POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Что даст Кыргызстану вхождение в Таможенный союз? (продолжение)

05.12.2011 15:41 - Polit.kg

В беседе с журналистами ответственный секретарь комитета Таможенного союза высказал мысль, что Киргизия может стать пионером по внедрению биоцентричного сельского хозяйства, а создание единой электроэнергетики в рамках ТС даст стимул также для развития тяжёлой промышленности:

Потенциал для восстановления промышленности у Киргизии, безусловно, есть. Есть производственные мощности (пусть и изрядно устаревшие), есть квалифицированные люди. Чего не хватает – так это доверия. За годы политической нестабильности в Кыргызстане очень много российских бизнесменов столкнулось здесь с большим количеством сложностей, которые они разрешить не смогли. Для доверия необходима политическая стабильность. Участие Кыргызстана в Таможенном союзе во многом будет способствовать восстановлению доверия. В рамках договорно-правовой базы Единого экономического пространства с 1 января 2012 года будет действовать соглашение о взаимных инвестициях, которое исключает дискриминацию инвесторов, и соглашение об общем финансовом рынке. Возможности для привлечения инвестиций в таких условиях существенно расширяются. Вместе с тем, инвестор придёт лишь тогда, когда правоприменительная практика докажет, что всё это серьёзно и работает. Из этих соображений мы создаём сегодня суд Таможенного союза, который, в отличие от судов СНГ и ЕврАзЭС, будет рассматривать в том числе и иски хозяйствующих субъектов. До сих пор предприятия и бизнесмены не имели возможности обращаться в суд с исками по вопросам, которые решают наднациональные органы. Теперь такая возможность будет предоставлена. Суд будет работать в Минске и станет гарантией того, что инвесторы всегда смогут защитить свои права.

Сергей Глазьев также заверил, что рост таможенных пошлин на товары, произведённые вне Таможенного союза, не окажут существенного влияния на ценообразование внутри республики:

Таможенные пошлины в отношении товаров, которые ввозятся на киргизскую территорию,  вырастут в среднем на 3 с небольшим процента. Можно сказать, что это несущественный фактор по сравнению с другими, которые определяют инфляцию и повышение потребительских цен. Колебание курсов валют оказывает куда большее влияние. А ведь нужно помнить ещё и то, что само участие в Таможенном союзе будет иметь контринфляционный эффект, потому что в рамках единой таможенной территории не будут действовать экспортные пошлины. Это означает, что нефтепродукты и другие сырьевые материалы будут поставляться для киргизских потребителей на лучших, чем до этого условиях. Это должно повлечь за собой снижение цен.

Конечно, не прошёл мимо академика РАН и вопрос о том, как соотносится грядущее вступление России во Всемирную торговую организацию, членом которой Кыргызстан является уже много лет, и построением Единого экономического пространства. Вот что он ответил:

ВТО – это сеть стран, которые договорились использовать общие ограничения по регулированию внешней торговли и общие процедуры разрешения споров – не более того. Внутри ВТО каждое государство имеет суверенное право участвовать в любых интеграционных объединениях. Таможенный союз – это интеграционное объединение государств, которые решили снять не только торговые барьеры  в виде таможенных тарифов, но и сам таможенный контроль – то есть создать единую таможенную территорию.

Рассказал Сергей Глазьев и о том, как снятие таможенного контроля будет осуществлено технологически:

На единой таможенной территории должны действовать унифицированные нормы и технологии контроля. Создаётся общая база документов, их образцов, технологий (в том числе информационных). Всё это будет предоставлено киргизской стороне бесплатно – как общее благо Таможенного союза. Что касается строительства пунктов пропуска и наполнения их техникой, то здесь каждая сторона действует самостоятельно. Есть общая программа, но её реализация обеспечивается национальными правительствами. Отмечу также, что перед тем, как снимать санитарный контроль, мы создаём перечень единых требований к продукции: он утверждается  Комиссией Таможенного союза и строго соблюдается. Соблюдая единые требования, мы обеспечиваем взаимное признание разрешительных документов.

А вот как российский эксперт прокомментировал момент договорённости по отдельным товарным позициям, для которых будет сделано исключение в рамках единого таможенного тарифа (напомним, что акцент на создании такого списка делает Правительство КР):

Мы хотим учесть специфику всех государств, которые входят в Таможенный союз. В этой связи для Казахстана, например, действуют исключения по единому таможенному тарифу для более, чем 80 товарных позиций, которые потребляются внутри Казахстана. Действуют льготы – вплоть до освобождения от таможенных пошлин – по оборудованию, которое завозится в рамках приоритетных инвестиционных проектов. Все эти инструменты поддержки товаропроизводителей в отдельных странах необходимо будет учесть и при присоединении Кыргызстана. Конечно, это вопрос переговоров: если киргизское правительство покажет, как оно сможет обеспечить контроль за оборотом отдельных товаров (для того, чтобы они не перетекали на другую часть Таможенного союза), договорённость будет достигнута.

Обмолвился Сергей Глазьев и о том эффекте, который вступление в Таможенный союз даст трудовым мигрантам из Кыргызстана:

Граждане Кыргызстана, работающие сегодня в России, Казахстане и Белоруссии первыми почувствуют улучшение условий жизни и труда. В рамках Единого экономического пространства вводятся в действие два соглашения. Одно из них предоставляет гражданам наших государств право работать на всей единой таможенной территории:больше не потребуется никаких механизмов, связанных с квотированием или разрешительными бюрократическими процедурами. Второе подразумевает, что все наши граждане будут уравнены в социальных правах: набор социальных гарантий, который работодатель обязан предоставить работнику, согласно национальному законодательству, будет распространяться и на граждан Киргизии. Я уже не говорю о том, что при пересечении границ не нужно будет проходить таможенный контроль. Думаю, удешевятся и денежные переводы – в связи с формированием единого финансового рынка.

В заключение, ответственный секретарь комитета Таможенного союза заметил, что «нельзя войти в Таможенный союз и оказаться в стороне от Единого экономического пространства».

 

Своё видение вхождения Кыргызстана в Таможенный союз огласили также другие эксперты из дальнего зарубежья. Французский экономист Рамон Тортажада, ориентируясь на опыт Европейского Союза, выразил мнение, что как только Таможенный союз «покажет хорошую работу», внутри него нужно будет сразу поставить вопрос о единой валюте. А единая кредитная система, по мнению учёного, поможет снизить долю теневого сектора. Поль-Анри Равье, бывший заместитель генерального директора Всемирной торговой организации, а ныне старший советник Счётной палаты Франции, изложил свои соображения относительно того, как соотносится членство Кыргызстана в ВТО и возможное членство в ТС:

Распространение региональных таможенных соглашений было одним из  важных направлений международной торговли: до сих пор в рамках ВТО действует 297 подобных соглашений. В основном они касаются вопроса свободной торговли. Соглашения же такого рода, как Таможенный союз, составляют лишь 9% от их общего числа. С одной стороны, они противоречат самой цели Всемирной торговой организации, так как представляют барьер на пути становления международной торговой системы. Но, с другой стороны, они создаются на основе, общей для всех членов ВТО и могут рассматриваться как первый шаг на пути полноценного функционирования в ВТО. В этом смысле можно сказать, что региональные торговые соглашения вносят свой вклад в развитие всемирной торговой системы. Принимая во внимание все эти противоречивые моменты, члены ВТО своевременно приняли  поправку,  разрешающую создание таких региональных соглашений при соблюдении двух условий:

1) они должны способствовать торговле с постоянными членами ВТО и не создавать барьеры для торговли с другими странами;

2) таможенные тарифы не должны быть в целом выше, чем таможенные тарифы ВТО; в случае, если эти условия не выполняются, внешние члены ВТО должны получить компенсацию.

Всё выглядит достаточно просто. Но мы должны помнить, что речь идёт о движущихся целях – ведь Россия вступает в ВТО. Это меняет если не всё, то многое. Прежде всего, обратимся к тарифной стороне вопроса. В тот момент, когда Кыргызская Республика станет членом Таможенного союза, она должна будет соответствовать запросу на компенсацию от любого члена ВТО – в связи с повышением внешнего тарифа. При этом средний тариф в России, когда она вступит в ВТО, составит 7,8%  - практически как сегодняшний кыргызстанский. Так что можно предположить два исхода: либо ничего не поменяется, либо общий тариф Таможенного союза изменится с тем, чтобы соответствовать новому тарифу в России. Это означает, что два других члена ТС – Белоруссия и Казахстан – должны будут принять это изменение. Другая возможность состоит в том, что эти две страны сами ускорят своё присоединение к ВТО. В любом случае, для Кыргызстана очень важно заранее знать тот размер обязательств, который Россия возьмёт на себя после присоединения к ВТО, - в том числе и не по тарифным вопросам.

Французский эксперт резюмировал, что в случае с Кыргызстаном тарифный аспект вхождения в ТС отходит на второй план: «Одним из основных преимуществ для граждан Кыргызстана может стать снятие квот и других ограничений для мигрантов, их доступ к широким социальным правам». Он же отметил и уникальную возможность, которую предоставит республике некоторое ограничение мировой торговли: «…это, возможно, защитит лёгкую промышленность Кыргызской Республики от наплыва китайских и турецких товаров». Что касается возможных «компенсаций» членам ВТО Поль-Анри Равье отметил, что со времени основания Всемирной торговой организации правила глобальной торговли (основные положения изложены в Генеральном соглашение по тарифам и торговле) настолько усложнились, что позволяют отдельным странам участвовать не только в двух, но и в трёх-четырёх соглашениях без всяких  компенсаций.

 

Итак, вступление Кыргызстана в Таможенный союз ставит перед руководством республики ряд сложнейших задач: восстановить успешно уничтоженное в своё время производство, найти работу для трёхсот тысяч торговцев с «Дордоя» и других крупных рынков страны, успокоить всех, кто кормится реэкспортом китайских товаров, дать стимул развитию сельского хозяйства (не беда, что на селе и рабочей силы, в общем-то, не осталось) и уследить при этом, чтобы не разразились какие-то народные волнения. Удастся ли? Неизвестно. Но если даже сам батоно Саакашвили уверен сегодня, что «Кыргызстан обречён на успех»[1], то сомневаться в благостных перспективах Кыргызской Республики нам, гражданам самого суверенного государства в мире, грешно.

Развернутая информация подготовлена журналистами POLIT.KG



[1]http://www.knews.kg/ru/politics/7087/

Версия для печати   |   Просмотров: 6557   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная