POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Чем азиаты отличаются от европейцев? Кыргызы, кто мы?

14.03.2013 20:32 - Polit.kg

12 марта в Институте общественной политики прошёл круглый стол с довольно оригинальной темой «Центральная Азия: Восток или Запад?» Естественно, обсуждение не могло не коснуться вопроса о будущем Кыргызстана. Представляем Вашему вниманию отдельные выступления.

 

Муратбек Иманалиев, президент Института общественной политики (в прошлом  - министр иностранных дел КР и Посол в КНР):

Наверняка, всем присутствующим известен тезис о том, что национальное государство – это наличие нации, а наличие нации – это наличие национальной идентичности. Идентификационный портрет формируется прежде всего на основе ценностных ориентиров. Если мы не способны сконструировать эту самобытность, все остальные усилия тщетны и нецелесообразны.

Вопрос, вынесенный в название круглого стола, для меня более чем серьёзен по той причине, что действительно важно знать: как воспринимаем мы себя сами и как это делает внешний мир? Восточная мы страна или всё-таки не-восточная (не хочу употреблять слово «западная»). Есть вот такой термин, как «евразийская страна», но тут может быть несколько смысловых начинок. Евразийство, предложено Н.А. Назарбаевым – это не классическое евразийство. И если говорить о евразийстве как о цели и инструменте её достижения, то такого понятия, на мой взгляд, нет. На Евразийском континенте существуют всего две модели идентификации: европейская и азиатская. К какому берегу примыкает Киргизия? У меня есть ощущение, что если жителей страны спросить, кто они – азиаты или не-азиаты – для огромной части коренного населения будет трудно на него ответить. Многие будут просто смущены. На самом деле, вопрос о мировоззренческой структуре никогда и не возникал.

Есть такое научное направление – востоковедение. Так вот, по его понятиям мы подпадаем под название «Восток». Наша страна является объектом изучения такой науки, как тюркология. Тюркский суперэтнос – это единственное собрание народов одной языковой семьи, которое является носителем всех четырёх мировых религий. Основная часть – конечно же, мусульмане. Но есть и христиане (большей частью православного толка: чуваши, якуты и т.д.), буддисты (тувинцы), иудеи (караимы). За исключением буддизма, все перечисленные религии очень сложно строго отнести к конкретно восточным или конкретно западным. Ислам, конечно, большей частью восточная религия, но и в Европе есть страны, где преобладает мусульманское население (Албания, Босния и Герцеговина). Христианство – это больше западная религия. Но сегодня есть и страны азиатско-тихоокеанского региона, где оно очень хорошо укоренилось: Филиппины, например. Около половины населения Южной Кореи составляют христиане.

Сейчас часто говорят о вестернизации. Но насколько это явление повлияло на основные компоненты культуры вестернизируемых народов? Надо сказать, что влияние здесь ограничивается лишь некоторыми элементами жизнедеятельности.

Восток – это «консервативная стабильность». Гегель говорил о неисторичности Востока как о незыблемости определённых гуманитарных, религиозно-философских и культурных устоях этой части мира. Известен и марксовский термин «азиатский способ производства», подразумевающий «восточный деспотизм»: суперцентрализованная политическая власть и способ производства, основанный на обобществлении орудий труда. Насколько это приложимо к сегодняшнему моменту, можно ещё поспорить. История опровергла данный тезис. Всё же по представлениям европейских учёных Восток – символ традиции, сакральности, отсутствие т.н. «универсального прогресса», провоцирующее отсталость. Рядом существовали два образа: мудрый отшельник и воин-кочевник.

Чрезвычайно важно вычленить ценностные ориентиры. Я могу лишь привести фактурную основу в виде результатов опроса журнала PoliticalandEconomicalReview, проводившегося 15 лет назад в девяти азиатских странах. Респондентами выступило примерно 3 тысячи человек. Их ответы на вопрос об «азиатских ценностях» составили следующий список:

1) Азиаты ставят выше права сообщества, нежели права человека;

2) Азиаты больше верят в необходимость крепкой семьи ;

3) Азиаты позволяют их правительствам диктовать обществу моральные устои;

4) Азиатские сообщества относятся враждебно к т.н. «ценностям» вседозволенности;

5) Азиаты очень строгие родители;

6) Азиаты более приспособлены к капитализму;

7) Азиаты не ожидают социального обеспечения и благосостояния от правительства;

8) Азиаты высоко ценят образование;

9) Азиаты весьма бережливы;

10) Азиатская кухня более разнообразна.

Есть целый ряд азиатских политиков, которые признают, что азиатская концепция прав человека и по смыслу, и по форме противоположна евро-американским представлениям. Конечно, Азия не едина…

Существует ли подобная этой совокупность ценностных ориентиров для людей, живущих в нашей стране? Или же её надо формировать искусственно, заимствуя что-то у других? Попытки адаптации западных демократических ценностей в Кыргызстане можно назвать неудачными. Причём,  эта попытка адаптировать западный демократический опыт в условиях независимого государства – это уже вторая такая попытка у Кыргызстана. Первая заключалась в сближении с российской культурной парадигмой. Именно поэтому значительная часть населения у нас культурно не самостоятельна, а инкорпорирована – в российскую культурную среду.

 

Шерадил Бактыгулов, эксперт по государственному управлению:

Если говорить о наиболее широко распространённом мнении о Центральной Азии, следует привести слова из «Баллады о Востоке и Западе» английского писателя Редьярда Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут». В европейской науке коренное различие между Западом и Востоком было сформулировано в XVIIIвеке. И эти представления отталкивались от отсталости восточных стран в техническом и экономическом планах. В XXвеке это толкование изменилось – появилась теория разделения мира именно по культурным, а не экономическим и географическим критериям. В настоящее время есть три группы мнений:

1) Центральная Азия безоговорочно классифицируется как Восток;

2) Дилемма имеет значение только как определение географической точки для нахождения своего рабочего места. Это чисто политический подход. Здесь разделяются «страна» и «государство». Имеется понимание: люди у власти меняются, а страна остаётся всё той же.

3) Центральная Азия как первый пример глобализации (имеется в виду Шёлковый путь – место смешения большого количества религий и культур в одном регионе). Здесь работа с населением важнее работы с государством. Интерес вызывают культурные традиции, неформальные методы принятия решений и т.д.

Сторонники западного подхода рассуждают о государствах и странах Центральной Азии с точки зрения идеологии и логики. Такой тип мышления складывался веками. Его уязвимой стороной является наличие категории «отсталых стран» и «несостоявшихся государств».

Различия между Западом и Востоком характеризуются в основном типом институтов, а также их количеством и устойчивостью.

Восприятие государства жителями ЦАР всегда было аморфным, интуитивным. И этому восприятию противостоит сильное, осознанное чувство идентификации со страной и её культурой. У нас больше предпочитают не законодательство западного типа, а какие-то неписанные правила.

Завершить хотелось бы словами Киплинга из уже процитированной баллады: «Но нет Востока и Запада нет. Что племя, Родина, род, если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встаёт?»

 

Армен Арутюнян, региональный представитель верховного комиссара ООН по правам человека:

Очень сложно вот так взять и разграничить Запад и Восток. Для меня непонятно, что такое «евроатлантическая концепция демократии»: Испания, Франция, Италия очень отличаются от Великобритании, Германии, Дании. В то же время Франция куда ближе к Южной Корее, чем Северная Корея. Я бы провёл границу не между Востоком и Западом, а между состоявшимися и несостоявшимися государствами. Нет сейчас такой уж большой разницы между состоявшимися государствами Востока и Запада, а вот конкретно на Востоке состоявшиеся и несостоявшиеся государства отличаются разительно.

Работая тут, я понял, что у моей родной Армении и Кыргызстана гораздо больше сходных черт, чем различий. Мы даже не представляем, насколько мы похожи. Однако всё настолько относительно, что в Литве я чувствую себя представителем Востока, а здесь – представителем Запада. Киргизия так же далека от Китая, как и весь Кавказ, и ближе к постсоветской Молдавии, чем к Японии.

Есть ряд универсальных ценностей, которые едины независимо от религии и каких-то культурных особенностей: главенство закона, хотя бы начальное понимание прав человека, независимая судебная система. Всё это есть в развитых государствах Востока. То же конфуцианство представляет собой замечательную модель самовоспитания человека.

 

Ишенбай Абдуразаков, общественный деятель (в прошлом – Посол Кыргызстана в Японии):

Азия – довольно относительное понятие. Изначально – во времена древних греков – это слово обозначало всё, что находится к востоку от Босфора и Эгейского моря. Не было тогда никакого цивилизационного деления. По сей день Азия настолько мозаична!

Почему у нас с таким трудом усваиваются т.н. западные ценности, порой навязываемые нам? Потому что развитие человеческого сознания требует достаточно длительного времени. Ко всему человек подходит сам, на основе своего социального опыта.

Сейчас идёт процесс восстановления архаичных элементов сознания. Это реакция на то, что было до этого. Люди не осознали, где подлинные ценности. Выход один: надо синтезировать прошлое и настоящее. Просто сказать, что «мы особые», - это неприлично. Развитый человек никогда свою особость не подчёркивает, для него это само собой разумеется. Если будешь хвалить представителя развитой, цивилизованной страны, ему будет очень неудобно. А мы наоборот, всё подчёркиваем. На самом деле, это путь компенсации национальной ущербности, который оскорбляет народ. Надо смотреть вперёд.

Япония, где я много лет проработал, это и Восток, и Запад: синтез национальных ценностей, доказанных историей, и заимствований, которые помогают идти вперёд. Для японцев совершенно не важно, где возник опыт, который они осваивают сегодня: во Франции, Великобритании или где-либо ещё. Главное – результат. В своё время Япония была отсталой страной, где проживала просто какая-то совокупность племён. Но они начали объединяться, создавать конструкцию государства, много, очень много взяли у Китайцев, адаптировали буддизм. И потом появилось бусидо. Что такое пресловутое «самурайство»? Это, прежде всего, воспитание в человеке чувства достоинства. Если ты отстаёшь – критикуй самого себя и ищи путь, как преодолеть это отставание. Ты не хуже других, ты можешь. Японцы говорят: если что-то уже делает кто-то другой, то и ты можешь делать, а если ещё никто другой не делает, то ты ДОЛЖЕН это делать.

Считать своё прошлое – целиком и полностью – ценностью настоящего времени очень вредно. У нас, кыргызов, совершенно уникальная история. Кочевое общество, в котором не было чётко обозначенной собственности. Бескрайние поля, отсталость ремёсел. Бартольд в своё время говорил: киргизы умеют сочетать, их культура – это синтез Востока и Запада. Это очень ценная формула. Мы должны осваивать ценности Запада как общечеловеческое достояние. А мы и не можем вырваться из прошлого, и не видим будущего. Надо изучать опыт других стран и считать, что ничего противоестественного для нас нет. Мы может применять чужой опыт, оставаясь сами собой.

 

POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 3613   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная