POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Об обстоятельствах и хронологии трагических событий мая-июня 2010 года в городах Ош, Джалал-Абад, отдельных районах Ошской и Джалал-Абадской областей (часть 2)

07.06.2012 16:03 - Polit.kg

VII. Активизация лидеров сепаратистов

Как и после марта 2005 года, в период смены власти, поднялся уровень политической активности узбекской общины юга под влиянием властных амбиций её наиболее активных и радикальных лидеров. Это выразилось в рамках дискуссий в формате Конституционного совещания, когда ими были внесены предложения в проект новой Конституции о придании узбекскому языку статуса официального, выделении квот в органах исполнительной, законодательной и судебной власти всех уровней, пропорциональном назначении узбеков в руководящий состав министерств и ведомств, правоохранительных и судебных органов.

О том, что лидеры сепаратистов проявляли интерес к формально-юридическим процедурам создания автономии задолго до событий 2010 года, свидетельствует запрос депутата ЖК КР А.Сабирова, посланный еще в 2007 году в Посольство Республики Таджикистан в Кыргызской Республике. Запрос содержал просьбу предоставить нормативно-правовые документы по образованию Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан.

По мере усиления конфронтации в политической жизни страны начала расти активность национал-сепаратистов, которые в ситуации политической нестабильности в республике увидели возможность для достижения своих целей. Это привело к радикализации их требований и открытому продвижению своих идей в лояльных к ним средствах массовой информации (Ош ТВ, Мезон ТВ и т.д.).

Cепаратистки настроенным политикам, ставшим лидерами узбекского населения, удалось добиться сплачивания значительной части своего этнического сообщества. Особую негативную роль в этом процессе играла политическая партия «Ватан» («Родина»). Деятельность этой партии показала, что введение запрета в ст. 4 Конституции 2010 года на создание партий на этнической основе является в условиях Кыргызстана своевременной и обоснованной мерой.

Регулярные националистические выступления радикальных лидеров, таких как К.Батыров, который заработал политический вес, будучи доверенным лицом бывших руководителей государства А. Акаева и К. Бакиева, депутатом парламента нескольких созывов, послужили катализатором межнациональных столкновений на юге республики.

Так, 15 мая 2010 года на многотысячном митинге в г.Джалал-Абад К.Батыров заявил: «…узбеки долго ждали этого момента, пришло время активного участия в политической жизни страны»; «если Временное Правительство не в силах установить порядок в стране и оправдать доверие народа, то мы сметем эту власть». Это выступление в течение нескольких дней транслировалось по телеканалам Ош-ТВ, Мезон-ТВ и Смарт-ТВ. Также, выступая перед представителями узбекского населения в селе Кызыл-Кыштак Карасуйского района, К.Батыров говорит: «…мы этого ждали 20 лет», что являлось опасным напоминанием о событиях 1990 года и становилось призывом к активным действиям.

К.Батыров и И.Абдрасулов, по аналогии с методами, использованными ими в 2005 году, когда они баллотировались в Жогорку Кенеш через партию “Алга Кыргызстан”, затем в 2007 году, когда активно поддерживали партию «Ак-Жол» и в 2009 году, когда выступили в поддержку К.Бакиева на президентских выборах, полагали, что ВП также, как  и прежние режимы нуждается в их поддержке для укрепления своего влияния в Ошской и Джалал-Абадской областях. Они рассчитывали использовать узбекское население на предстоящем референдуме и парламентских выборах, призывали бойкотировать предстоящий референдум, в случае если власти не пойдут на требуемые уступки. На этом фоне в окружении лидеров сепаратистов появились вооруженные люди.

При этом, радикальные лидеры сепаратистов (К.Батыров, Ж.Салахутдинов, И.Абдурасулов, Д.Сабиров, К.Абдуллаева и др.) на юге КР, имеющие свой крупный бизнес и отстаивающие его путем возможного создания узбекской автономии на юге КР, либо вхождения во властные структуры республики, планировали 2 варианта достижения целей:

- добиться внесения выгодных им изменений и дополнений в новую Конституцию, что не удалось, так как они не были приняты Конституционным совещанием;

- провоцирование межэтнического конфликта с целью вмешательства внешних сил для создания условий отделения региона в будущем.

К началу июня 2010 года лидеры сепаратистов имели полную идеологическую и организационную готовность, о чем свидетельствуют:

- митинги и собрания узбекской общины с призывами о консолидации сил и средств в отстаивании своих требований, которые регулярно проходили в период с 19 апреля по 10 июня 2010 года;

- привлечение к реализации своих замыслов приверженцев религиозно-экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир»;

- создание в местах компактного проживания узбеков штабов, с назначением ответственных лиц, отрядов самообороны, разбитых на мобильные группы, а также обеспечение их средствами сотовой связи;

- выработка единой системы оповещения узбекского населения, о чем свидетельствуют выстрелы из ракетниц в узбекских кварталах, призывы с минаретов мечетей, использование городских маршрутных микроавтобусов для доставки групп в районы города;

- специальное переоборудование тяжелого грузового транспорта в бронированные автомашины;

- подготовка запасов химических веществ и металлических предметов для создания самодельных взрывных устройств;

- заблаговременная эвакуация людей, вывоз ценных вещей, документов, денег и т.д. в безопасные районы;

- подготовка и возведение баррикад между кварталами компактного проживания населения;

- свидетельства ожидания внешней военной помощи: на домах, дверях, крышах и прилегающих к домам автодорогах имелись надписи «SOS» и «HELP», сделанные специальной люминесцентной краской;

- невыход на работу, уклонение от службы, в том числе сотрудников силовых структур узбекской национальности, в день начала конфликта;

- проявленная в начале конфликта способность быстрой мобилизации, которая позволяла в течение короткого времени собрать до нескольких тысяч мужчин в возрасте от 15 до 45 лет.

По результатам расследований после конфликта, органами прокуратуры были возбуждены уголовные дела по фактам захвата оружия группами людей кыргызской национальности. То есть источники появления огнестрельного оружия у кыргызской части участников конфликта в основном известны. При этом источники наличия оружия у узбекского населения остаются неизвестными, что может косвенно подтверждать участие «третьих сил» в разжигании конфликта.

Одновременно происходила мобилизация крупных денежных фондов, собранных состоятельными узбекскими бизнесменами, проживающими за рубежом, в том числе для создания на базе ряда спортивных и общественных организаций, полувоенизированных структур, так называемых узбекских сил самообороны, что в дальнейшем повлияло на масштабы открытого столкновения между узбеками и кыргызами, вовлеченными в конфликт.

Все это вызывало негативный резонанс среди кыргызской части населения.

VIII. Факторы, повлиявшие на возникновение конфликта.  

Таким образом, серьезное дестабилизирующее влияние на общественно-политическую ситуацию и межнациональные отношения в республике, особенно в г. Ош, Ошской и Джалал-Абадской областях, оказали как  внутренние, так и внешние факторы. 

Особое значение имели следующие внутренние факторы:

·  политические, экономические и социальные проблемы, высокий уровень социального расслоения населения, безработица и коррупция;

·  усиливающийся раскол между этническими сообществами, отставание процессов их взаимоинтеграции от процессов накапливания обид и недопонимания;

·  реваншистские действия клана Бакиевых, использовавших в своих целях националистически настроенных политиков и граждан;

·  провокационная экстремистская деятельность К.Батырова и других лидеров сепаратистов;

·  отсутствие продуманной информационной политики;

·  отсутствие эффективной государственной кадровой политики и соответствующей вертикали власти;

·  отсутствие выверенной государственной стратегии в межэтнической и религиозной сферах;

·  усиление борьбы за власть на всех уровнях между представителями различных политических и регионально-клановых сил;

·  недостаточные усилия Временного Правительства по консолидации здоровых сил общества в южных областях и городе Ош;

·  чрезмерная маргинализация населения и политизация общества при низком уровне правовой культуры, правовой нигилизм населения;

·  высокий уровень влияния криминала, скооперировавшегося с рядом властных и партийных структур, высокопоставленных государственных чиновников республики на общественно-политическую ситуацию в стране.

Кыргызстан занимает достаточно важное геополитическое положение на пересечении противоречивых интересов мировых держав в Центральной Азии, что также сыграло определенную роль в дальнейшем развитии событий.

Анализ ситуации в контексте влияния на нее внешних факторов свидетельствует о том, что с середины 90-х годов на юг страны было акцентировано пристальное внимание представителей международных и неправительственных организаций, которые активно работали в области межэтнических отношений, через свои контакты именно с узбекской частью населения.

В СМИ, особенно в Интернет-ресурсах, публиковалась информация о нарушениях прав узбекского населения в Кыргызстане, с попытками активного привлечения внимания международных организаций, НПО, политических кругов ряда зарубежных стран. Это сфокусировало интерес внешних сил к обстановке в КР. Таким образом, радикально настроенные лидеры сепаратистов заранее создали условия для выгодного для себя освещения событий в международном информационном пространстве.

Кыргызстан, в котором за пять лет произошли две революции, избрал путь построения новой формы правления, что было с тревогой воспринято отдельными международными партнерами. Данное обстоятельство предопределило предвзятое отношение к Кыргызстану, попытку оказать давление с целью отказа от избранного политического курса. Это обстоятельство создало условия для заигрывания внешних игроков с политиками внутри страны, которые не учли опасность быстрорастущего национал-сепаратизма, с каждым днем приобретающего угрожающий суверенитету страны характер. Некоторые исследователи отмечают, что  спецслужбы определенных стран раскачивали ситуацию в стране по принципу «разделяй и властвуй».

Мнения о том, что в межэтническом конфликте в г.Ош были заинтересованы третьи силы, придерживается и Президент Республики Узбекистан И. Каримов, который 21 сентября 2010 года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН заявил: «У нас есть все основания заявить, что сами кыргызы и многочисленная узбекская община, проживающая на юге республики, стали заложниками глубоко продуманной и хорошо организованной акции со стороны третьих сил».

События в начале конфликта свидетельствует о том, что лидеры и наиболее радикальная часть узбекской части населения под влиянием ряда внутренних и внешних сил была заранее подготовлена к подобному развитию событий, в условиях постреволюционной ситуации пришли к мнению о наступлении благоприятного для реализации их намерений момента.

Таким образом, в июне 2010 года при целенаправленном воздействии ряда внутренних и внешних деструктивных сил, произошло накопление опасного конфликтного потенциала, что привело к началу массовых межэтнических столкновений, повлекших многочисленные жертвы и разрушения.

IХ. Краткая хроника начала и развития конфликта.

Инцидент, положивший начало открытым столкновениям, случился 10 июня 2010 года у здания гостиницы «Алай», в подвальном помещении казино «24 часа», между сотрудниками охранной службы заведения и  посетителем – бизнесменом. В результате ссоры, через некоторое время собралась толпа до 450-500 представителей узбекского населения. Появились первые пострадавшие.

Около 23.50 часов в районе «Шейит-Добо» и мкр. «Амир-Тимур», в мечетях, расположенных в местах компактного проживания узбекского населения, по громкоговорителю прозвучал призыв к молитве (Азан). Одновременно прозвучали выстрелы из ракетниц в ряде районов города и стуки по газовым трубам в местах компактного проживания узбекского населения.

Примерно в 2 часа ночи началось массовое выступление агрессивно настроенных  толп молодежи узбекской национальности. Около 200 молодых людей из районов «Шейит-Добо» и «ОблГАИ» начали громить все: подожгли зал игровых автоматов, избивали встречных кыргызов, выламывали стекла общежитий ОшГУ, останавливали автомашины, убивали водителей.

Тот факт, что в начале событий активную и наступательную тактику использовали участники столкновений узбекской национальности, никем не отрицается, отражен в многочисленных отчетах и исследованиях, включая международные. Наличие у узбекской стороны оружия, переоборудованных для военных целей КАМАзов, так же не отрицается исследователями.

В ночь на 11 июня город Ош фактически был в руках бесчинствующей толпы, которая целенаправленно нападала на объекты государственного значения. С приходом 11 июня утром групп кыргызской молодежи из сельских районов, захвативших оружие и боевую технику в войсковых подразделениях Южной группировки войск Министерства обороны КР, погранзаставах и РОВД, изменился характер конфликта. Агрессивно настроенные и вооруженные группы молодежи начали погромы других объектов в разных кварталах города.

В ходе столкновений при попытках провести переговоры были убиты депутат городского кенеша г. Ош А. Шакиров, начальник РОВД Карасуйского района А.Султанов и его водитель У. Шамурзаев.

Анализ хронологии развития событий в г.Ош показывает, что пик массовых столкновений пришелся на период с 11 по 12 июня, когда ситуация практически вышла из-под контроля властей и неформальных лидеров противоборствующих сторон.

В Джалал-Абадской области 11 июня в клубе бывшего колхоза «Коммунизм» с.Сузак собралось более 500 человек узбекской национальности для обсуждения ситуации в г.Ош. Они договорились организовывать оборону мест проживания, высказывались намерения выехать в Ош для поддержки собратьев. 11-12 июня предпринимались попытки вывоза женщин, детей и стариков в сторону Узбекистана.

12 июня стали известны подробности событий в районе хлопкоперерабатывающего завода «Санпа» Сузакского района на трассе Бишкек-Ош, в результате которых обнаружены 8 трупов, 1 фрагмент черепа, 1 обугленный труп неустановленного лица, а также без вести пропали 2 человека, ранено более 30 человек.

В тот же день представители участники конфликта кыргызской национальности напали на воинскую часть Внутренних войск МВД, дислоцированную в мкр. «Когарт», где было захвачено 1 единица бронетехники, 1 гранатомет, 3 АКМ и военное обмундирование. Вторая группа направилась в г.Джалал-Абад, где обстреляли хорошо организованную вооруженную оборону Университета дружбы народов им.А.Батырова. Однако, получив отпор, вернулась на ипподром «Тел-Тору». После отступления последних, участники конфликта узбекской национальности разгромили и подожгли здания Джалал-Абадской телерадиокомпании, таможни, горГАИ и шесть кафе. Организация узбекской частью участников конфликта самообороны с.Сузак (блокирование всех подъездных путей) оставила жителей сел Кара-Дарьинской зоны в полной изоляции вплоть до 19 июня.

В с.Базар-Коргон утром 13 июня около 300 граждан узбекской национальности  перекрыли автотрассу «Бишкек-Ош» с целью не допустить проезд кыргызов. Озвучивались намерения взорвать стратегический мост через реку «Кара-Ункур». При этом был убит участковый милиционер капитан М.Сулайманов и избиты 7 сотрудников РОВД.

В ответ из близлежащих сел собралось около 3000 граждан кыргызской национальности. После неудачных переговоров с представителями узбекской части участников конфликта, собравшиеся, разделившись на две группы, направились в центр с.Базар-Коргон. По пути ими было сожжено 380 объектов, из них 209 жилых домов, в больницу обратилось 99 человек, стационарное лечение получили 25 человек, погибло 20 человек.

Х. Деятельность Временного Правительства по локализации и прекращению конфликта. Последствия конфликта. Ответственность.

Временное Правительство прилагало усилия для локализации возникших массовых беспорядков, оказания помощи пострадавшим, восстановления жилья и объектов инфраструктуры населенных пунктов, охваченных конфликтом.

ВП сразу после начала событий 10 июня 2010г. ввело чрезвычайное положение, предприняло меры для передислокации силовых структур к месту событий. 11 июня до 7 утра в Ош прибыла комиссия ВП, которая организовала штаб по координации действий для локализации конфликта, наведения порядка и обеспечения безопасности населения.

Декреты ВП обеспечили недопущение эскалации насилия и гуманитарной катастрофы. Войска, дополнительные силы были переброшены из других регионов для локализации конфликта и стабилизации ситуации.

Конфликт удалось локализовать и остановить в течение 4-х дней, не допустив распространения конфликта на регион.

В качестве позитивного фактора отмечается также, что в отличие от 1990 года, властям удалось вовремя, без введения чрезвычайного положения или комендантского часа, предупредить и локализовать попытки деструктивных сил и националистически настроенных групп молодежи в городе Бишкек и северных областях Кыргызстана.

Большую моральную поддержку пострадавшим в зоне конфликта оказала оперативно организованная гуманитарная помощь, в том числе из других областей Кыргызстана, города Бишкек, а также от международных организаций.

В результате конфликта погибло 442 человека, из которых опознаны тела 421 жертвы, или 95,2%. 295 из них (70%),составляют этнические узбеки, 123 (29,2%) – кыргызы, 3 (0,7%) представителя других национальностей (русский, пакистанец, уйгур).

К уголовной ответственности привлечены 545 лиц, из них узбекской национальности – 400 (73,3%), кыргызской – 133 (24,4%), других национальностей – 8 (2,2%).

Было сожжено 3746 объектов недвижимости (дома, кафе, магазины и др.), большинство из которых принадлежало узбекам, а также областная филармония им. Р. Абдыкадырова, театр им. Бабура, здание городского управления ГАИ, нефтебаза и ряд других государственных объектов. 

На оказание материальной и моральной поддержки пострадавших, восстановление разрушенных объектов были направлены все силы страны, а также огромные объемы внешней помощи. Только Государственной дирекции по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад по состоянию на май 2012 года из республиканского бюджета направлено 4 млрд. 83 млн. 986 тысяч сомов. Кроме того, свыше полумиллиарда сомов целевым способом правительство выделило напрямую семьям погибших и пострадавшим в ходе конфликта.

Дополнительно из республиканского бюджета в качестве компенсации выпадающих доходов, мэрия города Ош получила в 2010-2011 годах 652,6 млн. сомов, мэрия города Джалал-Абад – 113,5 млн. сомов. На 2012 год республиканским бюджетом предусмотрено выделение компенсаций на 370 млн. сомов мэрии города Ош и 120 млн. сомов мэрии города Джалал-Абад.

Беспрецедентную помощь оказали зарубежные государства и международные организации, выделившие значительные средства грантовой и гуманитарной помощи  пострадавшим районам и городам.

Финансирование работ по восстановлению городов Ош, Джалал-Абад и других населенных пунктов, пострадавших в конфликте, за счет сокращения доли финансирования других регионов с пониманием воспринято гражданами Кыргызстана, хотя стало причиной дополнительной нагрузки на экономику и бюджет страны, затормозило реализацию других важных социально-экономических проектов.

Постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «Об информации временной депутатской комиссии по выявлению и расследования обстоятельств и условий, приведших к трагическим событиям в республике в апреле-июне 2010 года, и даче им политической оценки» от 09.06.2011г. №567-V, с учетом постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики №1588-V от 02.02.2012г, Генеральной прокуратуре поручено дать правовую оценку действиям членов Временного Правительства КР в период событий июня 2010 года за то, что они не смогли предотвратить межэтнические столкновения.

В целях дачи правовой оценки действиям более 30 должностных лиц, указанных в п.п. 6 и 9 данного постановления Генеральной прокуратурой проведена проверка.

В результате проведенной проверки Генеральная прокуратура пришла к следующим выводам:

- по результатам проведенной проверки в действиях должностных лиц признаков уголовно-наказуемого деяния не установлено. Вместе с тем, со стороны Министра обороны республики и Специального представителя Временного Правительства республики по Ошской, Жалал-Абадской и Баткенской областях И.Исакова, председателя ГКНБ КР К.Душебаева и его заместителей К.Мусаева, М.Бекенова, коменданта Жалал-Абадской области К.Байболова, начальника УГСНБ по Ошской области А.Эшматова, Министра внутренних дел КР Б.Шера и его заместителей Б.Алымбекова, С.Омурзакова, губернаторов Жалал-Абадской и Ошской областей Б.Асанова и С.Жээнбекова, мэра г.Ош М.Мырзакматова имеет место ненадлежащая организация работы на вверенных участках по предотвращению и недопущению произошедших событий в мае и июне 2010 года в Жалал-Абадской, Ошской областях и в г.Ош.

Временное Правительство признало свою ответственность и вину за то, что не смогло уберечь страну от трагедии. «Мы, люди, взявшие на себя ответственность за страну в это трудное время, просим у всего народа и у каждой семьи, в которой есть погибшие и пострадавшие, прощения за то, что не смогли уберечь вас от этой беды» - говорится в Обращении к народу Кыргызстана и мировому сообществу, опубликованном 16 июня 2010г. Однако этого не сделали до сих пор ни К. Бакиев, ни его окружение, ни К.Батыров, ни другие виновники развязывания конфликта. 

Власти Кыргызстана продолжают извлекать уроки из случившейся трагедии, прилагают усилия для восстановления стабильности, межэтнического согласия и мира, а также демонстрируют стремление государственных органов к открытому обсуждению острых проблем в сфере межэтнических отношений.

Один из главных уроков конфликта заключается в том, что государственная власть и политики никогда не должны допускать заигрываний с националистами, независимо от их принадлежности к определенным этническим группам. В настоящее время отдельные политики до сих пор продолжают вести безответственную и опасную игру на националистическом поле, которая в любой момент может спровоцировать новый виток эскалации напряженности в такой чувствительной сфере, как межэтнические отношения.

Национализм неизбежно порождает сепаратизм. Ответом на этот вызов должна быть реальная политика консолидации общества, включающая помимо других мер, активизацию процесса органичной интеграции всех этнических общин, в том числе и узбекской, в единый народ Кыргызстана, восстановление доверия и преодоление последствий конфликта, построение единой общегражданской нации в Кыргызстане.

XI. Выводы

1. Трагические события мая-июня 2010 года в городах Ош, Джалал-Абад, отдельных районах Ошской и Джалал-Абадской областей имели как общие, так и отличительные особенности, причины и обстоятельства.

Гибель 2 человек и ранение 65 граждан 13-14 мая 2010 года в городе Джалал-Абад не связана с межэтническими отношениями и произошла в результате политического противостояния и вооруженных столкновений между сторонниками Апрельской революции, с одной стороны, и свергнутого Президента К.Бакиева, с другой стороны. События 10-14 июня 2010 года в городах Ош, Джалал-Абад, отдельных районах Ошской и Джалал-Абадской областей связаны с эскалацией межэтнической напряженности, вызванной деструктивными действиями сил, стремившихся продемонстрировать новым властям Кыргызстана свое влияние на население южного региона.

К общим причинам, приведшим к трагическим событиям мая и июня 2010 года относится обострение социально-экономической ситуации в результате антинародной политики авторитарных властей в период 1990-2010 гг. 

2. Анализ различных исследований и оценок июньских событий 2010 года позволил специалистам сделать вывод, что в межэтнический конфликт между гражданами кыргызской и узбекской национальности города Ош, Ошской и Джалал-Абадской областей был спровоцирован реваншистски настроенными лицами из окружения свергнутого президента К.Бакиева и лидерами сепаратистов, а также криминалитетом, представителями наркобизнеса и внешних сил.

3. У этого конфликта есть исторические и политические корни, в том числе оставшаяся с советских времен политика замалчивания любых противоречий и конфликтов в сфере межэтнических отношений. В силу этой традиции не была дана объективная и принципиальная оценка межэтническим столкновениям в Оше и Узгене в 1990 году. Кровавые уроки этих событий не усвоили ни зачинщики, ни представители органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов и силовых структур.

Кризисные явления в экономике, безработица, неравенство в доступе к экономическим ресурсам, нестабильность социально-экономической ситуации проецируются на межэтнические отношения.

4. Неэффективность и декларативность политики государства в сфере межэтнических отношений существенно снизили способность общества противостоять тенденциям роста национализма и сепаратизма. 

Государство практически полностью устранилось от решения межэтнических проблем, ограничиваясь декларативными заявлениями. На местном уровне с каждым годом усиливалось ярко выраженное разобщение, росло взаимное недоверие между людьми разных национальностей. Особенно ярко это проявилось во взаимоотношениях между представителями кыргызского и узбекского населения в городе Ош, Ошской и Джалал-Абадской областях. Раскол между ними носил ярко выраженный характер и имел тенденцию к усугублению.

5. Сказалось отсутствие взвешенной  информационной политики, в результате чего власти Кыргызской Республики не располагали ресурсами и технологиями для проведения эффективной работы в информационном пространстве, в том числе во время конфликта летом 2010 года.

6. Нерешенные проблемы в области межэтнических отношений способствовали активизации отдельных лидеров сепаратистов. Для достижения своих корыстных политических целей, они вовлекали представителей своей этнической группы, выдвигали заведомо неприемлемые требования о статусе узбекского языка, о выделении отдельных квот в выборных органах власти гражданам узбекской национальности и др. Особую негативную роль в этом процессе играла политическая партия «Ватан» («Родина»).

7. Свержение К.Бакиева 7 апреля 2010 года, последовавшая за этим борьба за власть на различных уровнях между сторонниками старой и новой властной элиты Кыргызстана были восприняты экстремистки настроенными лидерами узбекской общины как благоприятные условия для продвижения во власть и реализации своих политических интересов.

8. Сложная социально-экономическая и политическая обстановка в регионе конфликта, вызванная политикой, проводившейся президентом К.Бакиевым, действиями членов его семьи и их приближенными в период нахождения у власти, их действия после Апрельской революции по дестабилизации обстановки в стране и разжиганию конфликтов в целях возвращения утраченной власти, привели к предельному обострению межэтнической напряженности.

Ряд националистически настроенных политиков вольно и невольно способствовали достижению реваншистами своих кровавых целей.

9. Специальные службы Кыргызстана на протяжении многих лет исполняли интересы правящего семейно-кланового режима и занимались в основном преследованием политических оппонентов власти. Ставленники Бакиева в правоохранительных органах фактически поддерживали его реваншистские действия. Поэтому правоохранительные органы и силовые структуры, ослабленные предыдущим режимом, оказались практически беспомощны в начальной стадии конфликта.

10. Значительную роль в организации массовых беспорядков сыграли наркоторговцы и криминальные структуры. После падения режима Бакиева происходил передел сфер влияния между организованными преступными группировками.Их подстрекательство, влияние и прямое участие в разжигании и эскалации конфликта имело ключевое значение для характера и масштабов конфликта. 

11. Временное Правительство не располагало достаточными политическими, правоохранительными, силовыми ресурсами для противодействия масштабным провокациям в виде межэтнических столкновений.

Вместе с тем имело место ненадлежащая организация работы со стороны отдельных руководителей органов государственной власти и местного самоуправления по предотвращению и недопущению произошедших событий.

12. Последствия этого межэтнического конфликта очень тяжелые. Погибли люди, разрушена инфраструктура городов и населенных пунктов, разграблено имущество граждан страны. Усилилась миграция населения за пределы Кыргызстана, нанесен урон международному имиджу государства.

13. Вследствие ряда субъективных причин, в том числе нарушения прав граждан со стороны правоохранительных органов в ходе расследования событий июня 2010 года, наблюдается тенденция усиления самоизоляции узбекской этнической общины на юге страны.

14. Предстоит сложная и трудная работа по восстановлению доверия и преодолению последствий конфликта, поскольку в 1990 и в 2010 годах люди дважды были вовлечены в конфликт с многочисленными человеческими жертвами. Открытое обсуждение произошедшего предпринимается для того, чтобы извлечь необходимые уроки.

15. На основе изложенного, все ветви власти Кыргызской Республики должны принять исчерпывающие меры, чтобы не повторить коренной ошибки властей Кыргызстана после событий 1990 года. Важно сконцентрировать усилия не на «поиске стрелочников», а на устранении копившихся долгое время глубинных причин конфликта.

Иначе, трагедия может снова повториться.

XII. Рекомендации

1. Завершить разработку программного документа, направленного на консолидацию народа Кыргызстана, объединение усилий органов государственной власти и местного самоуправления, гражданского общества в укреплении межэтнического согласия, преодоление последствий конфликта и формирование единой гражданской нации, включая интеграцию всех граждан, независимо от этнической принадлежности, во все сферы экономической, общественной, политической жизни.

Программный документ должен содержать меры, подкрепляющие последние решения, направленные на повышение эффективности языковой политики, в том числе на создание условий для выполнения кыргызским языком интегрирующей роли, а также взаимодействие различных культурных, языковых, исторических традиций, наследия народа Кыргызстана. Эта работа потребует пересмотра всей системы образования, от детских садов до высшей школы.

2. В целях улучшения социально-экономического положения регионов принять долгосрочную Государственную программу по их комплексному развитию с особым вниманием приграничным районам.

3. Генеральной прокуратуре, МВД, ГКНБ завершить работу по даче правовой оценки действиям бывшего президента КР К.Бакиева, его окружения, а также К.Батырова и других лидеров сепаратистов; принятие мер по экстрадиции указанных лиц.

4. Генеральной прокуратуре, МВД, ГКНБ принять меры по активизации  расследования уголовных дел, возбужденных по фактам, имевшим место во время трагических событий в июне 2010 года, установлению местонахождения безвести пропавших лиц, а также установлению личностей 21 неопознанного трупа, завершить работу по возврату оружия, боеприпасов.

5. Генеральной прокуратуре обратить особое внимание фактам нарушения прав человека, имевшим место при расследовании обстоятельств конфликта и привлечении к ответственности виновных. Принять меры в целях коренного улучшения ситуации в правоохранительной и судебной системе, предотвращении пыток, других форм бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

6. Проводить системную подготовку военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов по вопросам прав граждан, для того, чтобы они могли действовать в условиях гражданских беспорядков, не нарушая прав человека.

7. Правоохранительным органам усилить работу по недопущению разжигания межэтнической розни, в том числе через СМИ. Рекомендовать принятие журналистским сообществом кодекса поведения СМИ, отражающего культурное и этническое многообразие Кыргызстана для пропаганды толерантности, недопустимости публикации материалов националистического и экстремистского характера. Потенциал средств массовой информации, журналистов также должен быть повышен для того, чтобы они могли более активно и профессионально работать в целях восстановления взаимного доверия в обществе и граждан к власти.

8. Проводить государственную кадровую политику, исключающую любую дискриминацию, основываясь на компетентности и прозрачном процессе отбора с учетом представительства людей разных национальностей в органах власти и управления. При этом необходимо формировать новое поколение лидеров из числа представителей этнических общин, полностью интегрированных в общественно-политическую жизнь Кыргызстана.

9. Осуществить комплекс мер по формированию в народе Кыргызстана осознания опасности для будущего страны, исходящей от агрессивного национализма и дискриминации представителей этнических сообществ и, напротив, повышения конкурентоспособности страны в условиях, когда каждый гражданин будет ощущать себя полноправным членом общества.

10. Повысить роль и статус Ассамблеи народа Кыргызстана и других консультативно-совещательных органов по вопросам межэтнических отношений при государственных структурах: областных, районных, местных органах власти. При этом необходимо ускорить процесс реформирования деятельности АНК с целью усиления эффективности работы.

11. Принять меры по преодолению разделения по этническому признаку на уровне местных сообществ, предотвращение их самоизоляции. Этническим сообществам следует предпринять усилия для активного и ответственного участия во всех сферах общественной жизни страны, а такжепублично осуждать любые проявления сепаратизма, объединить усилия для сохранения единства и согласия народа Кыргызстана.

Деятельность Рабочей группы по восстановлению хронологии и  обстоятельств трагических событий мая-июня 2010 года в городах Ош, Джалал-Абад, отдельных районах Ошской и Джалал-Абадской областей с учетом необходимости обработки существующих материалов, документов и вновь выявляемых фактов продолжается.

 

Рабочая группа

Государственного комитета национальной

безопасности, Министерства внутренних дел,

Генеральной Прокуратуры Кыргызской Республики

при участии специалистов Аппарата Президента,

Секретариата Совета обороны Кыргызской Республики

Версия для печати   |   Просмотров: 3128   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная