POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 24 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Ассамблея народа Кыргызстана: «свадебные генералы» или рядовые бойцы за межнациональный мир и солидарность?

03.05.2016 23:54 - Polit.kg
Ассамблея народа Кыргызстана: «свадебные генералы» или рядовые бойцы за межнациональный мир и солидарность?

В последний день апреля в Бишкеке прошел курултай Ассамблеи народа Кыргызстана, который подвел итоги работы организации за минувшие 4 года, обсудил текущие проблемы, а вновь избранный Совет Ассамблеи «выбрал» рекомендованного ему председателя – Токтокучука Мамытова, хорошо известном в силовых ведомствах страны. Мероприятие было по-своему интересным и заслуживающим внимания общественности. Но что удивительно, журналистов на нем почти не было, сам курултай почти нигде не анонсировался и прошел почти незамеченным. POLIT.KG внимательно слушал выступления делегатов курултая и ознакомился с проектом Концепции развития объединения юридических лиц Ассоциации «Ассамблея народа Кыргызстана» на 2016-2020 годы.

Атмосферу праздника на курултае Ассамблеи народа Кыргызстана (АНК) создавало предвкушение Первомая, для некоторой части делегатов – Светлой Пасхи, и целой череды майских праздников, главным из которых безусловно является День Победы. Соответствующим было и настроение делегатов. (Вот так нужно выбирать дни проведения важных политических мероприятий, чтобы негатив будней не омрачал мероприятия!) После традиционного поздравления от Президента страны с отчетным докладом выступил председатель АНК Б. Мурзубраимов, в котором подробно остановился на достижениях Ассамблеи и предстоящих задачах. Затем с небольшими докладами выступали руководители культурных центров и общественных организаций. О чем шла речь?




Мы обязаны сохранить культурное многообразие нашей страны

От имени  дунганской диаспоры  говорил председатель ОО «Ассоциация дунган Кыргызстана» Карим Ханджеза: «Для нашей страны с ее многообразием языков, традиций  и культур национальный вопрос должен носить основополагающий характер. Любой политик должен понимать, что межнациональное согласие – это одно из условий существования страны.  Мы видим, что сегодня происходит в мире, какие здесь возникают риски. Реальность сегодняшнего дня – рост национальной напряженности в мире. Национализм, религиозная напряженность и нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных течений, разделяют и подтачивают государственность и общество. Во многих странах усиливаются колоссальные миграционные потоки, которые способны изменить привычный уклад многих стран. Миллионы людей, в поисках лучшей жизни покидают регионы, страдающие от голода, конфликтов, бедности и социальной неустроенности.  Сегодня с национальной напряженностью столкнулись развитые и благополучные страны, которые прежде гордились своей толерантностью. Появляются целые районы и города, общины, в которых люди не желают адаптироваться, где приезжающие живут на социальном пособии, не говорят на языке страны проживания. И как реакция на такое поведение – рост ксенофобии со стороны коренного населения, чтобы защитить свои рабочие места и социальные программы от чужеродных конкурентов. Люди шокированы агрессивным давлением на свои традиции и привычный уклад жизни, опасаются утраты своей национальной государственности и идентичности. Мы - народ Кыргызстана – просто обязаны сохранить свою политическую стабильность, культурное многообразие нашей страны. Мы не должны допускать ошибок в управлении межэтническими процессами, иначе они могут принять необратимый, катастрофический характер».

Если все так прекрасно, то почему…?

Русскую диаспору на курултае представлял «Русский культурный центр «Гармония» и ее президент Александр Степанюк: «Российская диаспора занимает 4 место в мире среди самых крупных диаспор мира и насчитывает около 30 млн человек. На территории Кыргызстана представители российских этносов стали появляться еще в 19 веке, но как диаспоры стала формироваться совсем недавно – с 1991 года после развала Советского союза. По различным причинам люди уезжали из страны и на сегодня осталось порядка 400 тысяч человек и диаспора является второй по численности среди диаспор. В этот же период началось формирование и кыргызской диаспоры в России, причем, не локально и компактно, а во всех городах России».

Были слова о предстоящих визитах первых лиц России в Кыргызстан, об огромных, но еще неиспользованных, возможностях, которые сулит республике членство в ЕАЭС, о дальновидности и смелых шагах руководства Кыргызстана по налаживанию тесных интеграционных связей, о координации работы всех общественных организаций российских соотечественников во благо мира и согласия, о высокой миссии АНК, сопоставимой с деятельностью какого-нибудь министерства, о согласованной деятельности культурных центров с государством, что позволит выйти на качественно новый уровень работы, что если посмотреть со стороны,  то все выглядит неплохо…  Небурные, но настойчивые аплодисменты дали понять президенту «Гармонии», что нужно укладываться в регламент, или говорить нечто более актуальное.

Мне, как еще живому члену русской диаспоры, хотелось бы услышать очень многое, хотя бы о перспективах дальнейшего мирного сосуществования, или экономического процветания, или конкретных задачах по интегрированию в кыргызстанское общество…

Другие выступающие старались как можно быстрее зачитать свои доклады, не особо заботясь быть услышанными и понятыми. Да и сами отчеты о проделанной за отчетный период работе по консолидации, возрождению, объединению и укреплению, похоже, мало кого интересовали.  Все шло в духе давно забытых партийных отчетно-выборных собраний. А так хотелось услышать хотя бы небольшой анализ внутренней политической обстановке в Кыргызстане и конкретных шагах  по  укреплению межнациональных отношений, особенно в тех регионах, где ситуация довольно сложна. Наверное, и не планировался такой разговор, и выступления лидеров были тщательно отцензурированы, почти в каждом после небольшого отчета о вкладе диаспоры в мир и согласие в стране, звучали слова благодарности руководству АНК и республики.




К пониманию мира и сплоченности через трагедии

Нельзя обойти вниманием трагические события 2010 года на юге страны, когда в межэтническом конфликте погибли сотни людей. И исполняющий обязанности президента республиканского Узбекского национально-культурного центра Бахтияр Фаттахов, опытный политик и один из влиятельных персон узбекской диаспоры очень политически грамотно расставил акценты: «Политизация межэтнического пространства в интересах авторитарно-коррумпированных режимов на фоне псевдодемократических процессов в условиях сложного социально-экономического положения населения обернулась трагедией в 2010 году на юге страны. Эти события еще раз указывают всем нам, живущим в Кыргызстане, на необходимость единства и сплоченности всех граждан. Эти события также показали, что недостатки в работе министерств и ведомств стали почвой для создания условий дестабилизации и действий деструктивных сил в преступном сталкивании граждан по этническим признакам. Конфликт, который был спровоцирован политическими, криминальными, экстремистскими группами, преследующими свои узко групповые интересы в итоге вылился в противостояние между кыргызами и узбеками. И был определен как межэтнический конфликт. К сожалению, были использованы изощренные методы нагнетания обстановки недоверия и паники, многие поддались провокациям, поверили слухам. Многое удалось восстановить, но преодоление последствий продолжается. Допущенные ошибки и недоработки в сфере защиты прав человека со стороны правоохранительных органов должны быть тщательно проанализированы, конкретные виновные лица должны быть привлечены к ответственности.

Сам факт конфликта указывает на наличие определенных проблем в институциональной системе межэтнических отношений, на присутствие недоверия между представителями различных этнических групп. Необходим новый концептуальный подход в определении роли АНК в укреплении идентичности и единства народа Кыргызстана на принципах гражданства, а также активного участия АНК в реализации стратегии развития республики».

Снова звучат слова о необходимости развития экономики своей страны, а не других стран. Отметил выступающий и то, что «Наиболее важной формой участия национальных меньшинств в жизни государства является участие меньшинств на уровне всех ветвей власти».  Это и участие в общественных наблюдательных советах, и в других структурах. Фаттахов констатировал, что «по оценкам экспертов, Ассамблея народа Кыргызстана не могла быть реальным инструментом трансляции нужд и потребностей этнических сообществ. В этой связи важнейшей проблемой управления межэтническими отношениями является незавершенность ее институционализации, не доведение мероприятий по ликвидации последствий июньских трагических событий. Другим важнейшим элементом является повышение доверия граждан государству. Поэтому в постконфликтных районах ключевую роль играет адекватное обеспечение прав меньшинств в политической сфере. Иначе через определенное время общество рискует оказаться снова в конфликтных условиях региональной нестабильности…»

Кто нами управляет?

Правильные слова произносил Фаттахов о необходимости уделять больше внимания местным сообществам, подвергать мониторингу работу местных госадминистраций, что «для представителей национальных меньшинств есть глубинные ограничители – служба в армии для последующей работы в госорганах, стаж работы для поступления в муниципальные службы. Национальное законодательство республики нуждается в совершенствовании в части представленности меньшинств в органах государственной власти. Его надо привести в соответствие с международными принципами и стандартами. Госорганы, являющиеся постоянными членами Совета АНК, в большинстве своем игнорировали его заседания».

Председатель Совета украинского общества «Берегиня» Владимир Нарозя был делегатом всех восьми курултаев Ассамблеи народа Кыргызстана и в первую очередь отметил качество всех мероприятий, которые проводит АНК.  Институциональный статус АНК напрямую зависит от всех национальных центров, которые  его составляют, от их способности к самодостаточности и вообще самостоятельности, когда их деятельность подкреплена ресурсно. И важное условие – равный доступ к ресурсам. «Настала пора наполнить статус Ассамблеи механизмом реализации, которого сейчас просто нет, взаимодействия со всеми ветвями власти. Некоторые считают, что в Кыргызстане представителям национальных меньшинств сейчас невозможно пробиться в органы власти. Общество «Берегиня»   уверено, что было бы желание,  профессионализм и упорство! Констатируем, что в начале этого года представитель украинской диаспоры, пройдя отбор, был назначен судьей одного из районных судов».

Конфликты между таджиками и кыргызами вдоль государственной границы – тоже болевая точка страны, которая принимает хронический характер.  Ожидалось, что президент общественного объединения таджиков им. Рудаки Равшан Сабиров обязательно коснется этого вопроса: «Бытовые конфликты, которые происходят в регионах, должны обязательно получать реакцию центра. Я думаю, что в пограничных вопросах народ не виноват. Таджики, кыргызы, узбеки живут дружно. У них нет проблем ни в каких иных вопросах. Граница виновата. Я обращаюсь к представителям власти – быстрее делайте делимитацию и демаркацию границ!»

Сколько стоит межнациональный мир и стабильность?

Уважение руководителей общественных объединений к власти было безоговорочно и безальтернативно. Звучали сожаления по поводу скромного финансирования деятельности АНК в отчетный период, которое раньше шло из резервного фонда Президента страны, а в 2014 году вообще прекратилось.  Нет, совсем без финансовой поддержки АНК не осталась: просто с 2014 года мероприятия с участием организаций АНК стали финансироваться в рамках грантовой поддержки программы Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики (ГАМСУМО). Так за два года были профинансированы 7 проектов на 2млн 136 тыс. сомов. Некоторые делегаты говорили, что 2 млн. на два года – слишком малая сумма для укрепления межэтнического мира и согласия, но нужно войти в положение Правительства, которое и без того испытывает серьезные трудности в сфере бюджетной политики. Кризис, надо понимать.   А новой Концепцией развития АНК ставится задача в вопросах финансирования: «Финансовая устойчивость АНК в новых условиях зависит от способности организовать грамотный финансовый менеджмент и поиск ресурсов. Это создает основу для перевода АНК на самофинансирование, что позволит АНК стать более независимым институтом».

Вот так, «стать более независимым» говорит о невольном признании настоящей зависимости АНК от государственных структур. Вот только сильно рискуют эти государственные институты, переводя АНК на самофинансирование – финансовая самостоятельность предполагает и большую политическую самостоятельность. Независимость чревата постановкой таких вопросов, которые сегодня в диаспорах дискутируются, но на поверхность не выносятся. К примеру, придать АНК больше полномочий в сфере законодательства и участия в решении межнациональных вопросов на самом высоком уровне. Как, к примеру, в Казахстане.

Но с другой стороны надо признать, что общественные объединения, претендующие на право считаться представителями той или иной диаспоры, на самом деле таковыми не всегда являются. Известны скандалы, связанные в внутренними разборками в самих диаспорах. Да и процесс формирования самих национально-культурных центров далек от прозрачности. Возможно, именно скромные возможности в финансовом плане еще позволяют привлекать к общественной работе именно энтузиастов, а не коммерсантов. Есть реальная опасность, что коммерциализация общественных организаций убьет в них подвижничество и патриотизм, светлые помыслы и желание просто делать добро.




Курултай-курултай, кого скажут – выбирай!

Но пока Ассамблея народа Кыргызстана еще не вышла из-под влияния органов государственного управления, она добросовестно выполняет то, что ей рекомендуют.  Нужно сказать, что рычаги для этого всегда есть. И сами лидеры диаспор прекрасно понимают, что в самоизоляции им придется очень трудно решать даже простейшие задачи. Признается всеми, что «Дополнительным ресурсом для деятельности АНК являются помещения в здании Дома дружбы, бесплатно предоставляемые государством».  И дело не только в безвозмездном характере пользования помещениями, но в самом факте присутствия в Ассамблее. Это тоже важный объединяющий фактор. 

И все-таки не покидает ощущение, что настоящий курултай собрал не свободных граждан республики, не народ, который является основой всего, а людей зависимых и нуждающихся в мудром руководстве. Возможно, это издержки той советской системы, которая еще живет в современном Кыргызстане, только несколько поменяв свои формы. Но именно такие аналогии приходят на ум, наблюдая за процессом выборов председателя Ассамблеи народа Кыргызстана, который в настоящее время имеет статус советника Премьер-министра. Безальтернативная кандидатура Токтокучука Мамытова была поставлена на голосование Совета АНК и единогласно поддержана, как предложил президент республиканского Узбекского национально-культурного центра Бахтияр Фаттахов.

Сам Мамытов, похоже, был уверен в стопроцентной поддержке, поблагодарил Совет: «Из выступлений я узнал, что проделана большая работа, но предстоит еще очень многое сделать. Основополагающие документы для успешного и эффективного продвижения нашей Ассамблеи – это Стратегия устойчивого развития, Концепция укрепления межэтнических отношений и проект Концепции развития Ассамблеи. Я надеюсь, что если вы дадите предложения, мы обсудим, и думаю нам нужно сделать такую концепцию, чтобы она сочетала и практику, ту ситуацию, которая сейчас сложилась, должен быть научный подход. Я так понимаю, что в этой Концепции должно быть отражено: что такое Ассамблея, на какой она стадии, как дальше она должна развиваться и двигаться для того, чтобы в стране была стабильность, межэтническое согласие и экономическое процветание всего кыргызского народа. И я думаю, вместе с вами, благодаря вашей поддержке мы сдвинемся с тех мертвых точек, а там, где Ассамблея имела успех, она будет дальше этот потенциал наращивать, продвигаться вперед. Более подробно у нас еще будет время поговорить, встретиться, обменяться впечатлениями. Всех вас благодарю».

Как АНК расстаться с имиджем «свадебного генерала»?

И первый, и второй президенты Кыргызстана использовали АНК в качестве моральной поддержки своих акций и всевозможных программ, создавая таким образом атмосферу всенародной любви и правильности проводимого ими курса. Лидерам иных диаспор это, естественно, льстило, не смотря на то, что реальность была порой прямо противоположной. Глава государства уверял в любви и дружбе, царящей в стране, подписывал жизненно важные указы о статусе языков, а в это время сотни тысяч граждан некоренной национальности покидали страну…

Нынешний глава государства в грудь себя не бьет, но предпринял реальные шаги по интеграции страны в Евразийский экономический союз, а Экспертный совет по укреплению единства народа при Президенте Кыргызской Республики разработал Концепцию развития АНК. Которая в частности признала, что «События июня 2010 года создали острую потребность в пересмотре основ этнической политики в Кыргызстане. После политических изменений 2010 года, прежде всего конституционной реформы и перехода на парламентскую форму правления, правовой статус АНК нуждался в изменении».  Ассоциация получила статус консультативно-совещательного органа по взаимодействию государственных органов и этнокультурных центров в вопросах укрепления единства народа Кыргызстана». Что дальше?

Дальше Правительству КР было рекомендовано образовать при ГАМСУМО подразделения с функциями взаимодействия с общественными объединениями, входящими в состав АНК с решением необходимых финансово-хозяйственных вопросов.  Был создан специальный отдел по работе с ОО АНК, который и призван поддерживать инициативы этнических сообществ в целях реализации государственной политики по интеграции этносов и укреплению гражданской идентичности.

С одной стороны, такой порядок взаимодействия излишне забюрократизирован, но с другой стороны он позволяет оказывать адресную и целенаправленную финансовую поддержку действительно ценных инициатив. 

Но самое главное, несколько поменялись цели АНК. Теперь важно не просто сохранение этнического и культурного многообразия в республике, а сохранение и укрепление единства народа Кыргызстан. А каждая этническая группа реализует гражданский критерий идентичности. В концепции определено, что «Цель АНК – консолидация общества на основе гражданского патриотизма, популяризация и содействие во внедрении в жизнь концепта «Кыргыз жараны», сохранение единства и культурного многообразия страны».

Но чтобы эта цель стала реальной, должна измениться сама Ассамблея народа Кыргызстана и все ее составляющие общественные организации. Это должны быть самостоятельные и независимые структуры, не заискивающие перед властью, а способные формулировать конкретные задачи, исходя из нужд и интересов диаспор, ставить эти задачи перед властью и добиваться их решения. Только и всего…

POLIT.KG


Версия для печати   |   Просмотров: 2810   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная