POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Ассамблея народа Кыргызстана: «свадебные генералы» или рядовые бойцы за межнациональный мир и солидарность?

03.05.2016 23:54 - Polit.kg
Ассамблея народа Кыргызстана: «свадебные генералы» или рядовые бойцы за межнациональный мир и солидарность?

В последний день апреля в Бишкеке прошел курултай Ассамблеи народа Кыргызстана, который подвел итоги работы организации за минувшие 4 года, обсудил текущие проблемы, а вновь избранный Совет Ассамблеи «выбрал» рекомендованного ему председателя – Токтокучука Мамытова, хорошо известном в силовых ведомствах страны. Мероприятие было по-своему интересным и заслуживающим внимания общественности. Но что удивительно, журналистов на нем почти не было, сам курултай почти нигде не анонсировался и прошел почти незамеченным. POLIT.KG внимательно слушал выступления делегатов курултая и ознакомился с проектом Концепции развития объединения юридических лиц Ассоциации «Ассамблея народа Кыргызстана» на 2016-2020 годы.

Атмосферу праздника на курултае Ассамблеи народа Кыргызстана (АНК) создавало предвкушение Первомая, для некоторой части делегатов – Светлой Пасхи, и целой череды майских праздников, главным из которых безусловно является День Победы. Соответствующим было и настроение делегатов. (Вот так нужно выбирать дни проведения важных политических мероприятий, чтобы негатив будней не омрачал мероприятия!) После традиционного поздравления от Президента страны с отчетным докладом выступил председатель АНК Б. Мурзубраимов, в котором подробно остановился на достижениях Ассамблеи и предстоящих задачах. Затем с небольшими докладами выступали руководители культурных центров и общественных организаций. О чем шла речь?




Мы обязаны сохранить культурное многообразие нашей страны

От имени  дунганской диаспоры  говорил председатель ОО «Ассоциация дунган Кыргызстана» Карим Ханджеза: «Для нашей страны с ее многообразием языков, традиций  и культур национальный вопрос должен носить основополагающий характер. Любой политик должен понимать, что межнациональное согласие – это одно из условий существования страны.  Мы видим, что сегодня происходит в мире, какие здесь возникают риски. Реальность сегодняшнего дня – рост национальной напряженности в мире. Национализм, религиозная напряженность и нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных течений, разделяют и подтачивают государственность и общество. Во многих странах усиливаются колоссальные миграционные потоки, которые способны изменить привычный уклад многих стран. Миллионы людей, в поисках лучшей жизни покидают регионы, страдающие от голода, конфликтов, бедности и социальной неустроенности.  Сегодня с национальной напряженностью столкнулись развитые и благополучные страны, которые прежде гордились своей толерантностью. Появляются целые районы и города, общины, в которых люди не желают адаптироваться, где приезжающие живут на социальном пособии, не говорят на языке страны проживания. И как реакция на такое поведение – рост ксенофобии со стороны коренного населения, чтобы защитить свои рабочие места и социальные программы от чужеродных конкурентов. Люди шокированы агрессивным давлением на свои традиции и привычный уклад жизни, опасаются утраты своей национальной государственности и идентичности. Мы - народ Кыргызстана – просто обязаны сохранить свою политическую стабильность, культурное многообразие нашей страны. Мы не должны допускать ошибок в управлении межэтническими процессами, иначе они могут принять необратимый, катастрофический характер».

Если все так прекрасно, то почему…?

Русскую диаспору на курултае представлял «Русский культурный центр «Гармония» и ее президент Александр Степанюк: «Российская диаспора занимает 4 место в мире среди самых крупных диаспор мира и насчитывает около 30 млн человек. На территории Кыргызстана представители российских этносов стали появляться еще в 19 веке, но как диаспоры стала формироваться совсем недавно – с 1991 года после развала Советского союза. По различным причинам люди уезжали из страны и на сегодня осталось порядка 400 тысяч человек и диаспора является второй по численности среди диаспор. В этот же период началось формирование и кыргызской диаспоры в России, причем, не локально и компактно, а во всех городах России».

Были слова о предстоящих визитах первых лиц России в Кыргызстан, об огромных, но еще неиспользованных, возможностях, которые сулит республике членство в ЕАЭС, о дальновидности и смелых шагах руководства Кыргызстана по налаживанию тесных интеграционных связей, о координации работы всех общественных организаций российских соотечественников во благо мира и согласия, о высокой миссии АНК, сопоставимой с деятельностью какого-нибудь министерства, о согласованной деятельности культурных центров с государством, что позволит выйти на качественно новый уровень работы, что если посмотреть со стороны,  то все выглядит неплохо…  Небурные, но настойчивые аплодисменты дали понять президенту «Гармонии», что нужно укладываться в регламент, или говорить нечто более актуальное.

Мне, как еще живому члену русской диаспоры, хотелось бы услышать очень многое, хотя бы о перспективах дальнейшего мирного сосуществования, или экономического процветания, или конкретных задачах по интегрированию в кыргызстанское общество…

Другие выступающие старались как можно быстрее зачитать свои доклады, не особо заботясь быть услышанными и понятыми. Да и сами отчеты о проделанной за отчетный период работе по консолидации, возрождению, объединению и укреплению, похоже, мало кого интересовали.  Все шло в духе давно забытых партийных отчетно-выборных собраний. А так хотелось услышать хотя бы небольшой анализ внутренней политической обстановке в Кыргызстане и конкретных шагах  по  укреплению межнациональных отношений, особенно в тех регионах, где ситуация довольно сложна. Наверное, и не планировался такой разговор, и выступления лидеров были тщательно отцензурированы, почти в каждом после небольшого отчета о вкладе диаспоры в мир и согласие в стране, звучали слова благодарности руководству АНК и республики.




К пониманию мира и сплоченности через трагедии

Нельзя обойти вниманием трагические события 2010 года на юге страны, когда в межэтническом конфликте погибли сотни людей. И исполняющий обязанности президента республиканского Узбекского национально-культурного центра Бахтияр Фаттахов, опытный политик и один из влиятельных персон узбекской диаспоры очень политически грамотно расставил акценты: «Политизация межэтнического пространства в интересах авторитарно-коррумпированных режимов на фоне псевдодемократических процессов в условиях сложного социально-экономического положения населения обернулась трагедией в 2010 году на юге страны. Эти события еще раз указывают всем нам, живущим в Кыргызстане, на необходимость единства и сплоченности всех граждан. Эти события также показали, что недостатки в работе министерств и ведомств стали почвой для создания условий дестабилизации и действий деструктивных сил в преступном сталкивании граждан по этническим признакам. Конфликт, который был спровоцирован политическими, криминальными, экстремистскими группами, преследующими свои узко групповые интересы в итоге вылился в противостояние между кыргызами и узбеками. И был определен как межэтнический конфликт. К сожалению, были использованы изощренные методы нагнетания обстановки недоверия и паники, многие поддались провокациям, поверили слухам. Многое удалось восстановить, но преодоление последствий продолжается. Допущенные ошибки и недоработки в сфере защиты прав человека со стороны правоохранительных органов должны быть тщательно проанализированы, конкретные виновные лица должны быть привлечены к ответственности.

Сам факт конфликта указывает на наличие определенных проблем в институциональной системе межэтнических отношений, на присутствие недоверия между представителями различных этнических групп. Необходим новый концептуальный подход в определении роли АНК в укреплении идентичности и единства народа Кыргызстана на принципах гражданства, а также активного участия АНК в реализации стратегии развития республики».

Снова звучат слова о необходимости развития экономики своей страны, а не других стран. Отметил выступающий и то, что «Наиболее важной формой участия национальных меньшинств в жизни государства является участие меньшинств на уровне всех ветвей власти».  Это и участие в общественных наблюдательных советах, и в других структурах. Фаттахов констатировал, что «по оценкам экспертов, Ассамблея народа Кыргызстана не могла быть реальным инструментом трансляции нужд и потребностей этнических сообществ. В этой связи важнейшей проблемой управления межэтническими отношениями является незавершенность ее институционализации, не доведение мероприятий по ликвидации последствий июньских трагических событий. Другим важнейшим элементом является повышение доверия граждан государству. Поэтому в постконфликтных районах ключевую роль играет адекватное обеспечение прав меньшинств в политической сфере. Иначе через определенное время общество рискует оказаться снова в конфликтных условиях региональной нестабильности…»

Кто нами управляет?

Правильные слова произносил Фаттахов о необходимости уделять больше внимания местным сообществам, подвергать мониторингу работу местных госадминистраций, что «для представителей национальных меньшинств есть глубинные ограничители – служба в армии для последующей работы в госорганах, стаж работы для поступления в муниципальные службы. Национальное законодательство республики нуждается в совершенствовании в части представленности меньшинств в органах государственной власти. Его надо привести в соответствие с международными принципами и стандартами. Госорганы, являющиеся постоянными членами Совета АНК, в большинстве своем игнорировали его заседания».

Председатель Совета украинского общества «Берегиня» Владимир Нарозя был делегатом всех восьми курултаев Ассамблеи народа Кыргызстана и в первую очередь отметил качество всех мероприятий, которые проводит АНК.  Институциональный статус АНК напрямую зависит от всех национальных центров, которые  его составляют, от их способности к самодостаточности и вообще самостоятельности, когда их деятельность подкреплена ресурсно. И важное условие – равный доступ к ресурсам. «Настала пора наполнить статус Ассамблеи механизмом реализации, которого сейчас просто нет, взаимодействия со всеми ветвями власти. Некоторые считают, что в Кыргызстане представителям национальных меньшинств сейчас невозможно пробиться в органы власти. Общество «Берегиня»   уверено, что было бы желание,  профессионализм и упорство! Констатируем, что в начале этого года представитель украинской диаспоры, пройдя отбор, был назначен судьей одного из районных судов».

Конфликты между таджиками и кыргызами вдоль государственной границы – тоже болевая точка страны, которая принимает хронический характер.  Ожидалось, что президент общественного объединения таджиков им. Рудаки Равшан Сабиров обязательно коснется этого вопроса: «Бытовые конфликты, которые происходят в регионах, должны обязательно получать реакцию центра. Я думаю, что в пограничных вопросах народ не виноват. Таджики, кыргызы, узбеки живут дружно. У них нет проблем ни в каких иных вопросах. Граница виновата. Я обращаюсь к представителям власти – быстрее делайте делимитацию и демаркацию границ!»

Сколько стоит межнациональный мир и стабильность?

Уважение руководителей общественных объединений к власти было безоговорочно и безальтернативно. Звучали сожаления по поводу скромного финансирования деятельности АНК в отчетный период, которое раньше шло из резервного фонда Президента страны, а в 2014 году вообще прекратилось.  Нет, совсем без финансовой поддержки АНК не осталась: просто с 2014 года мероприятия с участием организаций АНК стали финансироваться в рамках грантовой поддержки программы Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики (ГАМСУМО). Так за два года были профинансированы 7 проектов на 2млн 136 тыс. сомов. Некоторые делегаты говорили, что 2 млн. на два года – слишком малая сумма для укрепления межэтнического мира и согласия, но нужно войти в положение Правительства, которое и без того испытывает серьезные трудности в сфере бюджетной политики. Кризис, надо понимать.   А новой Концепцией развития АНК ставится задача в вопросах финансирования: «Финансовая устойчивость АНК в новых условиях зависит от способности организовать грамотный финансовый менеджмент и поиск ресурсов. Это создает основу для перевода АНК на самофинансирование, что позволит АНК стать более независимым институтом».

Вот так, «стать более независимым» говорит о невольном признании настоящей зависимости АНК от государственных структур. Вот только сильно рискуют эти государственные институты, переводя АНК на самофинансирование – финансовая самостоятельность предполагает и большую политическую самостоятельность. Независимость чревата постановкой таких вопросов, которые сегодня в диаспорах дискутируются, но на поверхность не выносятся. К примеру, придать АНК больше полномочий в сфере законодательства и участия в решении межнациональных вопросов на самом высоком уровне. Как, к примеру, в Казахстане.

Но с другой стороны надо признать, что общественные объединения, претендующие на право считаться представителями той или иной диаспоры, на самом деле таковыми не всегда являются. Известны скандалы, связанные в внутренними разборками в самих диаспорах. Да и процесс формирования самих национально-культурных центров далек от прозрачности. Возможно, именно скромные возможности в финансовом плане еще позволяют привлекать к общественной работе именно энтузиастов, а не коммерсантов. Есть реальная опасность, что коммерциализация общественных организаций убьет в них подвижничество и патриотизм, светлые помыслы и желание просто делать добро.




Курултай-курултай, кого скажут – выбирай!

Но пока Ассамблея народа Кыргызстана еще не вышла из-под влияния органов государственного управления, она добросовестно выполняет то, что ей рекомендуют.  Нужно сказать, что рычаги для этого всегда есть. И сами лидеры диаспор прекрасно понимают, что в самоизоляции им придется очень трудно решать даже простейшие задачи. Признается всеми, что «Дополнительным ресурсом для деятельности АНК являются помещения в здании Дома дружбы, бесплатно предоставляемые государством».  И дело не только в безвозмездном характере пользования помещениями, но в самом факте присутствия в Ассамблее. Это тоже важный объединяющий фактор. 

И все-таки не покидает ощущение, что настоящий курултай собрал не свободных граждан республики, не народ, который является основой всего, а людей зависимых и нуждающихся в мудром руководстве. Возможно, это издержки той советской системы, которая еще живет в современном Кыргызстане, только несколько поменяв свои формы. Но именно такие аналогии приходят на ум, наблюдая за процессом выборов председателя Ассамблеи народа Кыргызстана, который в настоящее время имеет статус советника Премьер-министра. Безальтернативная кандидатура Токтокучука Мамытова была поставлена на голосование Совета АНК и единогласно поддержана, как предложил президент республиканского Узбекского национально-культурного центра Бахтияр Фаттахов.

Сам Мамытов, похоже, был уверен в стопроцентной поддержке, поблагодарил Совет: «Из выступлений я узнал, что проделана большая работа, но предстоит еще очень многое сделать. Основополагающие документы для успешного и эффективного продвижения нашей Ассамблеи – это Стратегия устойчивого развития, Концепция укрепления межэтнических отношений и проект Концепции развития Ассамблеи. Я надеюсь, что если вы дадите предложения, мы обсудим, и думаю нам нужно сделать такую концепцию, чтобы она сочетала и практику, ту ситуацию, которая сейчас сложилась, должен быть научный подход. Я так понимаю, что в этой Концепции должно быть отражено: что такое Ассамблея, на какой она стадии, как дальше она должна развиваться и двигаться для того, чтобы в стране была стабильность, межэтническое согласие и экономическое процветание всего кыргызского народа. И я думаю, вместе с вами, благодаря вашей поддержке мы сдвинемся с тех мертвых точек, а там, где Ассамблея имела успех, она будет дальше этот потенциал наращивать, продвигаться вперед. Более подробно у нас еще будет время поговорить, встретиться, обменяться впечатлениями. Всех вас благодарю».

Как АНК расстаться с имиджем «свадебного генерала»?

И первый, и второй президенты Кыргызстана использовали АНК в качестве моральной поддержки своих акций и всевозможных программ, создавая таким образом атмосферу всенародной любви и правильности проводимого ими курса. Лидерам иных диаспор это, естественно, льстило, не смотря на то, что реальность была порой прямо противоположной. Глава государства уверял в любви и дружбе, царящей в стране, подписывал жизненно важные указы о статусе языков, а в это время сотни тысяч граждан некоренной национальности покидали страну…

Нынешний глава государства в грудь себя не бьет, но предпринял реальные шаги по интеграции страны в Евразийский экономический союз, а Экспертный совет по укреплению единства народа при Президенте Кыргызской Республики разработал Концепцию развития АНК. Которая в частности признала, что «События июня 2010 года создали острую потребность в пересмотре основ этнической политики в Кыргызстане. После политических изменений 2010 года, прежде всего конституционной реформы и перехода на парламентскую форму правления, правовой статус АНК нуждался в изменении».  Ассоциация получила статус консультативно-совещательного органа по взаимодействию государственных органов и этнокультурных центров в вопросах укрепления единства народа Кыргызстана». Что дальше?

Дальше Правительству КР было рекомендовано образовать при ГАМСУМО подразделения с функциями взаимодействия с общественными объединениями, входящими в состав АНК с решением необходимых финансово-хозяйственных вопросов.  Был создан специальный отдел по работе с ОО АНК, который и призван поддерживать инициативы этнических сообществ в целях реализации государственной политики по интеграции этносов и укреплению гражданской идентичности.

С одной стороны, такой порядок взаимодействия излишне забюрократизирован, но с другой стороны он позволяет оказывать адресную и целенаправленную финансовую поддержку действительно ценных инициатив. 

Но самое главное, несколько поменялись цели АНК. Теперь важно не просто сохранение этнического и культурного многообразия в республике, а сохранение и укрепление единства народа Кыргызстан. А каждая этническая группа реализует гражданский критерий идентичности. В концепции определено, что «Цель АНК – консолидация общества на основе гражданского патриотизма, популяризация и содействие во внедрении в жизнь концепта «Кыргыз жараны», сохранение единства и культурного многообразия страны».

Но чтобы эта цель стала реальной, должна измениться сама Ассамблея народа Кыргызстана и все ее составляющие общественные организации. Это должны быть самостоятельные и независимые структуры, не заискивающие перед властью, а способные формулировать конкретные задачи, исходя из нужд и интересов диаспор, ставить эти задачи перед властью и добиваться их решения. Только и всего…

POLIT.KG


Версия для печати   |   Просмотров: 2747   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная