POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Социальное измерение евразийской интеграции.

17.04.2015 14:21 - Polit.kg
Социальное измерение евразийской интеграции.

Часть 2: пенсии и свобода передвижения.

Продолжение. Начало здесь: http://polit.kg/conference/3/438

В России — как дома.

Несомненно, после вступления КР в ЕАЭС трудящиеся-мигранты из Кыргызстана получат значительные преференции. Во-первых, работодатели России (а также Казахстана и других стран объединения — в Казахстане, кстати, действует та же система квотирования, что ещё недавно действовала в России) смогут привлекать их без учёта ограничений, направленных на защиту национального рынка труда. Во-вторых, самим мигрантам не надо будет получать разрешений на осуществление трудовой деятельности, оформляя патент, о котором речь шла в первой части цикла. В-третьих, срок, необходимый для прохождения регистрации, будет продлён до 30 суток со дня въезда на территорию РФ, а время их дальнейшего временного пребывания будет зависеть только от того, что указано в трудовом договоре: год — так год, три — так три. В-четвёртых, в случае разрыва прежнего договора, останется 15 законных дней на заключение нового: достаточный срок, чтобы найти новую работу. В-пятых, не надо будет проходить тестирование и медицинское обследование. В шестых, документы об образовании — за исключением представителей отдельных профессий (педагогов, юристов, фармацевтов и медиков) — будут действительны без прохождения процедур верификации. В-седьмых, детям трудовых мигрантов представится право посещения дошкольных воспитательных учреждений на территории стран ЕАЭС. В-восьмых,  у трудящихся-мигрантов  будет вступать в профессиональные союзы наравне с гражданами-резидентами.

То есть, скорее всего, уже в мае для наших граждан станет доступен крайне упрощённый формат трудовой акклиматизации: заключил договор с работодателем, удостоверился, что тот сообщил об этом в Федеральную миграционную службу — и порядок. Ещё недавно об этом можно было только мечтать.

В определённом смысле провозвестником этого нового подхода стало послабление для мигрантов из КР: если с 1 января для всех остальных въезд на территорию РФ стал возможен только при предъявлении загранпаспорта, то мы продолжаем въезжать туда по внутреннему — наравне с гражданами уже действующих членов ЕАЭС. В самом же Таможенном союзе либеральные условия перемещения трудовых ресурсов существуют уже с января 2012 года. А вот и ещё одно послабление, введённое для граждан КР до мая 2015: их доходы облагаются и будут облагаться по резидентской ставке в 13%, хотя раньше со всех иностранцев (и для большинства — до сих пор) в РФ взималось 30% в течение первых 183 дней работы.

Чем утолить пенсионный голод?

Сложно не согласиться с членом президиума Российской академии естественных наук Владимиром Алексеевым в том, что лучшей агитацией за Евразийский союз будет момент, «когда старшее поколение получит пусть небольшую, но достойную и стабильную пенсию»[1]. Видимо, в силу своей молодости (96% трудовых мигрантов из КР — люди от 18 до 45 лет) наши граждане, трудящиеся в России, не задумываются пока о своём будущем и живут одним днём. Но время, когда проблема пенсионного обеспечения тех, кто огромную часть жизни проработал за рубежом, встанет во весь рост, придёт уже скоро. Не случайно ведь вопрос пенсий обсуждается сегодня странами ЕАЭС наравне с самыми неотложными вопросами! Взять хотя бы прошедшее в начале апреля заседание консультативного комитета по миграционной политике при коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), состоявшееся в Астане. Стороны обсуждали там такие моменты, как работа над договором о пенсионном обеспечении трудящихся ЕАЭС, упрощение пограничного контроля на внутренних границах Союза, практика применения в государствах положений раздела «Трудовая миграция» договора ЕАЭС.

Упомянутый договор о сотрудничестве стран ЕАЭС в сфере пенсионного обеспечения начал разрабатываться ещё в конце прошлого года. Его центральное положение — норма, согласно которой социальное обеспечение трудовых мигрантов из стран-членов должно осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства. Что же конкретно стоит за этой формулировкой?

Сейчас наши мигранты производят пенсионные отчисления в Соцфонд КР добровольно. Российские же работодатели, как было отмечено ранее, уже с 2012 года обязаны оплачивать социальные отчисления за трудящихся-мигрантов. На практике, конечно, этим правилам следует лишь мизерный процент участников огромного рынка.  Да и мигранты наши, пока работают, о старости не думают.  В скором времени, судя по всему, тем из них, кто является гражданами стран-членов ЕАЭС, будет предложена следующая схема: человек отчисляет средства в пенсионные фонды тех стран ЕАЭС, где трудится, а оформлять пенсию будет уже в соответствии с гражданством. «Конечно, это увеличит нагрузку на национальные фонды по администрированию таких соглашений. Однако этот вопрос вполне решаем с помощью современных информационных технологий», - замечает по этому поводу  Сергей Афанасьев, заместитель председателя правления Пенсионного фонда России[2]. По его словам, соглашение, которое готовится сейчас, предусматривает, что cуммированная выплата для удобства будет предоставляться пенсионеру по его месту жительства, а взаиморасчёты между фондами стран, входящих в Евразийский союз, — предмет их заботы и взаимодействия. Как говорит чиновник, серьёзная база для внедрения новой системы уже существует: на территории России с 2011 года было открыто около миллиона индивидуальных счетов исключительно для трудящихся-мигрантов, прибывших из стран бывшего СССР в безвизовом порядке.

В двустороннем российско-киргизском формате проект соглашения по пенсионному обеспечению мигрантов начал обсуждаться ещё в 2013 году. В СМИ даже просочилась информация о переговорах между соцфондами КР и РФ. Как сообщает «Единый доклад по миграции в КР, Министерство труда, миграции и молодёжи» (Бишкек, 2014), проект договора, представленного российской стороной, предполагал перевод пенсий (пособий) граждан договорившихся сторон по месту постоянного проживания по принципу «пропорциональности». В  феврале 2014г. в Бишкеке состоялась первая встреча киргизских и российских экспертов по обсуждению данного проекта. Внедрение нового формата было намечено на вторую половину 2014 года, но всё затянулось -  и в это же время появилась идея реализации подобной программы уже в рамках Евразийского экономического союза. В случае с российскими властями тут, как и в случае с медицинским страхованием трудящихся-мигрантов, возобладала следующая тенденция: перевод тематики двусторонних соглашений на качественно более высокий уровень взаимодействия по соглашениям ЕАЭС. Сложно переоценить важность этой инициативы для наших трудящихся-мигрантов.

Если договор, подготовленный Евразийской экономической комиссией, будет одобрен всеми странами-участниками, то уже с 1 января 2016 года заработает экспорт накопительной части пенсии. Об этом в начале года сообщила вице-министр здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Светлана Жакупова: «выплаты из накопительной пенсионной системы будут осуществляться только при достижении пенсионного возраста государства проживания. То есть, если трудовой мигрант в возрасте 20 лет несколько раз будет пересекать нашу границу и на нашей территории осуществлять трудовую деятельность, то при выезде из страны ему пенсионные накопления не будут перечисляться: они будут аккумулироваться в ЕНПФ и экспортироваться будут только при обращении компетентного органа государства проживания при достижении данным трудовым мигрантом пенсионного возраста»[3].

Напомним, что с 1 января 2015 года в ЕАЭС трудовой (страховой) стаж работника засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для социального обеспечения (социального страхования), в соответствии с законодательством государства трудоустройства[4]. Проще говоря,  трудовой стаж в стране трудоустройства засчитывается в общий трудовой стаж. Присовокупление к этому общих механизмов пенсионного обеспечения будет означать колоссальную интеграцию трудовых ресурсов стран-участниц и окажет значительный положительный эффект в плане выведения трудовых мигрантов из тени.

Осенью прошлого года Евразийский банк развития (Центр интеграционных исследований) и Всемирный банк (программа МИРПАЛ) презентовали исследование «Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ», призванное оценить перспективы внедрения инновационных механизмов пенсионного обеспечения трудовых мигрантов. «Формирование общего пенсионного пространства стран ЕЭП и ЕАЭС может быть шагом к сокращению нелегальной трудовой миграции и развитию системы цивилизованного найма на работу иностранцев. В макроэкономическом смысле мобильные пенсии позволят повысить эффективность использования рабсилы и также глобальную конкурентоспособность ЕЭС», - сообщается там. Эксперты рассмотрели два варианта организации единой системы. Первый, более простой, заключается в полном заимствовании опыта Европейского союза: «Пенсия начисляется и выплачивается той страной, где проживает человек, обратившийся за выплатой. Однако система учитывает трудовой стаж человека во всех странах, где он работал. Расчет ведётся по правилам и законам страны, начисляющей и осуществляющей пенсионные выплаты, при этом соблюдается справедливость выплат, в зависимости от размера пенсионных отчислений индивида и уровня его зарплаты». Кроме того, «в случае, если большинство трудовых мигрантов, работающих сейчас в странах-реципиентах, решат остаться там по достижении пенсионного возраста, то бремя по выплате пенсий будет лежать на этих странах». Второй вариант (как раз, по всей видимости, рассматривавшийся ещё недавно на переговорах соцфондов РФ и КР) — это внедрение  пропорционального начисления: «В этом случае требуется более сложный вариант расчета пенсий и учёта трудового стажа, а также пенсионных отчислений гражданина. Нужно создать единую систему учета и контроля трудовой миграции и количества отработанных лет в разных странах, объяснили эксперты. То есть между пенсионными фондами необходимо наладить эффективную коммуникацию для быстрого обмена информацией и систему взаимозачётов между пенсионными фондами разных стран, что является основным отличием от первого варианта. Начислять пенсию и делать выплаты должен пенсионный фонд той страны, в которой проживает и обращается за назначением пенсии гражданин. Но при этом фонд получит трансферты (компенсацию) от пенсионного фонда страны, в которой работал человек. Суммы компенсаций между фондами должны быть пропорциональны количеству отработанных человеком в этой стране лет»[5]. В исследовании подчёркивается, что второй подход из-за больших различий в пенсионных системах стран — более сложный и трудоёмкий. Но побочный эффект есть и у первого подхода: основная нагрузка по выплатам ляжет на Россию и Казахстан, а им это может не понравиться. Вот как об этом говорит Владимир Перебоев, руководитель направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития — один из авторов исследования: «Проблема для России может возникнуть лишь в случае применения в ЕАЭС такой схемы пенсионного обеспечения трудовых мигрантов, при которой пенсия начисляется и платится той страной, где проживает человек, обратившейся за ней (такая схема, в частности, работает в Европейском союзе), а Россия является основным реципиентом (потребителем — прим. ред.) трудовых ресурсов стран СНГ. В этом случае основное бремя по выплате пенсий ляжет на Россию. Однако данный минус может быть превращён в плюс в случае, если процессы трудовой миграции будут в большей степени легализованы и приехавшие работать мигранты будут в полном объёме делать отчисления в пенсионные фонды страны-реципиента (то есть, например, в России за них будут платить работодатели). Тогда отчисления мигрантов могут быть вкладом в текущие активы и расходы пенсионных фондов. Учитывая проблему старения населения России, это может быть важным дополнительным источником наполнения пенсионных фондов»[6]. В общем, всё это для нас будет в новинку и надо будет серьёзно учиться. Чего не стоит ожидать точно — так это создания общего пенсионного фонда, как при СССР.

Дилемма трудовых ресурсов

Наше правительство, как выясняется, уже заранее озабочено тем, чтобы соотношение между плательщиками страховых взносов и пенсионерами не сделалось катастрофическим (стандарт Международной организации труда: на одного пенсионера должно приходиться не менее четырёх плательщиков) — иначе средств на выплату пенсий в пенсионном фонде страны не хватит, тогда государству придётся восполнять недостающую сумму. А ведь объём трудовой миграции из КР в Россию и другие страны делает такой вариант развития событий вполне реальным. Соответственно, если данный фактор будет учтён при создании единого пространства пенсионного обеспечения, то это пойдёт на пользу не только трудящимся-мигрантом, но и Кыргызстану в целом: те, кто остаётся в стране, будут страдать меньше.

К сожалению, как отмечает государственное информагентство «Кабар», сегодня «отток избыточной рабочей силы из республики является единственной возможностью регулировать внутренний рынок труда, учитывая, что ежегодно около 150 тысяч граждан пополняют ряды трудоспособного населения Кыргызстана, а общее количество безработных в прошлом году, по данным минтруда КР, составило цифру в 205,7 тыс. человек»[7].То есть это тот клапан, который позволяет нашей системе существовать более-менее стабильно. Тем не менее, президент КР Алмазбек Атамбаев любит повторять, что «в стране наступил такой переломный момент, когда нашим трудовым мигрантам нужно возвращаться домой»[8].Переломный момент — это, понятное дело, вступление в Евразийский экономический союз. Но не спешит ли господин президент? Реиндустриализация Кыргызстана ещё не началась и неизвестно, начнётся ли вообще. Свободных рабочих мест на местном рынке труда не так много. О факторе заработной платы вообще промолчать. Так стоит ли бросать этот клич «возвращайтесь, ребята!»? Жаль, конечно, что из республики продолжают выезжать высококвалифицированные кадры. Но разве у Кыргызстана есть, что им предложить? В то же время не стоит ставить на себе крест. Тот же Казахстан со вступлением в ТС и ЕАЭС от потери ценных кадров не пострадал. Наоборот, сейчас там ожидают приток трудовых мигрантов из России и Украины[9]. То есть, если экономика действительно развивается, а не только «планирует развиваться», всё у неё нормально. На голый же крючок никого не поймаешь.

Что касается других моментов социальной поддержки трудящихся-мигрантов, то в Бишкеке, например, уже полгода тому назад открылся филиал паспортно-визового сервиса Федеральной миграционной службы России[10]. Его главная функция - организованное привлечение и использование киргизских мигрантов по востребованным в российской экономике специальностям и профессиям. «Как заявлено, граждане Кыргызстана смогут получить разрешительные документы на трудоустройство в России еще до въезда в неё. Пока, насколько известно, филиал будет оформлять документы только для тех, кто хочет трудоустроиться в Московской области. И если проект покажет хорошие результаты, то получить разрешение на работу можно будет и для трудоустройства в Москве, Санкт-Петербурге, в Новосибирской области», - рассказывал об этой инициативе ещё осенью прошлого года председатель общественно- консультативного совета при управлении ФМС РФ по Москве Николай Алисов[11].

В самой Москве при Многофункциональном миграционном центре в скором времени должна быть открыта биржа труда, где работодатели смогут подбирать для себя иностранцев с необходимой специальностью и квалификацией, а сами мигранты смогут быстро получать информацию об открытых вакансиях. Это значительно ускорит процесс трудоустройства. Более того, в дальнейшем вполне возможно сориентироваться в выборе места работы желающим выехать на заработки в Москву  ещё у себя на Родине — посредством Всемирной паутины.

Помимо этого на экспертном уровне сегодня обсуждаются вопросы, связанные с развитием транспортной сферы единого экономического пространства ЕАЭС. Не секрет, что одной из основных статей расходов трудящихся-мигрантов являются именно транспортные услуги. Следовательно,  если уж формировать единый рынок трудовых ресурсов, то начинать надо именно с этой базовой потребности подвижной рабочей силы. «Стоимость авиабилетов на рейсы между столицами стран, входящих в ЕЭП, очень дорога. Если вы зайдете на какой-нибудь сайт самостоятельных путешественников, то увидите, что многие небогатые туристы едут, например, из Алматы до Москвы поездом, пересаживаются на автобус в приграничье и вновь садятся на поезд. Получается почти на 50% дешевле, потому что международный тариф исключается. Мне кажется, его надо убирать. Его стоимость усложняет свободное перемещение», - говорит о сегодняшних проблемах казахский политолог Эдуард Полетаев[12]. Эксперт, как и многие его коллеги, предлагает «обсуждать и претворять в жизнь больше кейсов, взятых из потребностей простых людей». «Понадобится ещё, может быть, год или два для того, чтобы мы почувствовали массированные движения, как по капиталу, так и по людям», - высказывается, в свою очередь, глава казахстанской консалтинговой компании «Алмагест» Айдархан Кусаинов.

Трудовые мигранты из Кыргызстана, попавшие в «чёрный список» ФМС РФ ожидают сегодня, что после вступления КР в ЕАЭС для большинства из них наступит амнистия. Это действительно возможно — особенно для тех, кому въезд и трудоустройство запрещены не из-за уголовщины. Впрочем, до сих пор на этот счёт российские законодатели не высказывались. Зато, например, можно вспомнить такую недавнюю реплику председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко: «Мы выступаем за организованный, цивилизованный набор рабочих кадров непосредственно в странах СНГ: Таджикистане, Кыргызстане, других государствах. Чтобы люди, уезжая на работу в Россию, уже знали, куда они едут, где они будут работать и какая заработная плата будет. Мы защищаем трудовых мигрантов тем, что приняли целый ряд законов: по гарантированному обеспечению зарплатой, медицинскому страхованию, образованию их детей и так далее. В то же время для тех иностранцев, которые грубо и серьезно нарушают российское законодательство, оно должно быть достаточно жёстким».

Известно, что треть мигрантов, въезжающих на территорию РФ — это люди предпенсионного и пенсионного возрастов. Кыргызстан, имеющий в России, по официальным данным, 545 тысяч своих граждан, из общей статистики выбивается. Наши мигранты достаточно молоды, а потому, если так можно выразиться, «удароустойчивы». Но это не значит, что можно продолжать жить одним днём. Ответственность трудящегося из КР за себя — это в том числе и ответственность за его страну. У наших трудяг достаточно хороший имидж в России, они легче адаптируются к условиям жизни в мегаполисах, проще интегрируются в российское общество. Со вступлением в ЕАЭС у них появится ещё больше конкурентных преимуществ — и воспользоваться этим надо разумно.

Иосиф ИЛЛАРИОНОВИЧ, обозреватель Polit.KG 

 



[1]             http://www.24kg.org/ekonomika/1973_vladimir_alekseev_luchshaya_agitatsiya_za_evraziyskiy_soyuz__dostoynaya_pensiya/

[2]             http://izvestia.ru/news/577198

[3]             http://m.tengrinews.kz/ru/kazakhstan_news/gastarbayteryi-iz-stran-eaes-smogut-nakopit-na-pensiyu-v-kazahstane-268001

[4]             http://forbes.kz/process/resources/kazahstanskiy_ryinok_ojidaet_naplyiva_trudovyih_migrantov

[5]                Стоит отметить, что пропорциональное получение пенсий с 1992 года уже практикуется между двумя странами ЕАЭС — в рамках соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

[6]             http://www.aif.ru/money/opinion/1351690

[7]             http://www.kabar.kg/kabar/full/90974

[8]             http://www.knews.kg/society/41083_nastupil_perelomnyiy_moment_trudovyim_migrantam_nujno_vozvraschatsya_domoy__atambaev/

[9]             http://forbes.kz/process/resources/kazahstanskiy_ryinok_ojidaet_naplyiva_trudovyih_migrantov

[10]           http://www.pvsfms.ru/?q=node/383

[11]           http://www.vb.kg/doc/286515_nikolay_alisov:_migranty_iz_kr_smogyt_podgotovitsia_k_testy_distantno.html

[12]           http://www.altyn-orda.kz/evrazijskaya-integraciya-po-trudu-i-nagrada/

Версия для печати   |   Просмотров: 1840   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная