POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

«Межнациональные отношения в Кыргызстане: современное состояние и перспективы» (продолжение)

24.01.2011 15:10 - Polit.kg

КТО ЧИХНУЛ?

Суюнбаев М., доцент Кыргызского национального университета: Я считаю, что если произойдет третий межнациональный конфликт, то Кыргызстан потеряет свою государственность. Ни кыргызам, ни узбекам этот конфликт не нужен был. Не нужен этот конфликт и Узбекистану – зачем напряженность на своих границах? И реакция президента Каримова на эти события – лучшее тому подтверждение. Возникает вопрос: кому это было нужно? С чего это вдруг лидеры узбекской диаспоры так, грубо говоря, обнаглели? Я это связываю с предвыборной ситуацией. Партий было много, и рассчитывать на большинство голосов ни одна из них не могла. Вот если заручиться поддержкой узбекской общины, которая достаточно консолидирована, то можно рассчитывать на неплохой результат на выборах. Поэтому и стали лидеры партий обращаться к лидерам диаспоры, поднимая тем самым их значение в их собственных глазах. А большинство узбеков в общем-то аполитичны и они не видят разницы между партиями. Такое вот внимание к лидерам узбекской общины и привело к тому, что они повели себя вызывающе.

В отчете Комиссии нет ответа и на вопрос: а что за мистическая третья сила была заинтересована в конфликте? Как не получили мы и конкретного ответа, а какие члены Временного правительства вели переговоры с Батыровым?

Ситуация мне напоминает ту, что была в Южной Осетии в 2008 году. Конфликт только начался, а на Западе началась информационная истерия по поводу агрессии России против Грузии. У нас произошло тоже самое: еще не было никаких заключений, а Кыргызстан стали обвинять во всех грех. Я бы не стал ставить знак равенства между криминалитетом, лидерами узбекской общины и всеми этническими узбеками. И я бы не стал называть эти событиями геноцидом, как их поспешили охарактеризовать некоторые эксперты.

Почему такие конфликты происходят именно в Ферганской долине? Ответ, мне кажется, достаточно прост: если в Кыргызстане две трети населения живет в сельской местности, то на юге – три четверти, а может и больше. Люди занимаются сельским хозяйством в условиях острого дефицита земли. Этническая принадлежность конфликтующих сторон – дело десятое. Сейчас просто ищут конкретных виновников конфликта. Но это все равно, что искать виновников снежной лавины – искать того, кто чихнул и тем самым вызвал движение снежных масс. Но не важно, кто чихнул, а причина лавины  в том, что произошло недопустимое скопление снега. Вот и нужно проанализировать: почему накапливаются проблемы, которые рано или поздно приводят к катастрофе?

Другая причина – хлопковый парадокс. Там, где выращивают хлопок  - там детям учиться некогда. Они бульшую часть времени проводят на хлопковых плантациях. Это приводит к тому, что дети не получают достаточное образование в школах и впоследствии не могут дальше учиться в вузах. Отсюда и возникла проблема «север-юг», то есть то, что южане слабо представлены в органах власти. Но как они могли быть представлены в органах власти и управления, если они не получали необходимого образования? А в хлопкосеющей зоне узбеки представляют большинство.

Следующая причина. Вы знаете, что Узбекистан перешел на латиницу. Вот и получается, что наши узбеки учатся на узбекском языке с использованием кириллицы. Учителей русского языка там нет. С грехом пополам заканчивают узбекскую школу. В вузы Узбекистана поступить не могут – там все на латинице. В кыргызстанские вузы поступить тоже не могут – нужно знание русского языка. Вот и всплывают причины, почему узбеки недостаточно представлены во властных органах. Ведь и наши южные кыргызы тоже были мало представлены в органах власти по той же причине.  Поэтому когда звучат такие поспешные рецепты – надо установить квоту для представительства узбеков во власти – я считаю эти меры непродуманными. Я против таких поспешных рецептов: мол, давайте узбеков запихивать во власть, а кыргызов – в бизнес. Я не хочу кушать лагман, плохо приготовленный кыргызом, и не хочу, чтобы власть представляли полуграмотные люди, только в угоду  какой-то квоты…

Когда слышу, что новая власть ничего не делает для нормализации ситуации, я отдаю отчет, что многие проблемы так быстро не решить. Нужно лет 10-15 для решения многих из них. А цикл жизни многих наших политиков сопоставим с 10-15 месяцами. Поэтому никто истинные причины и не называет. Боюсь, скоро выйдет отчет международной комиссии – и в нем тоже не  будут названы истинные причины межнациональных конфликтов. А будет снова разговор о том, кто чихнул?        

 

В КОМИССИИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ РАБОТАТЬ НЕЗАВИСИМЫЕ ЭКСПЕРТЫ

Уметалиева Т., общественный деятель: Все мы лишь инструмент геополитики. Вся Центральная Азия стала центром геополитический разборок. Почему? Здесь самое большое скопление воды. Здесь идет серьезная борьба за землю, за другие природные ресурсы.

Пока Сорос не поднял проблему межнациональных отношений – у нас все нормально было. Наркотрафик. Как стали формировать комитет по борьбе с наркотрафиком, получили Аксыйский конфликт.

Гладилов А.: Так что, по-вашему, нужно предпринять, чтобы коренным образом изменить ситуацию?

Уметалиева Т.: Во-первых, необходимо сделать всесторонний и объективный анализ всех конфликтов, всех событий,  что сотрясали нашу республику. И чтобы этот анализ делали не политики, а эксперты-специалисты. Чтобы это была расширенная комиссия, государственная. В ней не должны быть ни южане, ни северяне. В ней должны работать совершенно независимые люди, которые никак не  участвовали в этих событиях. Я сама отказалась от участия в работе этой комиссии потому, что была их свидетелем и не могу достаточно объективно дать оценку. Меня нужно вызывать как свидетеля. В ней должны работать вот Аркадий, вот Халанский, Степаненко,  другие специалисты, кто пользуется доверием, и кто не участвовал в этих конфликтах. Вот Ассамблея народов Кыргызстана пусть возьмет под свое кураторство расследование этих событий. И руководителя Ассамблеи должны не назначать, а выбирать все лидеры национальных диаспор. 

 

НАЧНЕМ СНАЧАЛА?

Степанов С., эксперт по странам Центральной Азии: Я совершенно согласен с тем анализом и теми оценками, которые дал Халанский. И хочу лишь сказать, что законы социальной науки так же объективны, как и физические законы. Когда происходит слом общественно-политической формации, что происходит с обществом? Оно не переходит в новую формацию – оно откатывается в предыдущую формацию! И поэтому все постсоветское пространство откатилось к тому, что было до 1917 года. Этот откат происходит не в полной форме, а в карикатурной. В России полным ходом идет реанимация православия, которое становится чуть ли не государственной политикой. У нас нет реальной экономики, а есть экономика, которую мы называем прозрачной и теневой – такие вот два сектора. Но так не бывает. Экономика либо цивилизованная, либо дикая. У нас нет подлинных выборов, мы видим лишь их имитацию. И мы это хорошо знаем, что имитация выборного процесса характерна для всего постсоветского пространства. Мы уже не имеем той системы народного образования, какая была в Советском Союзе. Тогда было признано, что эта система образования была лучшей в мире. И Запад боялся, что при дальнейшем ее развитии нашей системы образования Советский Союз обретет небывалую мощь. А потому и была «холодная войны».

И если говорить о власти, то мы не имеем подлинно народной власти – мы имеем имитацию власти. Единственная власть, которая есть в Кыргызстане – это власть коррупции, которая пронизывает все общество: от родильного дома до кладбища. Нужно дать взятку за то, чтобы человек родился и нужно дать взятку, чтобы человека достойно похоронить.

И отсюда вопрос: могут ли быть нормальными, здоровыми межнациональные отношения в государстве, где все – имитация? Нет. Мы также имитируем межнациональное согласие, и пытаемся сымитировать те отношения, которые были при Советском Союзе. У нас больше нет тех коллективных начал, которыми так гордились люди той эпохи.

Поэтому сегодня работу по формированию межнационального согласия нужно начинать с нуля! И идти к этому всем обществом. И экспертное сообщество должно формировать в обществе соответствующее мировоззрение. Ничего не бояться. Обязательно получится.

 

Байло Н., политический деятель, экс-депутат Жогорку Кенеша от Партии коммунистов КР: Уважаемые коллеги, межнациональные отношения – это самый серьезный вопрос, который существует в нашем обществе.  Это вечный вопрос. Решения предпринимались самые различные, и опыт наработан огромный. Попытка решения межнациональных взаимоотношений через формирование моно-нации приводит этнос к самоизоляции и упадку. Капитал интернационален по форме. Сегодня любимая моя Россия придумывает закон, что торговать на рынках могут только граждане России. Но капитал-то интернационален. Мы думаем одно, решаем другое, а делаем третье.

У США отличный опыт решения национальных вопросов – там все американцы. Почему они выбрали такую схему? Потому что для них важнее всего экономический фактор.

СССР – уникальная историческая общность людей. Разрушили ее. Что теперь? Нет и в ближайшем будущем не будет идеологии на всем этом пространстве. Я уважаю эпос Манас, как уважаю и мифы, легенды других народов, но это не идеология и никогда ею не будет. В Кыргызстане даже отношения внутри кыргызского этноса проблемны.

Другой фактор – это образование, о котором уже говорили. Нет идеологии, нет образования, нет развития культуры в широком смысле слова. Я совершенно согласен – мы имеем имитацию всего. У нас даже политики не понимают значения слова «национализм». Это есть положительное явление, свидетельствующее о повышении национального самосознания любого этноса.  

Если сегодня носители политической власти имитируют свою деятельность, то имитирует все общество. И подобный политический онанизм плода не даст! И на эту матрицу опускаются геополитические интересы ведущих государств.

Сегодня все признают, что СССР не могли разрушить ни военным, ни экономическим путем – его изнутри разрушили национальным вопросом!  Сегодня таким же точно способом разрушают Кыргызстан.

Да, важно правильно  поставить диагноз заболеванию, назвать причины, которые это заболевание вызвали. Но главное, нужна политическая воля для того, чтобы начать лечение. Но я не вижу у наших политиков стремления это делать. Есть борьба кланов, есть другие явления. Скажу больше, в рамках нынешней политической системы решить национальный вопрос невозможно. Люди, разворовавшие страну, не имеют морального права управлять ею.  

Какчекеев Т. : Самая большая имитация – это то, что «Кыргызстан – островок демократии», что «Кыргызстан – наш общий дом», что «Кыргызстан – страна прав человека».  Это же политическая горячка! Вся кыргызстанская промышленность сегодня работает в Китае. Но в Кыргызстане десятки тысяч высококлассных выпускников российских вузов, у нас отличные ученые и грамотные специалисты…

Гладилов А.: Вы говорите, что в Кыргызстане немало высокообразованных, умных людей, хороших специалистов. Так почему же эти высокообразованные и умные не могут выбрать достойных законодателей, эффективную исполнительную власть? Сколько можно говорить о том, что все у нас плохо и нет никаких перспектив?

Байло Н.: Власть коррумпирована почему? Потому что у нас за чашку плова и за бутылку водки люди идут и голосуют. Какие это выборы? Это показатель общей культуры населения, образования. 

Акимов Т., главный редактор газеты «Деньги & Власть»: У Кыргызстана нет идеологии. Нельзя ведь назвать идеологией «Бакиев, кетсин», «Акаев, кетсин». Потом формирование  временного  правительства, потом выборы, потом формирование нового правительства, потом думать, кто заменит Розу Исааковну и т.д. Я из сарказма назвал свою газету «Деньги и  власть». В нашей стране это и есть вся идеология – деньги и власть. И больше ничего никому не надо: ни государства, ни развития, ни перспектив. Дайте мне деньги – я возьму власть. Дайте мне власть – я сделаю деньги. А подобная идеология – следствие нашего образования. Оно абсолютно никакое. Да, есть некоторые хорошие вузы, есть остатки прежней системы образования, есть отдельные педагоги, но нет системы образования как таковой. В головах хаос. Политическая элита абсолютно несостоявшаяся! Она и виновата во всех негативных событиях последних двадцати лет! Все, что мы получили от  Советского Союза – все умерло!  Вы не увидите сегодня ни одной дымящейся трубы завода или фабрики. Чем мы занимаемся? У нас афганский наркотрафик, на котором сидит южный регион, и контрабанда китайского ширпотреба, за счет которой живет север страны. И плюс поступления от трудовых мигрантов. Вот и вся кыргызская экономика.

Вот на таком автопилоте наше государство и летит неизвестно куда. Никто не знает, когда закончится топливо, и когда мы приземлимся.  

Межнациональные отношения в Кыргызстане – больной вопрос? У нас проблемы возникают периодически, когда происходит смена власти. Но для того, что из разговора Жаныша Бакиева с Максимом Бакиевым спровоцировать межнациональный конфликт – для этого нужны аналитические группы, хотя бы иметь диверсионную, которые бы четко проработали вопрос: как это можно сделать? Сначала схема обкатывается в Интернете, правительство об этом прекрасно знает. Но вместо того, чтобы проработать контрмеры, все спокойно ждут. Все временно для временщиков. И сегодня эта машина работает только до развала коалиции или перевыборов президента.

Если говорить о стабильности, то нужно вести разговор в масштабах СНГ.

Я предлагаю к этому экспертному сообществу привлечь главных редакторов СМИ с тем, чтобы совместно выработать идеологию дальнейшего движения страны. Вся надежда только на гражданское общество. Сегодня только  СМИ могут запустить идеологическую машину, которая давно заглохла. Сегодня бесполезно апеллировать к власти, мы должны  брать ответственность на себя. И второе, мы должны работать в рамках СНГ. И инструментом нашего общения должен быть только русский язык.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Евлашков Д., специальный корреспондент «Российской газеты»: Мы к какому выводу пришли в результате сегодняшнего обсуждения? Считаю, что нам необходимо все  наши выступления облечь в форму конкретных рекомендаций, выводов. А такие встречи сделать постоянными. И обсуждать все наболевшие вопросы, не дожидаясь, когда правительство или парламент  обозначат  первоочередные направления своей работы.

Омуралиев Ж.: Что бы сделали американцы в нашей ситуации? Они бы все усилия в первую очередь направили на идеологическую обработку, на пиар. Пропаганда может все. Идеи межнациональной дружбы и согласия нужно рекламировать активнее, чем «кока-колу». И результат будет. Нам нужно показывать единство всех народов Кыргызстана: кыргызов, русских, узбеков, татар, дунган и т.д. И не просто их дружеские объятия, а совместную работу на благо всего нашего государства, всего народа. Поднимать образование – это долгосрочная перспектива, поднимать экономику – еще  сложнее. А организовать  постоянно действующую  кампанию по пропаганде дружбы – это мы можем делать сами. Нужно организовать встречу на уровне главных редакторов  республиканских изданий и разработать пиар-концепцию по продвижению идей межнациональной дружбы. В конце концов, мы все заинтересованы в стабильности и мире на нашей земле.  

Рано или поздно, но и наше правительство  вынуждено будет прислушаться к «четвертой власти». И если, как сказал только что Сергей Степанов, создать невыносимую обстановку вокруг коррупционных механизмов, хотя бы просто самим не давать взятки чиновникам – мы сможем и коррупцию обуздать.

Какчекеев Т.: Преступное сообщество в Кыргызстане – это реальная сила. Наши высокопоставленные чиновники поддерживают контакты с преступным миром. Когда сегодня говорим о чести и достоинстве, нужно  понимать, что эти понятия остались только в армии.

Комиссия по развитию госязыка у нас играет роль инквизиторов. Не знаешь кыргызского – долой отсюда! Я считаю, что все народы, которые живут здесь – это золотой фонд Кыргызстана. Мы все от Бога. Необходимо отказаться от любых действий, оскорбляющих или унижающих людей, вызывающих чувство недоверия.

Суюнбаев М.: Сегодня для республики главное – найти и поставить на административные должности профессионалов. Но на юге республики хотим мы того или не хотим, играет роль и национальность государственного служащего, управленца.  Если смотреть с национальной точки зрения, то я бы предложил  на юге при подборе кадров отдать предпочтение не кыргызам или узбекам, а представителям других этносов. Уже только этот шаг снял бы напряжение, недоверие. Я бы, например, Костюка сделал губернатором Ошской области.  У нас в Ассамблее народов Кыргызстана есть немало умных, талантливых руководителей. Нужно активнее привлекать их на руководящие должности.  

Халанский И.: На сегодняшний день нам необходимо два пункта сохранить: политическую стабильность и реформирование судопроизводства. Времени у нас практически нет. Конечно, можно целую программу развернуть, но одно дело – провозглашать, и другое – реализовывать.

Омуралиев Ж.: Я считаю, что никогда не поздно начинать пропаганду мира и сотрудничества. Американцы  решают эти задачи еще и при помощи всевозможных ассоциаций, фондов, других общественных организаций. А начинают они с пропаганды порядка и законности. Законопослушность у них в крови. Они не борются с коррупцией, потому что коррупция – это следствие игнорирования закона. Поэтому я предлагаю  тему межнациональных отношений раскручивать через тему неукоснительного соблюдения закона!

Джабраилов А.: Я считаю, что более весомую роль должна играть Ассамблея народов Кыргызстана, как организация, представляющая интересы всех народов, живущих в республике. Хорошее решение в этом смысле есть у Казахстана. Наша Ассамблея должна иметь статус либо одной из правительственных структур, или быть в непосредственном подчинении Президента страны, как гаранта прав и свобод граждан. Ассамблея народов Кыргызстана  должна давать оценку решениям правительства через призму соблюдения  прав и свобод всех граждан Кыргызстана, не допускать появления дискриминирующих решений.

Чериков С., публицист:  Я считаю, что межнациональные конфликты – это конфликты не между представителями различных этносов, а конфликт между образованностью и необразованностью, высокой духовностью и бездуховностью, нравственностью и безнравственностью. Фактически в основе так называемых межнациональных конфликтов лежат межличностные отношения. К примеру, у меня нет противоречий с Аркадием, Сергеем, хотя мы все разных национальностей. В то же время в среде самих кыргызов масса противоречий, вызванных, как я говорил, различным уровнем образованности, культуры, мировоззрения.

Степанов С.:  Для начала необходимо минимизировать напряжение в обществе, нормализовать отношения «народ – власть». Беззаконие появляется там, где власть не в состоянии обеспечить   защиту Закона. Наша выборная технология западного образца внешне выглядит нормально. Но на деле во власть приходит полукриминальный капитал, который и диктует народу, как ему жить. Я предлагаю легализовать эти отношения в той форме, как они есть.   Давайте объявим, что место в парламенте стоит легально начиная с 10 млн. долларов на 5 лет. Хочешь быть депутатом – вноси сумму и участвуй в конкурсе. Пусть в парламент пройдут те, кто даст больше. Полученные деньги направляем на  решение самых насущных задач в стране.

Да, грубо, некрасиво. Но мы сейчас все это имеем, но только нелегально. Если мы сегодня все зависим от капитала, тогда давайте и все отношения переведем в режим бизнес-управления.

Гладилов А.: Тогда нужно узаконить и коррупционные схемы, и легализовать преступность, и в конец похоронить всякую законность. Но я в таком обществе жить не хочу. Сегодня мы еще живы постольку, поскольку боремся с коррупцией и преступностью. Если человек  покупает власть – покупает места в парламенте – то следующий шаг – это продажа интересов граждан и страны, власть над которыми он купил. Ведь по законам бизнеса вложенные средства должны не просто вернуться, а принести еще и прибыль. Все-таки политика не должна быть сферой коммерческих интересов. А  национальная политика тем более.

Евлашков Д.: В качестве рекомендаций, я бы посоветовал новым властям четко определиться во внешнеполитических приоритетах, иными словами, вернуть страну в лоно традиционной и привычной для ее граждан цивилизации. Сегодня в Кыргызстане не понятно что. Можно выбрать исламский путь развития – это одно направление, вполне жизнеспособное. Кыргызстан вполне может стать нормальным исламским государством и жить по законам этой религии. Кыргызстан может пойти по пути сближения с восточной цивилизацией, и к этому тоже есть все предпосылки, и Китай делает в этом направлении очень эффективные шаги. Или Кыргызстану все-таки вернуться в привычное лоно евразийской цивилизации, где он также может успешно развиваться? Я надеюсь, что последний вариант будет предпочтительнее для всех кыргызстанцев.

Качаева Алена, студентка КРСУ: Я считаю, что самые важные шаги для решения  проблем межнациональных отношений были названы Токтогулом Какчекеевыи и Игорем Халанским. Это восстановление экономики и политической стабильности. Сегодня самое печальное – нет авторитета власти. После всех наших революций у людей создалось впечатление, что любой  может прийти и захватить власти. Поэтому самая главная задача – восстановление авторитета власти. А начинать это восстановление необходимо с силовых структур. Победившие революционеры допустили ошибку, обвинив силовиков в прислуживании прежней власти. Люди выполняли свой профессиональный долг. Как сегодня выстраивать отношения между властью и силовыми структурами, без которых невозможно поддерживать мир и порядок в стране?

И третий фактор. Нам необходимо менять отношение к власти. Мы наделили систему управления государством и его ведомствами неподобающим статусом. Управление – это тяжелый труд. У нас же рассматривают власть как награду за какие-то предыдущие достижения.

Гладилов А.:  Мы благодарим  участников конференции за откровенные высказывания и надеемся, что вы примете столь же активное участие в наших следующих встречах.  

Версия для печати   |   Просмотров: 10793   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная