POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 20 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Когда возвеличивание опаснее унижения

29.08.2011 19:06 - Polit.kg
Когда  возвеличивание опаснее унижения

 «Я должен сказать честно, что есть большой проект по развалу и уничтожению Кыргызстана как государства», — заявил премьер-министр КР Алмазбек Атамбаев 24 августа в очередном интервью ряду отечественных телеканалов.  «Наши некоторые незрелые политики, сами того не понимая, играют на этот проект. Не зря об этом говорил Ислам Каримов. Он сказал, что за июньскими событиями в Кыргызстане стоят третьи силы. Ставка же делалась на то, что в результате будет столкновение между Кыргызстаном и Узбекистаном. А перед этим такие же попытки были в Бишкеке. Я понимаю всех, кто ждет окончания выборов, потому что такая игра будет ”, — заявил Атамбаев.  Он отметил, что главным признаком распознавания таких политиков являются их заявления об исключительности одной нации, деление людей по регионам. «Кыргызстан будет существовать только при сохранении атмосферы многонациональности, и мы хотим это обозначить, дать понять каждому”, — сказал глава правительства.

(Полемические заметки обозревателя  POLIT.KGк циклу Т. Мадылбая «Экспансия Российской империи» и спекуляциям вокруг 1916 года)

Известные в России учёные А. Фоменко и Г. Носовский прославились тем, что изъяли из всемирной истории целое тысячелетие. Кыргызстанский писатель Т. Мадылбайсделал приблизительно то же. Однако, если парочка российских деятелей фолк-хистори  подвела под свою сумасшедшую идею внушительную математическую базу, то наш отечественный фолк-историк Мадылбай решил выехать на голых эмоциях и вырванных из контекста цитатах. И всё бы ничего, но «подкрепление» это носит не самый благородный характер.

По сути, такое возвеличивание отдельного этноса может его, в конечном счёте, только унизить. Взять хотя бы тезис Т. Мадылбая о том, что до вхождения в состав Российской империи кыргызы были земледельцами. Положим, в хозяйстве древних енисейских кыргызов земледелие действительно играло значительную роль. Но речь идёт о кыргызах не IX-X, а XIX-XX веков.«В царские годы было уничтожено больше половины кыргызов и Переселенческое управление этому весьма способствовало. Как индейцев в Америке и аборигенов в Австралии сгоняли в резервации, так и кыргызов загоняли в горы. И придумали миф о кочевниках, и показывали калмыков, а не кыргызов. А кыргызы все равно были земледельцами и остались ими. Чем отличаются кочевники от земледельцев? Кочевники не едят хлеба, только мясо, но кыргызы обязательно добавляют тесто в любое блюдо».  Каков посыл, таково и обоснование. Сам автор, судя по всему, питается исключительно травами и кореньями. Но посягнуть на принадлежность кыргызов к кочевой цивилизации означает не только вывести из их рациона куурдак и кумыс, но и лишить их жилища. Думаю, никто не сомневается, что юрта – изначально жилище кочевника. Да, енисейские кыргызы, по данным китайских и персидских летописей  жили в деревянных избах, покрытых древесной корой. Но с тех пор многое изменилось.

Турусбек-агай, мы понимаем Ваш юмор и шутку раскусили. В первом абзаце своего цикла «Экспансия Российской империи», Вы выражаете надежду на то, что Ваш труд будет воспринят серьёзно и подвергнется серьёзной атаке. Но зачем нам атаковать мираж? Опасны не Ваши исторические «гипотезы», а тот тон, с которым вы их преподносите. Вот, например, в этом месте: «[Российская Империя] разделяла, и натравливала центральноазиатские народы друг на друга. Для этого она сначала отправила своих лазутчиков, переодетых в гражданскую форму. Всякие там пржевальские и каульбарсы, северцовы и семеновы-тяньшанские были не кем иным, как военными разведчиками с вполне воинскими званиями и чинами». Позвольте, а имеете ли Вы право, даже будучи кыргызским аборигеном, так обращаться с фамилиями выдающихся путешественников и исследователей, которые открыли Ваш родной край миру? Вы можете себе представить, чтобы коренные жители Перу или Мексики допускали в письменной речи выражения типа «всякие там веспуччи и колумбы»? Или вот, абзацем ниже: «Для совершения последнего действия они придумали совершенно хитроумный и иезуитский ход: они, как охотничьих псов, пустили вперед татарских и башкирских мулл, торговцев, чтобы они влились в среду среднеазиатских народов, так как их языки и религия были схожи с ними». По-вашему, своего разума у «татарских и башкирских мулл» не было и они позволяли себя использовать? Так Вы оцениваете вклад татарского и башкирского народов в культуру Кыргызстана? В одном из интервью вы утверждаете: «В Средней Азии никогда не было межнациональных войн». Может, войн и не было, а конфликты будут непременно – если пестовать в умах наших граждан такое мировоззрение.

 «На территории нынешнего Кыргызстана городов в древности было больше, чем даже сейчас. А древний и средневековый Кыргызстан охватывал значительно большие территории, начиная от Северной Индии до Уральских гор и от Черного моря до Алтая. Это была огромная территория , которая в ходе истории постепенно сужалась». Интересно, какими картами пользовались Вы, если Кыргызский Каганат в его лучшие времена простирался от реки Иртыш на западе до реки Селенга на востоке, от реки Ангары на севере до Восточного Туркестана на юге[1]. Неужели эта территория настолько мала, что надо придумывать новую географию? Города же, о которых идёт речь в Вашем первом предложении, были основаны властями Тюркского и Караханидского каганатов. Ну а «тюрки» - отнюдь не синоним «кыргызов». До того, как правитель Тюркского каганата Эльтериш каган выдал свою дочь за знаменитого Барсбека и признал его равным себе, древние тюрки и енисейские кыргызы были противниками. Что же касается утверждений вроде «слияние кыргызов с кыпчаками дало казахов, а кыргызов с сартами - узбеков», остаётся только позавидовать историкам из соседних стран, для которых и вовсе не осталось теперь работы.

А теперь поговорим с простым, неискушённым читателем. Читатель! Если ты ещё не понял, то хитроумный кульбит Т. Мадылбая состоит в том, что он берёт енисейских кыргызов раннего средневековья с их особенной культурой и напрямую, без всяких скидок на то, что с тех давних пор прошло более тысячи лет.  Внимание! Даже если современные кырыгызы являются прямыми потомками енисейских, то многое в них успело поменяться до такой степени, что сегодня мы имеем дело с разными этносами. Итак, о чём идёт речь?

1) Антропология. Персидские учёные мужи в своё время путали енисейских кыргызов со славянами. Китайские источники того же периода утверждают, что кыргызы «рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами», уточняя при этом, что «чёрные волосы считались нехорошим признаком». Рустан Рахманалиев в книге «Империя тюрков. Великая цивилизация» говорит о тех кыргызах как о «тюркизированных индоевропейцах». Вот она – относительность физиометрических признаков перед фактором времени.

2) Местоположение. См. выше. Т. Мадылбай также  упоминает о так называемой «киргизской землице», в состав которой в XVIIвеке входили Алтырский, Алтысарский, Исарский (Езерский), Тубинский улусы и почему-то умалчивает, что данное образование имеет большее отношение к современным хакасам[2], чем кыргызам, а между последними есть всё-таки большая разница. И отождествлять себя с современными кыргызами хакасы пока не собираются.  

3) Хозяйственный уклад. На первых страницах учебного пособия «Основные проблемы истории Кыргызстана» (Бишкек, 2005) сообщается, что в условиях Кыргызстана кочевое скотоводство «никогда не носило классического характера. Хозяйство, основанное на скотоводстве, хотя и было довольно выгодным, не могло обеспечить стабильный прибавочный продукт. Поэтому здесь целесообразно было заниматься комплексной экономической деятельностью: скотоводством, примитивным земледелием, охотой, домашними промыслами». Таким образом, делать вывод, что кыргызы, добавляющие в мясную пищу тесто, являются земледельцами, как минимум глупо. И, естественно, к моменту переселения на территорию современного Кыргызстана, кыргызы уже сменили деревянную избу на войлочную юрту.

Зачем стесняться принадлежности к кочевой цивилизации? Не её ли порождением является великая империя Чингисхана, под власть которого в 1218 г. – то есть за три века до того, как кыргызы стали здесь господствующим этносом – добровольно перешли Семиречье и Тянь-Шань? В уже цитированном учебном пособии находим: «В XVв. Алтайские кыргызы передвигаются на Тянь-Шань, смешиваются с тюрко-монгольскими племенами и становятся основой нового этнического образования – кыргызской народности». И представителям этого нового этноса можно сколько угодно практиковаться в плужном земледелии (уж теперь-то никакие русские колонизаторы не воспрепятствуют), красить волосы в рыжий цвет, отбеливать кожу и носить голубые линзы для глаз: это не поможет вернуться на тысячу лет назад. Да и никакой здравомыслящий человек не будет этого делать. Так же как и не будет отождествлять с кыргызами ариев, саков, согдийцев, даваньцев и утверждать, что «если в словаре пишут насчет какого-нибудь кыргызского слова иранского происхождения, то это, скорее всего, иранское слово кыргызского происхождения».

 

1916

Безусловно, события 1916 года – трагическая страница в истории кыргызского народа. Казалось бы, что можно ещё прибавить к ленинскому тезису о «тюрьме народов» и советской историографии, исходившей из данного тезиса. Но нет. Карту национальной трагедии продолжают разыгрывать все, кому не лень. Делается это, как правило, в откровенно антирусском ключе. На прошлой неделе с призывом  отомстить России за 1916 год и требованием, чтобы РФ выплатила КР 100 миллиардов долларов США выступил кандидат в президенты Кыргызской Республики Нурлан Мотуев[3]. Он уверяет, что в 1916-ом «было истреблено и изгнано через горные перевалы около 200 000 киргизов».

А вот организаторы недавно прошедшей в Национальной библиотеке книжно-иллюстративной выставки, посвящённой восстанию, приводят совсем другие цифры: «Более 16 тысяч человек погибло от рук карателей в те лихие годы, более 130 тысяч бежали в Китай, погибая от болезней, голода и холода». В свою очередь, представители молодёжного движения «Ынтымак»держат явный курс на завышение численных показателей и даже называют события 1916 г. «великим геноцидом»: «Любые возражения и восстания жестоко подавлялись с помощью оружия, что закончилось великим геноцидом 1916 года, когда было беспощадно, с особой жестокостью уничтожено половина населения кыргызов (около 420 тыс. человек), что внесло сильнейший страх в сердца кыргызского народа». «Киргизское восстание и было одним из средств царских палачей, уже в 16 году искавших земли, чтобы заткнуть глотку революционизирующемуся крестьянину. Вырезать киргиз - спугнуть их в Китай и захватить новые земельные фонды - вот что ожидало царское правительство в результате своей провокационной работы», - заявляет в опусе под названием «Уркун» («Смятение»: слово употребляется в контексте трагических событий, последовавшим за восстанием, - прим. ред.), наверняка и вдохновившем молодёжь на строки об «уничтоженной половине населения кыргызов», уже знакомый нам Т. Мадылбай.

Такой разброс в фактическом материале может свидетельствовать о том, что история в данном случае интересует немногих. Основная же цель таких «геноцидных» изысканий – это извлечение из подлинно народной трагедии всевозможных дивидендов: от политических до финансовых. Почему-то нигде с той же частотой не мелькают цифры о потерях среди русского населения, имевших место в 1916 г. пока восстание не было подавлено.  Вывод: производится массированная обработка сознания кыргызстанцев по принципам Йозефа Геббельса:

- Чтобы в ложь поверили, она должна быть ужасающей.

- Если вы произнесёте достаточно большую ложь и будете её повторять, то люди в итоге в неё поверят.

Самое страшное, что в шуме пропагандистских лозунгов совершенно теряется цепочка причинно-следственных связей того явления, которое кыргызский народ обозначил как «уркун» («смятение»). Настоящая публикация слишком мала для того, чтобы вместить в себя разбор этой темы, поэтому ограничимся аналогией. Если в 1916 г. свою родину покинуло больше ста тысяч кыргызов, то в наше время, спустя 20 лет после обретения Кыргызстаном независимости только по официальным данным за рубежом находится более полумиллиона наших граждан. Это ли не смятение? И чем восстания начала XXвека хуже «народных революций» начала XXIвека и межнациональной резни последних двух десятилетий? Учёные-историки признают, что реформы, которые проводили царские власти в период, предшествовавший восстанию, объективно способствовали ускорению развития Кыргызстана, хотя и проводились без учёта национальных особенностей. А вот успехи в модернизации современного Кыргызстана, мягко выражаясь, сомнительны. И гораздо продуктивнее в данном контексте будет работа с настоящим, а не раздувание давно, ещё при Советской власти, потушенного костра, который был разведён в далёком 1916-ом году.

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ

PS

Подобные исторические изыскания просто так не рождаются – обязательно должен быть вдохновитель-спонсор.  За что же так не любит Т. Мадылбай Россию и все, что связывает Кыргызстан с этой страной?  Не понятно. Хотя, он сам не скрывает, что у него много друзей в США. Очевидно, что наличие друзей в США негативным образом отразилось на дружеских чувствах к России… 

 


[1]http://www.nhkm.ru/ancientculture/26.html

[2]http://linkomaylia.ru/31.html

[3]http://www.news-asia.ru/view/1609

Версия для печати   |   Просмотров: 3336   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная