POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кыргызстан в поисках государственной Идеи

29.02.2012 20:27 - Polit.kg

Нужна ли Кыргызстану  идеология? Если нужна, то какая? На каких принципах построенная? На каких образах и героях замешанная? К чему призывающая и куда направляющая?

В последнее время в Кыргызстане участились попытки пересмотреть не только историю народа и государства, но даже всемирную историю — в угоду "идеологическим заказчикам". Одновременно под видом национальной идеологии внедряются некие "обоснования" централизации власти. Есть множество определений, которые давали великие умы, писатели, философы, но я бы предложила некую обобщенную версию, пусть не очень научную. «Идеология - система концептуально оформленных взглядов и идей , выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей в действительности и друг к другу, а также санкционируются существующие в обществе формы господства и власти» .

По моему мнению, все проблемы нашей страны - экономические , политические, социальные , культурные, экологические и этнодемографические, которые можно перечислять бесконечно - идут от того, что у нас нет государственной, единой идеологии. Взять ту же Японию, страну, которая пережила Хиросиму, множество землетрясений, трагедию Фукусимы. И не смотря на все это, она является одной из ведущих стран мира. Быть может, потому, что у них существует единая идеология , все, не покладая рук, работают ради блага общества и страны, ради хорошей жизни каждого японца.

А великий Китай, который вдоволь нахлебался и культа личности Мао, и жестокости новых правителей, и «культурных революций», но который не стал полностью рушить коммунистическую идею, но наполнил ее новым смыслом и направил силы людей в конструктивное русло глобальных экономических реформ под девизом построения  новой великой цивилизации.

А Советский союз,  который люди вспоминают с ностальгией?  И дело не в коммунистической идеологии (в сам коммунизм не верили даже те, кто его проповедовал), а в особой атмосфере дружбы и братства, единства и солидарности, которая царила в огромной стране. Увы, новые государства - осколки  большой страны - не сохранили  тех великих социальных и культурных достижений, которыми славился СССР.

По запросу сайта http://gazeta.kg от правительства наша идеология выглядит следующим образом:

1.Государственность

2. Национальное единство кыргызов и единство всех наций и народов Кыргызстана, – единство кыргызстанцев.

3. Сильная экономика Кыргызстана

4. Закон и власть закона

5. Борьба с коррупцией

6. Прозрачность деятельности власти

 

Никто  не имеет ничего против того, что написано выше, но почему все это не работает? Когда в правительств поняли, что эта типа «идеология» не работает, вернулись вновь к заповедям Манаса.

Мы провели беглый опрос граждан страны: знают ли они заветы Манаса? Оказалось, что большинство кыргызстанцев – 90% (!) молодых опрашиваемых не знают семи заповедей, а некоторые ребята и вовсе спросили: «А что, у него были заповеди?». Многие приравнивали заповеди великого батыра к десяти христианским заповедям. Другие вообще полагают, что речь идет о сказке, типа баллад о подвигах Ильи Муромца и его сражениях с Соловьем-разбойником.  Какая там может быть идеология?  

К чему призывать? За что бороться? За 20 с лишним лет в Кыргызстане  ничего знаменательного не произошло. Мы в списке самых бедных  стран мира, поставив  рекорд по проведению митингов и демонстраций,  мы  превратилась в объект насмешек наших веселых и находчивых. Как сказал один известный журналист,  «если КР не поменяет конституцию хотя бы 1 раз в год - этот год прожит зря».

 Старшее политическое поколение борется только за власть, а не за будущее нашей страны. Но в любом случае, оно не сегодня - завтра уйдет. Что оставит потомкам в память о себе?

POLIT.KGпровело небольшое исследование. 100% опрошенных нами в интернете, в твиттере, в соц.сетях ответили: «У нас нет идеологии, даже если есть, я ее не знаю». На вопрос: «Что должно стать стержнем новой идеологии?» 90% респондентов ответили: «Честность, справедливость и любовь к ближнему». То есть, все гениальное – просто. Народ Кыргызстана  всегда отличался  силою духа и воли.  Так уж исторически сложилось. Так почему нам не показать это ?

 

«Поиск идеологии в Кыргызстане стал пространством для спекуляции»

Сейчас очень много говорят об идеологии. Почти на каждом круглом столе дискуссия поворачивается в сторону отсутствующей в стране идеологии. Руководитель аналитического центра «Полис Азия» Эльмира Ногойбаева говорит, что «поиск идеологии в Кыргызстане стал пространством для спекуляции разных социальных групп и слоев общества: политиков волнует, каким образом достигать каких-либо целей, население беспокоится о вопросе этнической или гражданской идентичности – вопросе «кыргызов» или «кыргызстанцев». Но главный вопрос идеологии - куда движется страна?

Она пояснила, что вакуум единой идеологии заполняется не только вышеуказанными спекуляциями, но и другими видами. В частности, в политике «поднимаются вопросы возрождения традиционных институтов власти,  наподобие Народного курултая», когда официальные нынешние институты власти – парламент, правительство, институт президента – теряют свою легитимность и авторитет.

«В сфере религии неверно было бы называть ислам единственной идеологией и религией, ведь есть многие другие. Еще одной спекуляцией является мифотворчество, когда люди и политики постоянно возвращаются к эпосу «Манас», или ссылаются на него. Другим элементом спекуляции является ностальгия по  Советскому Союзу, его устройству и жизни, которая  присутствует среди людей среднего возраста», - перечисляет политолог.

Эксперт отмечает, что в идеологическом аспекте Кыргызстан не достиг суверенитета, а программы местных политических партий не могут заменить вакуум идеологии, потому что на 90 % являются «секонд-хэндом», который ранее использовался в других странах политорганизациями.

 

«Идеологию нельзя придумать – она должна быть выстрадана»

Такое мнение выражает политолог Токтогул Какчекеев:

«В период правления Аскара Акаева предпринималось несколько попыток ее формирования — он давал соответствующие поручения госсекретарям. Даже вышел некий документ, в котором были прописаны "параметры" национальной идеологии — весьма сумбурный симбиоз понятий из учебников по научному коммунизму и других дисциплин марксистско-ленинской науки. Как видите, ничего из этого не получилось. Наши государственные секретари занимались не идеологией, а вопросами из серии "подай-поднеси" и пиар-компаниями президентов. Наверное, поэтому данную должность и упразднили. А идеологию, кстати, нельзя придумать — она должна быть выстрадана. Долгое время мы пытались реанимировать старые идеологические принципы, которые в общем-то уже не работают: другое время, другой социальный уклад... Поэтому наметились три направления государственной идеологии: националистическое (оно всецело опирается на фольклор — идейное, духовное наследие Манаса и других эпических героев), интернациональное (потому что Кыргызстан — многонациональная страна) и капиталистическое (защищает интересы бизнес-структур). Первое еще, так сказать, не оперилось. Его сторонники делают ставку на чисто национальные, этнические аспекты, выступают за полную самостийность во всем, ратуют за упрочение позиций кыргызского языка. Например, некогда депутаты из фракции "Ак Жол" предложили уволить тех заместителей министров, которые не знают государственного языка: парламентарии не считают этих людей патриотами и не нуждаются в их услугах. Своеобразным "катализатором" национальной идеологии они делают 1916 год, говорят о геноциде со стороны России, о национально-освободительном движении, хотя на самом деле все было далеко не так однозначно. Интернациональное крыло представлено в Ассамблее народа Кыргызстана, к созданию которой приложили усилия неправительственные организации. Эту идею поддержали верховный комиссар ОНН по делам национальностей, Аскар Акаев и покойный Чингиз Айтматов. А сегодня вся республика — в "заплатках" диаспор. Я не считаю, что это хорошо. Потому, что разделение общества на диаспоры чревато последствиями, поскольку сегодня в диаспоральное движение внедряются экстремисты. Цели и задачи самих диаспор вполне благие, но могут начаться конфронтации, потому что в Ассамблее народа Кыргызстана не представлено кыргызское сообщество. Сама ассамблея, стремление объединяться в диаспоры (или делиться на них?) — это скорее дань моде, чем насущная необходимость. Сегодня в Кыргызстане внедряется идеология укрепления централизованной власти. А вообще наша идеология могла бы быть выстроена наподобие филиппинской или малазийской. В этих странах тоже проживают представители многих национальностей, поэтому между различными этносами заключается некий социальный договор о том, кому какой кусок общего пирога достанется — все пропорционально численности самих этносов. К сожалению, государственную идеологию в Кыргызстане пока определяет многовекторная внешняя политика: действует принцип "кто больше даст, тот и хозяин", то есть, кто сделает больше инвестиций, с тем мы и дружим. Ни к чему хорошему это не приведет. Такая политика была апробирована пионерами Старого света во время завоевания света Нового, когда индейцы отдавали свои территории за сломанные мушкеты и стеклянные бусы. Итог известен — все они оказались в резервациях. Я рассматриваю нашу идеологию как благо, приобретенное с момента подписания Екатериной II указа о присоединении кыргызских территорий к Российской империи, и "подтвержденное" в советское время. Мы обрели свою государственность именно в составе Советского Союза. К тому же исконные территории наших предков — Алтай, Хакасия, Тува, Красноярский край, а нынешнюю территорию мы для себя завоевали. Но мы всегда смотрим на Россию как на источник благоденствия. Так что по-настоящему наша идеология заключается в том, чтобы сохранить общую историю и дальше развиваться вместе. Думаю, в этом со мной согласится больше половины населения Кыргызстана

 

«Не было у Манаса семи заповедей»

Так считает медиаэксперт, политолог Турат Акимов. По его мнению, заповеди Манаса – это выдумка  первого президента Кыргызстана Аскара Акаева:

 - Я прочитал «Манаса» «от корки до корки». Даже в черновом варианте. О семи заповедях не было и речи. Была одна-единственная заповедь Манаса его жене Каныкей. И еще, как  мог  национальный герой, который говорит о гуманизме и терпимости,  любви  к ближнему, отрубать головы китайцам и рушить их стены?  Для меня примером носителя  государствообразующей идеологии  является Чингисхан, который не был академиком, вообще был неграмотным. Но он собрал полудикарей в единый кулак, сделал народ нацией, а нацию — империей. Поэтому все зависит от того, кого пошлет нам Бог. Как можно говорить, что Кыргызстан — несостоявшееся государство? За эти земли в течение тысяч лет многие народы проливали кровь. Но только мы сумели их сохранить и обозначить собственное эго. Значит, мы должны сохранить наследство. И это чувство надо воспитывать, иначе потонем в словоблудии. Такова историческая ответственность.

 

«Не нужна нам русская идеология»

Такого мнения придерживается писательница Ева Алли, которая в своей статье о новой идеологии Кыргызстана предлагает НОВЕЙШУЮ ИДЕОЛОГИЮ КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА! Вот некоторые выдержки из нее: «Очень важно отметить, что другие народы не должны кыргызам мешать в построении Новейшей Кыргызской Идеологии! Не должны хватать за ноги, цепляться и мешать шагам кыргызского народа на пути построения Кыргызской Идеологии. Если они, другие народы Кыргызстана, хотят жить в Кыргызстане, они должны, как притоки большой реки, лишь вливаться с боков в основное русло и усиливать Кыргызскую Идеологию, а значит, способствовать развитию Кыргызстана. А это значит, усиливать, убыстрять и давать лишь дополнительные силы поступи Кыргызского народа. Так нужно, если они хотят качественной, хорошей жизни в Кыргызстане. Это единственно-приемлемый вариант на сложном, казалось бы, пути, который в современной истории требует разрешения Кыргызского народа и Кыргызского государства. Все другие народы Кыргызстана – должны быть нашими верными братьями и друзьями. Но не предателями и провокаторами. Все те, кто хотят жить рядом с Кыргызским народом, на Кыргызской земле – должны жить ради Кыргызстана. Болеть за Кыргызстан, за его прошлое, настоящее и будущее.

И русский не должен думать о России, еврей об Израиле, узбек об Узбекистане.

Все – и кыргызы, и кыргызские русские, кыргызские татары, кыргызские узбеки и т.д. должны думать о Кыргызстане. О его процветании и Развитии. Потому что мы все живем на этой кыргызской земле. И поэтому нам всем нужна наша Кыргызская Идеология! Но не русская, или китайская, или узбекская, или еврейская!»

 

Еду я на родину, пусть кричат «Уродина!»

Тем не менее, пока никто из экспертов, политологов и политиков не может ответить на главный вопрос: «Что сделать для того, чтобы люди не покидали свою родину? Что делать для того, чтоб кыргызстанцы вернулись на родину и гордились своим гражданством?»

Вернемся к словам Эльмиры Ногойбаевой, которая считает, что «мы - единственная страна на постсоветском пространстве, чье название произносят по–разному. Кыргызстан называют Киргизией. Но ведь это республика в составе СССР. И когда произносится “Киргизия”, я чувствую идеологический подтекст, отношение как к стране–сателлиту. Но Кыргызстан — суверенная республика. И это надо четко подчеркивать и обозначать. За рубежом также на латинице название страны пишут по–разному. Для начала мы должны всем заявить, как называется наша страна, и поправлять тех, кто говорит неправильно. Такие небольшие шаги и есть строительство государства, позиционирование его как суверенного.

Но проблема в том, что у нас огромный идеологический вакуум заполняется чем попало. Мы должны перебродить национальной идеей, подумать, что нам нужно. Учесть опыт, например, июньских событий. И в качестве следующего шага мы должны обозначить себя твердо и амбициозно, заявить о себе на международной арене. Что касается графы о национальности, то почему бы и не писать “Гражданин КР”? Нам нужно развивать гражданственность. Когда мы проходим паспортный контроль в чужой стране, то видим на лицах таможенников либо пренебрежение, либо удивление. Необходимо развивать любовь к своей родине. Вспомните Владимира Маяковского, когда поэт гордо отчеканивал, что он гражданин Советского Союза. Он был идеологом.»

 

Битва за идеологию продолжается…

Почему мы  должны что-то «выстрадать», чтобы  нормально жить? Наверное, лучше сначала обдумать, чтобы не страдать напрасно.

Подводя итог этому предварительному разговору об идеологии, позволим  усомниться во всем выше сказанном, чтобы не делать ошибок и не абсолютизировать старые нормы и принципы.

Во-первых, строить какие-либо идеологические  схемы можно и нужно в соответствии с морально-этическими нормами сегодняшнего дня. Оставим былины и эпосы историкам и искусствоведам. Когда-то рубить головы противникам было в порядке вещей, нынче противников нужно убеждать словом, а не мечом. И не годится оппонентов сажать на кол за смелые мысли.

Во-вторых, идеологию не привить указами и постановлениями, и законом не регламентируешь  допустимый уровень космополитизма и процент патриотизма. Патриотизм – не метод, не условие существование, не набор правил и норм, а глубоко индивидуальное качество любого человека, состояние души, если хотите. Патриотизм невозможно привить, или воспитать неким комплексом мер, программ. Он формируется в  человеке сам на протяжении всей жизни под воздействием всех факторов и условий жизни каждого человека.  Патриотизм не может быть ни целью идеологии, ни средством достижения других целей.

В-третьих,  идеология, построенная на национальных принципах, - это нацизм. Адольф Гитлер очень хорошо разбирался в этих вещах. К чему привело торжество НОВЕЙШЕЙ ИДЕОЛОГИИ НЕМЕЦКОГО НАРОДА, весь мир хорошо помнит! Поэтому нужно сразу сказать твердое НЕТ тем идеологическим принципам, которые работают только на один, пусть даже государствообразующий этнос!

В-четвертых, прежде, чем говорить о гордости, нужно перестать унижаться. Вспомним знаменитое изречение из романа Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Воробьянинов никогда не протягивал руки!»  Чтобы стать гордыми, нужно сначала стать  самодостаточными.

В-пятых, идеологии у нас в Кыргызстане не будет до тех пор, пока не появится ИДЕИ!  Вспомним, как идея освобождения страны от фашистов намертво сплотила все народы Советского Союза! А потом вполне естественно родилась Идея восстановления страны,  покорения космоса и т.д.  Мы же пытаемся «изобрести велосипед», придумать что-то такое, что сподвигнет народ на подвиг! А может, все гораздо проще? Сначала нужно сформулировать цели нашей жизни: что мы вообще хотим?  А там появится и Идея: как и во имя чего это делать? В этом смысле поиск Идеи, как и определение Целей, и вообще Смысла жизни  – непрекращающийся процесс.

Так что, разговор на эту тему никогда не будет завершен…

 

Материал подготовлен журналистами POLIT.KG        

 
 

Версия для печати   |   Просмотров: 3688   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная