POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Миграция 2014: вызовы и риски

10.02.2014 18:31 - Polit.kg

Алексей Красин, руководитель

 стратегических проектов

«Агентства по развитию

местного самоуправления - LGDA»

Вначале давайте определимся с предметом: что мы имеем в виду, когда говорим о миграции.

Здесь уместно упомянуть транзитность, свойственную Кыргызстану, как географическому объекту - и не только в природно-биологических смыслах. Но и в смысле транзитности различных процессов: политических, военных, экономических, транспортных, и прочих, сопутствующих развитию человеческой цивилизации.

Различные миграции являются следствием этой транзитности, а миграционные потоки - одним из наполнений транспортных, экономических, культурных и прочих транзитных коридоров.

Когда какая-либо этническая часть населения массово и безвозвратно перемещается на новые места обитания, оседая на иных географических пространствах, мы имеем дело с миграцией народов.

В приложении к условиям Кыргызстана, в трудовой миграции эксперты выделяют временную, или так называемую маятниковую миграцию - как внутреннюю так и внешнюю. В ней работник уподобляется челноку, перемещающему между регионами или через границу труд - в одну сторону, а последствия его вознаграждения (деньги, товар, материальные ресурсы) - в другую.

Какова же ситуация сегодня вокруг Кыргызстана в этой сфере?

Первое. Нужно отметить очевидную неспособность ряда постсоветских стран самостоятельно справиться с решением задачи развития национальных экономик, на фоне последствий разрушения глубоко интегрированной советской экономики. Это относится не только к Кыргызстану, но и к большинству стран бывшего Союза.

Трудовая маятниковая миграция в Россию и Казахстан помогает нам несколько нивелировать эту базовую проблему. На полях можно отметить, что этот  фактор существует и в странах Прибалтии, и в самой России, но вектор их миграции направлен преимущественно в сторону стран ЕС и США.

Не вдаваясь в подробности, можно сделать вывод, что феномен трудовой маятниковой миграции на третьем десятке лет трансформации некогда единого экономического пространства, занял устойчивое место в национальных и региональной экономиках.

И хотя Кыргызстан по количественным параметрам не входит в первую десятку ни стран доноров, ни миграционных коридоров, тем не менее, относительно масштабов нашей экономики, доля трудовых мигрантов в ней весьма велика.

Второе. Между прочим, по доле денежных переводов мигрантов в ВВП, Кыргызстан  со своим 31% последние пару лет стоит на втором месте в мире, после Таджикистана. Третье место делят Лесото и Непал (по 25%), четвертую строчку занимает Молдова (24%).

Для сравнения, по разным данным из открытых источников, за период с 2010 по 2012гг. денежные переводы составили:

- в  Украине ориентировочно 4,8% ВВП страны, показав рост с 1,4 до 6,5 млрд долл. США, в 2013г. - уже более 9 млрд долл., то есть рост поступлений только за последний год составил почти 50%.

- в Таджикистане от 35 до 48 % ВВП, в 2011 году чистый приток денежных переводов из России составил 2,9 млрд, в 2012 году - 3,3 млрд долл..

Переводы в Кыргызскую Республику за период с 2009 по 2012 года показали рост с 15 до 31% ВВП, ориентировочно с 800 млн. до 1,8 млрд долл. США.

Ежегодный рост денежных переводов в Кыргызстан оценивается примерно в 17-18%, при том, что средний мировой рост переводов мигрантов оценивается на уровне 6,3%. Доля денежных переводов из России составляет порядка 96,3% от всего объема денежных переводов.

Вывод:  можно зафиксировать достаточно высокую динамику роста денежных поступлений в страну от мигрантов, и предположить её и в дальнейшем, при сохранении благоприятных условий в принимающих странах.

Третье. По оценочным данным ООН, количество мигрантов в России в 2013 году превысило 11 млн человек. За четыре последних года приток мигрантов, въехавших в Россию официально, вырос на 37%. Квота, гарантирующая мигрантам трудоустройство в России, составляет около 2 млн человек.

При этом, около 10-15% развития ВВП России зависит от рабочей деятельности мигрантов, их вклад в российский ВВП составляет от 15 до 20%. К примеру, мигранты из стран СНГ только за 2011 год отправили на родину около 21 миллиарда долларов, а бюджет России повысили примерно на 400 миллиардов долларов.

Что интересно, в 2013 году поступления переводов от трудовых мигрантов в саму Россию оценивались на уровне 5,7 млрд долл. США.

А в Казахстан из стран Центральной Азии ежегодно приезжают 200 тыс. человек - по официальным данным. По неофициальным - от 500 тыс. до 1 млн. человек.

Вывод: мигранты занимают существенное место в наиболее крупных национальных экономиках Таможенного Союза, общая мощность миграционной ниши которых на сегодня  составляет порядка 12 млн рабочих мест.

Немаловажно отметить, что наиболее успешные иностранные трудовые мигранты осуществляют инвестиционный вклад в этих странах, что подтверждает тезис о склонности маятниковой миграции к эмиграции "навсегда".

Резюме: В завершении этого достаточно общего и неполного описания ситуации, нужно отметить, что:

·          во-первых, точного числа мигрантов в странах Таможенного Союза не знает никто, даже ФМС;

·         во-вторых, все цифры финансовых переводов базируются лишь на данных, учитывающих их передачу по официальным банковским каналам, и не учитывают средства, передаваемые наличными. Либо по серым каналам, невидимым официальной статистике. Например, по мусульманским или китайским неофициальным системам перевода (Хавала, Фэй Чьен, и прочие).

Можно лишь предположить, что размер миграционного феномена в совокупности трудовых и финансовых ресурсов существенно выше, чем это видится по официальной статистике.

Что же мы имеем фактически:

А фактически уже достаточно давно, как минимум десятилетие, в Кыргызстане сформировалась ещё одна отрасль национальной экономики - трудовая внешняя миграция, мощность которой, как мы уже говорили, около 30% ВВП. Как минимум.

При этом потоки ресурсов - отсюда трудовых, сюда - человеческих и финансовых, фактически находятся за пределами системы государственного управления.

По сути, являясь сопоставимым с размером ВВП, миграционный фактор заполняет разрыв между фактическим и потенциальным ВВП нашей экономики, за счёт использования трудовых рынков иных стран. Причём, безо всяких усилий со стороны системы государственного управления, а скорее - вопреки ей.

Эффективные методы государственного управления в этой сфере просто отсутствуют. У существующего сегодня министерства труда, миграции имолодежиэффективной государственной политики не имеется, предметы управления не определены, нет даже концептуальных подходов, сопрягающих интересы государства и гражданина в описанной ситуации.

Государственная или партнёрская государству система подготовки потенциальных мигрантов к миграции и труду за рубежом также отсутствует. Отсутствует и система подготовки кадров взамен утекших за рубеж - снижение профессионального потенциала вследствие миграционного оттока требует более качественного и тщательного управления образованием.

Примером следствия неуправляемости процесса замещения мигрировавших специалистов могут быть вот такие цифры: обеспеченность врачами в России составляет 44,7 на 10 тыс. человек, в КР вдвое меньше - 22,2. При этом эксперты по миграционной политике прекрасно знают вес кыргызстанской миграции в этих цифрах, насколько востребованы наши врачи и в регионах, и в крупных городах России. 22,2 на 10 тысяч человек. 22,2 на 10 тысяч человек. 22,2 на 10 тысяч человек.

Учитывая колоссальный объём этой отрасли, можно зафиксировать и фактическую зависимость экономики Кыргызстана не только от внешней, но и от внутренней политики других стран, в первую очередь России.

Очевидно, что в сфере миграции и внешних трудовых рынков, мы находимся в зависимости от более успешных экономик - сегодня это экономики России и Казахстана, завтра - могут быть иные. И тем более очевидно, что инструменты управления в миграционной сфере нетрадиционны для нашего госуправления, а предметы управления в этой сфере ещё нужно определить.

Наиболее естественным инструментом здесь является государственная политика, как документ и стратегический, и тактический. Пока же даже концептуальные представления о такой политике в Кыргызстане только разрабатываются.

Здесь можно попытаться обрисовать основные риски и угрозы для Кыргызстана:

Пока эффективной Концепции миграционной политики нет и в  странах, принимающих наших мигрантов - опять же, в первую очередь, в России. Нет, конечно, документы с таким или похожим названием существуют, но проблемы решают лишь фрагментарно,  поскольку малоадекватны реалиям и не дают возможности эффективно действовать государственным структурам управления, не формируют позитивной миграционной среды, отвечающей интересам всех участвующих сторон.

Поэтому в текущем году нам нужно быть готовыми к достаточно импульсивным и нервным действиям, например, российских госструктур по отношению к мигрантам вообще. Ну а наши мигранты - как всегда, попадут под очередную общероссийскую кампанию зачистки.

Изменения миграционной политики России и Казахстана в сторону ужесточения может привести к резкому (но, скорее всего, временному) сокращению количества мигрантов. Массовое возвращение в этом случае мигрантов в Кыргызстан может в какой-то период дестабилизировать политическую и социальную ситуацию, преимущественно локально, в Бишкеке, особенно если совпадёт с другим политическим фактором - весной.

На полях можно отметить, что вступление в Таможенный союз вовсе не решает миграционную проблему для наших граждан - об этом неоднократно говорилось экспертами.

Прогнозируемое в 2014 году торможение экономического роста в России также неизбежно отразится и на Кыргызстане - сократится объем переводов, которые трудовые мигранты будут посылать домой.

К резкому сокращению денежных переводов от мигрантов могут привести также и изменения финансовой трансграничной политики России и Казахстана, что также скажется на общем уровне жизни в стране и состоянии государственного бюджета.

Например, те социальные нужды, которые сейчас покрываются денежными средствами мигрантов, с большой долей вероятности лягут бременем на государство. Плюс государство должно будет очень быстро найти применение высвободившимся из миграционной отрасли трудовым ресурсам.

Вступление в ТС может запустить и иные процессы - увеличить эмиграцию из Кыргызстана и отток инвестиционных капиталов граждан, наряду с увеличением внешних весьма агрессивных инвестиций и «мигрантов-бизнесменов». Такого рода "миграцию" капиталов мы уже чувствовали в середине 2000-х, когда был надут пузырь цен на недвижимость, в первую очередь за счёт спекулятивного капитала из-за рубежа.

Кроме внешней, существует и мощная, также совершенно неуправляемая государством внутренняя миграция, которая создаёт перекосы не только расселения трудовых и просто человеческих ресурсов, но и перегрузы различных типов инфраструктуры.

Давно известным фактом является несоответствие бюджетов (и отраслевых, и местных) реальному расселению населения. В стране накапливаются последствия от неэффективного финансирования, несоответствующего реальным нагрузкам, в сфере пассажирского транспорта, автомобильных дорог, коммунальной и социальной инфраструктуры, школьного образования.

Система государственного управления неадаптивна к изменениям на управляемых территориях, не обладает свойством оперативной самокоррекции и перераспределения ресурсов. Проектирование государственного и муниципального управления оторвано от реальности, перегруз в одном месте сочетается с пустотой в другом.

В том числе, перенаселённость Бишкекской и Ошской агломераций - с опустыниванием приграничных территорий.

При дальнейшем отсутствии эффективной государственной политики управления развитием и расселением человеческих ресурсов, замещение нашего населения на приграничных территориях соседским, может принять устойчиво-прогрессирующий характер - в первую очередь, на южном направлении.

Южный миграционный коридор чреват для нас прежде всего угрозами политическому строю и государственности: по всему континенту идёт увеличение дестабилизирующей миграции - религиозные и террористические группы, носители иных политических проектов.

Находясь в прямой зависимости от более крупных и более успешных экономик, какими бы они ни были - российской, европейской, азиатской, и прочих - мы неизбежно проецируем на себя все те вызовы и риски, которые существуют для них.

В завершении хотелось бы отметить, что отсутствие собственной эффективной политики в отношениях с большими партнёрами практически аннигилирует и без того зыбкий национальный суверенитет. И не только в сфере миграции и трудовых ресурсов.

Это мир глобальной и региональных экономик, где понятие суверенитета очень условно и преимущественно декоративно. И нам, и отечественной системе государственного управления, ещё нужно учиться жить и развиваться в этом глобальном мире.

Алексей Красин,  специально для Института общественной политики (IPP)
POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 1297   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная