POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кто должен «делать» внешнюю политику Кыргызстана?

16.09.2011 17:54 - Polit.kg

15 сентября в Бишкеке состоялся круглый стол по обсуждению проекта Конституционного Закона КР «О внешней политике Кыргызской Республики». Целью мероприятия, по словам его организаторов – а это Комитет по международным делам и межпарламентскому сотрудничеству ЖК КР – был сбор рекомендаций и предложений к законопроекту. Результатом подобного эксперимента, проведённого к тому же вне стен Белого дома, стала пёстрая палитра мнений от ключевых структур, которые и определяют внешнюю политику нашего государства.

Презентовал законопроект автор – депутат ЖК Каныбек Иманалиев. «Мы до сих пор работаем по инерции старой Конституции», - заявил он, указав на главную проблему, решить которую призван созданный им законопроект: разграничение полномочий государственной власти в Кыргызстане. Депутат подверг критике первые шаги Временного правительства и выразил неудовлетворённость нынешним положением дел. «Любое государство в сфере внешней политики должно приходить к единой позиции, иначе никто не будет его уважать», - отметил народный избранник. С этим, подчеркнул он, связаны и его разработки в области государственного протокола. «Это даже не первоначальный – это нулевой вариант законопроекта», - так Каныбек Иманалиев охарактеризовал проект Конституционного закона.

Активным участником мероприятия стал экс-министр иностранных дел Аликбек Джекшенкулов. Он поддержал инициативу парламентариев, но, обращаясь к ним, высказался следующим образом: «Часто законы, которые вы принимаете, не срабатывают». С опаской эксперт подошёл и к моменту включения в Конституционный закон указаний на внешнеполитические ориентиры. По его словам, кыргызстанская политическая элита не знает истинного смысла ни одновекторности, ни многовекторности, что делает приоритеты зыбкими. «Меняются лидеры, меняются конституции, меняются приоритеты», - так экс-министр описал наши политические реалии. «Порядок будет только тогда, когда  координирующая роль будет отдана министерству», - добавил он. А вот решение текущих вопросов, отметил Аликбек Джекшенкулов, «нужно отдать Президенту». В то же время, назначения и кадры, по его мнению, нужно обсуждать в парламенте. «Сейчас мы наблюдаем следующее: когда в МИД-е есть готовые кадры, берут и назначают людей со стороны. В итоге они позорят нашу страну, и её имидж стремительно падает», - заявил эксперт. Он резюмировал свою позицию, опираясь на опыт общения с зарубежными политиками и дипломатами: «Иностранцы часто задают мне вопрос: «Слушайте, сколько у вас центров принятия решений? Мы не знаем, к кому идти и с кем разговаривать!» […] Этот закон при существующем у нас «бардаке» нужен».

Бахтияр Кадыров, заместитель председателя Комитета по международным делам и межпарламентскому сотрудничеству ЖК КР, парируя один из тезисов Аликбека Джекшенкулова, актуализировал ценность рассматриваемого законопроекта в следующих выражениях: «Мы должны показать, какие ценности наше государство исповедует у себя в стране и, соответственно, что приемлет в отношениях с внешнеполитическими партнёрами». Каныбек Иманалиев развил мысль своего коллеги: «Вне зависимости от руководства отдельных политических партий, мы должны заложить национальные интересы». А на вопрос, в чём принципиальное отличие проекта Конституционного закона от той же Концепции внешней политики, он ответил так: «Концепция внешней политики – это тактика: она может меняться в зависимости от того, кто придёт к власти. А этот конституционный закон – неизменное. Что можно противопоставить положению об «укреплении имиджа Кыргызстана на международной арене?» Кроме того, отметил Каныбек Иманалиев, новый закон позволит не допустить «делёжки портфелей» в вопросе назначения дипломатических работников высокого ранга.

Детальный разбор нового законопроекта произвела Чинара Мусабекова, эксперт международного и конституционного права из Кыргызско-Российского Славянского университета. Приводим наиболее значимый отрывок из её выступления:

- Постановка проблемы, данная в справке-обосновании[1], не вызывает сомнений. Вопрос только в том, как эту проблему решить. С моей точки зрения, решение данной проблемы путём принятия конституционного закона видится неправильным. Конституционный закон – это нормативно-правовой акт, который принимается в установленном Конституцией порядке и только по вопросам, предусмотренным самой Конституцией. А там нет ни одной ссылки на то, что данный вопрос должен решаться путём принятия конституционного закона.

[…] Статьи 3 и 4 – не предмет регулирования нормативно-правовых актов. Смена правительства уже влечёт смену основных направлений во внешней политике.

Одна из задач этого закона – определение механизмов взаимодействия основных авторов в сфере внешней политики: начиная с высших органов государственной власти и заканчивая нижними звеньями государственных органов. Коснёмся высших органов. В новой Конституции КР существует пробел относительно того, кто должен определять внешнюю политику Кыргызстана. Такая норма определена в полномочиях Правительства, где говорится, что «Правительство реализует внешнюю политику». Как оно должно её реализовывать? Жогорку Кенеш утверждает программу Правительства при его формировании. Все направления внешней политики должны быть определены, таким образом, в программе, которую премьер-министр представляет Жогорку Кенешу. Основные составляющие этой программы, на мой взгляд, должны быть перечислены в регламенте Жогорку Кенеша.

В процессе реализации программы ключевым субъектом является уже Правительство в лице внешнеполитического ведомства.

[…] По поводу Статьи 5. Действующая Конституция гласит, что полномочия ЖК и Президента могут быть ограничены только самой Конституцией. В проекте Конституционного закона есть моменты, которые выходят за рамки Конституции. Те же, которые есть, нет необходимости дублировать. Вот полномочия Президента, которые не прописаны в Конституции, [но присутствуют в проекте Конституционного закона]:

- обеспечивать координацию (на сегодня основным координирующим органом является Правительство);

- обращаться ежегодно с посланием Жогорку Кенешу;

- по согласованию с Премьер-министром и соответствующим международным комитетом Жогорку Кенеша назначать глав дипломатических представительств (в Конституции говорится только о согласовании с Премьер-министром);

- назначать глав консульских учреждений;

- по согласованию с ЖК принимать решения о признании иностранных государств и установлении дипломатических отношений (всё это – полномочия Правительства);

- по предложению Правительством и по согласованию с ЖК учреждать дипломатические и постоянные представительства;

- заслушивать ежегодный отчёт Премьер-министра (правомочно только в отношении отчёта по госбюджету);

- давать согласие на заключение международных договоров, требующих ратификации или присоединения.

Есть положение о Министерстве иностранных дел – и там, [а не здесь,] должен быть чётко прописан весь порядок принятия решений.

[…] В соответствии с теорией международного права официальную позицию государства представляет либо глава государства, либо глава правительства. Парламент, в силу своей природы состоящий из различных фракций, не может представлять единой позиции. У нас эту функцию должен выполнять Президент, но он сегодня не самостоятелен, потому что вынужден всё согласовывать с Правительством. Решить эту проблему можно не конституционным законом, а законом о порядке реализации основных направлений внешней политики. Можно также пойти по пути усовершенствования закона «О международных договорах» в силу того, что внешнеполитическое решение – это всегда предпосылка к принятию международного договора.

Заместитель министра иностранных дел Туратбек Джунушалиев высказал инициативу о создании межведомственной рабочей группы для доработки конституционного закона. Представитель того же ведомства, отказавшийся представиться, сообщил, что МИД выступает за созданиеединого центра принятия внешнеполитических решений. Причём, информация о деятельности этого центра не должна выходить за рамки служебного пользования. МИД, в свою очередь, должен выполнять функцию «окна» при этом центре.

Довольно сдержанным показалось собравшимся и выступление представителя Аппарата Правительства,зам. заведующего отделом внешней политики Мухамеда Лоу:

- Со стороны Аппарата Правительство в части этого законопроекта возникают вопросы по юридической технике и того, насколько он охватывает действия МИД-а и наши реалии. Местами он больше напоминает регламент, процедурный документ. Я предлагаю подумать, выйдя за рамки этого закона, как помочь МИД-у усилить свою роль. В скором времени мы внесём в парламент два новых закона: «О дипломатической службе», содержащий принципиально новые элементы, и закон «О международных договорах». Документ, предложенный сегодня для обсуждения, требует дальнейшего изучения в плане устранения противоречий и неясностей.

Наиболее радикальную позицию в отношении рассматриваемого законопроекта представил Аппарат Президента. Из выступления Чингиза Айдарбекова, зам. заведующего отделом внешних связей и протокола Аппарата Президента, явствует, что его ведомство рассматривает проект Конституционного закона как попытку парламентариев «обокрасть» Президента в плане полномочий:

- …Сама дефиниция внешнеполитического курса, данная в Статье 1, не соответствует Конституции и практике выработки внешнеполитических решений. Привязывание внешней политики к внешнеполитическим ориентирам, закреплённым в программах фракций парламентского большинства Жогорку Кенеша, может иметь неоднозначные последствия. Известно, что каждая политическая партия вырабатывает свою программу действий. В случае формирования коалиции большинства в парламенте возникает вопрос: чья политическая платформа будет принята за основу? У одной фракции могут быть свои внешнеполитические предпочтения в отношении определённого государства. В таком случае интересы других партий в парламенте и интересы части народа не будут учтены. Частая же смена внешнеполитических ориентиров может привести к тому, что наши традиционные партнёры могут от нас «убежать», либо могут возникнуть какие-то непредвиденные последствия.

Следует иметь в виду, что в соответствии с действующей Конституцией парламент Кыргызстана является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в части исполнения законодательства. Внешняя политика не является законотворческим процессом. Прямое участие парламента в ежедневной реализации внешней политики не соответствует Конституции, согласно которой Жогорку Кенеш ратифицирует и денонсирует международные договоры, решает вопросы об изменении государственных границ и устанавливает дипломатические ранги. Именно через первый пункт и принимаются принципиально важные решения относительно обязательств Кыргызской Республики. Парламент также участвует в выработке внешней политики, заслушивая программу председателя Правительства при его утверждении.

Наше общество стремится к закреплению демократических принципов, и один из них – это разделение ветвей власти. Если мы идём к этой форме государственного устройства, то следует соблюдать уже существующий в Конституции баланс. Нынешняя редакция Конституционного закона «О внешней политике» отражает однобокую трактовку действующей Конституции с попыткой законодательной власти перетянуть на себя не свойственные ей функции.

Мы считаем, что проект Конституционного закона нуждается в дальнейшей качественной доработке и вообще задаёмся вопросом о целесообразности его принятия.   

Теперь своё мнение относительно будущего (или не-будущего?) Конституционного закона «О внешней политике Кыргызской Республики» может составить любой наш читатель, скачавший приложенные ниже файлы.

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ



[1] См. прикреплённые файлы

 О внешней политике КР

 Справка-обоснование

 
Версия для печати   |   Просмотров: 3115   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная