POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ): признаки вырождения

03.09.2013 16:38 - Polit.kg

Отсутствие социально значимых результатов в работе миссий ОБСЕ, засилье шпионов в ее кадровом составе и общее несоответствие дискурса организации целям и задачам, связанным с процессом интеграции на постсоветском пространстве, делают дальнейшее нахождение подразделений ОБСЕ ничем не оправданным попустительством чуждому влиянию извне.

Мы живём в эпоху деградации едва ли не всех способов межгосударственного взаимодействия, которые только привнёс XXвек. С окончанием «холодной войны» мир отнюдь не стал гуманнее. Скорее, наоборот: тоталитаризма в глобальной политике стало больше…

 ОБСЕ в плену у НАТО

Одним из стремительно деградирующих институтов, в своё время призванных затормозить всеобщее скатывание в ад ядерной войны, является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ. Сложно сказать, задумывалось ли это изначально, но вышло так, что очень скоро после своего основания данное объединение стало послушным инструментом в руках Североатлантического альянса. Изначально сыграв позитивную роль в закреплении послевоенных границ европейских государств, ОБСЕ утвердила принципы суверенного равенства, неприменения силы, территориальной целостности государств, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела,  уважения прав человека и основных свобод, равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой. Автоматически, как часть СССР, в этот процесс вовлеклись среднеазиатские республики, тогда, в середине 70-х гг. прошлого века, и не мечтавшие о независимости. Вскоре после распада Союза все они получили статус участников организации как наследники державы, некогда наводившей страх не только на Европу, но и на весь мир…

Когда рассматриваемая организация называлась ещё Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе, Советский Союз выступал как источник главных инициатив по разоружению и сдерживанию гонки вооружений. Запад, не желавший даже в этом разумном деле идти на уступки своему заклятому врагу, ответил приблизительно так (цитируется авторитетный журнал NATO's Fifteen Nations («15 наций НАТО»): «Подлинная разрядка в отношениях с Востоком может быть  достигнута только с позиции силы... Наша главная цель — достижение безусловного превосходства в военной  области». Чтобы не дошло до применения ядерных, необходимо наращивать обычные виды вооружения, - именно такая «миролюбивая» логика определяла в то время отношения между партнёрами Совещания. Главнокомандующий объединёнными вооруженными силами НАТО в Европе, американский генерал Эндрю Гудпейстер любил говорить: «Я считаю, что правильнее спросить, не сколько лет прошло после второй мировой войны, а сколько лет осталось до третьей мировой войны». Тогда же, в середине 70-х, был  разработан единый  план НАТО по  распределению ядерных сил США и их западноевропейских сателлитов для поражения 25 тысяч целей на территории СССР и его союзников.

Недвусмысленная формулировка знаменитых Хельсинских соглашений, которые в 1975 г. были подписаны главами 35 государств, гласила: отныне каждое из последних брало на себя обязательство «воздерживаться от любого вмешательства, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного, во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства-участника». Но Запад не только не принял это положение, но и вовсе решил трактовать хельсинкский Заключительный акт исключительно с позиций информационного, идейного вторжения в социалистические страны. Очень быстро был подготовлен бюллетень, в котором отражались «нарушения прав человека» в Восточной Европе. Кстати пришёлся и антисоветский «Архипелаг ГУЛАГ». Параллельно на мировую трибуну выводились самые ярые антисоветчики-«диссиденты». Таким образом, перехватив инициативу, атлантисты извратили миссию организации, которая позже станет называться ОБСЕ: незаметно главный фокус в её активности сменился с установления мира на европейском континенте на «шпыняние» социалистических (здесь можно поставить много других слов) правительств с целью их полной дискредитации. В наиболее гротескных формах такая тактика проявит себя уже в XXIвеке. Вот как описывает эти реалии журналист-международник Фёдор Лукьянов: «…Раз за разом повторяется в общем примитивный сценарий. В стране, находящейся в зоне мирового внимания, вспыхивает внутренний конфликт. Наиболее влиятельные державы сразу определяют для себя, кто в нем «хороший», а кто «плохой». Далее начинается заведомо бесплодная дипломатия не с целью посредничества и миротворчества, не для достижения взаимоприемлемого результата, а чтобы принудить «плохих» к капитуляции перед «хорошими». Затем «международное сообщество» разводит руками - все тщетно. Как правило, именно в этот момент случается какой-то гадкий инцидент на грани геноцида, после которого «терпеть больше нельзя». И вот уже война всей мощью самого сильного в истории человечества альянса против «плохих» (это почти всегда власти), чтобы помочь победить «хорошим». […] Политика свелась к идеологическим рефлексам и природным инстинктам. Рефлексы заставляют находить везде «правильную сторону истории», чтобы на ней оказаться в данный момент, то есть подстроиться под обстоятельства. А инстинкты подсказывают: не знаешь, что делать, - бей».

 

Стиль пьяного шпиона

Итак, в составе аппарата и миссий ОБСЕ становится всё больше агентов ЦРУ и других западных спецслужб. А в целях организации происходит значительный перекос в сторону тотального «демократизаторства». Опять же, наиболее очевидным это стало в новом тысячелетии. «Не секрет, что в последние годы ОБСЕ все больше занимается несвойственными ей надзорными функциями. При этом старается заметно больше внимания уделить пристрастному наблюдению за внутренней политикой государств «к востоку от Вены». ОБСЕ почти забросила военно-политическое и экономическое направления деятельности, ради которых она и создавалась государствами-участниками. В этом суть кризиса ОБСЕ», - констатирует российский политолог Юрий Солозобов.

Результатом такого извращения стало то, что уже через некоторое время в регионе пошёл процесс распада государств и число конфликтных очагов на охваченном пространстве резко возросло. Свои раны получила и Центральная Азия: гражданская война в Таджикистане, киргизско-узбекская резня в Киргизии, тенденция к «феодализации» общественного строя повсеместно. Все пять республик ЦА по отдельности стали членами СБСЕ  в 1992 году. С тех пор, несмотря на усилия самой  организации, ситуация к лучшему не изменилась. Вторжение боевиков-исламистов на таджикскую и киргизскую территорию на рубеже веков, рецидив ошской резни 2010 года и прошлогодние события в Горно-Бадахшанской области Таджикистана выглядят как симптомы хронической болезни, справиться с которой невозможно, пользуясь рецептами каких-то западных «лекарей». Последние имеют два существенных недостатка:

1) во-первых, они не сознают и не хотят осознавать, что это – не Европа, а Азия (и, следовательно, понимание государства здесь несколько иное),

2) а во-вторых, значительную их часть составляют агенты спецслужб, блюдящие интересы своих государств (последние, естественно, далеко не всегда согласуются с интересами туземных народов).

Если говорить о первом факторе, то тут всё лежит на поверхности: футбольные матчи между таджкискими и киргизскими пограничниками – это явно не самый эффективный метод восстановления добрососедских отношений. Особенно, с учётом того, что узбекские пограничники вообще ни с кем гонять мяч не собираются (с куда большим энтузиазмом они постреляют в чужих граждан). Ситуацию усугубляет нежелание отдельных сотрудников ОБСЕ на местах уважать местные традиции. Репутация лодырей и пьяниц, воспринимающих назначение сюда как ссылку, сопровождает их здесь неотступно. Нарушения служебной этики со стороны руководителя военно-политического отдела в таджикском офисе  организации Алистера Ливингстона и шефа её отделения в г. Курган-Тюбе Эрика Хемрина уже запятнали репутацию ОБСЕ. При этом все понимают, что если этих господ-товарищей в скором времени отзовут из республики, то на смену им придут другие такие же.

Если же мы имеем в виду второй фактор, то тут особо опасны сотрудники миссий, проявляющие особый интерес к работе с местной оппозицией действующим режимам-правительствам. В этом плане властям стоит внимательнее присмотреться к главе отдела по правам человека офиса ОБСЕ в Таджикистане Барбаре Дэвис, увлекшейся в преддверии годовщины хорогских событий изучением настроений в Горно-Бадахшанской автономной области РТ. Ее познания вполне могут пригодиться оппозиционерам для провоцирования Душанбе на противоправное силовое противодействие их активности с целью получения оснований для критики таджикских властей на авторитетных международных площадках с перспективой привлечения к уголовной ответственности. К слову, сам исполняющий обязанности главы бюро ОБСЕ в Таджикистане Маркус Мюллер тоже не так давно посетил Горно-Бадахшанскую автономную область республики и по результатам поездки признал, что ситуация там сохраняется весьма напряженная. Он предупредил, что ближе к выборам президента страны (ноябрь этого года) следует ожидать резкого обострения отношений между Хорогом и Душанбе. Расписываясь в неспособности душанбинской миссии организации повлиять на ситуацию в позитивном ключе и опасаясь за подчиненных, Мюллер заявил о решении не направлять в «горячую точку» ни одно из своих пяти полевых отделений. И это рождает один риторический вопрос: нужно ли стране присутствие такой организации, которая не приносит реальной пользы, а только учит «принципам западной демократии», которые в Центральной Азии, с ее вековыми традициями и устоями, не имеют ни малейших шансов стать нормой жизни? К слову, российские миротворцы и пограничники, благодаря которым в Таджикистане сейчас вообще наличествует какой-никакой светский режим, в своё время и не думали никого поучать. Они просто служили. Зато результат их деятельности – налицо, и русских в Таджикистане (а равно и в Афганистане) всё ещё уважают.

 

Азарт демократизаторства

Даже по мнению британских экспертов, таких, как Деннис Саммут, ОБСЕ сегодня – одна из наименее прозрачных международных организаций Европы. Невнятная, как бы выжидающая, позиция в ходе августовских столкновений России и Грузии в Южной Осетии и затем горячая поддержка режима Саакашвили – это показатель явного идеологического крена в политике ОБСЕ. Все эти подыгрывания грузинским агрессорам, дескать, «непризнанные» государства Абхазия и Южная Осетия признаются источником терроризма и наркобизнеса (документ о международных преступлениях, подготовленный Комитетом по правам человека Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в 2010 г.) и формулировки типа «внутригрузинский конфликт» (предлагалась для итоговой декларации саммита ОБСЕ 2008 года), - всё только подтверждает изначальный тезис: организация действует по принципу чёрно-белой дипломатии. То есть с самого начала стороны конфликта делятся на «белую» и «чёрную», а потом делается всё, чтобы последнюю задавить, а первую сделать ещё белее. По мнению ряда киргизских экспертов, тот же почерк прослеживается сегодня и в работе ОБСЕ по ошским событиям 2010 года: тут в качестве «белых» мировому сообществу предлагаются узбеки, а «чёрных» – киргизы. Такие намеренные упрощения, скажем прямо, не к лицу организации, где все решения принимаются через достижение консенсуса партнёров, обладающих равным статусом.

Такое же деление по умолчанию присутствует уже внутри организации: за «белых» тут Западная Европа с её правовым государством и внимательным отношениям к правам человека (например, к сексуальному удовлетворению через однополые контакты и к признанию этой практики равноценной, а то и прогрессивной по отношению к традиционному браку), а за «чёрных» - «варварские» территории бывшего СССР (исключение делается разве что для Прибалтики). Вот почему не надо удивляться, видя, какие стереотипы навязываются всем нам в отношении советского прошлого. Приравнивание сталинизма к гитлеризму (резолюция «Воссоединение разделенной Европы» в Вильнюсской декларации ОБСЕ 2009 г.) выглядит как намёк, что кроме Третьего рейха и СССР в Европе накануне и во время Второй Мировой войны никто агрессивной политики не вёл. Более того, подразумевается, что Германия искупила свою вину перед человечеством через публичное покаяние, а Россия как правопреемница СССР этого ещё не сделала. Незаметно протягивается ниточка в настоящее – и вот в 2013 г. Нидерланды предлагают заклеймить Российскую Федерацию жёсткой резолюцией по нарушению прав человек (чего стоит утверждение, что Россия просто не способна обеспечить эти самые права!). То же самое – в отношении к Белоруссии и даже Казахстана, недавно председательствовавшего в ОБСЕ. И вот уже американские эксперты используют разные стандарты и «корзины» этой организации с тем, чтобы выставить казахское государство нарушителем этих принципов. Шон Робертс, профессор Университета Джорджа Вашингтона, год назад проговорился: «Американская сторона должна  понять, что, сотрудничая с Казахстаном, интересы Вашингтона не ограничены нефтью и газом. В Казахстане самый широкий спектр политических элит и среди них есть те, которые выступают за изменения».Таким образом, нам дают понять, что одобрение Запада может явиться только вследствие кардинальной смены режима в каждой отдельной стране. Научиться считаться с реалиями, вместо того, чтобы «заниматься односторонней пропагандой» советует таким субъектам, как этот западный «мудрец», глава МИД РФ Сергей Лавров.

Разумеется, агенты Запада в одиночку не работают. С самого начала функционирования таких учреждений, как Совет Европы, ЕС и ОБСЕ, огромное внимание уделялось их взаимодействию с неправительственными организациями, способными решать конкретные задачи. «Взаимодействие с НПО, осуществляющееся посредством сети специализированных учреждений, обусловлено осознанием их незаменимости в доведении политики европейских институтов до целевых групп общества, а также признанием за НПО полномочий представительства общественных институтов. Институт НПО является важным составляющим элементом политических систем данных международных организаций, о чём свидетельствует и отчётливая тенденция к расширения их сотрудничества», - пишет российский исследователь Роман Евликов. А зафиксированные недавно правоохранительными органами Азербайджана контакты представителей ОБСЕ с НПО и внутренней политической оппозицией с её попытками организовать массовые беспорядки свидетельствуют о том, что ничем не ограниченное функционирование структур, «нашпигованных» иностранными агентами, связано с определёнными рисками для государства. Как показывает опыт Азербайджана, где вскоре состоятся президентские выборы, всё начинается с разработки плана действий по оказанию деструктивного влияния на президентскую избирательную кампанию. В ход идут не только такие методы, как наблюдение на участках с последующим оглашением выводов, но и инсценировка видеоматериалов «вброса» членами избиркомов бюллетеней «за основного кандидата». То, что после раскрытия этих планов статус миссии ОБСЕ в Азербайджане был снижен до «координатора проектов», говорит нам о том, что для руководства любого государства важно сохранить самостоятельность, уверенность и непоколебимость перед факторами внешнего влияния.

Совсем свежий пример  - Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который прекрасно понимает суть деятельности лиц, скрывающихся под вывеской ОБСЕ. Он уже успел похоронить проект создания в Казахстане полицейской академии ОБСЕ: последняя могла бы стать отличным «прикрытием» для западных разведок для сбора чувствительной информации, которой в той или иной степени  владеют сотрудники местных силовых структур. Ещё раньше, в марте 2012 года тот же Назарбаев дал понять наблюдателям от ОБСЕ, что он не намерен стать куклой, на которой отрабатывают приёмы политической травли: «Здесь можно слышать удивительные вещи, необъяснимые логикой: многие участники миссии до проведения выборов позитивно высказываются об организации избирательного процесса, а затем начинают повторение одной и той же фразы о мифическом «несоответствии стандартам», неизвестно кем выдуманным, а то и вовсе надуманным. Мы отлично знаем, что они приходят с давно заготовленными текстами, ведь то же самое продолжается и после выборов. Это подрывает значимость ОБСЕ как института взаимного доверия». Ещё более откровенно высказался в декабре того же года на встрече глав государств СНГ в Ашхабаде Владимир Путин: «ОБСЕ давно пора прекратить обслуживать интересы отдельных стран и сосредоточить своё внимание на объединительной повестке».

Опасения, связанные с проектом полицейской академии в Алматы, косвенно подтверждают события, разворачивающиеся вокруг Пограничного колледжа ОБСЕ в Таджикистане. Имеется в виду спешное (перед годовщиной хорогских событий) увольнение с поста директора колледжа сотрудницы организации Джулии Клаус. На данную должность, по некоторым сведениям, планируется поставить другого гражданина США, являющегося противником Эмомали Рахмона и имеющего выход на таджикскую оппозицию.

Параллельно с отказом в строительстве полицейской академии в Алматы, там же закрывается и региональный офис миссии ОБСЕ (основной действует в Астане). Это говорит о том, что в перспективе казахстанское руководство может и вовсе удалить миссию из страны, как это сделали два года назад в Белоруссии. Напомним, что тогда «определенные дипломатические действия, шаги, чтобы это решение было пересмотрено» сразу же пообещал предпринять министр иностранных дел соседней Литвы. Также можно вспомнить, сколько криков было вокруг закрытия в 2002 г. чеченской миссии ОБСЕ, действовавшей там на протяжении семи лет. Определённо, Западу не выгодно терять столь удобный инструмент давления, но… ничего не поделаешь.

Самое интересно: тот же Казахстан даже испробовав прелестей председательствования в ОБСЕ,  остался для Европы чуждым, варварским краем, где закрывают газеты и блокируют интернет-сайты. Сейчас в ту же самую лужу залезла Украина. Чтобы быть допущенной к председательствованию-2013, украинскому правительству пришлось выслушать немало настоятельных советов, начиная с того, чтобы взять и освободить Юлию Тимошенко. К сожалению, именно таков сегодняшний уровень ОБСЕ: там могут дать замечательную инструкцию по лечению межпозвонковой грыжи у крупных мошенников от политики, но едва ли замахнутся на решение экономических проблем и серьёзную работу с тлеющими конфликтами. «Вопрос по большей части  риторический: сможет ли в этой ситуации Киев допустить хотя бы малейшую критику в адрес тех стран Европы, в обслуживание интересов которых ударилась в последнее время ОБСЕ, как и саму подобную политику этой организации? Ответ очевиден: при малейшей подобной попытке Украину сразу «поставят на место», указав ей на все указанные «преступления против демократии», - ещё в конце 2012 года сделали вывод украинские СМИ. Разумеется, так всё и выходит. Ничего революционного Украина в ОБСЕ пока не сделала. О каком просторе для манёвров может идти речь, когда Парламентская Ассамблея ООН ещё заранее объявила, что «Украина должна была стать, но не стала примером демократии»? Почти то же самое и с Казахстаном. Одним из условий председательствования в 2010-ом году для Астаны было оставить в покое идею  Договора о европейской безопасности, которая была предложена ещё в 2007 г. группой постсоветских государств во главе с РФ с целью кардинальной реформы организации.

 

Брать под корень!

История подводит нас к черте, за которой активное сотрудничество с обрюзгшими европейскими бюрократами из ОБСЕ будет выглядеть как признак политической незрелости. Весь вопрос в том, что ряд постсоветских стран зашёл слишком далеко, чтобы порвать с этой дискредитировавшей себя организацией одномоментно. Например, Киргизия до сих пор держит на своей территории так называемую Академию ОБСЕ – «региональный центр постдипломного образования, исследований и регионального диалога»,одной из целей которого является «cоздание региональной сети специалистов и исследователей». Там учатся, получают магистерские степени или же просто тренируются сотни энергичных молодых людей со всей Центральной Азии (в Узбекистане, к слову, их держат потом на учёте и под постоянным контролем). Столь же глубокие корни, по мнению газеты «Общественный рейтинг» ОБСЕ пустила, «предложив ряд проектов, дублирующих функции органов местной власти и гарантирующих долгое присутствие ОБСЕ в отдельных регионах республики (потенциально конфликтных)». Для того, чтобы создавать группы «вестников мира» организация заключала меморандумы с главами обладминистраций. Эти меморандумы, если верить цитируемой газетной публикации, «значительно развязали ей руки по сбору информации и позволили участвовать и влиять на общественно-политические процессы в КР». Отметим, что всё описываемое относится лишь к последним годам в истории страны. И если бы не апрельская «революция» 2010 года, то, скорее всего, активность ОБСЕ носила бы не столь масштабный характер. Например, в декабре 2009 года Госинспекция по лицензированию и аккредитации при Министерстве образования Кыргызстана решила ликвидировать сразу 14 вузов, действовавших в республике. В списке была и вышеупомянутая Академия. Говорит ли это о том, что уже режим Бакиева задумывался о «пользе» пребывания в стране подразделений рассматриваемой организации? Кто знает…

В любом случае, прекратить активное сотрудничество с ОБСЕ сегодня гораздо проще, чем пытаться там, внутри что-то  поменять. Отсутствие социально значимых результатов в работе миссий, засилье шпионов в кадровом составе и общее несоответствие дискурса организации целям и задачам, связанным с процессом интеграции на постсоветском пространстве, делают дальнейшее нахождение подразделений ОБСЕ ничем не оправданным попустительством чуждому влиянию извне. Пора понять, что мы не обязаны идти на поводу у Запада только потому, что так делают все. Тем более, что ВСЕ так давно уже не делают.  

Рустем ИЛЛЯЕВ, обозреватель POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 2212   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная