POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Чем евроинтеграция для Украины отличается от программы HIPC, в которую пытались затащить Киргизию?

09.05.2014 16:56 - Polit.kg
Чем евроинтеграция для Украины отличается от программы HIPC, в которую пытались затащить Киргизию?

В 2009 году Украина впервые стала донором Всемирной продовольственной программы ООН и отправила тысячу тонн пшеницы в голодающую Эфиопию. А теперь всё идёт к тому, что зерно будут отправлять в саму Украину. Эфиопия ведь тоже имеет все благоприятные условия для выращивания злаков — но голодает даже при высоком росте ВВП: слишком низким оказывается доход на душу населения. И скорее всего, дело тут в том, что данная  африканская страна окончательно запуталась в сетях международной программы HIPC (ХИПИК, облегчение долгового бремени беднейшим странам с высоким уровнем задолженности), куда вскоре после первой «революции» едва не вляпалась и Киргизия.

 

Найти размышления по поводу  HIPCв украинских СМИ сложно: конкретно эта напасть Украину пока миновала, но вместе с обязательствами перед Международным валютным фондом грядёт что-то очень похожее — и может, даже пострашнее. Новая киевская власть уже заранее соглашается со всем, что ни  предложит МВФ, и тем самым повторяет действия киргизского правительства образца 2006 года. А ведь это было время, когда против вступления в ХИПИК здесь поднялись самые широкие народные массы.

 

Напомним, тогда  требования МВФ были сведены к списку из пяти пунктов. Предполагались кардинальные реформы:

 

- реформамакроэкономической политики и стратегии развития страны;

- реформа управления государственными финансами и государственного управления;

- реформа социального сектора;

- реформа энергетического сектора;

- реформа горнодобывающей отрасли.

 

Практически те же условия МВФ выдвигает сегодня и Украине. Разница только в деталях: за неимением гор и, соответственно, горной добычи, Киеву придётся начать с обновления системы продажи российского газа населению.

 

Вот как выглядит полный список из десяти требований, выполнение которых должно обеспечить благосклонность Международного валютного фонда к украинскому правительству:

 

1. Повысить пенсионный возраст - на два года для мужчин, на три - для женщин. Ликвидировать право на досрочный уход на пенсию и принцип считать год за два на опасных предприятиях.

 

2. Ликвидировать институт специальных пенсионных пособий, которые выделяются ученым, государственным служащим, управляющим государственных предприятий. Ограничить пенсии работающим пенсионерам. Установить пенсионный возраст офицерам армии в 60 лет.

 

3. Повысить цену на газ для муниципальных предприятий на 50%, в два раза для частных потребителей. Увеличить стоимость электричества на 40%. Разрешить установление цен ЖКХ. Допустить рост цен соответственно росту цен на газ. Увеличить акциз на бензин на 60 евро.

 

4. Отменить льготы и повысить налоги на транспорт на 50%. Не повышать прожиточный минимум, балансировать социальную ситуацию за счет точечных субсидий.

 

5. Приватизировать все шахты и отменить все субсидии. Отменить льготы для предприятий ЖКХ, транспорта и прочего. Отмена государственной поддержки родов, бесплатного питания, учебников.

 

6. Ограничить практику упрощенного налогообложения. Отменить практику льгот по НДС в сельской местности. Обязать аптеки и фармацевтов платить НДС.

 

7. Отменить мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Отменить субсидии для производителей свинины и курятины.

 

8. Сократить состав министерств до 14. Оставить лишь одного вице-премьера. Отменить должность министра кабинетов министров. Ликвидировать шесть министерств. Подчинить все государственные органы министерствам. Налоговая администрация, таможня, фонд госимущества должны войти в министерство финансов.

 

9. Ограничить излишнюю оплату труда государственных лиц.

 

10. Пособия по безработице должны начисляться только после минимального периода в шесть месяцев работы. Оплачивать больничные на уровне 70% от заработной платы, но не ниже прожиточного минимума. Оплачивать больничный начиная только с третьего дня болезни.

Одна деталь: если Киргизии за проведение таких, мягко говоря, непопулярных реформ обещали списать 700 млн. долларов государственного долга, то Украине обещают только своевременно этот долг увеличить — кредит МВФ на 17 млрд. долларов ляжет, как это обычно и бывает, на плечи простого народа. Но даже тут, как показывает опыт самой Украины, обольщаться не стоит. МВФ не терпит полумер: к декабрю 2012-ого эта  уважаемая финансовая организация уже должна была влить в украинскую экономику 15,5 млрд. долларов, но правительство получило только 3,4 млрд. Кредитование было прервано «по причине невыполнения требований фонда».

«Хорошо, Бог с ними министерствами, которые должны быть сокращены, но реформы социального обеспечения они что, нормально воспримутся  украинскими гражданами? Думаю, нет. Почему же украинская пресса молчит об условиях получения кредита? Граждане сразу вспомнят о прошлогоднем российском кредите и начнут подробнее интересоваться таким вопросом: а вот Россия требовала нечто подобное от Януковича (например, ставила условием повышение пенсионного возраста), когда подписывала в конце прошлого года с Украиной соглашение о предоставлении многомиллиардного кредита, первый транш которого в 3 миллиарда уже получен? Выяснится, что нет, не требовала. В связи с этим обыватель может задать логичный вопрос: а почему мы берем тогда невыгодный кредит МВФ, а не российский кредит, который нам более выгоден?» - рассуждает по поводу требований Международного валютного фонда журналист Максим Чаленко.

А ведь то же самое МВФ предлагал в своё время Януковичу! В начале ноября прошлого года, незадолго до начала «Евромайдана», фонд порекомендовал правительству Азарова произвести существенное повышение тарифов на газ и отопление для населения, а также  утвердить график их дальнейшего повышения. Киев на это не пошёл и в срочном порядке поспешил заручиться поддержкой России, ведь только она может помочь Киеву заморозить цены и тем самым сдержать народный гнев.

 

МВФ крайне выгодно отдаление Украины от России. Пока отношения двух славянских стран испорчены, территория меньшей из них может находиться у этой частной лавочки под полным контролем. Данная закономерность тем более очевидна, учитывая, что ни США, ни Европейский союз кредитовать Украину пока не собираются. Потому МВФ чувствует себя в этой стране хозяином и уже навязывает Киеву конкретные действия: к примеру, лишить местные советы права участвовать в процессе формирования тарифов на коммунальные услуги.

Получив в начале мая первый транш долларового кредита от МВФ, официальный Киев подтвердил свою зависимость и чтобы в ближайшие два года получить остальную часть из обещанных 17 миллиардов, несомненно, повысит тарифы ЖКХ и цены на газ для внутренних потребителей. И это при том, что львиная доля этой суммы может уйти на уплату долгов и возмещение ущерба российским партнёрам: денонсация Харьковских соглашений формирует сумму в 11 млрд. долларов упущенной Россией выгоды. Это при том, что на Украине и так висит уже 3,5 млрд. долларов долга перед «Газпромом». В такой ситуации Киеву бы подумать о восстановлении нормальных партнёрских отношений с Москвой — но изначальные установки хунты были совсем иными. Яценюк и Ко уже расписались в верности МВФ. Ещё летом прошлого года, после визита Владимира Путина на Украину, фонд дал понять, что любые попытки сближения с Москвой чреваты для Киева ещё более серьёзными требованиями и санкциями со стороны сего финансового института. Тогда, напомним, «по просьбе американских кредиторов» МВФ потребовал от Украины полного доступа к информации о состоянии её экономики, а также срочного возврата 2,5 миллиардов долларов в дополнение к уже возвращённым 400 миллионам.

Когда в 2006 году в Киргизии зашла речь о вступлении в ХИПИК, подробности этого тёмного дела держались властями в строгом секрете. Обмен соответствующими данными между министерствами и ведомствами осуществлялся под грифом «Секретно». Но, несмотря на обтекаемые формулировки, спускавшиеся в прессу, народ всё же почувствовал неладное. Волну недовольства тут же (причём, весьма успешно) попробовали оседлать оппозиционные политики и отдельные НПО. К декабрю уверенность в том, что государство пытается надуть своих граждан, стала едва ли не повсеместной. Газета «Общественный рейтинг», исследуя  опыт Мали — африканского государства, купившегося на «халяву» HIPCв конце 90-х гг. - констатировала тогда, что многие требования МВФ к этому государству вообще не оговаривались заранее и выдавались в последующем за «уточнения», вносимые в изначальный список условий. Когда стало очевидным, что «дело пахнет жареным», президент КР Бакиев решил от ХИПИК откреститься и даже осуществил по этому случаю смену правительства.

Занимательно, что проработка киргизскими властями кабального договора по HIPCхронологически совпала с учащением контактов по линии Киргизия — НАТО. В конце 2006-ого  штаб-квартиру альянса в Брюсселе посетил замминистра обороны Киргизии генерал-майор Кубанычбек Орузбаев. В ходе этого визита была подтверждена договоренность о вступлении страны в одну из военных программ альянса, участие в которой обычно предшествует вступлению непосредственно в НАТО. Предполагалась «проверка  Вооруженных сил КР на совместимость с войсками военно-политического блока», а также проведение серии совместных учений.  Такое же угодничество  перед Североатлантическим альянсом имеет место на сегодняшней Украине. Не так давно украинские военные предложили НАТО свои услуги по вывозу военных из Афганистана. Есть некая ирония судьбы в том, что Киев мотивировал этот шаг невозможностью для натовцев использовать уже почти оставленный ими ныне киргизский аэродром «Манас». «Никто не даст гарантий, что уже в среднесрочной перспективе Киев, ссылаясь на российскую угрозу, не попытается стать членом НАТО»,  - замечает «Российская газета».

Возвращаясь к вопросам экономики, можно сказать: сегодня Украина пытается сделать то, от чего хватило ума отказаться куда более слабой в экономическом плане  Киргизии. Сопротивление вступлению в ХИПИК стало для Бишкека поворотным пунктом в становлении  «гражданского общества». Впервые представители разных политических убеждений сплотились, чтобы защитить республику от нависшей угрозы экономического порабощения. К сожалению, ничего подобного не наблюдалось там, когда советами тех же западных эмиссаров рушилось промышленное производство. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда: маленькая, разбитая  недавним госпереворотом Киргизия всё-таки смогла себя защитить. Сможет ли Украина?

Вспоминается комментарий уже бывшего на тот момент (2006 год) премьер-министра КР Амангельди Муралиева для издания «Фергана.Ру», где тот заявил, что стране совершенно не нужно вступать в ХИПИК, чтобы рассчитаться с долгами. Там же экс-премьер высказал мысль, которая, несомненно, опередила своё время: «Настало время странам-участникам СНГ, ЕврАзЭс, ШОС подумать и образовать свои международные финансовые институты типа МВФ и Всемирный банк». Тогда никто не думал даже о создании полноценного Таможенного союза, а уж об альтернативных финансовых институтах и вовсе не шло речи. Впрочем, уже в 2011 Россия и Китай, а в 2012 году — и другие страны БРИКС выступили с инициативой о создании собственного инвестиционного фонда — альтернативы МВФ. События начала этого года только подталкивают Россию к осуществлению этих и других масштабных задумок. То, что ещё вчера казалось невозможным, осуществляется.

Сбылось и другое «предсказание» Муралиева: Киргизия нашла спасение в крупных инвестициях из России. Как выяснилось, в тяжёлое для наших стран время помощи можно ждать только оттуда. Потому не удивительно, что целенаправленные действия по ослаблению украинской экономики МВФ предпринимает ныне «под прикрытием» именно антироссийского информационного шума.

Логика капитализма не подразумевает широких человеколюбивых жестов. Логика глобального капитализма — тем более. Не для того Запад прилагал все силы для распада Советского Союза, чтобы на его месте  выросли действительно процветающие страны. Отношение к постсоветскому пространству как к поверженному, но всё ещё врагу,  никуда не делось. С раненного, но еще живого,  стягивают сапоги, смотрят, что ценного лежит у него в карманах, а также, естественно, изымают у него всё оружие. Добивать не будут, но и реанимировать не собираются. Но если поверженный попытается встать на ноги, его снова поставят как минимум на колени…

 

Иосиф ИЛЛАРИОНОВИЧ, обозреватель Polit.KG

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1189   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная