POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кыргызстан: цели не ясны, перспективы туманны, а настоящее – сплошной парадокс

12.02.2011 22:19 - Polit.kg

После апрельского переворота страна как бы водрузилась на церковную паперть – кто больше даст, тому и споём. У нас много солнца, смуглых девушек с большими карими глазами, а весенние горы полны пахучих трав и красивых алых маков. У нас много чего есть в смысле природы и столь же велики иллюзии нашего ума по части общественного переустройства. И всё что мы поняли, сводится к двум поразительным вещам: есть граждане титульные и есть не так чтобы очень.

Точнее сказать, не то чтобы мы поняли, скорее всего, власть не знает, что делать для стабилизации взрывоопасной ситуации. И придумывает хитрые манёвры, отвлекая благородное собрание от проблем материальных. Взамен даётся идеальная субстанция, утоляющая веками нагулянный аппетит духовного величия титульной нации. Ну, так кто же “против”? Лично я – только “за”.

Коль скоро все реальные силы государства поголовно озабочены институциональной абсолютизацией нации в масштабах страны, так и закрепите это положение конституционно,  успокойте самих прытких и твердолобых лидеров из числа национальных патриотов. Тем более что это отражает фактическое положение вещей. Притихнут они, удовлетворят болезненные потребности в “национальном” спасении - начнётся движение. В конце концов, Закон, а тем более Основной – это юридическое закрепление УЖЕ существующих общественных реалий на уровне безусловного исполнения. И не надо плодить новые законы: “О титульной нации”, “О государственном языке” и т.д. Язык народа – ключ к его сознанию и менталитету и он уже закреплён в Конституции.

Изложите, наконец, третий пункт первой статьи в первой главе действующей Конституции: “Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике” в новой редакции с одной небольшой поправочкой – “Государствообразующий этнос является…”, далее всё по тексту. И дело с концом. Всё. Примем это как горькую необходимость исторического развития и перестанем пламенно забалтывать проблему.  Русскоязычным гражданам, узбекам и остальным так и так ничего не светит, в конечном счёте, почти все уедут, ни на что не претендуя. Так хоть жить будут пока в относительной безопасности, не пережёвывая одну и ту же мысль: чей черёд?

За национальную рознь в Кыргызстане правящими кругами выдаются экономические противоречия между коренными жителями и национальными диаспорами. Никто не относится плохо к человеку только потому, что он другой национальности. Но стремясь к лучшей жизни, “пришельцы” добиваются её при помощи норм поведения, выработанных веками. В глазах титульного населения, особенно сельского, они выступают как захватчики основных жизненных ценностей: земли, жилья, образования, бизнеса, медицины, которых на данной территории и так недостаточно. А национальность служит только внешним признаком этой агрессии в соответствии с обычаями прошлого. Со стороны получается, что защищая “своё”, местное население как бы выступает против национальности “пришельцев”, хотя к ней оно не испытывает неприязни. Призывы к толерантности исходят от власти и обращены, прежде всего, к местному населению. Но власть рассчитывает на поддержку национальных диаспор, когда кыргызы станут активно сопротивляться ухудшению жизни при роскоши верхушки. В этом и проявляется своеобразие национальной политики.

Нечастое появление некыргызов во властных и любых иных структурах общей картины не испортит и данному, исправленному положению Конституции противоречить не будет, потому что всё и так происходит с одобрения (или нет) титульного большинства.

К тому же идентичность кыргызов в основном остаётся советской по причине отсутствия традиций собственной государственности и русского культурного влияния. Титульные граждане Кыргызстана в своих политических предпочтениях пока занимают пророссийские позиции и находятся в пределах российского цивилизационного пространства.

Во всяком случае, значительная часть искусственно созданной внутриполитической истерии сойдёт как весенний лёд и растает. На ставшей уже  привычной многовекторности внешней политики это никак не отразится. В условиях отсутствия долгосрочной стратегии развития Кыргызстан будет “вечно” танцевать между ведущими игроками мирового бизнеса. Цель всегда одна – обострить конкуренцию за экономические и политические ресурсы и как можно дороже продать фрагменты республики, поделённые на сферы и сегменты влияния.

С учётом того, что большинство предприятий закрыты, а промышленность Республики просто исчезла, Кыргызстан стремительно вошёл в “третий мир”. Главным производством юга республики стал транзит афганского опиума, в котором занята значительная часть населения. Треть всего афганского героина проходит через автодорогу Хорог-Ош. Понятно, что конфликт между контролирующими наркотрафик южанами и правящими в республике северными кланами был предопределён.

Историческая справка: географически Кыргызстан чётко делится на север и юг. Север добровольно присоединился к России в 1867 году, и традиционно северяне доминировали в местной элите и при царе, и при советской власти и при независимости до 2005 года. Юг же входил в состав Кокандского ханства, покорённого русскими в 1873-75 гг. Вплоть до «тюльпановой революции» южане были в республики на второсортном положении. В марте 2005 года юг взял политическую власть. Это была чисто клановая разборка между севером и югом. Всё правление К. Бакиева свелось только к персональным перестановкам в кадровом потенциале наркотрафика в пользу южан.

По рейтингу бедности ООН страна скатилась ниже Экваториальной Гвинеи и Гайаны. В городах скопилось масса мигрантов из сельской местности. Постоянной работы и достойных условий жизни для них как не было, так и нет, по сей день. В Бишкеке окончательно исчезла насыщенная многонациональная городская субкультура со своим особым колоритом и цивилизационным статусом. То, что пришло на смену, стало не городом как центром культурной и экономической жизни, а собранием сельских маргиналов.

В торговом балансе  Кыргызстана стал преобладать “дешёвый” Китай, на долю которого пришлась значительная часть внешнеэкономического оборота страны. Россия заняла лишь пятое место по объему инвестиций в экономику Республики.

Юг стал буквально пожирать Север. Плюс убийственные тарифы на энергоносители. Север не захотел более терпеть инквизицию юга.

Реванш севера стал неизбежен, как, впрочем, понятно и нынешнее сопротивление южан. При этом все противоборствующие силы в Кыргызстане как заявляли, так и будут заявлять о своих пророссийских симпатиях, и пытаться использовать местных русскоязычных в качестве “пушечного мяса” в своей дальнейшей делёжке.

Также несложно установить и то, что не “ошский синдром” привёл страну к кризису, а наоборот экономическая отсталость привела к межэтническим столкновениям. Отсталость - результат деятельности государства.

Присмотритесь и вы не увидите ни одной государственной цели. Ни одного слова о будущем государственности. Только бизнес в политике кланов: кто бы ни вставал на нашем пути к увеличению богатства, будет уничтожен.  И каждый любит рассказать сказку о том, что он никогда ничего не крал, перечисляя при этом, чего именно не крал.

Поразительно, в стране при нулевой эффективности государственного управления, на уровне всех ветвей власти, нарастает волна требований о повышении роли государственного контроля и управления - от экономики до юриспруденции. И  это при том, что сами ветви власти находятся в состоянии почти объявленной войны “всех против всех”. Ведь совершенно очевидно, что люди не питают никаких иллюзий на счёт коррумпированности и неэффективности чиновников любого ранга.

Дело в том, что взаимное недоверие граждан формирует спрос на тоталитарный стиль управления, который еще больше увеличивает страхи людей и подозрение друг к другу. Это замкнутый круг: собака, кусающая свой хвост. Подоплёка проста: парламентская свобода – это грязное и кровавое дело. Её борцы должны мыть руки перед началом работы. То есть парламент – это теперь уже плохо. Это же,  дескать, и так видно невооружённым глазом. И предлагается ненавязчивый выход – “из любви к отечеству” постепенное сползание к диктатуре президентской формы правления. С единственной и  абсолютной, действительно настоящей целью – контролировать наркопоток.

А Конституция может быть любой. 150 лет назад М.Е. Салтыков-Щедрин очень верно подметил основные черты нашего времени: “Все конституционные приятности имеют очень мало цены для человека, не имеющего ни физических средств, ни умственного развития для этих десертов политического рода”. Михаил Евграфович знал, что говорить. Применительно к нашей действительности это означает, что государство десятилетиями морочит обществу голову ради его успешного грабежа – отсюда и соответствующий менталитет населения.

Исторический способ существования класса управленцев заключается в эксплуатации народа. Её экономической формой являются поборы в различных вариантах: от сбора налогов до повышения цен. Дань требует собственности, т.е. объекта эксплуатации, а именно: трудовых  масс. Собственность государства - это не средства производства,  а производительные силы, превращённые в средства производства, т.е. люди, не осознающие либо, что ещё хуже, приемлющие своё рабское положение.

Несложно обнаружить кровное родство методов кыргызского государственного управления с повадками уголовного мира  - то же стремление подавить волю потенциальной жертвы к сопротивлению унижением и запугиванием, то же организованное вымогательство в обмен на покровительство, самосохранение в обмен на лояльность, ложь в обмен на кровь  и слёзы.      

Ничего удивительного: власть и криминал  у нас срослись. Это два полюса нашего общества, связанные одним видом деятельности – паразитизмом. Преступный мир – зеркальное отражение этого государства.

Судя по тому, что подобные трюки власть проделывала неоднократно, в различных вариациях и с неизменным успехом в лице и семейной плутократической своры и нынешней многопартийной хунты, ловкое использование неразвитости общественного сознания и подлая спекуляция на народном чувстве патриотического долга, прочно легли в основу крепких традиций кыргызской государственности.

Еще одной характерной чертой нашей республиканской жизни является парадоксальное сочетание архаизации массовой психологии с относительно растущим образовательным уровнем. Каждый пятнадцатый житель страны – студент.  Иное дело, что общий уровень образования в стране резко упал по сравнению с советским временем. Это объясняется массовым оттоком русскоязычных научных кадров и тотальной коррупцией в сфере просвещения. Власть сама готовит своих могильщиков: большое количество полуобразованных молодых людей без перспектив в рамках существующей системы, потенциально настроены к выступлению против этой же власти.

Есть ли выход из того исторического коллапса, в котором оказалось кыргызское общество? Или бег по кругу, и ныне, и присно, и во веке веков? Выход всегда есть. И он  - не только в чужом кошельке.

Не надо разменивать ушедшие мгновения на пышные названия: Год гор, Год Курманжан Датки и т.д. Не спекулируйте на чувствах людей.  Не вытаскивайте пылящиеся в историческом шкафу скелеты. От этого мало что изменится. Разве что великодушные зарубежные меценаты, подкинут пару миллионов долларов на прожор души и тела местных чиновников, которых будет мучить головная боль после очередного банкета по соответствующему поводу. Я далеко не против алайской царицы и не призываю расстреливать прошлое, я предлагаю задуматься о будущем на уровне существующего национального генофонда.

Назовите хотя бы один год - Годом (кыргызской) молодёжи. Возьмите целевые гранты. Много, очень много денег. И пусть максимальное количество молодых людей, преимущественно из числа сельской молодёжи, обучаются в престижных университетах по всему миру. Не жалейте на это средств. Через пятнадцать лет вы получите арабский феномен модернизации ещё при этой жизни. Всё, что для этого нужно – политическая воля хотя бы трёх высших государственных должностных лиц и кратко разработанная концепция молодёжной программы обучения для западных инвесторов.  И всё. А красивые картинки о Великом Шёлковом Пути из Китая в Европу через Кыргызстан на нефтеносном горбу России – это ведь утопия “c жирными дивидендами”.

Коль скоро вы не способны к выработке долгосрочной экономической стратегии, пусть это сделают ваши дети. А сами потихоньку продолжайте делать то, что умеете: разбазаривайте остатки, свергайте, устанавливайте, декларируйте по кругу с периодическим кровопусканием.

А России нахлебники не нужны. Ей бы самой разобраться с лавиной нахлынувших на неё внутренних проблем. Но любую доброжелательность со стороны Кыргызстана великая держава будет воспринимать с чувством особой симпатии, понимания и теплоты.

Настанет день, и вся Средняя Азия повернётся лицом к стране, которая ещё не растратила священных уз дружбы и всегда на стороне страдающих народов, хотя бы потому, что последние не часто имеют шанс исторического выбора. Я говорю о России.

Владимир Фарафонов

Версия для печати   |   Просмотров: 2847   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная