POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Пятница, 19 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Валентин Богатырев: «Хватит ли у власти воли и настойчивости, энергии, чтобы довести до конца реформы?»

20.01.2012 16:26 - Polit.kg

18 января в Институте общественной политики обсуждались уроки 2011 года. Впрочем, страсти, казалось бы, уже поутихли, и президент новый, и власть, и оппозицию уже создали. До Конституции только руки пока не дошли. Мы внимательно прослушали доклад руководителя аналитического консорциума «Перспектива» Валентина Богатырева. Предлагаем его Вашему вниманию.


- Я уже говорил ранее, что надо рассматривать все происходившее в 2011 году как очередной этап апрельской революции. И, на мой взгляд, этот третий этап апрельской революции завершился достаточно успешно. В 2011 году группе, пришедшей к власти в стране, удалось сделать ряд важных продвижений.
Среди них я бы, прежде всего, отметил два.
1) Им удалось справиться с попытками политического реванша, в виде захвата власти элитами бакиевского времени как через парламент, так и через президентские выборы. Вы можете пройтись по списку и увидеть, что наиболее одиозные фигуры из прошлой власти по итогам года оказались в более слабом положении, чем были в его начале.
2) Им удалось восстановить единовластие в стране. В отличие от отунбаевского времени, сегодня без президента не решается ни один важный вопрос, ни в Жогорку Кенеше, ни в правительстве, и дело идет к тому, что восстанавливается управляемость и в отношении судебной власти.
Начало года ознаменовано крайне весомой заявкой президента на идейное лидерство и на право самостоятельно определять не только кадровые назначения в исполнительной власти, но и ключевые вопросы жизни страны и ее внешнеполитического позиционирования.
Более того, кыргызский президент дал понять, что он не будет в роли новобранца, и является полноправным партнером в кругу глав государств постсоветского содружества.
И наконец, мы услышали претензию на инициативу уже в рамках глобальных политических комбинаций о создании оси Турция - Кыргызстан - Россия. Инициативу пока, конечно, трудно просматриваемую, но и Назарбаевский Евразийский союз казался несколько лет назад утопией, а сегодня востребован, пусть даже в рамках предвыборного проекта.
Таким образом, при всей внешней схожести процессов формирования коалиции и правительства, мы сегодня имеем уже совершенно иную власть, чем имели год назад.
Я должен отметить, что Атамбаеву понадобилось для этого в два раза меньше времени, чем Бакиеву.
Теперь весь вопрос не в том, кто и какую должность занял. На мой взгляд, это не имеет особого значения. Нынешняя политическая конструкция дает самые широкие возможности для буквально секундного решения кадровых вопросов, в том числе по самым топовым позициям.
Главное сейчас: что будет делать Атамбаев, придя к власти, и насколько ему хватит мощности. Сегодня он, а никто другой, никакая другая политическая группа, решает, что будет происходить в стране.
При этом я не соглашусь с тем, когда говорят, что он – одиночка. Да, команды в бакиевском или акаевском смысле слова у него нет. И про родственников мы мало что слышим. Но Алмазбек Атамбаев сумел собрать вокруг себя на ключевых позициях чрезвычайно амбициозных людей, и намерен, как я понимаю, в полной мере использовать их энергетику для того, чтобы изменения в стране стали реальностью. И это правильный шаг, поскольку сегодня только внутренние, национальные амбиции в состоянии спасти страну от утери суверенитета, от дефолта, от развала.
Более того, это, может быть, единственно возможный для президента ход. И остается надеяться, что он дает себе отчет в том, что у такой конструкции есть обратная сторона: все эти люди, начиная естественно с премьер-министра, рассматривают самого Атамбаева в качестве ресурса для собственного продвижения.
Это было бы достаточно опасно для президента, если бы не одно соображение: все они, с одной стороны, не обладают пока достаточной силой для самостоятельного действия и в этом смысле легко сносимы, а с другой стороны, все они имеют каждый свою ахиллесову пяту, а копье, которое может поразить их – в руках президента. Мы только что при решении вопроса о спикере убедились на примере одного известного политика, как быстро все закончилось. И это при том, что в ход не было пущено и десятой доли того, что имелось в распоряжении президента.
Несмотря на ту картину, которую я представил, думаю, что нет оснований говорить о новом авторитате. В отличие от первых двух президентов статус нынешнего куда слабее и существуют различные доступные механизмы ограничения президентского произвола, если таковой проявится. Это принципиальное отличие.
Сегодня лидерство Алмазбека Атамбаева обеспечивается не законом, не семейно-клановым контролем, не его президентским статусом, а исключительно его способностью грамотно принимать политические, стратегические и кадровые решения. Оно также обеспечивается готовностью других участников политического рынка принять лидерство Атамбаева.
То есть при достаточной критической массе неточных решений и при желании в принципе небольшой группы оппонентов Атамбаев может быть лишен не только нынешнего объема власти, но и должности вообще. Для этого есть реальные инструменты и технологии при нынешней политической конструкции.
Но я думаю, что ситуация для Атамбаева более жесткая. Не только неправильные решения, но и отсутствие правильных решений может быстро исчерпать ресурс его влияния.
Очевидно, что Атамбаев хорошо это понимает. Именно потому он делает такие эмоциональные и идеологически заряженные заявления по таким предметам, которые являются чувствительными для людей. Прежде всего, это - коррупция, справедливость власти, начиная с судебной, ну и конечно тема национального единства и гордости.
Я думаю, что его заявления в турецком парламенте в большей степени адресованы кыргызам, чем собственно туркам.
К этому же типу риторики относится и неоднократные заявления о неназываемых третьих силах, которые хотят поставить нашу страну на колени. Я не думаю, что надо как-то прямолинейно видеть за этим какую-то конкретную страну. И не думаю, что надо кому-то что-то подозревать и обижаться, а тем более делать по отношению к нашему президенту внешнеполитические выводы. Это скорее такой собирательный образ врага, который тоже воссоздается не для того, чтобы кого-то предупредить или напугать, а для самих кыргызов, для нас самих.
Известно, что есть три основных способа национальной мобилизации: на великой истории, на великих идеях и на образе врага.
Здесь есть определенный выбор, который сделал Атамбаев. На мой взгляд, такой выбор, а именно выбор стратегии мобилизации нации, основанный на образе несгибаемости перед внешними силами, да еще и в такой конкретной интерпретации как некие государства, мне представляется ошибочным. Или, по крайней мере, – весьма опасным.
Во-первых потому, что привычка искать врагов и объяснять все свои проблемы их происками трудно искоренима.
Во-вторых, она порождает чаще нации-неудачники, нации-жертвы, чем нации –победители.
Ну и в-третьих, все время приходится говорить, что мы не вас имели в виду, особенно когда приезжаешь куда-то за деньгами.
Правда, Алмазбек Атамбаев достаточно твердо взял курс на отказ от попрошайничества. И это что-то действительно новое. Во всяком случае, со времен нашего гордого отказа от ХИПИКа мы ничего подобного не слышали. Теперь только согласится ли народ с теми ограничениями, и непопулярными мерами, которые неминуемо последуют в случае отказа от внешних заимствований, или, по крайней мере, от тех из них, которые связаны с политическими обязательствами?
Надо понимать, что независимость дорого обходится народам. И что надо нам самим серьезно меняться, чтобы быть свободными. Каждый шаг в сторону национальной свободы будет связан с внутренними ограничениями и усилиями, которые надо будет применять там, где мы привыкли ничего не делать.
В принципе, на мой взгляд, сейчас создана достаточно хорошая ситуация, для того, чтобы приступить к серьезным системных трансформациям, которыми надо подвергнуть наше общество и наше государство.
Можно выделить семь векторов или сфер реформирования. Это:
Изменение философии власти. Не власть ради обогащения, ради получения преимущества, а власть ради развития, ради обеспечения людей.
Модернизация системы управления государством. Мы имеем давно устаревшее, крайне неэффективное и затратное государство, которое надо менять.
Формирование реального гражданского общества, не донорального и основанного на структуре реальных интересов людей.
Новая природа и структура политического пространства, отход от квазипартийной системы и псевдопарламентаризма.
Изменение системы социо-культурных норм нашего общества, возвращение нравственности или, по крайней мере, социального осуждения тех, кто поступает неэтично или неправовым образом.
Переход к кыргызской экономической модели, которую еще надо создать.
И наконец, новое евразийское позиционирование.
В своей совокупности эти реформы задают новое будущее страны. Я должен сказать, что по всем этим направлениям идет определенная работа, В ней участвует отчасти власть, отчасти – гражданское общество. В частности, мы уже видим усилия по оздоровлению власти и возврату к более высоким требованиям, которые предъявляются к этике власти. Готовится не примитивно-популистская, а кардинальная реформа административно-государственного устройства страны. «Турецкий марш» Атамбаева сформировал заказ для наших внешнеполитических структур на новое евразийское позиционирование страны и новую, по своему содержанию и характеру систему внешних отношений. Идет активный процесс формирования политических партий нового качества, а главное – внепартийных, современных сетевых форм политической соорганизации граждан. Определенными инициативными группами реализуются очень интересные программы по коррекции социо-культурных норм, достаточно упомянуть, например, проект (скетч-шоу) «Большие люди», в том числе с его нашумевшим видео.
Ну и так далее. Жить стало интереснее.
Многие из мер в этих сферах заложены в программе правительства, утвержденной Жогорку Кенешем. И мы видим, что правительство уже реализует очень инерционные проекты по разделению функций, удалению из министерств функций контроля, по сокращению госрасходов, оптимизации инвестиционного климата и другие. Заметьте, это делает правительство, не успевшее еще даже до конца сформироваться. Фактически за месяц они уже наделали много шума. Просто пришли несколько человек, которые знают, что и как надо делать и хотят изменить ситуацию.
Начали они достаточно бодро.
Я обращаю ваше внимание на очень интересный феномен: впервые гражданское общество и правительство поменялись местами. Правительство хочет и делает изменения, а гражданское общество – жмет на тормоза. Именно из гражданского сектора идут призывы к сохранению госструктур, отказу от рыночных реформ.
Другой вопрос: являются ли планируемые и реализуемые изменения достаточными, и хватит ли у власти воли и настойчивости, энергии, чтобы довести до конца эти реформы. Но это мы увидим уже достаточно скоро.
Повторю в конце важный, на мой взгляд вывод: власть едет уже не в шикарном автомобиле, она села на двухколесный велосипед в переносном и надеюсь прямом смысле. И если она не будет крутить педалями и двигаться вперед, то упадет и достаточно быстро.
Сегодня есть, как минимум, два сценария широко обсуждающихся среди аналитиков: по одному из них нынешней власти отведен срок до осени, по другому - и того хуже - до апреля. Эти сценарии обсуждаются не просто из желания создать сенсацию. Есть немало объективных признаков, указывающих на неустойчивость власти, и на близкий кризис.
Но это может быть темой отдельного разговора.

 

Версия для печати   |   Просмотров: 2409   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты