POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Виновен ли Запад в Ошской трагедии?

14.06.2011 15:02 - Polit.kg
Виновен ли Запад в Ошской трагедии?

Каких только версий и обвинений мы не услышали о трагических июньских событиях на юге страны. Свое мнение о причинах межнациональных конфликтов в Кыргызстане  имеет известная правозащитница и общественный деятель Токтайым Уметалиева.

- Токтайым Жумаковна, Вы как-то заявили, что внешние силы готовят "большую жару" в регионе. О каких внешних силах вы говорите? Что подразумеваете под термином "жара"? И какую цель преследуют эти силы?

- Ни для кого не секрет, что в шестидесятых годах прошлого столетия «ястребами» Америки, духовным отцом которых был Збигнев Бжезинский, были разработаны комплексные проекты по разрушению СССР и государств, имеющих богатые природные ресурсы. Реализация данного проекта достигает своего пика по всему миру в невидимой необъявленной сетевой войне, опирающейся на противоречия региональные, межэтнические и религиозные. Вначале запускается вирус экономической зависимости, вместе с искаженным пробуждением национальных и других чувств через серию проектов, и только потом вступает в силу принцип «разделяй и властвуй». Для каждого региона разработаны проекты под разными кодовыми названиями для  разных этапов с учетом их исторических реалий и сложившихся давних противоречий. В Кыргызстане пробные тестовые механизмы были апробированы в Оше в 1991 году, далее в Таджикистане. Об этом постоянно твердят как местные эксперты и аналитики, так и зарубежные. Проекты «Малая жара в Центральной Азии», с формированием государства ФАНО (Фергана, Андижан, Наманган, Ош) и «Большая жара в Центральной Азии» опираются на исторические корни. Например, государство Туркестан. Нам кажется, что все это нереально, но посмотрите, первая часть «малой жары» фактически на 90 процентов уже реализована посредством всевозможных конфликтов и розней. Даже столкновение в Кочкор-Ате, так называемое «Масиров против Масирова» рядом с государственной границей носило геополитический  характер. Для реализации таких проектов зарубежные политтехнологи не брезгуют никакими методами, вплоть до привлечения лидеров криминала, что мы наблюдали во время апрельских и июньских событий, и во время мартовских событий 2005 года. Проект «Большая жара» предусматривает полное изменение конфигурации сил в Центральной Азии через усиления конфликтов. А цель проста – получение доступа к природным ресурсам, какими богаты страны нашего региона.

- Вы очень критично отзываетесь об отчете Международной независимой комиссии. Почему?

- В первую очередь за неуважительное отношение к государству, которое пригласило и создало все условия для ее  работы. Итоговый доклад должен был быть представлен на государственном и официальном языках, а они предоставили общественности слабый перевод на русский язык, с использованием компьютерного автопереводчика. Этот факт сразу снизил уровень отчета. Более того, это нарушает закон об официальном языке, не говоря о том, что на государственный вообще нет перевода. При этом из кулуарных источников мне стало известно, что только на этот перевод затрачено 10000 долларов США. Что касается внутреннего содержания, то в отчете имеются несоответствия в хронологии событий, искажение исторических реалий и географических фактов, ярко выраженн односторонний подход, отсутствие методологии исследования. Превратное использование даже правовых терминов. Непропорциональный подход при опросах очевидцев. На 80 процентов отчет Международной комиссии созвучен с распространяемой ультранационалистической книгой «Час шакала». Кстати, на пресс-конференции  Кильюнен не отрицал издание этой печатной  продукции в Финляндии. При этом он объяснил этот факт высоким качеством полиграфии в его стране. Если руководитель такого ранга признает нормой издание разжигающей национальную рознь продукции, и использует их данные в своих исследованиях, то ясно, кто и как его финансирует.

- Может не стоит быть столь категоричной. Вы детально сравнивали текст доклада и книги?

- Именно сравнивала и пришла к такому выводу. Самое интересное, что ни одна из международных организаций ни ОБСЕ, ни ООН, которые оказывали содействие комиссии, не отвечают за ее действия и не берут на себя ответственность по качеству ее работы. Этот отчет - пиар и технологический ход Запада, направленный на оказание давления на кыргызскую власть, чтобы она дальше подписывала и принимала угодные для этих стран условия, в том числе по главному вопросу, о нахождении Американской авиабазы. Кстати, ооновский мандат базы исчерпан в 2005 году, и ни один руководитель не имел юридического права на продление данного документа. И особый вопрос - вопрос вхождения   представительства блока НАТО в Кыргызстан. Поэтому, мы должны точно знать, какая конкретно из международных организаций отвечает за данный отчет, это бы повысило доверие к данному докладу и комиссии. Кроме того, согласно местному законодательству, доклад не прошел ряд согласований, в первую очередь в рамках закона об общественной экспертизе. За это руководство нашей страны обязано нести юридическую ответственность в рамках национальных законов. А Кильюнен даже на пресс-конференции отрицал причастность комиссии к ОБСЕ. Поэтому нашим политикам не стоит так беспокоиться, и сравнивать ситуацию с Косово. Этот отчет «фиговый лист» для прикрытия срама коррупционеров международного масштаба, не имеющих полноценное мандатное право и отмывших деньги международного сообщества. В том числе и кыргызстанские деньги, вносимые в качестве взносов в эти организации.

- Какие рекомендации Международной комиссии вы считаете не приемлемыми?

- Я считаю неприемлемыми несколько рекомендаций. Это, прежде всего, о переименовании названия республики и о придании в отдельных областях страны официального статуса узбекскому языку. Как и рекомендации о римском статуте и о применении римского права. Все это грубое вмешательство в дела суверенного государства. Это право народа на выбор названия государства и у комиссии должны быть четкие обоснования этой рекомендации, чего мы не увидели в отчете комиссии. Что касается языка, то такие статусы согласно ООН придаются языкам, входящим в его список как исчезающие, и представляют особый интерес для международного сообщества. Например, я бы поняла рекомендацию об усилении роли кыргызского языка в странах, где проживают этнические кыргызы, в том числе и в Узбекистане, который соприкоснулся с данным конфликтом, так как кыргызский язык в списке исчезающих языков ООН и на нем говорят неполных 5 миллионов человек. Нижний предел 3 миллиона. На узбекском языке сегодня говорят, слава Богу, около тридцати миллионов людей и это требование не укладывается в рамки международных норм и соглашений о римском статуте. Сначала надо подготовить юридическую основу, начиная с самой Конституции, что потребует смену целого пласта законодательства и тех же международных соглашений, вложения огромных финансовых средств. Готова ли комиссия и стороны, выдвинувшие эту комиссию, на финансовую поддержку для реализации этой инициативы? Думаю, что нет.

- Кстати, как сами жители юга, кыргызы и узбеки, воспринимают этот отчет?

- Большинство слышали звон, но сути не поняли. Есть недовольство общества результатами данной комиссии, но как таковой интерес есть только у небольшого процента лиц. Это связано с малой информированностью населения, многие приветствуют принятое депутатами решение о признании персоной нон-гранта в отношении руководителя комиссии Кильюнена, мы даже слышали по данному поводу анекдоты и частушки, что подтверждает здоровый скептицизм к этому фиглярству.

- Вы проехали по стране с "Караваном мира". Расскажите немного об этой акции. Добились ли вы поставленных целей?

- Во всех уголках нашей страны, простым людям хочется мира и стабильности. Народ устал от противостояний и противоречий, от бесконечных информационных войн и конфликтов. Общество задыхается от негатива и хочет жить простой человеческой жизнью. Ведь по всей стране имеются сотни туристических объектов, которые на сегодня получают массу заявок от зарубежных туристов, а нескончаемые политические дебаты и разборки ставят под угрозу эту работу. Возвращение к мирной жизни возможно при доверии друг к другу, а доверие есть там, где нет оружия. И главная цель нашего каравана, убедить население добровольно сдавать оружие. Караван организован рядом общественных организаций, при поддержке МВД и местной власти. На встречах с жителями регионов мы пытаемся получить поддержку у населения в принятии обращения к правительству об объявлении Кыргызстана страной мира. Мы также хотим, чтобы нашу инициативу поддержали жители других стран региона, и руководители этих стран признали Центральную Азию регионом мира, регионом без вооруженных конфликтов. Таким образом, мы пытаемся противостоять деструктивным геополитическим силам, которые уже проводят тренировочные забеги по разрушению целостности государств Центральной Азии в борьбе за ее энергетические ресурсы, в первую очередь за воду, нефть и драгоценные металлы. Кстати, в ходе поездок каравана есть хорошие результаты. Например, в Оше и Джалал-Абаде сданы автоматы, 2 гранаты РГД 5 и сотня патронов. При этом анонимность лиц, сдавших оружие,  сохраняется, и им выплачивается денежное вознаграждение.

- Какова в целом ситуация на юге, сохраняется ли там напряженность между двумя этносами?

- Конечно, после таких событий, особенно в семьях пострадавших и потерявших близких, напряжение будет и снимать его надо комплексно, выстраивая специальную политику. Не могу не отметить в этом вопросе роль духовенства.  Объединяющим фактором в их горе становится Коран и вера в ценности ислама. Поэтому этот немаловажный компонент должен быть применен качественно. Я приветствую решение ДУМК поддержать наш караван мира и, принимаемые ими действия по повышению профессионализма и просвещенности представителей духовенства. В то же время не могу не отметить, что солидную долю в напряжение на юге, да и по всей стране в целом, вносит встраивание в систему госуправления политического администрирования со стороны ведущих партий, ажиотаж и предвыборная гонка, организуемая политиками, несущими флаг популистского ультрапатриотизма с националистической окраской. Поэтому, несмотря на то, что в целом население обеих этносов стремиться вернуться к прежним доверительным отношениям, есть отдельные моменты, которые ситуацию усугубляют.

- Какие шаги правительства по восстановлению мира и дружбы на юге вы бы назвали успешными, а какие неудачными?

- Неудачными шагами я считаю полное отсутствие координации действий членов правительства, их политическую безграмотность в принятии ключевых решений, неприкрытую и прямую зависимость от геополитических игроков, дистанцирование от ответственности и перевод стрелок только на отдельных руководителей, отсутствие корпоративности. Поспешные, непрофессиональные выводы, привлечение международной комиссии без проработок качественного соглашения, определяющего ответственность в первую очередь членов этой комиссии, отсутствие юридических норм по мандату работы комиссии. Плюс работа с политтехнологическими группами, имеющими внешнее влияние, как результат их работы - не наведения порядка и поиск конкретных виновных, а на получение дешевых политических дивидендов, как внутри страны, так и на международном уровне. Положительными можно признать шаги только местного самоуправления и местной власти, направленные на восстановление жизни населения, при ограниченности поддержки сверху.

- То есть вы считаете, что местная власть на юге эффективно работает в направлении восстановлении мира и стабильности?

- Надо отдать должное местной власти. Что бы ни говорили злопыхатели, проведена огромная работа, просто качество предоставления информации об этой работе крайне низкое. Кроме того, местная власть оказалась под двойным давлением, как самой власти в лице преследующих свои цели политических лидеров, сделавших государственной нормой политический трайбализм, так и международных групп. Например, построено более двух тысяч домов временного жилья. Но жилье это построено внутри сгоревших строений и его не видно заобуглившимися, полуразрушенными стенами бывших домов. В такой ситуации при первом обзоре создается впечатление об отсутствии какой-либо работы после июньских событий прошлого года. На наш вопрос, почему не убираются эти обгоревшие развалины, бередящие душу и пугающие людей на местах конфликтов, был один ответ о запрете международных организаций, в частности ооновских структур и ОБСЕ. Хотя согласно инициативе этих же структур в пост конфликтных зонах в течение короткого срока сразу убираются всевозможные сгоревшие и мешающие полноценной жизни предметы, строения и т.д. В том числе и сгоревшие, и разрушенные частные строения, составляющие общий облик города, за исключением каких-то мест, которые специально оставляют для напоминания о случившемся. Кстати, жители юга готовы вместе с местными властями в любой момент методом ашара снести и разобрать обгоревшие здания. Более того, снос обгоревших строений -это требование санитарно - гигиенических норм. Упущено много времени, и после поминок необходимо в первую очередь очистить, разобрать все. Думаю, как только разберут эти обгоревшие остатки зданий, у людей сразу же поднимется настроение, и напряжение немного спадет.

- Возможен ли мир и восстановление доверия между двумя этносами, и какие условия для этого нужны?

- Мир, хоть и хрупкий, он был и есть. Для простых людей не существует понятия этноса, они испокон веков жили и живут бок обок. Многие из них имеют близкие родственные узы, справляют общие тои, поминки. Именно доверие друг к другу и спасло наших граждан. А всевозможные популистские и специально направленные пафосные обсуждения об этносах и взаимоотношениях двух этносов, только мешают нормальной жизни. Плюс превращение их горя в политические игры  вызывает раздражение и неприязнь. Не забывайте, что пострадали не только кыргызы или узбеки, но и уйгуры, и другие этносы. Кстати, пока не начались многомиллионные коррупционные международные проекты, направленные на укрепление межэтнического единства, в стране не было ни одного конфликта. До реализации этих проектов все жили в дружбе и высоко ценили интернационализм, который был показателем духовного богатства граждан страны. С навязыванием искаженных понятий об этносе вбивался клин между гражданами, и шло подсознательное формирование предконфликтных ситуаций. Таким образом, формировалось и межрегиональное противостояние и разделение, когда наши доноры кричали о разнице жизни между севером и югом, не анализируя ментальные особенности, колорит регионов. А клановое разделение началось буквально недавно, в первую очередь свою долю в это разделение внесло посольство США. Ни одно посольство никогда не уточняет, к какому клану, роду ты принадлежишь, а для анкеты данного посольства это обязательное условие для мужчин. Я это расцениваю и как гендерное разделение и унижение. Пока всевозможно формируемые и навязываемые разделения, создаваемые в первую очередь международным сообществом, не будут сняты, и пока государство само не будет нести все бремя ответственности, не ссылаясь и не бегая за ними, не только на юге, но повсеместно будет расти недоверие между разными национальностями. Надо в корне менять эти отношения на международном и государственном уровне. Государство обязано предоставить качественные условия и услуги для жизни,  формировать у сограждан не ультранационалистические, а патриотические ценности, начиная с принятия жестких мер, в первую очередь в отношении политиков и чиновников, находящихся у власти и разжигающих эту рознь. Отслеживать всю прессу, и наказывать тех журналистов, которые «сеют» любую рознь.

Версия для печати   |   Просмотров: 2852   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная