POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

О дальнейшей судьбе Центра транзитных перевозок «Манас», Или что можно сделать из военной базы?

27.03.2013 13:45 - Polit.kg
О дальнейшей судьбе Центра транзитных перевозок «Манас»,  Или что можно сделать из военной базы?Полковник Кори Мартин, директор Центра транзитных перевозок в Международном аэропорту «Манас» и Кристиан Райт, руководитель отдела по связям с общественностью Посольства США в Кыргызской Республике отвечают  на вопросы редактора   POLIT.KG  Аркадия Гладилова.

 

- Один из самых актуальных вопросов сегодня – это трансформация базы в 2014 году. Всех интересует, если она останется, то в каком виде?  И  что можно сделать на месте этой базы, учитывая слова президента Алмазбека Атамбаева о том, что после 2014 года здесь не должно быть военной составляющей? Есть ли смысл в существовании данного объекта без военной составляющей?

Кори Мартин: Как вы знаете, существующее соглашение по аренде территории между Соединенными Штатами Америки и Кыргызской Республикой заканчивается в июле 2014 года, и в принципе любое решение, которое будет принято относительно этого соглашения, будет решением правительств этих двух стран. И я, конечно же, хорошо осведомлен о словах президента Атамбаева относительно исключения военной составляющей. До окончания срока дислокации базы мы будем продолжать выполнять все те операции, которые мы осуществляем сейчас: дозаправка авиатранспорта, переброска персонала и грузов – в поддержку той миссии, которую мы осуществляем в Афганистане.

 

- То есть, причиной возникновения базы послужила миссия США в Афганистане?

Кори Мартин: Да, разумеется, причиной для исполнения существующего соглашения - присутствия военной базы в Кыргызстане явилась просьба правительства США открыть данный объект на территории Кыргызской Республики, что, в свою очередь, было ответом на события, происходящие в Афганистане. Все те операции, которые осуществляются здесь – это логическое продолжение миссии США в Афганистане. Мы поддерживаем коалиционные силы этой страны, и продление или не продление контракта с нашей стороны всегда зависело от ситуации в Афганистане.

 

- Но эксперты предрекают, что Афганистан еще долго будет оставаться зоной напряженности. Как на Ваш взгляд, в этом плане целесообразно продлить соглашение по пребыванию военной базы в Кыргызстане?

Кори Мартин: Конечно, если говорить о функциях Центра транзитных перевозок, пока еще есть необходимость в осуществлении его миссии, поскольку все зависит от ситуации в Афганистане. На этом уровне наше правительство в настоящее время желает продолжать операцию здесь, т.к. стратегически к тому есть хорошие предпосылки - близость к Афганистану. Те же функции можно было бы осуществлять и с территорий других стран, но пока предпочтение в данном вопросе отдается Кыргызстану. Но любое принятое решение будет исходить от правительств США и Кыргызской Республики – это не прерогатива руководства Центра. Что касается будущего Афганистана, нам не хотелось бы делать какие-то предположения и спекулировать на этом вопросе, но как сказал президент Обама, у международного сообщества есть желание оказать помощь Афганистану для обеспечения безопасности внутри страны.

 

- Но если за более чем десять лет не удалось сформировать в Афганистане ни надежного правительства, ни надежных военных сил, какова вероятность того, что это удастся сделать  в ближайшем будущем, в оставшийся до вывода войск год?

Кори Мартин: Вы задали вопрос, который находится выше пределов моих полномочий. Но мы уже можем наблюдать прогресс в Афганистане и в соответствии со сделанными выводами корректировать свои действия и спланировать потенциальные успехи в будущем.

 

Кристиан Райт, руководитель отдела по связям с общественностью Посольства США в Кыргызской Республике:

 

Кристиан Райт: Необходимо за этот переходный период способствовать тому, чтобы Афганистан в будущем сам мог обеспечить безопасность и играть ведущую роль во всех внутри- и внешнеполитических событиях. Речь не о прямой поддержке, а поддержке тех усилий, которые в настоящее время предпринимает эта страна.

 

- В кругах  экспертного сообщества последнее время раздаются мнения, что США  ведут закулисные (неофициальные) переговоры с высокопоставленными чиновниками  и политиками Кыргызской Республики  о возможности и условиях дальнейшего пребывания ЦТП «Манас» в КР.  Вы можете однозначно подтвердить или дать опровержение этим заявлениям?

Кристиан Райт: Нет никаких переговоров и переговорщиков, которые могли бы их вести. 

 

- У США, как самой великой державы, есть немало  иных, кроме дипломатического, способов заставить Кыргызстан продлить договор о пребывании ЦТП в Кыргызстане.  Наивно полагать, что эти способы не будут использованы. Вам известно что либо по этому поводу? Какие  способы  принуждения (по аналогии принуждения к миру) США намерены использовать в отношении Кыргызстана?  (Мы видим, что пока используется  мягкий прессинг с элементами  «гуманитарной помощи»).

Кристиан Райт: Независимо от того, останется ли здесь Центр транзитных перевозок, все сводится к решению правительства суверенного Кыргызстана. Мы очень признательны за ту помощь, которую нам оказывает правительство Кыргызской Республики – это, в первую очередь, обеспечение региональной безопасности - и если правительство посчитает нужным оставить базу, это будет его решение. Да, предпосылки для этого есть, возможно, экономические причины. На сегодняшний день у наших стран, что очень важно, сложились хорошие отношения, включающие сотрудничество в самых разных сферах. В 2012 году мы отпраздновали двадцатую годовщину установления  наших партнерских отношений, и сумма, которая была потрачена за это время на различные нужды, достигла 1 млрд. долларов. И это не только обеспечение региональной безопасности, но и  становление демократии, защита прав человека. У нас были и есть программы, годовой бюджет которых 40 млн. долларов, рассчитанные на поддержку сельского хозяйства, образования, культуры. Очень много сфер взаимодействия, и когда мы доносим эту информацию до общественности, мы не говорим только о собственном вкладе или работе Центра транзитных перевозок, это взаимодействие между разными структурами и ведомствами. Да, мы часто говорим о ЦТП, но это не единственное, что лежит в основе нашего сотрудничества.

 

- То есть, надо полагать, что эти программы не являются платой за существование ЦТП «Манас»?

Кристиан Райт: Точно - нет. Те программы, о которых я упомянул, существовали задолго до ЦТП, и будут существовать после. Как знак того, что наши взаимоотношения укрепляются – любой, кто бывает в районе Посольства США в Бишкеке, может увидеть, что строится новое здание. Изначально в Посольстве должны были работать 7 сотрудников из США и 45 местных сотрудников, сейчас у нас около 80 сотрудников из Соединенных Штатов и около 300 местных.

 

- Сейчас многие говорят о том, что военный контингент базы переводят в Посольство…

Кристиан Райт:  Это абсолютно ложные сведения.  Там их (военный контингент) даже негде размещать. И в любом случае, если бы такой перевод производился, это осуществлялось бы не без ведома правительства Кыргызстана. У нас нет никакого интереса в том, чтобы это делать. Должен заметить, что новое здание будет очень современным, хорошо оснащенным, и строительство будет закончено к концу 2014 – в 2015 году.

 

- Как Вы думаете, чем вызвано решение убрать  из «Манаса» Центр транзитных перевозок? Делается ли это из соображений безопасности, или из-за позиции России или Китая,  или обусловлено  это  какими-то другими причинами? Распространено мнение, что США, размещая свои военные объекты, заинтересованы главным образом в защите своих интересов (что вполне естественно), которые не всегда учитывают  интересы  тех стран, на территории которых эти объекты размещаются. Не говоря уже об экологическом ущербе, связанном со сбросами авиатоплива,  США не заинтересованы в экономическом развитии Кыргызстана (инвестиций американских фирм в экономику КР не видно) и наличие ЦТП в «Манасе» косвенным образом сказывается на  инвестициях  соседних стран (Казахстан, Россия, Китай и др.). Оплата за размещение ЦТП, естественно, не покрывает  потерянных возможностей, и речь не идет о повышении размеров этой оплаты – речь правомерно вести о инвестициях в реальный сектор экономики КР, который  может гарантировать стране более менее  прогнозируемое будущее.  Есть ли у США такое видение решения проблемы?

Кристиан Райт: Не хотелось бы делать какие-то выводы. Это прерогатива правительства Кыргызстана. Вся информация, которой я располагаю, это информация из СМИ: конечно же, я слышал о высказывании президента Атамбаева о том, что неправильно военную миссию располагать в гражданском аэропорту.Хотя, замечу, что для таких стран, как США и Германия, такое соседство гражданской и военной составляющих считается нормой. Я работал много лет на территории и той и другой страны. Как я понимаю, это одна из основных причин. Хотя у нас сложились очень хорошие отношения с руководством аэропорта «Манас», и мы могли бы работать вместе и дальше. Конечно же, как верно заметил полковник Мартин, мы не можем делать какие-то выводы относительно решений, являющихся прерогативой руководства Кыргызстана. Хотелось бы больше рассказать о позитивных моментахнашего сотрудничества.Думаю, это может сделать полковник Мартин.    

 

Кори Мартин: Когда вы задали вопрос о том, какое воздействие оказывается на правительство Кыргызстана, мне хотелось бы немного поправить данную формулировку – это не воздействие, а часть партнерства с кыргызским народом…

 

- Почему же, «принуждение к миру», например, это нормальная акция.

Кори Мартин: В части развития партнерства надо сказать, что сотрудничество в гуманитарной области у нас идет очень хорошо, в прошлом году гуманитарной помощи нами было оказано на 1,3 млн. долларов.  Это только через базу. Кроме того, мы уделяем много времени и усилий  налаживанию взаимоотношений нашего военного контингента с местным населением. Мы помогаем детским домам, школам и другим организациям. И, конечно же, если рассматривать экономическое воздействие, за 2012 год оно выражается суммой 142 млн. долларов. Эта сумма включает и те 60 млн., которые мы платим за аренду, и, скажем, мебель, которую мы закупаем на местном рынке. Примерно 70% тех денежных средств, которые мы тратим на поддержку ЦТП, расходуется на местном рынке. Есть еще и другие выгоды от присутствия ЦТП, например, строительство аэронавигационной башни, ремонтные работы на взлетно-посадочной полосе – все это деньги, которые дает правительство США. И в довершение всего, на территории Центра работает около 700 кыргызстанцев.

 

-  По данным старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Александра Князева, строящийся комплекс, помимо выполнения задач обеспечения полетов, будет являться центром создаваемого США в Киргизии единого радиолокационного пространства. Помимо комплекса в "Манасе" система включает 26 радарных станций (!), разбросанных по республике, которые с запуском в эксплуатацию будут осуществлять мониторинг воздушного пространства не только Киргизии, но и широкой прилегающей территории Китая, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Князев, ссылаясь на анонимный источник, утверждает: "уже строящаяся система имеет очень высокую мощность и способна фиксировать в течение очень короткого времени любые воздушные объекты - от самолетов до ракет. Если исходить из географии, основные направления этого мониторинга - Китай и Казахстан. Но это если смотреть локально. Если же пошире, с учетом недавно озвученного намерения Азербайджана построить с участием США и НАТО семь РЛС на своем каспийском побережье, а также с учетом стремительно растущего военного сотрудничества Узбекистана с США, строящаяся на территории Киргизии система становится звеном в цепи новой, "южной", если рассматривать из России, системы ПРО НАТО".  (Источник: http://www.regnum.ru/news/polit/1572650.html) В этой связи так ли важен ЦТП «Манас» во всей этой стратегии, как и вывод ЦТП в 2014 году?

Кори Мартин: Это часть проекта по строительству упомянутой мной башни, и важное уточнение – это не радарные станции, а ретрансляторы, которые будут получать сигналы от самолетов. Целью установки этой системы является обеспечение безопасности и повышение осведомленности о том, какие самолеты находятся в воздушном пространстве Кыргызстана. Эти 26 ретрансляторов могут считаться мерой по модернизации аэронавигационной системы.

 

- Но могут считаться и системой слежения, что не очень нравится россиянам и особенно Китаю.

Кристиан Райт:  Конечно, это было бы очень важно знать для ваших читателей, что данная система будет полностью контролироваться только местными сотрудниками аэронавигационных служб.

 

- То есть, никаких тайных умыслов нет?

Кристиан Райт:  Нет. Эта система настроена таким образом, что она будет принимать только сигналы, отправленные гражданскими самолетами. Она настроена только на коммерческую авиацию. Народ Кыргызстана должен знать, что с помощью этой системы все полеты через республику будут более безопасны, чем раньше. Я довольно часто летаю из Бишкека в Ош и обратно, для вас, для меня, да и для всех людей в Кыргызстане было бы очень здорово знать, что эти полеты стали более надежными.

 

- И последний вопрос, во что все-таки  может быть трансформирована военная составляющая в аэропорту «Манас»? 

Кори Мартин:  Решать это будет кыргызское правительство. То, что мы знаем из средств массовой информации – президент Атамбаев говорил о том, что хорошо бы сделать гражданский центр. И если американские военные уйдут из «Манаса», это будет означать окончание нашей миссии.  Если говорить о том, как в будущем использовать базу, можно использовать для гражданских целей, но это вопрос для правительства Кыргызстана. Если соглашение не будет продлено, миссия США будет завершена.

- Благодарю вас за обстоятельные и откровенные ответы. 

 

МНЕНИЕ POLIT.KG

Сотрудники информационной службы ЦТП  любезно прокатили меня по территории базы и показали все ее достопримечательности. Что скажешь, все американские базы похожи друг на друга: все сделано добротно, максимум удобств для  обслуживающего контингента, хорошая система безопасности и т.д. Но умиляться зонами общественного питания и отправления религиозных потребностей не будем. Все это несет на себе отпечаток  временного пребывания. Как и вся база. Все сооружения – не капитального характера, а быстроразборного, модульного, временного. Не думаю, что на демонтаж  всех этих конструкций уйдет больше одного месяца в случае сворачивания авиабазы. Конечно, куда сложнее будет определяться с техникой: и по обслуживанию самолетов, и других наземных служб. Но в принципе и ее без труда можно запихнуть в несколько грузовых отсеков самолетов.

Что же останется от базы? Что, собственно, можно будет «приспособить» для гражданских целей?  Наши собеседники явно  были несколько обескуражены такой постановкой вопроса и не знали на него ответа, потому как ответа и быть не может в принципе. Это военная база, и предназначена для выполнения сугубо военных целей. На мой взгляд, самое капитальное строение на территории ЦТП – это ее ограждения.


Версия для печати   |   Просмотров: 2172   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная