу 2012 года многие кыргызстанцы заметят, что их жизнь улучшилась. Но все равно будут не довольны тем, что имеют.

Об экономике

Этот год станет переломным в судьбах многих  людей, связанных с коммерческой деятельностью: соседние страны наглухо перекроют потоки нашего реэкспорта и вынудят наших бизнесменов переквалифицироваться в предпринимателей. Но именно этот удар станет для отечественной экономики  хорошим ускоряющим пинком, выведет капиталы из тени и заставит их работать в реальном секторе экономики. Открывающиеся перспективы для Кыргызстана просто необъятны!  2012 год станет для республики революционным не по части  новых свержений власти, а началом экономического прорыва.  Произойдет это не благодаря дальновидной стратегии власти, а как раз вопреки ей, благодаря слабости властных институтов и все большего подчинения последних интересам крупным международных компаний. 

Если Бог даст раннее лето и мудрых распорядителей в туристском секторе, да поумерят свои аппетиты местные администрации, то курортный сезон 2012 года превзойдет все предыдущие. Более того, и в индустрии туризма откроется «второе дыхание», что сделает Кыргызстан с его  природным потенциалом одним из популярных мест отдыха не только для россиян и казахстанцев, но и европейцев.  Международное положение этому весьма способствует: напряжение в жарких странах не спадает, а Кыргызстан покажет всему миру наступление периода относительной стабильности.

Более того, в 2012 году начнется постепенное строительство инфраструктуры для зимнего отдыха, тем самым мы задействуем самый большой туристский потенциал – наши красивейшие горы! Но опять-таки не потому, что мы наконец поумнели, а в силу возросшей тяги к зимним видам спорта в жарких странах.

О развитии промышленности в Кыргызстане  можно уже окончательно забыть – для ее реанимации нет ни ресурсов, ни рынков сбыта. Наша страна обречена быть сервисным центром. Именно эти сферы и будут интенсивно развиваться в 2012 году. Значительно возрастут объемы капитального строительства – но не рынков и торговых центров,  а зон отдыха и туризма, предприятий легкой промышленности и сельхозпереработки.  Кыргызстан уже в этом году заявит о себе как страна экологически чистых продуктов питания.

Очень сильно подорожает земля, и наконец,  будет установлена справедливая цена на воду. Перетока производительных сил обратно в сельскую местность из Бишкека не предвидится, но тенденция начнет набирать силу. Столица станет для многих кыргызстанцев не местом поиска работы и счастья, а местом зимовки, потому как основной источник доходов с городских рынков переместится в сельскую местность.  Этому способствует стремительный рост цен на продовольствие. И нынче есть все возможности для организации высокорентабельного агробизнеса.

О международных отношениях

Здесь все останется на прежних позициях.  Кыргызстан будет по прежнему зависим от сильных держав,  и его внешняя политика останется такой же, какой была еще при Акаеве: гибкой и многовекторной,  ожидаемой и только местами непредсказуемой.  Стратегические партнеры укрепят свои позиции, вхождение в Таможенный союз будет несколько сдвинуто по времени и в полном объеме в текущем году не состоится в силу несогласованности по многим позициям. Но фактически страна начнет жить по новым правилам, которые установят более сильные партнеры. Несомненно, будут то и дело раздаваться голоса возмущения пренебрежением к национальным интересам, но всем уже ясно, что «национальные интересы» - это интересы не государства, а узкой кучки деятелей, которые на патриотической риторике зарабатывают деньги.

С Россией при ее новом руководстве отношения станут еще теснее и многограннее. А вот с Казахстаном и Узбекистаном могут возникать время от времени сложности, и не только на границах.  Водно-энергетические проблемы удастся решить куда быстрее, чем иные  политические. Именно последние в текущем году станут самыми серьезными. Есть основания предполагать, что именно 2012 год станет годом крушения многих диктаторских режимов на Азиатском континенте.  А свободные и сравнительно демократические страны типа нашего Кыргызстана будут рассматриваться этими режимами как рассадник «революционной заразы».  Со всеми вытекающими проблемами для нас.  Но это не говорит о том, что нам нужно сворачивать демократические преобразования.

О демократии и свободе слова

Дураков и негодяев в любой стране хватает.   Общество разными методами регулирует  их процентное соотношение с нормальными людьми, не позволяя им доминировать и мешать развитию. Кыргызстан еще совсем недавно не нуждался в каких-то особых механизмах для сдерживания роста численности этой категории людей.  Но  две революции, и особенно погромы в Оше и Жалал-Абаде показали, что пора принимать решительные меры.  Укрепление образовательной сферы даст эффект в отдаленном будущем, а результат нужен уже сегодня.  Вот государственные мужи и думают: как же обуздать эти темные силы, как в сжатые сроки сделать людей умнее и добрее? И пока не могут придумать ничего умнее, чем наступление на основы демократии и сворачивание свободы слова. Беспрецедентное вмешательство в информационную сферу в период президентских выборов, когда была запрещена прямая трансляция телеканалов, - это серьезный симптом умственной дееспособности  нынешнего состава парламента.  Что интересно,  иные зарубежные  радетели свободы слова и демократия даже словом не обмолвились и ничуть не осудили эти грубейшие нарушения конституционных и международных норм.

2012 год станет переломным и в этом плане.  Есть надежда, что парламентарии раскаются в содеянном и впредь не отважатся на ограничение прав и свобод собственного народа. Но это только надежда.  Немало опасений, что наши народные избранники станут хорошими проводниками идей, далеких от подлинно демократических. Петь под чужую дуду у нас хорошо научились, тем более, если за это неплохо платят.  Вот и приходится опасаться, что в решении некоторых основных задач безопасности страны,  ее экономического развития, будут  доминировать не интересы Кыргызстана и кыргызстанцев, а соседних и даже очень далеких стран. 

Если наша демократия будет мешать иным диктаторским режимам в нашем регионе, неужели эти режимы не предпримут ответных действий, чтобы обуздать нашу демократию?  Если смогли заткнуть рот прессе в других странах, наивно думать, что этот опыт не возьмут (или уже взяли) на вооружение наши высокие начальники. Так что развитие демократии и свободы слова еще не стали необратимыми процессами в нашей стране.  Предугадать их состояние даже в ближайшем обозримом будущем практически невозможно.  

 

Адик Саидов,

дежурный астрополитолог


Версия для печати   |   Просмотров: 2447   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты