POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 17 февраля 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

11.02.2019 12:25
Необразованные и некомпетентные кадры сами уничтожат свою страну

«Учителя, инженеры, врачи, экономисты, юристы со слабым, низкокачественным образованием сами уничтожат собственную страну. Поэтому некачественное образование надо расценивать как серьезный удар по нашему будущему. Некачественный врач — гробит здоровье людей, слабый учитель — снижает интеллектуальный уровень нашей молодежи, экономисты, юристы-недоучки гробят экономику, систему управления страны.

Аль Фараби говорил: „Покажите мне вашу молодёжь, я расскажу, каким будет ваше будущее“, — говорил Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  6 февраля на встрече с руководством столичных вузов и ПТУ, преподавателями и студентами вузов. Встреча прошла в здании Кыргызского Национального университета им. Жусупа Баласагына.

 

04.02.2019 14:36
Гендерное насилие в Кыргызстане: корни явления и методы борьбы Алтынай Омурбекова - вице-премьер по социальным вопросам в Кыргызской Республике:    - Насилие в отношении женщин остается одной из основных проблем Кыргызстана, и эта проблема только ухудшается. По данным Национального статистического комитета Кыргызстана, мы наблюдаем как рост числа преступлений, так и рост числа форм насилия в отношении женщин.

 

С 2017 года было зарегистрировано более 9000 случаев насилия в отношении женщин и детей, было возбуждено 5456 административных и 784 уголовных дела. Кроме того, в 2017 году возросло количество зарегистрированных случаев похищения невест и принудительных браков, несмотря на усиление надзора со стороны правоохранительных органов. Бытовое насилие является одной из наиболее распространенных форм насилия в стране.



Погода в Кыргызстане

Курс валют

Будут ли кыргызстанцы получать российскую пенсию? Будут, если станут россиянами…

21.12.2018 11:34 - Polit.kg
Будут ли кыргызстанцы получать российскую пенсию? Будут, если станут россиянами…Евразийской экономической комиссией совместно с государствами – членами Евразийского экономического союза с 2014 года разрабатывается проект Соглашения о пенсионном обеспечении государств – членов Евразийского экономического союза, при разработке которого Комиссия и государства-члены руководствовались Концепцией международного договора

о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, одобренной Решением Совета Комиссии от 12 ноября 2014 года № 103.

Основной целью проекта Соглашения является формирование, сохранение и реализация пенсионных прав трудящихся, решение вопросов, связанных с назначением и экспортом пенсий трудящихся, а также развитие сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения между государствами-членами.

 

Что-то долго разрабатывается столь важный для граждан ЕАЭС документ! Что же обещает трудящимся разработанный на самом высоком уровне проект Соглашения? Неужели кончатся мытарства трудовых мигрантов, которых ныне именуют «трудящимися», с оформлением пенсий?

Нет необходимости пересказывать весь документ, который еще не принял статуса международного соглашения. Но остановиться на некоторых его положениях стоит, а еще более стоит поговорить о тех положениях, которые так и не нашли отражения в данном проекте, и вряд ли когда получат достаточное отражение. Просто потому, что слишком разнятся интересы участников этого соглашения. Или напротив, доминирует группа интересов, которые ничего не хотят менять в существующей системе социального обеспечения граждан?

 

Справка:Как сообщают компетентные органы, на сегодня за пределы Кыргызстана выехали более 700 тысяч граждан страны. Основная масса трудящихся нашла работу в России. Сколько граждан нашей республики уже подали заявление на получение российского подданства доподлинно не известно. Разнятся и данные о получении российского гражданства кыргызстанцами за последние 10 лет.  Согласно официальным данным, с 1991 года более 570 тысяч кыргызстанцев получили российское гражданство. Но среди них есть и те, кто сохранил синий кыргызстанский паспорт. В среднем, ежегодно от 5 до 10 тысяч граждан Кыргызстана стремятся получить подданство России. В анализе ситуации с пенсионным обеспечением это играет не последнюю роль.

 

    Где заработал пенсию, там ее и получай

 

Вроде вполне справедливый принцип. Его-то и предполагается утвердить на территории ЕАЭС. Но это пока только в проекте вышеназванного Соглашения. И этот принцип распространяется только на тех, кто ныне трудится на просторах России. К тем, кто в прежние годы отдал великой державе свои знания, труд и таланты, нынешний проект не имеет никакого отношения. 

Пока, даже если ты полжизни проработал в России, но остаешься гражданином Кыргызской Республики, пенсии российской тебе не видать. Даже при равенстве курса наших национальных денежек, доходы россиян в несколько раз выше. Вот граждане Кыргызстана всеми правдами и неправдами и стремятся получить российское гражданство. В республике двойное гражданство как бы не приветствуется, но и не запрещается: по сути это личное дело каждого. А вот согласно вошедшему в силу в России в 2014 году закону, за сокрытие гражданства другого государства подданным РФ грозит уголовное наказание. Так что многие кыргызстанцы рискуют получить срок, если не сообщили в компетентные органы о сохранении кыргызстанского паспорта. Ведь между Россией и Кыргызстаном нет соглашения о двойном гражданстве. И этот вопрос даже не рассматривается!

Судя по оперативности выдачи необходимых справок для того, чтобы человек мог оформить пенсию в России, республиканские соответствующие структуры заинтересованы в том, чтобы поменьше оставалось в стране иждивенцев. Поэтому и похвально стремление до минимума сократить бюрократические процедуры. Заявляю это ответственно, так как самому пришлось собирать недостающие документы для своего товарища, переехавшего на ПМЖ в Калининград: ни в одной организации не было задержки, если речь шла о выдаче документа в Россию.

Так что сейчас речь идет не о тех счастливчиках, кто получил российское подданство и будет получать российскую пенсию по достижении соответствующего возраста, а о тех патриотах, которые остаются в республике, не смотря ни на что, или просто не имеют возможности что-то изменить в своей жизни.

Так вот, если вы гражданин Кыргызстана, то ваши социальные выплаты в России, или в иной стране, не играют никакой роли при определении размера пенсии. Если деньги не поступают на ваш лицевой счет в республиканский пенсионный фонд, то откуда же взяться пенсии? 

Надо признать, что формулы исчисления пенсии в России и в Кыргызстане, да и в других странах ЕАЭС серьезно разнятся. В Кыргызстане ваш «советский» стаж и советские отчисления практически ничего не значат, как и доходы в суровые 90-е годы. А накопительную часть пенсии безжалостно сжирает инфляция.

Все нынешние пенсионеры имеют довольно значительный именно «советский» стаж, но им как ничего не светило в прошлом, так и проектом нового Соглашения ничего не предусмотрено. С советским прошлым покончено окончательно и бесповоротно.

Правда, в наследство от советской пенсионной системы остался принцип солидарности поколений – ныне живущим пенсионерам пенсии платят из тех средств, что зарабатывают ныне работающие граждане. Но если еще 20 лет назад на одного пенсионера приходилось как минимум трое работающих, то сегодня ситуация в Кыргызстане в этом плане просто катастрофическая: соотношение почти один к одному! Поэтому трудовая миграция, как не переименовывай мигрантов, не выгодна ни бюджету страны, ни тем более бюджету пенсионного фонда. На всех форумах как положительный результат трудовой миграции называют огромные суммы переводов от трудмигрантов на родину: Кыргызстан ежегодно получает только по официальным трансфертам более 2 миллиардов долларов. Таким вот образом работающие в России и других странах граждане Кыргызской Республики материально поддерживают свои семьи, в том числе и своих престарелых родителей, пенсии которых настолько малы, что не дотягивают даже до минимального прожиточного уровня. А отчисления в пенсионные фонды идут по месту работы, а не по месту фактического гражданства трудового мигранта. Для России выгодно такое положение, что позволяет ей поддерживать на сравнительно высоком уровне пенсии и пособия своим пенсионерам. Но Кыргызстану экспорт рабочей силы не приносит пополнений в пенсионный фонд, потому он и не может дать более-менее приличное пенсионное обеспечение своим гражданам. Поэтому последнее время больше внимания уделяется созданию новых предприятий, дающих людям рабочие места и пополняющим бюджет страны. Прежнее руководство страны признавало, что за последние годы не было создано ни одного крупного предприятия, и ВВП топтался на одном месте. Не удивительно, что страна потребляла больше, чем производила.

Буквально на днях по случаю Международного дня мигранта Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков говорил: 

«Мы высоко ценим труд наших соотечественников, вынужденных зарабатывать в других странах.  Они — экономические инвесторы, которые реализуют важные социальные проекты в Кыргызстане. Миграционная политика Кыргызской Республики должна быть направлена на обеспечение благ и защиту интересов наших граждан, особенно детей, которые должны воспитываться в семье, в окружении любви и заботы! Нам необходимо стремиться создавать достойные рабочие места в каждом регионе страны. Миграция не должна быть основным источником заработка, а лишь возможностью получения новых знаний, навыков и опыта».

 

Справка:  По данным Национального статистического комитета КР, в 2017 году бедными были 25,6 процента населения — 1 миллион 601 тысяча человек. Большинство из них (72 процента) — сельские жители. Еще 41 тысяча кыргызстанцев жила за чертой крайней бедности.

В республике к бедным относят граждан, чей доход не превышает 32 тысячи 93 сома в год, или 2 тысячи 674 сома в месяц, на душу населения. К крайне бедным — людей с доходом в 17 тысяч 471 сом в год, или 1 тысячу 455 сомов в месяц.

В мире бедными считаются те, кто живет менее чем на $2 в день (139,6 сома по курсу Нацбанка на 19 декабря 2018 года).

 

Когда же лед тронется?

 

Но вернемся к проекту Соглашения. Кыргызстан естественно заинтересован, чтобы Соглашение о пенсионном  обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС, пусть даже в таком виде, было подписано как можно скорее. Об этом на недавнем «круглом столе» заявил заместитель председателя Социального фонда КР Уланбек Асанов:

- Этот документ важен для нашей страны по ряду причин. Во-первых, в проекте Соглашения заложены такие основы, как равные, не зависящие от гражданства, права трудящихся. Трудовые мигранты смогут получать пенсию по месту проживания, либо на территории страны, назначившей пенсию. Следующий момент - суммирование трудового стажа. Здесь учитывается весь накопленный стаж вне зависимости от того, в какой стране ЕАЭС он был обретен. И, конечно же, экспорт пенсии – все пенсионные и страxовые взносы будут перечисляться между государствами. Таким образом, если человек проработает определенное время в одной из стран ЕАЭС, то после выхода на заслуженный отдых в КР, он будет получать, как кыргызскую пенсию, так и зарубежную.  Повторюсь – Соглашение о пенсионном обеспечении для нас очень важно. Чем дольше мы будем затягивать с принятием данного документа, тем больше мы потеряем баллов.

 

Справка:

Во всех государствах-членах ЕАЭС условия возникновения права на пенсию различны. Обязательными условиями остаются возраст и наличие стажа работы. В России с 2015 года введен дополнительный параметр – индивидуальный пенсионный коэффициент, так называемый ИПК.

Чтобы получить право на страховую пенсию в России величина ИПК должна быть не менее 30 с 2025 г. (в настоящее время 13,8 с поэтапным увеличением до 30).

Величина ИПК зависит от начисленных и уплаченных в пенсионную систему России страховых взносов и длительности страхового (трудового) стажа. В этой связи, в проекте Соглашения предусмотрена норма, определяющая исчисление величины ИПК за стаж работы на территории другого государства-члена.

 

Практически все имеющиеся разногласия членов ЕАЭС по проекту Соглашения были урегулированы, за исключением нормы, касающейся исчисления величины ИПК за 1 год стажа работы на территориях государств-членов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации величины ИПК недостаточно для возникновения права на пенсию в Российской Федерации. Белорусская, казахстанская, кыргызская и российская стороны придерживаются позиции, что величина ИПК должна быть равна 1. Армянская сторона по итогам внутригосударственного согласования проекта Соглашения придерживается позиции,

что величина ИПК должна быть равна 1,8.

Надо полагать, что консенсус будет найден и Соглашение будет подписано всеми членами ЕАЭС. Но конкретных сроков пока не обозначено: «Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу». А это в свою очередь означает, что процесс подписания и вступления в силу договоренностей может растянуться не на один год.

Поэтому граждане Кыргызстана, особенно предпенсионного возраста, даже с сильно развитым чувством патриотизма, руководствуются чувством элементарного выживания и все более устремляются в Россию с целью получения гражданства этой страны, которое гарантирует минимальный уровень социальной поддержки.

Заведующая сектором Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН Елена Кузьмина (Россия) обращает внимание на недопонимание некоторых моментов:

 

- В вопросах пенсионного обеспечения сейчас наблюдается путаница. Многие жители Кыргызстана, которые приняли российское гражданство, думают, что смогут получать такую же пенсию, как и их знакомые, трудящиеся в России. Да, они все так же смогут посылать заработанные деньги своим родителям, родственникам. Но эти люди уже не мигранты. Это граждане Российской Федерации, на них будут распространяться законы РФ.

 

Так что быть трудящимся почетно, но гражданином – предпочтительнее.

 

Аркадий Гладилов

Кыргызстан, Бишкек

Версия для печати   |   Просмотров: 90   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная