POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

«Межнациональные отношения в Кыргызстане: современное состояние и перспективы»

24.01.2011 15:11 - Polit.kg

В пятницу, 21 января 2011 года  редакция газеты «Слово Кыргызстана» и сайт «POLIT.KG» провели конференцию на тему «Межнациональные отношения в Кыргызстане:  современное состояние и перспективы».

Участникам конференции – а это были известные политологи, журналисты, общественные  деятели – были предложены для обсуждения следующие вопросы: 

1.     Национализм и национальное возрождение. Границы, переступать которые опасно.

2.     Возможно ли в Кыргызстане мононациональное общество?

3.     Какие проблемы возникают в государствах, отказавшихся от политического и социального доминирования одного этноса? Многонациональное общество – условия безопасного проживания.

4.     Прививки от национализма. Каковы методики решения проблем межнациональных отношений? Нужен ли Кыргызстану «надсмотрщик», «опекун» в национальных вопросах?

5.     Нужны ли культурно-языковые баррикады для сохранения национальной культуры того или иного этноса? Русский язык все еще является языком межнационального общения? Есть ли ему альтернатива?

6.     Интернационализм – это не стирание национальных особенностей и различий, а их уважение. Какая модель межнациональных отношений больше подходит Кыргызстану?

7.     Можно ли одержать победу в межнациональном конфликте? Какова расплата за эту «победу»? Чем лечить национальный эгоизм? И можно ли излечиться?

8.     Или откровенно признать верховенство одного этноса над всеми остальными? И учиться жить всем прочим этносах в условиях диаспоры и приспосабливаться к новым условиям?

9.      Рекомендации экспертов по урегулированию национальных конфликтов. Что нам подсказывает мировой опыт? Что Кыргызстан должен принять на вооружение?

 

 

Гладилов А., редактор сайта  «POLIT.KG» (модератор конференции): Уважаемые участники конференции, от лица ее организаторов благодарю за то, что откликнулись на наше приглашение обсудить столь серьезную и деликатную тему – межнациональные отношения. Мы все видим, что сегодня новое  правительство как никогда прежде нуждается в помощи экспертного сообщества.  Мы надеемся, что и журналисты примут активное участие в обсуждении этих вопросов не как сторонние наблюдатели, а как полноправные политические эксперты.

В наших вузах, в частности в КРСУ, часто проходят подобные конференции, которые поднимают очень серьезные темы, и на которых обществу предлагаются  высокоэффективные механизмы и способы решения всевозможных проблем. Но журналисты редко посещают эти форумы, газеты неохотно публикуют итоговые документы, в лучшем случае – короткие информации, не дающие полного представления о масштабе этих мероприятий и серьезности предложений.   Таким образом, общество просто не слышит голосов экспертов, ученых, и многие хорошие идеи просто остаются невостребованными. Поэтому мы и решили на этой площадке республиканской газеты «Слово Кыргызстана» начать цикл наших «Политических вечеров».

Никому, думаю, не нужно  объяснять, почему мы выбрали из множества проблемных тем именно эту – межнациональные отношения. Все мы прекрасно понимаем, что без мира и согласия на нашей земле не будет никакого развития, никакого прогресса. Все политики без устали говорят о том, что нужно укреплять межнациональный мир, дружбу. Но пока я не слышал конструктивных предложений – как это делать? Давайте сегодня и попытаемся дать ответ на этот вопрос: как укреплять межнациональные отношения?

Слащева Т., главный редактор газеты «Слово Кыргызстана»:  Мы надеемся, что эта наша первая конференция – первый блин -  не будет комом. Мы призываем всех вас к активной дискуссии и плодотворной работе. Мы надеемся, что вы откликнитесь и на наши другие предложения. Так, мы предлагаем обсудить тему судебной реформы.

Гладилов А.: Сегодня  многие  критикуют отчет национальной комиссии по расследованию причин ошской трагедии, обвиняют временное правительство в том, что оно не смогло предотвратить этот конфликт. Но возникает вопрос: а могло ли оно предотвратить конфликт? Как оно могло это сделать?  

 

ЧТО МОГЛО СДЕЛАТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО?

 Какчекеев Т., политолог: Я участвовал в разрешении конфликтов: в 1989 году  - это водно-пограничные проблемы между Таджикской республикой и Кыргызстаном. Это и  конфликт в Ферганской области, когда изгоняли и убивали турков-месхетинцев. Это и наш первый кыргызско-узбекский конфликт. Это и вторжение боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в Баткенскую область. Оказалось, что наши граждане занимали не последние должности в ИДУ.  А ведь для участия в подобных конфликтах нужна очень серьезная подготовка, это не просто боевики, а специалисты, которые прекрасно разбираются во всех механизмах ведения подрывной деятельности. Мы же не умели адекватно реагировать на эти вызовы. Вот вы спрашиваете: а что могло сделать правительство?  Управлять!

Ни для кого не секрет, что для всевозможных чрезвычайных ситуаций заблаговременно готовятся документы, в которых разработан и прописан механизм действия всех органов власти. И когда такое ЧП происходит,  просто поступает команда вскрыть  такой-то пакет и запустить механизм оперативного реагирования. На это должно уйти не более получаса!

Но ведь уже общеизвестно, что Временное правительство заблаговременно получало информацию – более 20 докладных записок – о готовящемся конфликте. Даже в самых тяжелых случаях должно быть достаточно 5 часов, чтобы запустить весь механизм защиты вплоть до артиллерии и авиации – это в крайних случаях. Но ведь у нас там стоит южная группа войск, которых достаточно было для того, чтобы загасить эти беспорядки на  корню!

Гладилов А.: Почему же не загасили?

Какчекеев Т.: А потому, что не понятно, где и чему обучались наши специалисты? Если человек учился солить огурцы – пусть бы и солил огурцы. Во всем  мире людей делят на умных и дураков, на образованных и необразованных, на специалистов и неспециалистов. У нас была плохая, бездарная работа.  Наши представители в ОБСЕ, в ШОСе просто недоработали.

Я считаю, что мы сегодня как на духу должны представить все документы, все, что у нас есть по этому конфликту, чтобы ответить на вопрос: кто виноват? Я бы хотел сказать о коррупционной составляющей этого и других конфликтов.  Все нужно делать вовремя. Если бы в свое время наши правоохранительные органы не закрывали глаза на то, как герой этой межнациональной трагедии Кадыржан Батыров вывозит в  Эмираты наших девушек, возможно, не  было бы и нынешней трагедии. Безнаказанность развращает людей.

Вот сегодня говорят, что не было заявлений о сепаратизме. У меня лежат документы еще с 1990 года, когда была создана сепаратистская организация «Фано», сердцевиной которой был «Берлик». Вы знаете, что такое «Берлик».

Из прошлого  люди должны извлечь две вещи.  Узбекский народ – это граждане Кыргызстана. Но у людей время от времени возникают такие настроения. Эти вопросы должны были сначала отработать политики, потом наши ученые, потом обсудить на уровне парламента и принять облик законотворческих рекомендаций. И каждый должен знать свое место в общем строю.

 

НЕЛЬЗЯ ЗАМАЛЧИВАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Харченко В., Первый секретарь Посольства Российской Федерации в Кыргызстане:

Я хотел бы поблагодарить организаторов этой конференции за настрой. В отличие от других подобных встреч они ориентированы не на голую критику, а на поддержку. Это, несомненно, позитивный факт.

Да, конфликт, который произошел в Оше и Жалал-Аьаде – это больно. Но я предлагаю посмотреть немного дальше. С локальными межэтническими конфликтами мы все сталкивались давно. Это Северная Ирландия, это Испания – баски и каталонцы,  это Франция -  бретонцы и корсиканцы, это Канада – провинция Квебек, и т.д. В России – это Манежная площадь. Но я в Интернете натолкнулся на такое количество конфликтов! Причем, это страны развитой демократии – Великобритания, Германия и другие страны Европы. Нам бы нужно сосредоточить внимание не на одном конкретном конфликте, а на ситуациях, которые и приводят к подобным конфликтам. То, что межэтнические конфликты возникают во многих странах мира,  говорит о том, что у них обязательно есть какие-то общие черты. И здесь нужно еще говорить о проблемах принимающего сообщества и проблемах мигрантов. Насколько принимающая сторона готова принять мигрантов, насколько мигранты готовы адаптироваться к принимающему обществу и так далее. Это одна тема. С другой стороны, очень важно поговорить о национальной политике, которую проводит то или  иное государство. Я не хочу кого-то сейчас выделять – эти проблемы существуют очень давно и везде. Но считаю, что есть определенные пробелы в политике, которые и приводят к межнациональным конфликтам, и даже доводят эти конфликты до человеческих жертв.

Некоторые научные изыскания в этой области говорят о том, что развитие конфликта от его зарождения до высшей точки противостояния, когда возникают человеческие жертвы, составляет где-то пять лет. Но я убежден, что конфликт, что произошел на юге Кыргызстана – ему гораздо больше лет. И выход из конфликта занимает в два-три раза больше времени, чем созревание конфликта. И это еще при условии, что все органы государственной власти и общественные организации правильно выходят из этого противостояния.

Поэтому я и говорю, что есть зарубежный  опыт в решении этих проблем, и его нужно обязательно использовать. В России, вы все видели сюжет по ТВ заседания с участием Президента, есть концепция  государственной национальной политики. Но она устарела и требует определенной корректировки. Вот сегодня Токтогул Какчекеев сказал, что необходимо привлечь ученых, Академию наук, экспертное научное сообщество для выработки такой национальной концепции, которая должна затрагивать широкий спектр вопросов. И эта концепция должна затрагивать интересы всех стран – России, Кыргызстана, Узбекистана и др. И в ее разработке должно принять участие  экспертное сообщество  всех наших государств. Я еще раз поддерживаю настрой организаторов сегодняшней встречи – правильно, нужно помогать. Критиковать мы все умеем. Но когда сам оказываешься в кресле руководителя ведомства, или депутатском – тут нужно принимать конкретные решения. А что делать – никто не знает.

Я думаю, что нынешний состав конференции – а здесь я вижу и политологов, и руководителей общественных организаций, и журналистов – это синтез научного и практического опыта, и должен быть практический результат. Мнения этого «круглого стола» должны лечь на бумагу и иметь практические результаты.

Гладилов А.: Виктор Алексеевич, следуя логике ваших слов, можно и нужно сделать заключение, что  межнациональный конфликт в Оше и Жалал-Абаде и события в Москве на Манежной площади имеют схожие причины…

Харченко В.: Несомненно. Но когда мы начинаем анализировать любые события, то у меня создается впечатление, что люди не знают даже конституцию своего государства. И это случается и у нас, и у вас.  В России тоже есть проблемы в этой сфере, но что меня радует как гражданина России – мы их обсуждаем. Посмотрите, на каком высоком уровне сейчас идет вал встреч. Премьер собирает руководителей, обсуждают эти проблемы, президент собирает и обсуждают…

 То есть, эти проблемы нельзя замалчивать. Мы сплошь и рядом видим, как бытовые банальные преступления получают национальную окраску. И что в этом иной раз  вина, как ни парадоксально, правоохранительных органов! Если человек совершил преступление, почему его отпустили? Зачем доводить  ситуацию до кризиса, когда уже необходимо вмешательство президента? Подобные происшествия были в Москве, и в Бишкеке.

Повторюсь, у нас есть все правовые нормы для того, чтобы не допускать таких происшествий! Просто каждый должен выполнять свои функциональные обязанности.

И нужно обсуждать эти проблемы. Ни в коем случае не замалчивать.

Я не случайно взял с собой книжку «Локальные межэтнические конфликты на юге России», которую выпустила Академия наук РФ в 2005 году. Мы проводили исследования в Ростовской области,  где живет преимущественно казачество. Там были мигранты-беженцы  из Чечни, из районов военных действий. Так вот там была ситуация, когда своих же не принимали! Люди приехали из районов боевых действий, бросив жилье, и свои же их не принимали, называли их чеченцами. Нужно было разрешать эти проблемы, работать с обеими сторонами.

Почему мы тесно работаем с мигрантскими организациями, которые существуют в России? Есть хороший опыт работы с  такими организациями кыргызов. Более 8 тысяч кыргызов сейчас живет в Ростовской области. Лидер диаспоры практически со всеми имеет связь, если что-то вдруг случается – звонят ему, и он помогает.

Когда возникла необходимость в улаживании локальных межэтнических конфликтов на юге России, предотвращении их разрастания, мы пошли на создание  межэтнических советов на уровне хуторов. В эти советы вошли лидеры диаспор, и местные администрации привлекают этих лидеров к решению всех вопросов. На уровне губернатора области есть координационный совет, который в свою очередь объединяет все эти общественные организации. Есть строка в бюджете Ростовской области, которая предусматривает  финансирование и поддержку этих структур.

И у вас, в Кыргызстане есть такие механизмы, ведь веками здесь жили представители различных этнических групп, и помогали друг  другу. Мы недавно проводили «круглый стол» по проблемам репрессированных народов – ведь Кыргызстан принял репрессированных со всего бывшего Советского Союза. И люди до сих пор говорят, что нас кыргызы кормили, детей помогали на ноги поставить, и учили. Таким опытом межнациональной дружбы и взаимопомощи ни одна страна не обладает! Ни одна страна Европы не сделала того, что сделала Киргизия в годы войны!

 

В ЧЕЧНЕ ВСЕ СПОКОЙНО

Джабраилов А., директор спортивной школы олимпийского резерва КР, лидер чеченской диаспоры Кыргызстана: Кыргызстан  в конце февраля 1944 года принял 95 тысяч вынужденных переселенцев из Чечни. Вот я недавно был на всемирном конгрессе чеченского народа в Грозном – до сих пор о кыргызах у чеченцев очень хорошие воспоминания. Потому, что очень тепло встретил Кыргызстан наш народ. И сегодня в Чечне очень много кыргызов работают. Я когда приехал в Грозный, нужно было встать на миграционный учет. Был свидетелем такой ситуации: задержали двоих кыргызов без регистрации. Начальник отдела, полковник говорит: «Кыргыз? Отпустить. Пусть идет и работает. Это наши братья. Кыргызы с нами хлеб делили в 1944 году, не позволили нам умереть».

В Кыргызстане сегодня проживает 1900 чеченцев. Когда случился конфликт в Оше,  было очень обидно слышать, будто это чеченские боевики там орудуют. Был Сладков Саша – он ведет военную тематику на РТР – мы друзья с ним. Так случилось, что я в 1994 году поехал в Чечню за детьми, да так и не смог выехать, пока первая чеченская кампания не закончилась. Я многое там перевидал. Я вот и спрашиваю: «Саша, ты видел в Оше хоть одного чеченца?» «Нет, Аднан, если бы там чеченцы были, они бы столько накосили там. Они – чеченские боевики – умеют воевать. К счастью, обошлось», - сказал он.

Или слух пронесся, что наш Белый дом охраняли чеченские снайперы. Мне пришлось встречаться с президентом Розой Исааковной и доказывать, что ничего подобного в действительности не было. Но подобные слухи говорят о том, что кому-то очень выгодно это разжигание межэтнических конфликтов!

В 90-х годах у нас также начинались межэтнические конфликты. Когда Дудаев пришел к власти, тоже носились призывы: вырезайте русских, армян! И к чему это привело - я видел! У меня почему много друзей-журналистов? У нас  в доме останавливались корреспонденты самых разных СМИ, телеканалов, иной раз  места не было свободного. Я много ездил с ними по стране и видел, сколько горя принесла эта война моему народу.

Гладилов А.: Какова сейчас ситуация в Чечне?

Джабраилов А.: Сейчас очень спокойно. Я недавно вернулся из Грозного. Я был удивлен - за три   последних года столько всего построено. Сейчас квартиры в первую очередь предоставляются не чеченцам, а тем, кто был беженцем, кто не стал получать компенсацию за свои дома. Кадыров (Президент Чечни) говорит, что в первую очередь нужно вернуть тех, кто уехал из-за межнационального конфликта, а уж потом будем решать проблемы чеченцев.

Еще какие меры? Курить в Чечне запрещено везде, пить тоже строго запрещено. Везде строятся мечети. Но первой Кадыров восстановил православную церковь. Дороги везде отличные. Чистота. Народ испытал большое горе, понял, что такое конфликт.

Я вот всю жизнь свою посвятил спорту, бывший штангист,  в сборной СССР выступал. В нашем спортивном сообществе есть представители всех наций, и я ни разу за свою жизнь не слышал ни одного упрека, ни одного оскорбительного слова за национальную принадлежность. Я сейчас тренирую инвалидов с нарушениями опорнодвигательного  аппарата – у меня  есть представители всех национальностей, и ребята очень  дружелюбные. Конфликтов никогда не было. И я всегда говорил, что наш Кыргызстан – самая дружелюбная страна. Наверное, сглазил…

 

В США НЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Омуралиев Ж.. главный редактор «Кыргыз ньюс»: Так уж случилось, что я оказался в США и прожил там много лет. Естественно, у меня есть возможность для сравнения. Я тоже молодым следователем работал в 80-х годах в тех регионах, о которых говорил Токтогул Какчекеев. С присущей молодости задором я взялся за расследования, но меня  вовремя остановили, дали понять, что не следует лезть туда, где начинается политика. Сегодня я смотрю на эти конфликты уже другими глазами. То, что было двадцать лет назад и то, что произошло в прошлом году – на все это я смотрю по-другому…

Гладилов А.:  По-другому – это как?

Омуралиев Ж.: Секрета здесь нет – конфликты вызываются. Другие страны уже давно прошли  этот этап, который мы наблюдаем у себя. И в США, и в Англии, и в других странах. И у них есть опыт.

Гладилов А.: Как они разрешили эти межнациональные конфликты? Еще каких-то 50 лет назад, к примеру, в США процветал расизм, а сегодня президент этой страны – афроамериканец!

Омуралиев Ж.: Как? Методом проб и ошибок.  Как решаются эти межнациональные проблемы и противоречия? Можно идти путем создания всевозможных организаций, призванных укреплять мир и дружбу между народами. Но это большие расходы, а эффективность маленькая. Почему в США нет межнациональных конфликтов? А потому что запущена и эффективно работает пиар-кампания: по телевидению постоянно крутят ролики, пропагандирующие межэтническую солидарность, дружбу. Кино очень активно пропагандирует идеи дружбы людей разных национальностей.  И у них нет деления людей по национальностям – каждый называет себя американцем. И каждый чувствует себя американцем, кем бы он ни был по национальности.  

  

НА КАКОЙ МАТРИЦЕ БУДЕМ ЛЮБИТЬ ДРУГ ДРУГА?

Халанский И. заведующий кафедрой политологии Кыргызско-Российского Славянского университета:  Национальные отношения сложны тем, что они двояки. С одной стороны они обладают собственной самоценностью, которая связана с психической сферой, обращаться с которой нужно очень осторожно.  А с другой стороны они находятся в четырех мощных сферах. Это политическая сфера, экономическая,  геополитическая, культурная. Конечно, сильнее всего влияет на межнациональные отношения политическая сфера. Давайте посмотрим, когда происходят межэтнические конфликты? Когда наблюдается ослабление государственной власти. К примеру, в 1990 году рухнула государственная власть в СССР и мы имели Ошские события. То, что произошло на юге летом прошлого года вытекает прямиком из событий 7 апреля. Это закон: если государственная власть ослабевает, если она не в силах управлять обществом, то и происходят подобные конфликты.

Экономические отношения. Мы сравниваем себя со странами с высоким экономическим потенциалом – со странами Западной Европы, Америкой. Но на самом-то деле уровень нашей экономики совершенно иной, он даже не сопоставим с экономикой Советского Союза образца 1989 года: объем промышленности мы имеем порядка 20 процентов от того периода, а сельского хозяйства – 35-36 процентов. И это спустя 20 лет! Если бы наша экономика была достаточно развита, это позволило бы стабилизировать общественные отношения. Политическая и экономическая сферы – это сообщающиеся сосуды. Когда власть не в состоянии управлять обществом и экономикой, она начинает использовать механизмы национальных противоречий. Слабая власть не является монолитной, она состоит из многих враждующих групп, которые абсолютно безнравственны. И здесь мы подходим к следующей сфере – культуре. Здесь достаточно затронуть лишь одну ее составляющую часть – образование. Именно образование формирует нравственность населения. Если в 90-х годах конфликт носил трагический характер, хотя уровень образования в те годы был сравнительно высок, то за 20 лет такое понятие как интернационализм из поля образования вообще ушло. Сформировалось поколение молодежи, которое по своим нравственным критериям нас не понимает абсолютно. И эта категория граждан является благодатной средой для всевозможных радикальных элементов.

И нужно внимательно посмотреть, что делается у нас в стране по каждому направлению.

В социологической науке существуют два подхода в решении этих задач. Это французский и немецкий. Немецкий строится на таких понятиях как «наш» - «не наш». Французский подход предусматривает формирование рационального гражданского общества. Наша беда в том, что мы до сих пор не можем определить: по какому пути нам идти?  Мечемся от одного к другому. При Советском Союзе межнациональная политика была выстроена на немецкой матрице: народ, живущий на данной территории, имеет и должен иметь самодовлеющие права. И вокруг него формируются другие этносы. А французская матрица предполагает другой порядок: приехал, гражданство получил и ты уже полноправный француз, американец и т.д. Европейцы прошли достаточно большой путь к своей нынешней         демократии, и у них совершенно иной взгляд на межнациональные отношения.  Люди, приехавшие в Европу из Африки, Азии и получившие гражданство, тем не менее, не изменили своего менталитета. На этом и основаны противоречия.

Так и у нас. Люди,  воспитанные на тех отношениях, что были приняты в советскую эпоху и молодежь, которая воспитывается на либеральных ценностях,  друг друга не понимают. Поэтому мы и не знаем, как и на какой матрице выстраивать межнациональные отношения в Кыргызстане, да и в России тоже.

И последняя сфера – геополитическая  сфера. Для Кыргызстана геополитический момент имеет самое малое значение. Самое главное для нас – внутренняя экономическая и политическая стабильность. Если ее не будет – никаких сдвигов не будет.

Еще бы я выделил систему правосудия. Даже если власть в стране слабая, но система правосудия достаточно сильная, которая опирается не просто на Закон, а на Справедливость, и не взирает на этнические  моменты, тогда общество в разнос не пойдет. Будем надеяться, что такая систему у нас в Кыргызстане есть.

Да, современное состояние  в решении межнациональных проблем достаточно серьезное. Но перспективы драматизировать нельзя. То, что произошло на юге – это трагедия. Но север страны этого не допустил.

 Продолжение

 
Версия для печати   |   Просмотров: 7280   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная