POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Что даст Кыргызстану вхождение в Таможенный союз?

05.12.2011 14:38 - Polit.kg
Что даст  Кыргызстану вхождение в Таможенный союз?

Даже в нашу, совсем не героическую, эпоху некоторые решения властных структур носят эпохальный характер. Есть все основания полагать, что создание Евразийского экономического союза, который станет второй ступенью на пути всё более тесной интеграции стран Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, попадает в это число. От процессов, происходящих в близких по всем параметрам государствах СНГ, Кыргызстану не уйти. Свидетельство тому – принятое не так давно решение о вступлении республики в Таможенный союз. К сожалению, далеко не все граждане нашей страны осознают весь масштаб преобразований, связанных с этим шагом. Вокруг «таможенной темы» крутится  большое количество слухов и домыслов. Разрубить этот порочный узел и перевести обсуждение вопроса в научное русло была призвана прошедшая в конце ноября международная конференция «Вступление Кыргызстана в Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России: выгоды и риски», прошедшая в государственной резиденции «Ала-Арча» и организованная Национальным институтом стратегических исследований КР.

 

Выступления правительственных чиновников, судя по всему, опирались на единый, заранее заготовленный и заверенный шаблон. Первым позицию Правительства огласил первый вице-премьер-министр КР Омурбек Бабанов:

Повестка сегодняшней конференции очень актуальна. Наша страна, исходя из стремления к дальнейшему развитию сбалансированных и взаимовыгодных отношений с партнёрами по ЕврАзЭС, приняла судьбоносное решение о начале процесса присоединения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству.

Почему тема присоединения является для нас жизненно важной? Доля товарооборота только с тремя странами Таможенного союза традиционно, на протяжении многих лет, составляет около 44%. Доля экспорта – 40%. Доля импорта – 47%. Наибольший вес товарооборота среди наших партнёров имеет Россия (27%), Казахстан (17%) и Белоруссия (около 1,5%). Обмен экспорта со странами Таможенного союза в 2010 году составил 715 млн. долларов. Если взять остальной объём экспорта (в другие страны) без учёта золота и реэкспорта нефтепродуктов, он составит лишь 304 миллиона – то есть половину от доли экспорта в Таможенный союз. Поэтому главная задача, стоящая перед нами – принять необходимые меры по сохранению и увеличению экспорта в страны Таможенного союза. Преимущество вступления республики в Таможенный союз  состоит в том, что Кыргызстан сможет осуществлять беспошлинные поставки стратегически значимых товаров, в импорте которых нуждается кыргызский рынок, а также упростить привлечение инвестиций в реализацию материалоёмких проектов гидроэнергетики, нефтегазовой отрасли, строительства жилой и транспортной инфраструктуры. Важным и наиболее существенным аргументом в пользу Таможенного союза является осуществление поставок энергоносителей внутри сообщества без экспортных и импортных пошлин. Это позволит Кыргызстану обеспечить стабильные поставки горюче-смазочных материалов (а экспортируем мы 95% от всех ГСМ, 90% - из России). Это даст нашим сельхозпроизводителям уверенность в завтрашнем дне, будет способствовать снятию социальной напряжённости, связанной с ежегодными ожиданиями сезонных пошлин на ГСМ. Участие Кыргызстана в Таможенном союзе – это не только беспошлинное передвижение товаров, но также единое транспортное, образовательное и культурное пространство. Это свобода передвижения капитала, услуг, рабочей силы. Это создание условий для стабильного развития экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня населения стран сообщества. Отмена формальностей, сборов и таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза, свобода транзита обеспечит сокращение издержек участников торговой деятельности и создаст выгодные условия для работы оптовых рынков республики. Конечно, мы понимаем, что главный вопрос тут – трудоустройство людей, занятых в деятельности двух крупнейших торговых рынков страны («Дордой» и «Кара-Суу»), но я считаю, что, пока страна занималась реэкспортом товаров из КНР, она потеряла промышленность.

Мы все являемся свидетелями того, с какими проблемами наши граждане сталкиваются при переходе таможенных границ сегодня. В рамках Таможенного союза население приграничных районов сможет закупать и продавать необходимую продукцию без ограничений. Значительным преимуществом для товаропроизводителя будет устранение внутренних санитарных и  ветеринарных постов на границах с государствами ТС. В случае присоединения к Единому экономическому пространству значительное число наших трудовых мигрантов сможет передвигаться без ограничений и пользоваться всеми правами, которые имеют граждане принимающих государств. Согласно подписанному соглашению «О государственных закупках»  (декабрь 2010 года), производители из Кыргызстана смогут на равных участвовать в тендерах по госзакупкам в странах Таможенного союза.

Есть чёткое понимание, что предстоит большая работа по переговорам, в ходе которых мы должны договориться об условиях вступления Кыргызстана в Таможенный союз и о льготном периоде на отдельные виды товаров. При Правительстве КР уже создана межведомственная комиссия, которая проводит работу по изучению всех вопросов, поступающих туда, с учётом национальных интересов и наших обязательств в рамках ВТО. МЫ надеемся на поддержку стран-партнёров по ТС, предоставление определённых преференций – прежде всего, процедурных послаблений. Потенциал нашего взаимодействия значителен и позволяет обсуждать и реализовывать самые разнообразные формы сотрудничества.

 

С небольшими вариациями обыграл ту же тему глава Министерства финансов КР Мелис Мамбетжанов. Вот что обнаруживается в сухом остатке его выступления:

…Некоторого анализа требует структура товарооборота с Китаем. По итогам 2010 года импорт из Китая составил порядка 660 млн. долларов США, а экспорт в Китай – всего 28 млн. Основная продукция, которую мы завозим из Китая, - это одежда, электротехника, обувь, изделия из пластмассы, мясо и мясопродукты, овощи и фрукты, ткани. Несомненно, за все годы т.н. «китайской импортной экспансии», население привыкло к недорогим китайским товарам. Но на наш взгляд, потребительский бум, который наблюдается уже в течение десяти лет, проходит. Сегодня надо активнее предпринимать меры по импортозамещению.

Основную часть экспорта кыргызской продукции в Китай составляют кожсырьё, шерсть, чёрный металл, медь и алюминий. Где экспорт в Китай нашей оптовой продукции? Этой продукции нет. В структуре же внешней торговли со странами Таможенного союза основную долю занимают следующие виды товаров. В Россию: швейные изделия, овощи и фрукты, хлопок и волокно, электрические аппараты и приборы, лампы накаливания и т.д. В Казахстан поставляется электроэнергия, мясомолочные продукты и, наконец, живые животные. В Беларусь поставляются радиаторы и оптоволокно. Из России импортируются нефтепродукты, чёрный металл и изделия из него, древесина, электрические машины, оборудование для промышленности, резина, изделия из неё и т.д. Из Казахстана завозится пшеница (порядка 98% от всей завозимой в страну пшеницы), пшеничная мука, растительное масло, уголь, минеральное сырьё и т.д. Из Белоруссии импортируется сахар (порядка 65% всего импортируемого сахара), изделия из резины и машинное оборудование. Видно, что изменения в условиях торговли окажут существенное влияние практически на все сектора экономики.

Нет никаких сомнений, что есть и риски. Первый из них связан с гармонизацией национального таможенного тарифа с единым тарифом Таможенного союза. Действующая ставка таможенной пошлины в КР составляет 5,1% от таможенной стоимости. Средняя ставка по обязательствам перед ВТО – порядка 7,5%. В то время как средняя ставка единого таможенного тарифа в ТС – 10,6%. Таким образом, нам необходимо в два раза увеличить ставки таможенной пошлины. Если смотреть на это с точки зрения наших обязательств перед ВТО, поднять их придётся примерно на 3%. При этом с большой вероятностью стоит ожидать рост цен на потребительские товары, импортируемые из Китайской Народной Республики, поскольку в отношении этой страны будут применяться таможенные пошлины не по весу, а по стоимости.

Вместе с этим стоит отметить, что в ближайшее время страны Таможенного союза намереваются в вступить во Всемирную торговую организацию: в декабре этого года будет одобрено вступление в ВТО России. Единый таможенный тариф должен будет измениться в сторону снижения таможенных пошлин. Поэтому Кыргызской Республике при переговорах со странами Таможенного союза необходимо будет обговорить товарные позиции, по которым страны Таможенного союза согласятся на снижение – тогда нам не придётся  повышать ставки таможенных пошлин. Для сравнения: средний уровень обязательств перед ВТО – 7,5%. У России будет 7,8%. Конечно, данные обязательства для России вступят в силу не сразу: весь процесс может занять 7-8 лет. Тем не менее, перед вступлением в Таможенный союз Кыргызская Республика намерена провести переговоры и обговорить перечень товаров, на которые мы сможем сохранить действие своих таможенных пошлин, выгодных для ввоза продукции.

Что касается ожидаемого сокращения поступлений в бюджет, рассмотрим статистику. В 2009 году налоговые поступления от оптовых рынков «Дордой» и «Кара-Суу» составили порядка 427,5 млн. сомов. Но уже в 2010 году вследствие сокращения торговли из-за закрытия границ поступил всего 351 млн. Прогнозируется, что по итогам этого года поступление налогов останется на том же уровне - то есть ниже, чем до образования Таможенного союза и закрытия границ для потока  китайских товаров.

Поскольку распределение доходов от таможенной пошлины будет осуществляться с учётом доли страны в импорте, имеется риск, что доля Кыргызстана будет занижена. Тем не менее, приведение в соответствие с нормами ТС таможенного тарифа и администрирования в КР, думается, позволит увеличить доходы госбюджета примерно в 1,5 раза, а может быть – более. В зависимости от доли Кыргызской Республики в распределении ввозных таможенных пошлин и объёмов импорта из Китайской народной республики, доля Кыргызстана в распределении таможенных пошлин может составить от 0,65% до 3,27%. Вопрос о том, на какой статистике будет основываться окончательное решение, должен стать предметом обсуждения на переговорах. Следует учесть, что снижение налоговых поступлений от сокращения импорта в какой-то степени будет компенсироваться за счёт повышения ставок таможенных пошлин.

Важным фактором во внешней торговле стало сегодня то, что Кыргызстан в последние годы стал региональным центром реэкспорта – прежде всего, продукции из Китайской Народной Республики - в страны Центральной Азии и Россию. Исследование Всемирным банком трёх крупнейших рынков Кыргызстана, показало, что 75% импорта из Китая экспортируется в соседние страны и значительный объём направляется в Россию. С учётом того, что большая часть импорта используется для производства одежды, практическая доля импорта для окончательного экспорта может оказаться намного выше. Повышение ставок таможенных пошлин и ужесточение таможенного контроля безусловно приведут к сокращению реэкспорта из Китая.В краткосрочной перспективе это окажет существенное влияние на занятость почти 300 тысяч человек.Проблема занятости может быть решена за счёт создания новых рабочих мест через создание новых предприятий на территории Кыргызстана. В любом случае, быть просто транзитным коридором для чужой товарной продукции – это не самое верное направление для экономического развития.

Что касается плюсов Таможенного союза, здесь стоит отметить в первую очередь то, что ТС – это не только беспошлинное прохождение товаров в пределах союза, но и единое транспортное, образовательное, культурное пространство.

Предприниматели тратят сегодня значительное время и средства на таможенное оформление, сталкиваются с поборами и прямым вымогательством. Почему наши сельхозпроизводители не так активно, как хотелось бы, экспортируют свой товар? Потому что опасаются, что не соберут все нужные документы, боятся необоснованных проверок и требований. С учётом всех нынешних  издержек их скоропортящийся товар становится или слишком дорогим, или попросту приносит убытки. Если проблема передвижения нашего товара будет снята, мы сможем значительно увеличить сбыт своей сельскохозяйственной продукции. Отмена формальностей и сборов на внутренних границах Таможенного союза обеспечит сокращение издержек участников внешней торговой деятельности и создаст выгодные условия для работы.

Что нужно учитывать помимо этого? Со временем будет увеличиваться потребность страны в продуктах нефтепереработки. Уже в ближайшее время эта потребность может достигнуть порядка 2 млн. тонн ежегодно. В таком объёме мы можем импортировать эти продукты только из России и Казахстана. Большим подспорьем станут беспошлинные поставки сырой нефти для загрузки мощностей нефтеперерабатывающих заводов республики (около 300 000 тонн).  

Центральным моментом конференции стала презентация исследования краткосрочных макроэкономических эффектов вступления Кыргызстана в Таможенный союз. Авторы исследования - профессор университета им. Пьера Мендеса Франса (Франция) Фарук Ульген и профессор Галатасарайского университета (Турция) Халук Левент. Два доктора экономических наук представили результаты своих научных изысканий, разбавив сложные экономические выкладки простыми, всем понятными выводами. Запомнились две цифры: рост товарообмена на 8,8%, увеличение занятости на 2,5%. Естественно, это о кыргызстанской экономике в ближайшее время после вступления в ТС. Другие положительные эффекты учёные свели в следующий ряд: доступ к общему рынку, увеличение инвестиций, более быстрая интеграция, чем в ВТО, содействие хозяйственным преобразованиям, единая региональная производственная система. Среди негативных моментов исследователи выделили, в первую очередь, угрозу региональной интеграции без активного участия в глобальной торговле. Впрочем, сами экономисты сделали оговорку, что «гораздо большую выгоду Кыргызстану приносит торговля с Казахстаном и Российской Федерацией, чем торговля с Китаем: происходит так потому, что в первом случае взаимопроникновение в торговле заметнее».

Главной проблемой киргизской экономики Ульген и Левент назвали её недостаточную диверсификацию: «Сегодня киргизский экспорт может превысить планку в 5 млн. долларов США только по некоторым позициям: это ставит страну в большую зависимость от близких партнёров, а также создаёт экономические и политические риски». Как перспективные зарубежные учёные оценили только два сектора: сельское хозяйство и текстильную  промышленность. Именно на развитие этих секторов рекомендуют они обратить внимание киргизским властям. А вот что макроэкономическое моделирование говорит о грядущей после вступления в ТС потере реэкспорта товаров из Китая: «Снижение торговли с третьими странами может быть компенсировано подъёмом торговли внутри Таможенного союза и увеличением ВВП за счёт альтернативных источников дохода». И конечно, речь тут идёт о создании крупных производств.

Среди рекомендаций, которые они дают киргизским властям, значится формирование квалифицированной рабочей силы. «Создание устойчивых производств, которые смогут заменить реэкспортную стратегию, должно стать национальной целью», - утверждают они. По мнению учёных, очевидным препятствием на пути восстановления республики является теневая экономика. «Киргизским властям следует определить те сектора экономики, которые Киргизское правительство должно иметь как цель развития в осуществлении средне- и долгосрочных стратегий развития», - такова ещё одна рекомендация. «Часть доходов Таможенного союза должна идти на финансирование общих стратегий развития. ТС может решить, как Европейский союз, направлять доходы в объединённый фонд, чтобы оттуда финансировать региональные инициативы или оказывать помощь бедным членам ТС. Необходима координация высокого уровня и определённый уровень доверия среди членов союза», - заключили международные эксперты.

 

Безусловно, главным гостем конференции стал Сергей Глазьев, ответственный секретарь комиссии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Он признал оценки, представленные его зарубежными коллегами, правомерными и прокомментировал исследование следующим образом:

В долгосрочной перспективе рост ВВП Кыргызской Республики составит, по нашим оценкам, примерно 5%. Но при наличии общей стратегии развития эффект существенно увеличится и достигнет примерно 15% роста валового продукта и по таможенной территории в целом, и по каждому государству в частности.

Однако сегодня мы говорим о краткосрочных эффектах. Тот инструментарий, который был применён нашими зарубежными коллегами, как раз такую оценку и предполагает. Это только верхушка айсберга – то, что можно посчитать с точки зрения текущих товарообменных статистически фиксируемых операций. Прирост в 8,8% - вполне корректная оценка. Мы в двухлетней перспективе оцениваем эффект как повышение экспортного потенциала киргизской экономики примерно на 20-25% - при условии, что будут реализованы некоторые меры адаптации киргизской экономики к работе в условиях общего рынка.2,5% прироста по занятости – тоже довольно реалистичная оценка.

Долгосрочная перспектива зависит от того, какая политика будет проводиться в отношении сектора торговли и лёгкой промышленности.

Текущее состояние дел в Киргизии будет меняться. Недавно мы подписали многостороннее соглашение о свободной торговле, которое надолго зафиксировало, что между нашими государствами не будет таможенных пошлин по импорту. Но это не значит, что ничего не будет меняться. Вы уже видите, что создание единой таможенной территории повлекло за собой существенное ужесточение режима таможенного контроля и администрирования на киргизско-казахской границе. Таможенный союз предпринимает большие усилия по введению современных стандартов таможенного контроля. Разумеется, реэкспорт китайских товаров, доля которого составляет 75% от общего ввоза на территорию Киргизии, будет находиться под сильным влиянием этих мер. Так что текущее состояние дел очень мимолётно. Корректнее было бы сравнивать два сценария: «Киргизия участвует в ТС» и «Киргизия не участвует в ТС». Если «не участвует», то реэкспорт китайских товаров будет сжиматься, и импорт будет перетекать в Казахстан, Россию. Если же «участвует», то реэкспорт и вовсе исчезает по определению, потому что становится импортом на единую таможенную территорию через киргизскую границу. Это и станет испытанием на конкурентоспособность той логистики, которая сформирована сегодня в Киргизии и обеспечивает работой от 150 до 300 тысяч людей. В решающей степени эффект Таможенного союза в силу определённой неустойчивости этой сферы деятельности будет зависеть от того, какая стратегия киргизской экономики будет реализована. Мы создаём общий рынок. А то, кто на этом рынке больше выиграет, зависит не столько от сегодняшнего положения дел, сколько от того, что будет делаться с учётом новых возможностей и новых угроз в каждом из государств. Главные факторы здесь – это политика развития и результаты работы киргизского правительства по легализации теневой деятельности. Две стратегические отрасли – лёгкая промышленность и агропромышленный комплекс – как раз подвержены уходу в тень. От того, насколько удастся их оттуда вывести, зависит конкурентоспособность киргизской логистики.

В рамках единой таможенной территории будут внедряться общие стандарты таможенного контроля на внешних границах. Пункты пропуска будут оснащаться по примерно одинаковым требованиям, будет внедрена информационная система, призванная обеспечить прозрачность: грубо говоря, из Минска будет видно, что происходит в Алмате, а из Алматы будет видно, что происходит во Владивостоке. Это позволит своевременно отслеживать оборот товаров, проходящих и через киргизско-китайскую границу.

Мы уже имеем позитивные тенденции: реэкспорт китайских товаров в Киргизии начинает всё больше дополняться их переработкой. Очень быстро растёт швейная промышленность. Гибкость этой отрасли высока, и ощутимы даже конкурентные преимущества по отношению к китайским производителям. Во всяком случае, на потребности московского рынка киргизские швейники реагируют гораздо быстрее, чем их китайские конкуренты. В этом смысле есть большой потенциал для того, чтобы реэкспорт трансформировался в переработку товаров с созданием высокой добавленной стоимости и поставку уже готовых изделий на наш общий товарный рынок. Соглашусь, что участие в Таможенном союзе откроет большие возможности и для агропромышленного комплекса – в силу того, что исчезнут барьеры. Не будет ни санитарного, ни ветеринарного контроля на внутренних границах. Соответственно, поставки будут вестись свободно. Предстоит, правда, провести большую работу по унификации санитарных и фитосанитарных требований. Впрочем, киргизские коллеги к этому готовы. Проведение гигантской работы облегчит то, что все мы до сих пор помним советские ГОСТы. Взаимного признания разрешительных документов можно добиться всего за полгода – это уже показала наша практика.

Хочу заметить, что раскрытие конкурентной способности киргизского сельского хозяйства в решающей степени будет зависеть от его модернизации и внедрения современных биотехнологий. Существуют огромные возможности. Замечу, что у нас на рынке существует огромный дефицит детского питания. Создание здесь базы для такого производства мне кажется очень перспективным направлением. Также у нас огромный дефицит фармацевтики, использующей лекарственные растения. Это тоже хорошая ниша, в которой может заявить о себе киргизская экономика.

Присоединение к Таможенному союзу мы должны рассматривать сегодня и как присоединение к Единому экономическому пространству. Для среднеазиатских государств имеет большое значение доступ к магистральному транспорту, трубопроводам. Для киргизской экономики очень важно раскрытие гидроэнергетического потенциала. В рамках ЕЭП зафиксировано соглашение о регулировании услуг естественных монополий и имеется план действий по созданию общего рынка электроэнергетики. Определённый потенциал Киргизия имеет и для развития электротехнической промышленности. Думаю, что он может и должен быть активизирован. Можно перечислить ещё много отраслей, для которых работа на общем рынке даст новые преимущества. Эти преимущества можно использовать, а можно и утратить. Но, в любом случае, - это мы видим по Казахстану – участие в большом общем рынке резко поднимает инвестиционную привлекательность страны. За первый год работы единой таможенной территории страны ТС имеют прирост взаимной торговли в 41%. Особенно взрывной рост торговли наблюдается в приграничных территориях.

Должен заметить, что методы, применённые в представленном исследовании, ориентируются на стандартную экономическую ситуацию и ограничиваются лишь анализом торговых потоков. А ведь наши страны связывает помимо торговли ещё и большая кооперация. Конечно, во многом она была разрушена после распада Советского Союза, но кое-какие связи остались. Сохранение этого каркаса даёт хорошую площадку, на основании которой снятие таможенных барьеров создаст дополнительный интеграционный эффект.

Очень кратко о политическом аспекте. Многократно звучало мнение, что раз Таможенный союз создаётся по инициативе России, то она настаивает на том, чтобы Кыргызстан в нём участвовал. Давайте вспомним историю. В прошлом году мы отметили десятилетие Евразийского экономического сообщества. То есть уже десять лет назад был решён вопрос о целесообразности участия Кыргызстана в Таможенном союзе. Евразийское экономическое сообщество создавалось для того, чтобы появился Таможенный союз. И теперь, когда он создан тремя участниками ЕврАзЭС, мы ждём от двух других полноценных участников конкретных шагов в части определения своей позиции. Согласно плану, который уже объявлен, к 2015 году будет создан уже Евразийский экономический союз. Это будет означать, что ЕврАзЭС полностью реализует поставленные перед ней задачи. Мы выходим на новый этап интеграции, и для каждого участника встаёт вопрос: он продолжает участвовать в этом процессе или останавливается? Замечу, что последовательная позиция всех правительств Кыргызстана заключалась в активном участии в интеграционных процессах. И очень важно, что народ Кыргызстана поддержал на выборах именно те политические силы, которые заявили о продолжении и активизации этих процессов, подтвердив официальным политическим решением желание Киргизии присоединиться к Таможенному союзу. Это не давление, а суверенное волеизъявление народа Кыргызстана. Никакого стремления кого-то принудить к вступлению и поскорее загнать, нет. Проблема заключается в том, что процессы интеграции идут быстрее, чем процесс присоединения Киргизии к Таможенному союзу. Прошло всего лишь полгода с тех пор, как мы получили заявление киргизского правительства о присоединении – а уже ратифицирован пакет соглашений по Единому экономическому пространству, куда страны Таможенного союза входят уже с 1 января 2012 года. Это вынуждает нас трактовать заявку Киргизии и как желание присоединиться к ЕЭП. Хотелось бы, чтобы мы скорее продолжили конкретную работу по условиям присоединения.

В заключение хотел бы обратить внимание на важные для этой работы моменты, связанные с развитием международной договорной базы. Россия завершает переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации. В рамках нашей правовой системы действует норма, согласно которой те обязательства, которые Россия принимает, вступая в ВТО, становятся нормами Таможенного союза. Мне кажется, это облегчает нашу работу, потому что Кыргызстан, являясь участником ВТО, имеет и всю эту правовую базу, и большой опыт правоприменения. Хотелось бы избежать некоторых надуманных опасений – не хотелось бы, чтобы они трансформировались в условия. Есть такой широко распространённый аргумент, что интегрирующиеся страны должны иметь близкий уровень развития. Весь опыт нашей интеграции – начиная с Российской империи - доказывает прямо противоположное: максимальный эффект достигается, когда интегрируются территории с разным уровнем развития. Причём, энергетический эффект больше для тех, кто менее развит. Отмечу, что сегодня мы имеем основу для формирования общего бюджета. Но в отличие от Евросоюза, аккумулируемые средства пока не направляются на общие программы, а делятся между государствами пропорционально их весу в импорте, согласно статистике ООН за 2007-2008 гг. Ожидаемое увеличение импорта в 1,5 раза может быть превышено за счёт легализации теневой экономики. А опасения, что крупные корпорации из России или Казахстана поглотят  киргизский бизнес, сильно преувеличены.  

 Продолжение


Версия для печати   |   Просмотров: 10551   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная