POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Понедельник, 19 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Что «продавал» Кыргызстану великий комбинатор Каха Бендукидзе?

24.08.2011 18:50 - Polit.kg
Что «продавал» Кыргызстану великий комбинатор Каха Бендукидзе?

Давненько общение с постсоветскими государствами не выходило в Кыргызстане на такой уровень. Надо сказать, что обычно всё исчерпывается официальными визитами с формальными целями и безвкусными, неинформативными цитатами, всплывающими в новостных лентах только для того, чтобы всплыть. Протокол сводит эффективность такого общения к нулю и до поднятия базовых вопросов, до широкой дискуссии дело не доходит. В этом смысле ажиотаж, вызванный посещением «архитектора грузинских реформ» Кыргызской Республики  можно сравнить с приездом католического миссионера в  полинезийскую деревню. Кто-то не понял, что это вообще значит. Кто-то возмутился той уверенности, с которой «миссионер» раздавал советы. Кто-то пришёл в полный восторг.

Восторг, кстати, объяснить очень легко. Согласитесь, министр (пусть и отставной) в демократичном «прикиде», который с полуслова находит  контакт с молодёжной аудиторией и демонстрирует отличное чувство юмора в совокупности с высоким уровнем эрудиции – это просто необыкновенный аттракцион для наших граждан, привыкших к казёнщине и показной «чиновности» отечественных чиновников. Очаровательный Бендукидзе с обликом Бывалого из «Операции Ы» и «Кавказской пленницы» заворожил многих. Его фотографии попали на передовицы самых тиражных газет, а уж восторженных репортажей в прессе и вовсе не счесть. Так что визит можно с уверенностью назвать историческим.

Несмотря на то, что истории, анекдоты и зарисовки из жизни современной Грузии сыпались из батоно Бендукидзе как из рога изобилия, собственно советов там было не много. А все рекомендации подразумевали известное «Делай как я!» - в том смысле, что никаких промахов в собственноручно проведённой в Грузии экономической реформе он не видит. «Продать всё, кроме совести» - эту фразу приписывают ему на родине. В ней сконцентрирована суть управленческого курса Бендукидзе: полная приватизация имущества в отдельно взятой стране. А продано там с 2004 г. было многое, и многое ещё планируется продать. Цель – пополнение государственного бюджета и повышение эффективности в самых различных  отраслях. О том, как это сказалось на реальном положении дел, споры идут и по сей день. Понятное дело, что за фасадом новых гостиниц в центре Тбилиси может скрываться всякое. Впрочем, не наше это дело – строить различные предположения по данной теме: у себя бы разобраться. Вот тут наш гость нам и поможет.

Собственно, прилетел этот отставной министр сюда не по собственной прихоти, а по приглашению Правительства КР. Не намекает ли этот факт на то, что кто-то там, наверху, решил поиграть в либерального реформатора так же, как раньше играл в поборника национализации и расширения государственного сектора? Если и так, то подвижки эти непременно всплывут ближе к президентским выборам: такие карты долго в рукаве держать нельзя, а то раньше времени из колоды выпадут. Но кем лично было принято хитроумное решение прощупать почву руками заморского гостя из другой постсоветской республики, в любом случае, неизвестно. 

Очевидно, что за любыми действиями конкретного человека стоит определённая философия. Наше дело понять, насколько философия батоно Бендукидзе отвечает интересам нашего общества. Богатый материал для такого погружения даёт лекция, прочитанная гостем из Грузии в стенах Американского Университета Центральной Азии на прошлой неделе. «Человек определяет свою судьбу сам», - таково было начало. Продолжилось всё рассуждениями о невозможности для человека предсказывать будущее и вытекающим отсюда представлением батоно Бендукидзе о свободе (текст лекции приводится в отрывках, что не нарушает логическую связность, - прим. ред.):

Вся история возникла в результате того, что люди что-то творили, делали, вступали в разные отношения –иногда даже порабощали друг друга. Но пирамиды были воздвигнуты не талантом рабов, а талантом свободного человека, который захотел их построить. Моё представление о жизни и экономике выходит из того, что люди свободны изначально и никто лучше них не знает, что им нужно, что они должны делать. […] Человек рационален и совершает рациональные поступки. Как человек, будучи иррациональным, смог бы дожить до 50 лет? […] Кто более адекватен: человек, волк или медведь? […] Человек расселился по всему земному шару, сегодня нас около шести миллиардов. В отношении ни одного животного наука такого не наблюдает. Человек обошёл все другие живые существа по самосохранению, так как он рождает одного детёныша. То есть он оказался наиболее адекватен ситуации. […] Моё представление о свободе основывается на том, что каждый из нас – будь он кыргыз, грузин, тунгус или испанец – он всё равно будет понимать, что он делает и что лучше него это никто не сделает.

[…] Можно ли точно рассчитать будущее? Был такой гениальный французский учёный Лаплас, он сказал следующее: если бы существовало такое идеальное существо, которое своим взором видело бы всё и знало бы координаты всех мельчайших частиц – их положение в прошлом, где они находятся сейчас и куда они двигаются, то такое существо могло бы как рассчитывать прошлое, так и предсказывать будущее. […] На самом деле природа позаботилась о том, чтобы каждый из нас не знал своего будущего – и это есть залог нашей свободы. […] Математики, присутствующие здесь, знают, что есть такая «задача трёх тел». Представьте, что  во Вселенной нет ничего кроме трёх точек. Вы знаете массу каждой, скорость и направление движения каждой точки. Вопрос: можно ли предсказать, где будут эти тела через сто лет? Оказывается, решить эту задачу невозможно. Это означает, что нельзя рассчитать будущее, даже если всё оно состоит из трёх точек. Система логических пропорций устроена так, что не могут существовать теории, которые для себя полностью непротиворечивы. […] Из всего этого следует, что экономика лучше всего будет развиваться только тогда, когда наибольшее количество людей будут свободны, будут принимать решения за себя. Это означает, что экономическое планирование невозможно. Было одно государство, которое пыталось планировать своё будущее. Мы знаем, в каким муках закончилось его существование. Все попытки экономического планирования рухнули, ведь на самом деле экономика может развиваться только свободно – а КАК она будет развиваться, нам неизвестно.

Уже в этом отрывке внимательный читатель  может рассмотреть ту червоточину, которая и сводит на нет всю красоту этого спелого философского плода. Как обычно, старый шпионский приём работает безотказно: помести то, что хочешь спрятать, на самое видное место и никто это «что-то» даже не заметит. Впрочем, лекция сулит ещё массу открытий:

[…] Свободная экономика основываетcя на том, что если люди совершают ненасильственные действия, их за это не наказывают. Свободные экономические действия не наказываются. […] Впрочем,  дело даже не в том, происходит ли насилие, а [то, как оно происходит:] по согласию или без. Законы сильно ограничивают действия человека.

Стоп. Вот тут Вы, Каха Автандилович, и проговорились. По-вашему, экономическое насилие, если оно происходит по согласию сторон, вполне приемлемо?  Значит, тот напёрсточник, который сознательно идёт на обман попавшего в его сети простофили, есть свободный экономический субъект? По Вашей логике, так оно и есть. В этом случае мы имеем дело с «ремиксом» старинной идеологии, в своё время так удачно отражённой двумя советскими писателями в образе «великого комбинатора». Остап Бендер – вот он, самый яркий либерал в истории человеческой мысли. И если уж на то пошло, изобретение и обкат всё более изощрённых «сравнительно честных способов отъёма денег и иных благ» - основа экономики, которая принципиально чурается прогнозирования и отдаётся в лапы «свободной конкуренции», за которой чаще всего и скрываются всевозможные «комбинаторы», у которых в мошеннической стратегии всё просчитано и действует безотказно. Так как человек по своей природе не склонен к риску, то выберет скорее беспроигрышный вариант со своими правилами (если его за это не наказывать), чем полезет в сферу непредсказуемого. Конечно, способности к успешному «комбинированию» присутствуют не у многих – и это способствует становлению  скрытого рабовладения (см. начало лекции). Вот и вся философия.

Сам господин Бендукидзе комбинировать, судя по всему, умеет. Как-никак, а до того как стать грузинским министром, он был известен исключительно как российский олигарх, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей и генеральный директор холдинга «Объединённые машиностроительные заводы». А начинал как старший лаборант в Институте биохимии и физиологии микроорганизмов АН СССР…

Вообще, хочется отметить, что на постсоветском пространстве «бендеровцы» (не путать с украинскими последователями Степана Бандеры) чувствуют себя весьма вольготно и действуют даже  в странах с, казалось бы, нелиберальным законодательством. Моральная слабость государственного аппарата и повальная коррупция в верхах (рыба гниёт с головы) – первая тому причина. Бендукидзе же, насколько можно понять из той же лекции, предлагает начинать борьбу с коррупцией с низов. Причём, советует делать это весьма специфическим способом – в первую очередь, отменить государственное лицензирование. Вот как выглядит обоснование таких действий:

Каха Бендукидзе: Когда вы устраиваетесь на работу, вам нужна медицинская справка?

Голос из зала: Да.

К.Б.: А зачем она нужна?

Голос из зала: Это вопрос безопасности.

К.Б.: А сколько стоит справка?

Голос из зала: 50 сомов.

К.Б.: Тогда не стоит вопрос, от чего она защищает. Она ни от чего не защищает уже потому, что является купленной.

Подобным образом батоно Бендукидзе доказывает бессмысленность лицензии и на пассажирские перевозки:

Сторонники лицензии говорят следующее: так все начнут ездить, вдруг кто-то начнёт очень дёшево продавать билеты и другие разорятся, а он один начнёт всех возить? Я отвечу так: если у человека не будет пассажиров, он будет ездить пустой – вам жалко? Скажут: а как же требования безопасности? Пример: исправная машина получает разрешение, потом выдёргивается одна деталь, и машина уже неисправная. Кто от этого защитит? Кто за это отвечает? […] В большинстве случаев лицензия служит для того, чтобы ограничить  количество участников рыночного процесса. В Милане ресторан можно открыть, только если владельцы других ресторанов скажут, что есть место для конкуренции. Полная глупость! […] Чтобы экономика развивалась, нужно устранить всё такое мешающее. […] Фактически, мы давно живём в обществе, где никаких лицензий нет. Де-факто [их отмена] уже произошла, осталось просто сделать это де-юре.

Точно такую же позицию занимает Бендукидзе и по вопросу о национальных банках и национальной валюте:

Национальный банк и национальная валюта – это очень сложные инструменты. […]Есть страны, где собственной валюты нет вообще и они хорошо себя чувствуют. Это Австрия, Германия, Франция, Люксембург, Бельгия, Финляндия. Есть также страны, которые просто отказались от своей валюты: Черногория, Эквадор, Сальвадор. Даже валюта Китая привязана к доллару. Что получается: гордый многомиллионный китайский народ держится за доллар, а гордый кыргызский народ этого не хочет? Из двух сотен государств, входящих в ООН, стабильную национальную валюту смогли создать единицы – за счёт экономического строительства. […] Нацбанк – это иллюзия безопасности. […] [в случае с нашими странами] это всё равно, что дать в руки ребёнку остро наточенный меч.

Рациональное зерно в рассуждениях Бендукидзе состоит в том, что государство не может взять на себя больше, чем может. Но ведь планку здесь задают сами национальные элиты, в меру собственного понимания, выбирающие тот или иной путь: проще говоря, «пилить» кредитные доллары или вкладываться в развитие национальной валюты и экономики в целом.  И от решения отдаться на произвол мирового рынка и приватизировать всё, что можно, зависит судьба целого государства. Отнимать у него возможность в будущем сделать альтернативный выбор – рывок в сторону подлинно национального государства со своим особенным политическим режимом и экономической системой – на наш взгляд, очень жестоко по отношению к будущим поколениям. Но Бендукидзе игнорирует это и говорит очевидные вещи:

Мы должны понимать, что в современном мире ни грузинской, ни кыргызской нации пока не существует. Мы только занимаемся тем, что строим нацию. И нация не может быть построена на лжи. Если я вижу, что правительство требует от меня бессмысленную бумажку (при этом не один раз в жизни, а регулярно), я этому правительству уже не могу доверять. […] Общество, в котором народ не доверяет государству – это уже не нация, в современном, западном понимании.

Что ж, выглядит вполне реалистично. Особенную цену имеет этот реализм в позиции Бендукидзе по отношению к международным организациям и банкам, направо и налево раздающим деньги в странах Третьего мира: «Международные организации, которые раздают кредиты, этим живут. Это их бизнес – давать в долг. Нужно понимать, что за этим они сюда и приезжают». «У вас достаточно большой бюджет, чтобы решить вопрос внешнего долга», - обнадёжил он кыргызстанцев, которые, по его наблюдениям, чересчур склонны сводить все проблемы к деньгам. «Безумие думать, что при наличии денег все проблемы рассасываются и решаются», - отметил он, сообщив мимоходом, что бюджет Министерства внутренних дел КР «практически такой же», как и у аналогичного грузинского министерства, а потому правоохранительные органы Кыргызстана при желании могут работать вполне эффективно. «Полиция должна работать так, чтобы граждане понимали: от стояния на площади ничего не меняется», - дал своё напутствие Бендукидзе. Его, к слову, отнюдь не впечатлили свидетельства слушателей о том, что в Кыргызстане  сотни человек выходят на центральную площадь столицы с митингами по любому поводу, и рассказал о том, как ему в лицо во время одного из таких же митингов попал чей-то плевок. Тут его позиция проста: «Власть не должна идти на поводу у таких людей». Впрочем, не так проста (вспомните, что мы имеем дело с поборником свободной конкуренции): «Обществом управляют не большие группы интересов, а громкие группы интересов. 100 человек могут развернуть общество в направлении, в котором большинство не хочет идти. Пока вы сами не станете «громкими», вами будут управлять люди, которые имеют совершенно другие ценности».

Столкновение с чужим опытом может вызвать  как инстинктивное отторжение, так и потерю чувства реальности у очарованных им. И то, и другое плохо. Мир полон эрудированных «комбинаторов»-юмористов, и зачастую их свобода – наше несчастье. В этом смысле самая захудалая, но СВОЯ философия предпочтительнее заманчивых перспектив, которые перед нами разворачивают заморские гости. Вопрос в том, имеем ли мы вообще что-нибудь своё.

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ

 

 

Версия для печати   |   Просмотров: 3785   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная