POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Инвестор в Кыргызстан не спешит. Почему?

21.11.2013 23:33 - Polit.kg

«Нужен ли Кыргызстану инвестор?» под таким названием 20 ноября в Бишкеке прошёл «круглый стол».  Как отметил модератор встречи, эксперт Игорь Шестаков, тема инвестиций все годы независимости была главным информационным трендом в Кыргызстане, но «в последние годы сообщения на эту тему больше напоминают сводки боевых действий». Подходим ли мы к ситуации, когда в стране останется лишь китайский капитал или уже подошли к ней? Кто может дать стране те 16 млрд. долларов, которые требуются для реализации программ, разрабатываемых сегодня правительством КР? Насколько исполнительная власть на деле заботится о привлечении инвесторов? Не протягиваем ли мы им «кота в мешке»?

 

Дуйшенбек Зилалиев, директор Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам:

- Отношения с инвестором в стране обострились именно в горнодобывающей отрасли. Я сам с момента назначения объездил все месторождения и воочию убедился в наличии проблем. Инвесторы на местах абсолютно не защищены. Предоставить же такую защиту обязано правительство. Перечислю только самые проблемные места: Кумтор, Джеруй, Андаш, Джамбыр, Алабуке, Бозунчак, Шамбы-Сай. Требования местного населения там в основном ориентированы на защиту экологии. Экологические риски, разумеется, чаще всего преувеличиваются. Объективная экологическая оценка при этом отсутствует – за истину выдаются заключения экспертов типа «каждый суслик – агроном».

Есть мнение, что инвестор нам вообще не нужен. Конечно, можно пойти и по такому пути. Но это требует ответственности. Если мы встаём на этот путь, то должны забыть о возможности повышения зарплат, пенсий и соцпособий.

 

Таалайбек Койчуманов, руководитель Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве КР:

- Если проанализировать структуру накоплений в КР, то она не самая хорошая. Бюджетные инвестиции падают, и потенциал для их роста крайне ограничен. Растут только иностранные кредиты и гранты. В будущем мы должны будем заменить их либо внутренними, либо иностранными инвестициями. При этом достигнуть роста экономики можно будет только через привлечение прямых иностранных.  Пока же они лишь сокращаются, что говорит о проблемном инвестиционном климате.

Требует улучшения и отраслевая структура инвестиций. В основном они идут в обрабатывающий сектор, который у нас совсем не большой, и на покупку недвижимости. То есть иностранные инвесторы боятся вкладывать средства в наше производство. Горнодобывающий сектор, электроэнергетика, строительство и сельское хозяйство, - здесь инвестиции тоже незначительны.

 

Назира Бейшеналиева, Бишкекский деловой клуб:

- Даже такие державы, как США, борются за иностранные инвестиции и идут на создание самых благоприятных для инвестора условий. У нас создание благоприятного инвестиционного климата тоже декларируется как основная задача государственной политики. Но это всё на бумаге. На деле же у Кыргызстана просто отсутствует история успеха. Все инвесторы, которые прибыли в нашу страну после 1995 года, когда действовала достаточно хорошая правовая база, столкнулись с большими проблемами. Несовершенство законодательной базы, коррупция, неэффективная работа государственных органов, - всё это приводит к тому, что другие инвесторы, которые хотели бы зайти на наш рынок, смотрят на своих предшественников и стараются сильно не рисковать.

 

Валентин Богдецкий, член правления Кыргызской горной ассоциации:

- Я потратил не менее десяти лет, чтобы убедить наше правительство в том, что запасы золота в нашей стране вообще имеют какую-то стоимость. Вспомните: в своё время лицензии на разработку месторождений выдавались вообще бесплатно. Это себя не оправдало: зачем разрабатывать, если можно завтра полученное просто так перепродать за сотни миллионов долларов? Спекуляция даёт мгновенную прибыль, а при планомерной работе нужно ждать ещё 5-7 лет. И вот сегодня маятник качнулся в другую сторону: появилось огромное количество экономистов, которые умножают объёмы запасов на конечный продукт и получают в итоге сотни миллиардов, которые уже предлагаются как цена для иностранного инвестора. На самом же деле реальная стоимость всех наших золотых запасов находится в пределах 5-6 млрд. долларов. Это в системе существующих цен. Не верьте другим цифрам! Населению тоже нужно сообщать правильные оценки, чтобы не порождать завышенные ожидания.

Инвестиции нужны нам как воздух. Только появившись, они сразу начинают работать на нашу экономику. Инвестору же нужны гарантии – и их нужно предоставить любой ценой. После того, как на протяжении последних лет отбиралось по триста лицензий в год, никакой добропорядочный инвестор сюда не придёт. Ждать можно только авантюристов.

 

Жумакадыр Акенеев, эксперт, экс-президент Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана:

- Сегодня наш президент приезжает в Южную Корею и говорит корейским бизнесменам: приезжайте, двери открыты, у нас созданы самые лучше условия для инвестора. А когда они приедут сюда, они столкнутся с действительностью. Здесь есть два момента: 1) очень политизированное население, которое является орудием в чьих-то руках и даже не понимает, что ему нужно, 2) препятствия на государственном уровне. 20 миллиардов, которые «Газпром» готов вложить в «Кыргызгаз», - это разве не инвестиции? Тогда почему этот процесс тормозится? В первую очередь, нам надо обвинять себя. Государственные структуры и те люди, которые игнорируют 12-ую статью Конституции, несут консолидированную ответственность вместе со всеми нами. Во что мы превратили орган, который руководит горнодобывающей отраслью? Чем-то командует Министерство экономики, чем-то Госагенство по охране окружающей среды…

Если мы хотим порядка, то статус Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам надо поднять даже выше, чем министерство. Это может быть Национальный комитет под прямым подчинением Президента. Пусть он координирует всё, связанное с отраслью: от выдачи лицензий до разработок и работы с местным населением. В идеале должна сложиться такая ситуация, когда на инвестора уже не сможет «наехать» никто: ни премьер-министр, ни министр. Инвестор должен быть уверен хотя бы в том, что на крайний случай сможет вернуть вложенные деньги. Люди должны приходить в конкретную инстанцию, а не к человеку, который их будет потом пугать прокуратурой.

Только недавно прошёл первый успешный аукцион, на котором было продано два маленьких месторождения на 600 000 долларов. Зацикливаться на прошлых ошибках нельзя. Все должны объединиться в понимании того, что будущего без инвестора у нас просто не будет.

 

Расул Умбеталиев, эксперт по энергетике:

 - Заседание Совета обороны, которое прошло 4 ноября, в качестве главного сдерживающего фактора для экономического развития обозначило коррупцию. Коррупция делится на политическую, системную и бытовую. В условиях сегодняшнего партийно-кланового правления инвестору приходится сталкиваться с некомпетентными парламентариями. Не слишком компетентные люди сидят и в исполнительной власти. А нужны - специалисты!  

Золото либо выведет нас в лидеры, либо погубит. Это не только благословение, но и проклятие. Голос местного сообщества слышен только потому, что само государство не решает социально-экономические проблемы и тем самым порождает очаги напряжённости. Почему Кумтор должен работать только на Иссык-Кульскую область? Государственный собственник, если он честный и добросовестный, принесёт стране только благо.

 

Надежда Добрецова, Институт политики развития:

- Третья сторона, которая образовалась в результате не самого эффективного взаимодействия государства и инвестора, - фактор крайне деструктивный. Позиция правительства, глава которого говорит, что инвестор должен самостоятельно договариваться с местным сообществом, преступна. Бизнес уже пошёл договариваться, и понятно – с кем. Это не аксакалы, не люди, пользующиеся уважением. Это криминальные авторитеты. Так называемые «чёрные» сегодня очень изменились и представляют собой корпорацию, которая очень быстро берёт на вооружение современные управленческие технологии. Из разрозненных очагов сопротивления эти технологии очень быстро распространились по всей стране, и специалистам видно: действует централизованная система шантажа и вымогательства. Применяются одни и те же методы, действуют одни и те же люди. И это ниша, созданная руками государства.

Инвестор, конечно, должен взаимодействовать не только с центром, но и с регионами. Это должны быть конкретные властные структуры, несущие ответственность за решение вопросов на этой территории, то есть органы местного самоуправления. Таким образом, единственными контактными лицами для инвестора на месте должны быть местный кенеш и айыл окмоту. Но те, к сожалению, сами пока ещё не готовы вести с инвестором равноправный диалог и самостоятельно формировать программы социального развития, чтобы  решать проблемы сообщества. В Алабукинском районе Джалал-Абадской области работает компания «Казахмысголд». Её история на фоне остальных считается благополучной. Они работают на территории двух айылных аймаков. И если в одном работа с местными органами власти даёт плоды, то в соседнем развивается совсем по-другому. Так что всё зависит от реализованного потенциала органов местного самоуправления.

Когда инвестор приходит на территорию, население вправе ожидать каких-то видимых улучшений – в первую очередь, в инфраструктуре. Но почему этого не происходит? По идее эта помощь на развитие должна идти через бюджет, налоговые и неналоговые отчисления. Данные 2012-2013 годов говорят, что многие местные бюджеты уже получили сверхдоходы от этих поступлений. Но управлять ими как инвестициями они, видимо, ещё не научились. Привыкли жить по смете, где всё по нулям и денег хватает только на «поддержание штанов». А тут приходят инвестиции, и создаётся парадоксальная ситуация: на счетах в казначействе лежат хорошие деньги, а в селе ничего не меняется. Люди, естественно, чувствуют себя обманутыми и разочарованными. Инвестор, видя это, может вообще уклониться от официальных платежей и те же деньги пустить на строительство дорог, ремонт школ и больниц – при том, что он этого делать не должен!

 Что нас ожидает в будущем? В 2014 году начнут взиматься ещё 2% неналоговых платежей специально для местных бюджетов. Для некоторых территорий это очень большие деньги, а потому идут споры, как они должны распределяться между аймаками. Министерство экономического развития работает над созданием районных фондов, через которые будут финансироваться различные инфраструктурные проекты. Опять же, роль органов местного самоуправления выходит на первый план. Смогут ли они правильно распорядиться инвестициями? Их неготовность выступить партнёрами инвесторов  - следствие полного игнорирования государством вопроса регионального управления. С 2010 года вертикаль власти начала укрепляться, и центр принятия решений сконцентрировался в Бишкеке. Вместе с тем, позиции правительства по региональному управлению просто не видно. Есть некие попытки провести административно-территориальную реформу, но в целом царит полный хаос.

 

Таалайбек Сагынов, депутат Бишкекского городского Кенеша:

- Инвестиции не должны иметь национальности. Излишняя политизация экономических вопросов тянет страну назад. Нет инвесторов канадских или австралийских, есть добросовестные и недобросовестные. С 2008 года к нам начали заходить очень недобросовестные инвесторы, которые пользовались алчностью и продажностью наших чиновников, чтобы подписывать такие договора, последствия которых придётся расхлёбывать ещё долго.

Акаевский Государственный комитет по инвестициям сделал в своё время большую работу, но со временем превратился в аппарат узкосемейных интересов. От этого в первую очередь страдали мелкие инвесторы, в которых Кыргызстан нуждается до сих пор. Но кто их защитит? Я недавно был в Новосибирске на третьей экономической конференции «Кыргызстан-Россия». Первый вице-премьер Оторбаев снова приглашал мелких и средних инвесторов из РФ в нашу перерабатывающую промышленность. И тут же ко мне подходит один бизнесмен и говорит, что сам он из Новосибирска и вложил в экономику Кыргызстана 520 тысяч долларов, а получить обратно ничего не может. Его арестовала Генпрокуратура КР, отобрала паспорт, и в итоге он был вынужден покинуть страну чуть ли не тайком.

Моё предложение состоит в том, чтобы сделать ревизию законодательных актов, которые были приняты ещё при первом президенте.

 

Розалия Дженчураева, академик НАН КР:

- У нас было много ошибок, в том числе и трагических. В своё время мы убеждали власть не трогать «Кумтор» - нас никто не стал слушать. В результате этот объект сейчас просто потерян. «Центерра» сама подталкивает нас сегодня к тому, чтобы он был национализирован. Как только мы пойдём на такой шаг, сразу начнутся арбитражные суды, штрафные санкции, экономическая блокада. Смотрите: в Таджикистане десять лет шла гражданская война, а сейчас они приглашают международную финансовую корпорацию, которая проводит тендеры по всему миру от имени Всемирного банка. И свои заявки на эти открытие тендеры – в первую очередь, по месторождениям серебра, подают самые крупные мировые  компании. Это обеспечивает Таджикистану хорошую репутацию. Сейчас туда идут хорошие инвестиции. А кто идёт к нам?

 

 Марс Сариев, эксперт-политолог:

- Когда мы объясняем кому-то смысл неприкосновенности частной собственности, происходит столкновение социокультурных норм. Мы подходим к решению проблемы с европейской точки зрения: институт вины, библейские заповеди и т.д. А местное сообщество пользуется родоплеменными нормами – то есть работает институт стыда: мне стыдно только перед своими соплеменниками, а все остальные меня не «колышат». Наши политики, надо это понимать, не так сильно оторваны от народа. В советскую эпоху мы были дотационной республикой, и всё решала Москва. И наши чиновники ещё с того времени привыкли к тому, чтобы везде искать ресурс. Наши бизнесмены в политике – это именно бизнесмены, а не предприниматели: последние создают среду, а не просто покупают дешевле и продают дороже. И вот, наши политики, которые подпитывают свои кланы, поступаются в итоге интересами государства в целом. Мы приводим им факты, анализ, списки, предлагаем варианты, а клан говорит им: нет, ты должен делать так, как говорим мы – или ты не за справедливость, раз не хочешь нас защищать? Происходит столкновение двух миров.Единственный способ это преодолеть – это вкраплять в засаленную колоду наших политиков людей, которые не живут в родоплеменной парадигме. Когда они окажутся на политическом поле, картина изменится.

 

P.S.

В ходе обсуждения выяснилось, что ухудшению отношений с иностранным и внутренним инвестором в нашей стране способствуют две параллельных тенденции: сращивание государственной власти с бизнесом и местного самоуправления – с криминалом. Лучше всех по этой проблеме высказался Расул Умбеталиев, вспомнивший о российском опыте: «Я прекрасно понимаю Путина, который Потанина[1] в своё время поставил перед выбором: либо власть, либо бизнес. Бизнесмены в парламенте и правительстве просто лоббируют свои интересы».

 

POLIT.KG



[1] Некогда первый заместитель премьер-министра Российской Федерации, Владелец и президент управляющей компании «Интеррос», одной из крупнейших в России, генеральный директор ГМК «Норильский Никель»

Версия для печати   |   Просмотров: 1507   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная