POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Бараны границ не признают…

25.09.2013 18:04 - Polit.kg

Большинство конфликтов на границах возникает из-за того, что местное население у нас не привыкло к тому, что оно живет на приграничных территориях государств, которые уже не являются субъектами одной страны. То скот куда-то ушел, как вот недавно – триста овец ушли в Казахстан, и теперь пастухи сидят в СИЗО.

Печально, но факт – наша граница не на замке, местами, если продолжать эту метафору, даже не на щеколде. Приграничные конфликты были и остаются периодически напоминающей о себе проблемой суверенного Кыргызстана. За два с лишним десятилетия страны региона так и не договорились по вопросам спорных территорий на отдельных участках госграниц. В итоге не только местное население, но зачастую и сами пограничники не знают точно, где именно проходит линия границы в той или иной местности: где и кому можно пасти скот, пахать землю, вырубать деревья, даже просто находиться гражданам соседней страны. Но, помимо того, что такое положение дел – неиссякаемый источник споров за территорию, напряженности внутри местных сообществ и взаимных претензий пограничных служб, это еще и серьезная брешь в безопасности, удобные каналы наркотрафика, распространения террористических и экстремистских течений.

«Вопрос об управлении государственными границами сегодня – один из самых актуальных, - считает заместитель председателя Государственной пограничной службы КР, полковник Райимберди Дуйшенбиев, - в настоящее время ситуация на госгранице характеризуется как стабильная, но проблемы приграничных конфликтов никуда не ушли. Приграничные споры в Центральной Азии затрагивают большинство республик и те регионы, где имеются нерешенные территориальные вопросы. Проблемы создают и социальные факторы: регулярный прирост населения на этих территориях и низкий экономический уровень жизни людей, высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи. Все это в совокупности провоцирует появление уже внешних угроз: экстремизма, сепаратизма, терроризма, наркотрафика. На ближайшую перспективу наиболее масштабная проблема – афганский вопрос в 2014 году. Поиск решений должен стать основной задачей как для профильных госструктур, так и для локальных управляющих органов. ГПС в этом направлении проводится определенная работа, в основном, информационная, местному населению предоставляются все нормативно-правовые акты, рассказывается о правилах пересечения государственной границы, об обязанностях пограничников.

Большинство конфликтов происходит на несогласованных участках кыргызско-узбекской и кыргызско-таджикской границы. Нашим ведомством установлены информационные щиты на наиболее проблемных участках и пунктах пропуска. Все люди информированы и предупреждены. Ведомством для этих целей также активно используются СМИ. Осуществляется взаимодействие между пограничной службой и органами МСУ. Созданы группы раннего предупреждения конфликтных ситуаций, куда входят представители госструктур и органов местного самоуправления.

Другой важный вопрос – это совершенствование системы охраны госграницы. Мы проводим мероприятия по модернизации этой структуры, строятся новые подразделения на участках кыргызско-узбекской и таджикской границы. Основное внимание уделяется обеспечению безопасности населения, проживающего на приграничных территориях. Инженерное оборудование, которое устанавливается на границе в настоящее время, также должно значительно повысить безопасность этих участков. Принимаются меры по увеличению плотности охраны госграниц. Мы встречаемся с нашими узбекскими, казахскими и таджикскими коллегами, в августе мы впервые провели совместные пограничные учения в рамках ШОС. Кроме того, в настоящее время мы реализуем план Национальной стратегии комплексного управления государственными границами».      

Так уж у нас повелось, что привычка скептически воспринимать формальные заявления ведомств из разряда «информируем-контролируем-проводим работу», всякий раз заставляет думать о том, что в действительности ничего не делается. В случае с Государственной пограничной службой всё с точностью, да наоборот. Именно она, в первую очередь, пожинает плоды недоговоренностей по демаркации границ, недовольств местного населения и проч. проч., и она же, в отсутствие работы других исполнительных органов, занимается решением этих проблем. Проще говоря, взваливает на себя кучу дополнительных функций, в принципе, ей не свойственных.

«Пограничная служба на сегодняшний день работает очень продуктивно, - рассказывает Саламат Аламанов, проф., завотделом географии ИГ НАН КР, президент Кыргызского географического общества. - Хотя по большому счету они должны заниматься только охраной границы, но сегодня они вынуждены решать целый комплекс проблем, имеющих отношение к обеспечению приграничной безопасности. А приходится отметить, что конфликтные ситуации в последнее время участились. Мы, например, имеем далеко не радужную ситуацию на границе с Казахстаном. С чем это связано? В первую очередь, большинство конфликтов возникает из-за того, что местное население у нас не привыкло к тому, что оно живет на приграничных территориях государств, которые уже не являются субъектами одной страны. То скот куда-то ушел, как вот недавно – триста овец ушли в Казахстан, и теперь пастухи сидят в СИЗО. Хотя пограничники вели работу с местным населением, показывали им, где проходят границы, но ощущения, что это государственная граница, которую нарушать нельзя, у людей по-прежнему нет.

Исходя из того, что произошло в Аксыйском районе, когда пограничники с противоположных сторон границы открыли огонь друг в друга, показывает, что они представляют себе линию границы на этом участке тоже очень смутно и не знают, что именно они должны охранять. Даже если этот участок пока не согласован, должна быть договоренность между двумя странами, на каких территориях, например, нельзя вести хозяйственную деятельность. Когда сами пограничники не знают, как вести себя на том или другом участке, это очень тревожный симптом. Необходимо проводить работу по обучению пограничных служб и наших, и соседних стран. Во всех ситуациях, когда надо решать вопросы по укреплению границы, пограничные службы выполняют свою работу в силу своих возможностей и выделяемых на это средств, но участки, по которым еще не закончено согласование, всегда будут конфликтогенными.

Те люди, которые занимаются вопросами границы на высшем уровне, должны вести постоянную работу с населением, проживающим на этих территориях. Хотелось бы еще обратить внимание на одну, непонятную для меня вещь – сейчас в республике создан очень громоздкий аппарат, который ведет переговорный процесс, у нас есть вице-премьер по пограничным вопросам, есть секретариат при правительстве, комитет по делимитации и демаркации границ и развития приграничных территорий. Вообще в мировой практике переговоры по делимитации и демаркации никогда не должны соединяться с другим видом деятельности. Если люди будут заниматься демаркацией и еще при этом экономическими вопросами, это значит, что они будут заниматься только экономикой. Я эту ситуацию не могу понять, и созданный громоздкий механизм является камнем преткновения, который мешает переговорному процессу. Механизм решения этих вопросов разрушен полностью.

В Таласской области губернатор и аким района решили изменить границу, которая была ратифицирована, провели новую линию на карте, поставили столбы. Кто им дал такое право? Есть государственная комиссия, и вообще-то это прерогатива руководства страны. Когда местные власти на уровне областей, районов будут передвигать границы на условиях совместных согласований, тут уже надо говорить не о государственной границе, а о самоуправстве и размежевании субъектов государства. Договор о границе не денонсируется. Даже правительства не могут без обоюдного согласования, без очень продолжительных переговоров изменять границы. А переговорный процесс завис. Узбекская делегация у нас может дважды заявлять о том, что приедет вести переговоры, и не приехать. В контексте вопросов границы – это нонсенс. Я думаю, что нашему правительству необходимо пересмотреть систему урегулирования пограничных споров. С 2006 года на встречах высокого уровня, которые могут дать импульс этому процессу, ни разу серьезного разговора о границах не было. В 2006 году в Ташкенте президенты приняли решение по участку кыргызско-узбекской границы, но с этого момента ни одного подобного прецедента ни на одной встрече глав государств не случилось. Ни с одним из наших соседей, да и между ними самими нет каких-либо серьезных отношений по этому вопросу.

Думается, это симптом боязни решения пограничных споров, который к тому же подкрепляется огромной волной недовольства со стороны населения. Мы приучили свой народ негативно относиться ко всем решениям такого рода. И те люди, которые хотят сидеть у власти, никогда не будут заинтересованы в урегулировании пограничных споров за территории. Поэтому конфликтные ситуации будут возникать и дальше, до тех пор, пока мы не увидим кардинальных решений на всех уровнях. Руководители госструктур каждый год заявляют о том, что займутся этой проблемой, постоянно звучит обещание закончить делимитацию границы с Казахстаном, но время идет, а около шестидесяти спорных участков до сих пор «висят в воздухе». Пора пересмотреть и свои позиции, и свои подходы и директивы, иначе мы и дальше будем тонуть в приграничных конфликтах, потому что население так относится к границе, как к ней относится руководство страны».        

Согласен с Саламатом Аламановым и эксперт по гос.управлению Шерадил Бактыгулов, аналитик считает, что разрешить проблему госграниц способна только инициатива руководящего аппарата страны, который не торопится браться за дело, очевидно, опасаясь масштабных изъявлений недовольства со стороны местного населения: «Практически тупиковой сегодня оказывается проблема делимитации границ самой густонаселенной части Центральной Азии – Ферганской долины. Плотность населения здесь одна из самых высоких в мире, более того, более 9 млн. человек, проживающих в Ферганской долине, находятся за чертой бедности, земли катастрофически не хватает. Если к этому прибавить проблему межнациональных отношений, а и казахи, и узбеки, и таджики, и кыргызы говорят о том, что вот отдали территорию непонятно кому, отобрали у своего народа, мы получаем тот самый симптом боязни как-то дальше решать вопросы демаркации границ. Любые действия власти сегодня могут привести к очередному противостоянию местного населения. Мне видится, что здесь возможны всего два решения из серии «куда поставить запятую»: первое – «разграничить, нельзя оставить» на основании исключительно политической воли руководителей стран региона, второе – «разграничить нельзя, оставить» мы наблюдаем сейчас. Но, напомню, только политическая воля позволила урегулировать вопросы границ, например, России с Китаем, Казахстана и России, так что иного пути для нас нет». 

Пока же решать насущные проблемы Государственной пограничной службе помогают Евросоюз и ПРООН: «Для Кыргызстана, с учетом его экономического положения, немаловажную роль играет помощь со стороны международного сообщества, наш проект, финансируемый Европейским Союзом и ПРООН, направлен как раз на такое содействие. Его основная цель – повышение пограничной безопасности. – РассказалТаалайбек Усубалиев, заместитель регионального менеджера Программы Европейского Союза по содействию в управлении границами в Центральной Азии. - Но, с нашей точки зрения, здесь необходимы сразу два подхода и две группы задач: с одной стороны вопросы безопасности, с другой – экономическое развитие – торговля и транзит в Центральной Азии. Граница не должна быть лишь разделительной линией, это и пространство для выработки законодательства, способствующего расширению торговых потоков, социально-экономического взаимодействия и диалога между странами. На наш взгляд основные проблемы сегодня: делимитация и демаркация границ, существующие ограничения при пересечении границ, сопутствующая этому коррупция, препятствия для торговли и обеспечение безопасности. Необходимо совершенствование системы управления границами, усиление работы по борьбе с наркотрафиком, повышение профессиональных навыков работников пограничных служб. Из позитивных достижений хотелось бы отметить договоренность пограничных ведомств Кыргызстана и Афганистана по обмену информацией, организацию института постоянной связи. В рамках предотвращения приграничных конфликтов в Ферганской долине мы ведем работу с руководством Согдийской и Баткенской областей, во встречах принимают участие представители органов МСУ, местного сообщества, пограничники, и эта площадка оказывается достаточно эффективной. В Оше построен учебный центр по подготовке работников пограничных служб, кинологические центры для таможенной службы в селе Ленинском и в Оше. В планах повышение потенциала учебных центров как пограничных, так и таможенных ведомств стран Центральной Азии, актуализация проблемы Афганистана».    

Интересная складывается картина: Евросоюз проблема кыргызстанских границ беспокоит больше, чем наше собственное правительство и Жогорку Кенеш. А наших госмужей народные недовольства (никто не спорит, что межэтнические конфликты из-за земли уже сами по себе – серьезная проблема) страшат куда как сильнее всех террористов, сепаратистов и наркокартелей вместе взятых. По крайней мере, так это выглядит на данный момент. Понятно, что договариваться о размежевании и демаркации границ сложно, что любая страна в подобной ситуации до конца будет отстаивать свое право на спорную территорию, и любое решение неизбежно послужит в ущерб интересам какого-то местного сообщества. Но и затягивать этот процесс – не выход, а только попытка действующей власти переложить проблему на плечи будущей. Попытка, к слову, не дающая гарантий того, что дождаться момента передачи полномочий удастся тихо и мирно. Ведь факт остается фактом - граница, которую может перейти баран, никак не способствует обеспечению госбезопасности: либо бараны границ не признают, либо границы для баранов – не препятствие.

 

Евг. Николаева, спец. корр. POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 1513   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная