POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 20 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

«Межнациональные отношения в Кыргызстане: современное состояние и перспективы»

24.01.2011 15:11 - Polit.kg

В пятницу, 21 января 2011 года  редакция газеты «Слово Кыргызстана» и сайт «POLIT.KG» провели конференцию на тему «Межнациональные отношения в Кыргызстане:  современное состояние и перспективы».

Участникам конференции – а это были известные политологи, журналисты, общественные  деятели – были предложены для обсуждения следующие вопросы: 

1.     Национализм и национальное возрождение. Границы, переступать которые опасно.

2.     Возможно ли в Кыргызстане мононациональное общество?

3.     Какие проблемы возникают в государствах, отказавшихся от политического и социального доминирования одного этноса? Многонациональное общество – условия безопасного проживания.

4.     Прививки от национализма. Каковы методики решения проблем межнациональных отношений? Нужен ли Кыргызстану «надсмотрщик», «опекун» в национальных вопросах?

5.     Нужны ли культурно-языковые баррикады для сохранения национальной культуры того или иного этноса? Русский язык все еще является языком межнационального общения? Есть ли ему альтернатива?

6.     Интернационализм – это не стирание национальных особенностей и различий, а их уважение. Какая модель межнациональных отношений больше подходит Кыргызстану?

7.     Можно ли одержать победу в межнациональном конфликте? Какова расплата за эту «победу»? Чем лечить национальный эгоизм? И можно ли излечиться?

8.     Или откровенно признать верховенство одного этноса над всеми остальными? И учиться жить всем прочим этносах в условиях диаспоры и приспосабливаться к новым условиям?

9.      Рекомендации экспертов по урегулированию национальных конфликтов. Что нам подсказывает мировой опыт? Что Кыргызстан должен принять на вооружение?

 

 

Гладилов А., редактор сайта  «POLIT.KG» (модератор конференции): Уважаемые участники конференции, от лица ее организаторов благодарю за то, что откликнулись на наше приглашение обсудить столь серьезную и деликатную тему – межнациональные отношения. Мы все видим, что сегодня новое  правительство как никогда прежде нуждается в помощи экспертного сообщества.  Мы надеемся, что и журналисты примут активное участие в обсуждении этих вопросов не как сторонние наблюдатели, а как полноправные политические эксперты.

В наших вузах, в частности в КРСУ, часто проходят подобные конференции, которые поднимают очень серьезные темы, и на которых обществу предлагаются  высокоэффективные механизмы и способы решения всевозможных проблем. Но журналисты редко посещают эти форумы, газеты неохотно публикуют итоговые документы, в лучшем случае – короткие информации, не дающие полного представления о масштабе этих мероприятий и серьезности предложений.   Таким образом, общество просто не слышит голосов экспертов, ученых, и многие хорошие идеи просто остаются невостребованными. Поэтому мы и решили на этой площадке республиканской газеты «Слово Кыргызстана» начать цикл наших «Политических вечеров».

Никому, думаю, не нужно  объяснять, почему мы выбрали из множества проблемных тем именно эту – межнациональные отношения. Все мы прекрасно понимаем, что без мира и согласия на нашей земле не будет никакого развития, никакого прогресса. Все политики без устали говорят о том, что нужно укреплять межнациональный мир, дружбу. Но пока я не слышал конструктивных предложений – как это делать? Давайте сегодня и попытаемся дать ответ на этот вопрос: как укреплять межнациональные отношения?

Слащева Т., главный редактор газеты «Слово Кыргызстана»:  Мы надеемся, что эта наша первая конференция – первый блин -  не будет комом. Мы призываем всех вас к активной дискуссии и плодотворной работе. Мы надеемся, что вы откликнитесь и на наши другие предложения. Так, мы предлагаем обсудить тему судебной реформы.

Гладилов А.: Сегодня  многие  критикуют отчет национальной комиссии по расследованию причин ошской трагедии, обвиняют временное правительство в том, что оно не смогло предотвратить этот конфликт. Но возникает вопрос: а могло ли оно предотвратить конфликт? Как оно могло это сделать?  

 

ЧТО МОГЛО СДЕЛАТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО?

 Какчекеев Т., политолог: Я участвовал в разрешении конфликтов: в 1989 году  - это водно-пограничные проблемы между Таджикской республикой и Кыргызстаном. Это и  конфликт в Ферганской области, когда изгоняли и убивали турков-месхетинцев. Это и наш первый кыргызско-узбекский конфликт. Это и вторжение боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в Баткенскую область. Оказалось, что наши граждане занимали не последние должности в ИДУ.  А ведь для участия в подобных конфликтах нужна очень серьезная подготовка, это не просто боевики, а специалисты, которые прекрасно разбираются во всех механизмах ведения подрывной деятельности. Мы же не умели адекватно реагировать на эти вызовы. Вот вы спрашиваете: а что могло сделать правительство?  Управлять!

Ни для кого не секрет, что для всевозможных чрезвычайных ситуаций заблаговременно готовятся документы, в которых разработан и прописан механизм действия всех органов власти. И когда такое ЧП происходит,  просто поступает команда вскрыть  такой-то пакет и запустить механизм оперативного реагирования. На это должно уйти не более получаса!

Но ведь уже общеизвестно, что Временное правительство заблаговременно получало информацию – более 20 докладных записок – о готовящемся конфликте. Даже в самых тяжелых случаях должно быть достаточно 5 часов, чтобы запустить весь механизм защиты вплоть до артиллерии и авиации – это в крайних случаях. Но ведь у нас там стоит южная группа войск, которых достаточно было для того, чтобы загасить эти беспорядки на  корню!

Гладилов А.: Почему же не загасили?

Какчекеев Т.: А потому, что не понятно, где и чему обучались наши специалисты? Если человек учился солить огурцы – пусть бы и солил огурцы. Во всем  мире людей делят на умных и дураков, на образованных и необразованных, на специалистов и неспециалистов. У нас была плохая, бездарная работа.  Наши представители в ОБСЕ, в ШОСе просто недоработали.

Я считаю, что мы сегодня как на духу должны представить все документы, все, что у нас есть по этому конфликту, чтобы ответить на вопрос: кто виноват? Я бы хотел сказать о коррупционной составляющей этого и других конфликтов.  Все нужно делать вовремя. Если бы в свое время наши правоохранительные органы не закрывали глаза на то, как герой этой межнациональной трагедии Кадыржан Батыров вывозит в  Эмираты наших девушек, возможно, не  было бы и нынешней трагедии. Безнаказанность развращает людей.

Вот сегодня говорят, что не было заявлений о сепаратизме. У меня лежат документы еще с 1990 года, когда была создана сепаратистская организация «Фано», сердцевиной которой был «Берлик». Вы знаете, что такое «Берлик».

Из прошлого  люди должны извлечь две вещи.  Узбекский народ – это граждане Кыргызстана. Но у людей время от времени возникают такие настроения. Эти вопросы должны были сначала отработать политики, потом наши ученые, потом обсудить на уровне парламента и принять облик законотворческих рекомендаций. И каждый должен знать свое место в общем строю.

 

НЕЛЬЗЯ ЗАМАЛЧИВАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Харченко В., Первый секретарь Посольства Российской Федерации в Кыргызстане:

Я хотел бы поблагодарить организаторов этой конференции за настрой. В отличие от других подобных встреч они ориентированы не на голую критику, а на поддержку. Это, несомненно, позитивный факт.

Да, конфликт, который произошел в Оше и Жалал-Аьаде – это больно. Но я предлагаю посмотреть немного дальше. С локальными межэтническими конфликтами мы все сталкивались давно. Это Северная Ирландия, это Испания – баски и каталонцы,  это Франция -  бретонцы и корсиканцы, это Канада – провинция Квебек, и т.д. В России – это Манежная площадь. Но я в Интернете натолкнулся на такое количество конфликтов! Причем, это страны развитой демократии – Великобритания, Германия и другие страны Европы. Нам бы нужно сосредоточить внимание не на одном конкретном конфликте, а на ситуациях, которые и приводят к подобным конфликтам. То, что межэтнические конфликты возникают во многих странах мира,  говорит о том, что у них обязательно есть какие-то общие черты. И здесь нужно еще говорить о проблемах принимающего сообщества и проблемах мигрантов. Насколько принимающая сторона готова принять мигрантов, насколько мигранты готовы адаптироваться к принимающему обществу и так далее. Это одна тема. С другой стороны, очень важно поговорить о национальной политике, которую проводит то или  иное государство. Я не хочу кого-то сейчас выделять – эти проблемы существуют очень давно и везде. Но считаю, что есть определенные пробелы в политике, которые и приводят к межнациональным конфликтам, и даже доводят эти конфликты до человеческих жертв.

Некоторые научные изыскания в этой области говорят о том, что развитие конфликта от его зарождения до высшей точки противостояния, когда возникают человеческие жертвы, составляет где-то пять лет. Но я убежден, что конфликт, что произошел на юге Кыргызстана – ему гораздо больше лет. И выход из конфликта занимает в два-три раза больше времени, чем созревание конфликта. И это еще при условии, что все органы государственной власти и общественные организации правильно выходят из этого противостояния.

Поэтому я и говорю, что есть зарубежный  опыт в решении этих проблем, и его нужно обязательно использовать. В России, вы все видели сюжет по ТВ заседания с участием Президента, есть концепция  государственной национальной политики. Но она устарела и требует определенной корректировки. Вот сегодня Токтогул Какчекеев сказал, что необходимо привлечь ученых, Академию наук, экспертное научное сообщество для выработки такой национальной концепции, которая должна затрагивать широкий спектр вопросов. И эта концепция должна затрагивать интересы всех стран – России, Кыргызстана, Узбекистана и др. И в ее разработке должно принять участие  экспертное сообщество  всех наших государств. Я еще раз поддерживаю настрой организаторов сегодняшней встречи – правильно, нужно помогать. Критиковать мы все умеем. Но когда сам оказываешься в кресле руководителя ведомства, или депутатском – тут нужно принимать конкретные решения. А что делать – никто не знает.

Я думаю, что нынешний состав конференции – а здесь я вижу и политологов, и руководителей общественных организаций, и журналистов – это синтез научного и практического опыта, и должен быть практический результат. Мнения этого «круглого стола» должны лечь на бумагу и иметь практические результаты.

Гладилов А.: Виктор Алексеевич, следуя логике ваших слов, можно и нужно сделать заключение, что  межнациональный конфликт в Оше и Жалал-Абаде и события в Москве на Манежной площади имеют схожие причины…

Харченко В.: Несомненно. Но когда мы начинаем анализировать любые события, то у меня создается впечатление, что люди не знают даже конституцию своего государства. И это случается и у нас, и у вас.  В России тоже есть проблемы в этой сфере, но что меня радует как гражданина России – мы их обсуждаем. Посмотрите, на каком высоком уровне сейчас идет вал встреч. Премьер собирает руководителей, обсуждают эти проблемы, президент собирает и обсуждают…

 То есть, эти проблемы нельзя замалчивать. Мы сплошь и рядом видим, как бытовые банальные преступления получают национальную окраску. И что в этом иной раз  вина, как ни парадоксально, правоохранительных органов! Если человек совершил преступление, почему его отпустили? Зачем доводить  ситуацию до кризиса, когда уже необходимо вмешательство президента? Подобные происшествия были в Москве, и в Бишкеке.

Повторюсь, у нас есть все правовые нормы для того, чтобы не допускать таких происшествий! Просто каждый должен выполнять свои функциональные обязанности.

И нужно обсуждать эти проблемы. Ни в коем случае не замалчивать.

Я не случайно взял с собой книжку «Локальные межэтнические конфликты на юге России», которую выпустила Академия наук РФ в 2005 году. Мы проводили исследования в Ростовской области,  где живет преимущественно казачество. Там были мигранты-беженцы  из Чечни, из районов военных действий. Так вот там была ситуация, когда своих же не принимали! Люди приехали из районов боевых действий, бросив жилье, и свои же их не принимали, называли их чеченцами. Нужно было разрешать эти проблемы, работать с обеими сторонами.

Почему мы тесно работаем с мигрантскими организациями, которые существуют в России? Есть хороший опыт работы с  такими организациями кыргызов. Более 8 тысяч кыргызов сейчас живет в Ростовской области. Лидер диаспоры практически со всеми имеет связь, если что-то вдруг случается – звонят ему, и он помогает.

Когда возникла необходимость в улаживании локальных межэтнических конфликтов на юге России, предотвращении их разрастания, мы пошли на создание  межэтнических советов на уровне хуторов. В эти советы вошли лидеры диаспор, и местные администрации привлекают этих лидеров к решению всех вопросов. На уровне губернатора области есть координационный совет, который в свою очередь объединяет все эти общественные организации. Есть строка в бюджете Ростовской области, которая предусматривает  финансирование и поддержку этих структур.

И у вас, в Кыргызстане есть такие механизмы, ведь веками здесь жили представители различных этнических групп, и помогали друг  другу. Мы недавно проводили «круглый стол» по проблемам репрессированных народов – ведь Кыргызстан принял репрессированных со всего бывшего Советского Союза. И люди до сих пор говорят, что нас кыргызы кормили, детей помогали на ноги поставить, и учили. Таким опытом межнациональной дружбы и взаимопомощи ни одна страна не обладает! Ни одна страна Европы не сделала того, что сделала Киргизия в годы войны!

 

В ЧЕЧНЕ ВСЕ СПОКОЙНО

Джабраилов А., директор спортивной школы олимпийского резерва КР, лидер чеченской диаспоры Кыргызстана: Кыргызстан  в конце февраля 1944 года принял 95 тысяч вынужденных переселенцев из Чечни. Вот я недавно был на всемирном конгрессе чеченского народа в Грозном – до сих пор о кыргызах у чеченцев очень хорошие воспоминания. Потому, что очень тепло встретил Кыргызстан наш народ. И сегодня в Чечне очень много кыргызов работают. Я когда приехал в Грозный, нужно было встать на миграционный учет. Был свидетелем такой ситуации: задержали двоих кыргызов без регистрации. Начальник отдела, полковник говорит: «Кыргыз? Отпустить. Пусть идет и работает. Это наши братья. Кыргызы с нами хлеб делили в 1944 году, не позволили нам умереть».

В Кыргызстане сегодня проживает 1900 чеченцев. Когда случился конфликт в Оше,  было очень обидно слышать, будто это чеченские боевики там орудуют. Был Сладков Саша – он ведет военную тематику на РТР – мы друзья с ним. Так случилось, что я в 1994 году поехал в Чечню за детьми, да так и не смог выехать, пока первая чеченская кампания не закончилась. Я многое там перевидал. Я вот и спрашиваю: «Саша, ты видел в Оше хоть одного чеченца?» «Нет, Аднан, если бы там чеченцы были, они бы столько накосили там. Они – чеченские боевики – умеют воевать. К счастью, обошлось», - сказал он.

Или слух пронесся, что наш Белый дом охраняли чеченские снайперы. Мне пришлось встречаться с президентом Розой Исааковной и доказывать, что ничего подобного в действительности не было. Но подобные слухи говорят о том, что кому-то очень выгодно это разжигание межэтнических конфликтов!

В 90-х годах у нас также начинались межэтнические конфликты. Когда Дудаев пришел к власти, тоже носились призывы: вырезайте русских, армян! И к чему это привело - я видел! У меня почему много друзей-журналистов? У нас  в доме останавливались корреспонденты самых разных СМИ, телеканалов, иной раз  места не было свободного. Я много ездил с ними по стране и видел, сколько горя принесла эта война моему народу.

Гладилов А.: Какова сейчас ситуация в Чечне?

Джабраилов А.: Сейчас очень спокойно. Я недавно вернулся из Грозного. Я был удивлен - за три   последних года столько всего построено. Сейчас квартиры в первую очередь предоставляются не чеченцам, а тем, кто был беженцем, кто не стал получать компенсацию за свои дома. Кадыров (Президент Чечни) говорит, что в первую очередь нужно вернуть тех, кто уехал из-за межнационального конфликта, а уж потом будем решать проблемы чеченцев.

Еще какие меры? Курить в Чечне запрещено везде, пить тоже строго запрещено. Везде строятся мечети. Но первой Кадыров восстановил православную церковь. Дороги везде отличные. Чистота. Народ испытал большое горе, понял, что такое конфликт.

Я вот всю жизнь свою посвятил спорту, бывший штангист,  в сборной СССР выступал. В нашем спортивном сообществе есть представители всех наций, и я ни разу за свою жизнь не слышал ни одного упрека, ни одного оскорбительного слова за национальную принадлежность. Я сейчас тренирую инвалидов с нарушениями опорнодвигательного  аппарата – у меня  есть представители всех национальностей, и ребята очень  дружелюбные. Конфликтов никогда не было. И я всегда говорил, что наш Кыргызстан – самая дружелюбная страна. Наверное, сглазил…

 

В США НЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Омуралиев Ж.. главный редактор «Кыргыз ньюс»: Так уж случилось, что я оказался в США и прожил там много лет. Естественно, у меня есть возможность для сравнения. Я тоже молодым следователем работал в 80-х годах в тех регионах, о которых говорил Токтогул Какчекеев. С присущей молодости задором я взялся за расследования, но меня  вовремя остановили, дали понять, что не следует лезть туда, где начинается политика. Сегодня я смотрю на эти конфликты уже другими глазами. То, что было двадцать лет назад и то, что произошло в прошлом году – на все это я смотрю по-другому…

Гладилов А.:  По-другому – это как?

Омуралиев Ж.: Секрета здесь нет – конфликты вызываются. Другие страны уже давно прошли  этот этап, который мы наблюдаем у себя. И в США, и в Англии, и в других странах. И у них есть опыт.

Гладилов А.: Как они разрешили эти межнациональные конфликты? Еще каких-то 50 лет назад, к примеру, в США процветал расизм, а сегодня президент этой страны – афроамериканец!

Омуралиев Ж.: Как? Методом проб и ошибок.  Как решаются эти межнациональные проблемы и противоречия? Можно идти путем создания всевозможных организаций, призванных укреплять мир и дружбу между народами. Но это большие расходы, а эффективность маленькая. Почему в США нет межнациональных конфликтов? А потому что запущена и эффективно работает пиар-кампания: по телевидению постоянно крутят ролики, пропагандирующие межэтническую солидарность, дружбу. Кино очень активно пропагандирует идеи дружбы людей разных национальностей.  И у них нет деления людей по национальностям – каждый называет себя американцем. И каждый чувствует себя американцем, кем бы он ни был по национальности.  

  

НА КАКОЙ МАТРИЦЕ БУДЕМ ЛЮБИТЬ ДРУГ ДРУГА?

Халанский И. заведующий кафедрой политологии Кыргызско-Российского Славянского университета:  Национальные отношения сложны тем, что они двояки. С одной стороны они обладают собственной самоценностью, которая связана с психической сферой, обращаться с которой нужно очень осторожно.  А с другой стороны они находятся в четырех мощных сферах. Это политическая сфера, экономическая,  геополитическая, культурная. Конечно, сильнее всего влияет на межнациональные отношения политическая сфера. Давайте посмотрим, когда происходят межэтнические конфликты? Когда наблюдается ослабление государственной власти. К примеру, в 1990 году рухнула государственная власть в СССР и мы имели Ошские события. То, что произошло на юге летом прошлого года вытекает прямиком из событий 7 апреля. Это закон: если государственная власть ослабевает, если она не в силах управлять обществом, то и происходят подобные конфликты.

Экономические отношения. Мы сравниваем себя со странами с высоким экономическим потенциалом – со странами Западной Европы, Америкой. Но на самом-то деле уровень нашей экономики совершенно иной, он даже не сопоставим с экономикой Советского Союза образца 1989 года: объем промышленности мы имеем порядка 20 процентов от того периода, а сельского хозяйства – 35-36 процентов. И это спустя 20 лет! Если бы наша экономика была достаточно развита, это позволило бы стабилизировать общественные отношения. Политическая и экономическая сферы – это сообщающиеся сосуды. Когда власть не в состоянии управлять обществом и экономикой, она начинает использовать механизмы национальных противоречий. Слабая власть не является монолитной, она состоит из многих враждующих групп, которые абсолютно безнравственны. И здесь мы подходим к следующей сфере – культуре. Здесь достаточно затронуть лишь одну ее составляющую часть – образование. Именно образование формирует нравственность населения. Если в 90-х годах конфликт носил трагический характер, хотя уровень образования в те годы был сравнительно высок, то за 20 лет такое понятие как интернационализм из поля образования вообще ушло. Сформировалось поколение молодежи, которое по своим нравственным критериям нас не понимает абсолютно. И эта категория граждан является благодатной средой для всевозможных радикальных элементов.

И нужно внимательно посмотреть, что делается у нас в стране по каждому направлению.

В социологической науке существуют два подхода в решении этих задач. Это французский и немецкий. Немецкий строится на таких понятиях как «наш» - «не наш». Французский подход предусматривает формирование рационального гражданского общества. Наша беда в том, что мы до сих пор не можем определить: по какому пути нам идти?  Мечемся от одного к другому. При Советском Союзе межнациональная политика была выстроена на немецкой матрице: народ, живущий на данной территории, имеет и должен иметь самодовлеющие права. И вокруг него формируются другие этносы. А французская матрица предполагает другой порядок: приехал, гражданство получил и ты уже полноправный француз, американец и т.д. Европейцы прошли достаточно большой путь к своей нынешней         демократии, и у них совершенно иной взгляд на межнациональные отношения.  Люди, приехавшие в Европу из Африки, Азии и получившие гражданство, тем не менее, не изменили своего менталитета. На этом и основаны противоречия.

Так и у нас. Люди,  воспитанные на тех отношениях, что были приняты в советскую эпоху и молодежь, которая воспитывается на либеральных ценностях,  друг друга не понимают. Поэтому мы и не знаем, как и на какой матрице выстраивать межнациональные отношения в Кыргызстане, да и в России тоже.

И последняя сфера – геополитическая  сфера. Для Кыргызстана геополитический момент имеет самое малое значение. Самое главное для нас – внутренняя экономическая и политическая стабильность. Если ее не будет – никаких сдвигов не будет.

Еще бы я выделил систему правосудия. Даже если власть в стране слабая, но система правосудия достаточно сильная, которая опирается не просто на Закон, а на Справедливость, и не взирает на этнические  моменты, тогда общество в разнос не пойдет. Будем надеяться, что такая систему у нас в Кыргызстане есть.

Да, современное состояние  в решении межнациональных проблем достаточно серьезное. Но перспективы драматизировать нельзя. То, что произошло на юге – это трагедия. Но север страны этого не допустил.

 Продолжение

 
Версия для печати   |   Просмотров: 7379   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная