POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кыргызстан и Южная Корея в российско-китайской тени

25.11.2013 20:10 - Polit.kg
Кыргызстан и Южная Корея в российско-китайской тени

Южнокорейский вояж президента Атамбаева обнажил целый ряд проблемных мест во внешней политике как нашего государства, так и его партнёров. Коснуться этих мест стоит хотя бы вскользь.  Начнём с вопроса, который у всех на устах. Зачем Кыргызстану, которому ещё далеко до полноценного членства в Таможенном союзе России, Казахстана и Белоруссии так упорно пропагандировать идею вступления в ТС далёкому «азиатскому тигру»? Варианта тут два. Либо это проявление специфического юмора в духе «если продвинутые корейцы не откликнутся на данное предложение, то и нам оно ни к чему», либо наоборот – по-швейковски отчаянное стремление продемонстрировать своё рвение и приверженность неким «идеалам евразийства».

В первом случае мы имеем дело с тем, что называется мелким вредительством и дискредитацией интеграционного проекта. Во втором – с компенсацией чувства собственной ущербности в будущем объединении. Атмосфера фарса останется проявленной в обоих случаях. Притом очень ярко: потому, что – какой контраст! – внутри Кыргызстана власть и чиновники поднимают тему Таможенного союза крайне неохотно. Можно предположить, что в основе такой поведенческой линии лежит желание «размыть» концепт евразийской интеграции и сделать так, чтобы и в ТС вступить, и всё оставить по-старому.  Для того-то и весь этот театр, где в первом действии – романтичный вице-премьер Дж. Оторбаев с его воззванием к Южной Корее и Японии (конец октября), а во втором – бронебойный президент А. Атамбаев (середина ноября). Реакции со стороны корейцев, понятное дело, ноль. Зачем им вообще прислушиваться к тому, о чём говорит Кыргызская Республика, с которой Республика Корея имеет товарооборот всего в 160 миллионов долларов? Зачем, если вместе с тем очень уверенно развиваются отношения последней с РФ (товарооборот – 25 миллиардов долларов)? Владимир Путин побывал в Сеуле незадолго до Алмазбека Атамбаева и уехал оттуда, подписав договор о введении взаимного безвизового режима для граждан РФ и РК сроком до 60 дней. Он констатировал, что на российском рынке уже сегодня действует более 600 компаний с корейским капиталом, занятых во всех отраслях экономики. В целях более интенсивного развития взаимоотношений создаются два фонда с объёмами капитала до 1 млрд. долларов , прорабатывается вопрос транспортировки корейских грузов северным морским путём, то есть через русскую Арктику. И тут появляемся мы – со своей непонятной агитацией и вечным поиском наивного богатого инвестора из-за рубежа. В этом смысле можно только подивиться рассказам господина Атамбаева: «На обеде в честь кыргызской делегации президент Кореи Пак Кын Хе сказала, что Кыргызстан для Кореи - самая главная приоритетная страна в Центральной Азии. И их чиновники этот сигнал услышали. Корейские бизнесмены услышали, что президент хочет, чтобы корейский бизнес пошел в Кыргызстан». Обыкновенная же цифирь говорит, что ни о каком приоритете в экономическом плане по отношению  к нам у корейцев речи и быть не может. Мы находимся в самом хвосте таблицы, отражающей реальное взаимодействие Республики Корея и центральноазиатской пятёрки государств.  Последний прорыв, а именно решение вопроса о  строительстве ферросплавного завода в Таш-Кумыре (Джалал-Абадская область) - и тот оказывается завязанным на Казахстан: дело в том, что завод, за строительство которого взялась корейская компания POSCO, ориентирован на казахстанскую сталелитейную промышленность и будет использовать технологию, разработанную Национальным центром по комплексной переработке минерального сырья Республики Казахстан. Кстати, судя по тому, что президенту Атамбаеву пришлось лично «утрясать» вопрос строительства, что-то  у корейского инвестора в КР явно пошло не так. А это означает, что пуск предприятия, изначально намечавшийся на ноябрь-декабрь сего года, отодвигается на неопределённый срок. К сожалению, таковы наши реалии: мы можем освободить от уплаты НДС ввозимое для завода оборудование, но обеспечить инвестору реальную защиту пока не умеем. А ведь проект-то знаковый: шутка-ли – один из крупнейших (до 200 тысяч тонн готовой продукции в год) промышленных объектов в регионе? И за ним маячат некоторые другие проекты с участием корейского капитала…

Интересно наблюдать, как Атамбаев подражает Путину. Если второй решил в Сеуле вопрос с безвизовым режимом, то наш президент умудрился заключить соглашение о взаимном признании и обмене водительских удостоверений. Здорово? Разумеется, да. А чего стоит посещение крупнейшего корейского центра тхэквондо, где нашему лидеру – вслед за Владимиром Владимировичем – присвоили сразу девятый дан (мастерская степень в боевых искусствах)? Мало-то мы знали об Алмазбеке Шаршеновиче, оказывается! Понятное дело: он, в отличие от российского коллеги, на татами выходить стесняется.  Но это не беда: самый кровавый спарринг – это мелочь по сравнению с выпрашиванием очередного кредита, транша или гранта… А вот главная параллель-подражание: Путин обратил внимание корейских бизнесменов, что от сотрудничества с Россией те могут безбоязненно перейти на Белоруссию и Казахстан – ведь теперь это составные части Единого экономического пространства. Ну и Атамбаев, говоря о Кыргызстане, призвал «воспользоваться всеми возможностями нашей страны как члена Таможенного союза». Получается, что он самовольно вписался в казахско-белорусскую компанию. Возвращаясь к тому, с чего эта статья начиналась, оценим всю тонкость манёвра. Оценим и вспомним расхожее: Не говори гоп, пока не перепрыгнешь…

А теперь – самое интересное. Терпеть гусарство государственных мужей из Кыргызстана Сеулу приходится не просто так, а для того, чтобы обеспечить себе определённую базу… в противостоянии с Китаем. Как можно догадаться, одна из линий этой тихой борьбы проходит через Центральную Азию с её богатейшими природными ресурсами и стратегическим положением в Евразии. Впрочем, причины этой борьбы следует искать ещё на Дальнем Востоке. Как известно, Южная Корея в политическом смысле представляет собой остров, ибо на севере имеет глухую границу с крайне враждебной КНДР, а другими сухопутными рубежами не располагает вовсе. КНР, пользуясь положением покровителя Северной Кореи, фактически держит Южную Корею на периферии Евразии. И хотя РК весьма успешно использует  для взаимодействия с миром морской транспорт и авиацию, она вынуждена отказываться от ряда интереснейших проектов. Например, от идеи нового Великого шёлкового пути, которую сегодня так лихо продвигает тот же Китай. Там уже взяли за исходную восточную точку порт Ляньюнган и не очень далеко расположенный от него Шанхай. А Южная Корея, стало быть, осталась на обочине. Что интересно, на Западе Китая эта «поднебесный» участок «шёлковой трасса» заканчивается на границе с Казахстаном - там, где расположен открытый не так давно международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» с пропускной возможностью 3 млн. пассажиров и 2 млн. тонн грузов в год. Кыргызстан в данном случае так же, как и Южная Корея, оказывается не у дел. Есть, впрочем, ещё один общий знак в нашей судьбе: и для нас, и для южнокорейцев единственной силой, которая способна повлиять на ситуацию, является Россия. РФ готова хоть завтра начать строительство железных дорог и магистралей из Южной Кореи вглубь евразийского континента через Российский Дальний Восток. Более того, в рамках пилотного проекта уже восстановлено 54 километра железнодорожного пути Хасан-Раджин, что является первым шагом к воссоединению Транссибирской и Транскорейской магистралей. Несмотря на то, что в настоящее время реконструкция железной дороги скорее на руку китайцам, которым она сильно облегчает выход к побережью Японского моря (со стороны вассального КНДР), южнокорейские компании действуют в интересах государства, способствуя модернизации инфраструктуры российского Дальнего Востока, особенно в части построения «умных» энергосетей. Ими совместно с российской компанией «Единая энергетическая система» занимается там Hyundai Heavy Industries.  Параллельно идут переговоры по строительству газопровода из России в Южную Корею. Его, с учётом нелояльного отношения к подобным проектам со стороны КНДР, предлагается даже проложить под водой.

Президент Южной Кореи Пак Кын Хе говорит сегодня о том, что её мечта - единая транспортная сеть «Экспресс шелковый путь», соединяющая Северную и Южную Корею, Китай, Россию и Центральную Азию. Задача Кыргызстана в этой ситуации – также  не остаться на обочине. Главный китайский вариант нового «шёлкового пути», напомним, не проходит через  территорию республики. Интересно, что те же Китай и Южная Корея сейчас конкурируют за поставки иранского жидкого газа. И ещё предыдущий южнокорейский лидер говорил о том, что хочет наладить энергетическое сотрудничество со странами Центральной Азии, сократив зависимость страны от поставок ближневосточной нефти. В виду он, правда, имел по большому счёту лишь сотрудничество с Казахстаном, но всё-таки…  кыргызстанское Министерство транспорта и коммуникаций уже сейчас «вдохновляет» южнокорейского инвестора на строительство железнодорожной сети в КР.

Как утверждают южнокорейские источники, новый президент Республики Корея  во время своей поездки в Пекин была принята там крайне холодно. Китай уже давно демонстрирует доминирование  и однозначное  желание подмять под себя «азиатских тигров». Свидетельство тому – китайская программа создания зоны свободной торговли Китай–Япония–Южная Корея. Для последних двух стран реализация подобной инициативы символизировала бы моментальный выход из-под протектората Соединённых Штатов. Конечно, Республика Корея в курсе, что её экономика имеет немало производств на территории КНР и именно Китай является её главным торговым партнёром. Но там понимают и то, что у Китая мёртвая хватка, и с течением времени всё может обернуться практической потерей суверенитета.

Отметим, что азиатско-тихоокеанский регион сегодня играет ключевую роль и во внешней политике Российской Федерации. Москва, как и Сеул, также не заинтересована в сверхусилении и тотальной экспансии Китая. Отсюда - тёплые отношения с Индией,  путинские поездки во Вьетнам, Республику Корея и активное зондирование извечно многовекторной Центральной Азии. В сердце которой расположился удивляющий мир и самого себя Кыргызстан.

Иосиф ИЛЛАРИОНОВИЧ

Версия для печати   |   Просмотров: 1578   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная