POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Куда заведут Кыргызстан политические игры?

29.08.2012 20:26 - Polit.kg

Об отставке правительства Омурбека Бабанова политический бомонд Кыргызстана заговорил  чуть ли не на следующий день после его формирования. Еще весной называли примерную дату разгона кабинета министров, а на осень планировали чуть ли не очередной политический кризис.

«24 августа 2012 года, Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев подписал Указ об отставке Правительства Кыргызской Республики. В соответствии с Указом, в связи с официальным объявлением об утрате статуса парламентского большинства коалицией фракций «Биримдик» в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики, сформированной на основе соглашений между депутатскими фракциями СДПК, «Ар-Намыс», «Республика», «Ата-Мекен» от 16 и 20 декабря 2011 года, и в соответствии со статьей 65, частью 7 статьи 84, частью 3 статьи 87 Конституции Кыргызской Республики, пунктом 1 части 1, абзацем вторым части 4 статьи 13 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики», частью 8 статьи 14 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»принято решение: считать ушедшим в отставку Правительство Кыргызской Республики».



 А ведь совсем недавно О.Бабанов и О. Текебаев были соратниками, вместе готовили революцию, вместе поднимали народ на митинги!


Данная официальная трактовка вызывает ряд вопросов? Почему правительство Бабанова не отчиталось о проделанной работе? Если все же причиной отставки правительства послужил развал парламентской коалиции, то в таком случае и ответственность ложится на депутатов. И хотя президентским указом предписано всем членам правительства  исполнять свои обязанности до окончания формирования нового состава кабмина, фракция «Ата-Мекен» требует немедленной отставки премьера Бабанова.

Накал страстей зашкаливает: скоро наши депутаты и чиновники начнут вызывать друг друга на дуэль. Вот и депутат ЖК Болот Шер (Шерниязов) выступил с открытым письмом к премьеру, отрицая обвинения в мародерстве, и не видит иного пути в отстаивании своей чести и достоинства кроме  самых крайних мер: «Между честью и бесчестьем – одна пуля. Ты не оставил мне иного выбора. Отправляю тебе одну пулю, а одну оставляю себе.  Как Премьер-министр ты создал межведомственную комиссию по расследованию заявлений этих трех уголовников-мародеров. Так вот. Если эта “твоя” комиссия докажет мою малейшую причастность к мародерству, то я использую свою пулю, чтобы смыть такой позор. Но если она докажет, что я невиновен и ты пытался оболгать меня, то вторая пуля – твоя. Используй ее так же. Чтобы если не ты, то хотя бы твои дети могли жить в Кыргызстане и могли появляться в Таласе».

Это означает только одно: компромисс невозможен. Но возможно ли в такой обстановке создать новую коалицию, которая просуществовала хотя бы  пару лет? Что же, кроме  амбиций, не дает нашим политикам найти общий язык?

Ситуация меняется чуть ли не ежечасно, а потому возможны погрешности как в анализе обстановки, так и в выводах. Но в общих чертах в каждой фракции идет своя работа по определению будущей конфигурации коалиции.

СДПК  рассматривает вариант  широкой коалиции с участием партий «Ата-Мекен», «Ар-Намыс», «Республики» и даже «Ата-Журта». Республиканцев может привести в коалицию  К. Исаев, а атажуртовцев – сам К.Ташиев. Конечно, отношения с «Республикой» несколько охладели, так как лидер последней очень обижен на  социал-демократов, поддержавших отставку правительства.    Депутаты СДПК в кресле премьер-министра видят или  руководителя Аппарата Президента КР Ж.Сатыбалдиева, или спикера ЖК КР А. Жээнбекова, или министра экономики и антимонопольной политики КР Т.Сариева, или председателя ГКНБ КР Ш. Атаханова, или председателя ГТС при Правительстве КР К. Кулматова.  Если Жээнбеков возглавит правительство, то Текебаева фракция СДПК поддержит на пост спикера парламента.

«Ата-Мекен» в новой коалиции кроме самой себя видит только СДПК и «Ар-Намыс». Правда, исключенные из  партии депутаты Р. Жээнбеков и О. Абдрахманов  предпринимают попытки объединить вокруг себя депутатов  из «Ата-Журта» и «Республики».  «Ата-Мекен» хотела бы видеть премьером  профессора Ж. Оторбаева, который умеет не только грамотно излагать свои мысли, но является одним из немногих в нашей республике профессионалов-экономистов. Естественно, кресло спикера ЖК в этом раскладе должен занять Текебаев.

«Ар-Намыс» в будущей коалиции видит все фракции, кроме «Республики». В премьеры сватает своего лидера Ф. Кулова. Но в «Ар-Намысе»  очень своеобразный подбор депутатов, многие из которых как «кошки, которые гуляют сами по себе». Кто-то склоняется в своих симпатиях к «Ата-Журту», кто-то к «Республике». Не случайно поэтому Ф.Кулов  вместе с О. Текебаевым  предлагают изменения в Закон КР «О статусе депутатов», которые позволят депутатов, исключенных из партии, лишать депутатских мандатов. А взамен выбывших депутатов их места должны занимать не «очередники» из партийных предвыборных списков, а те кандидаты, которых будет рекомендовать политсовет партии. Одним словом, чтобы парламентарии не занимались самодеятельностью, а чувствовали ответственность перед партией, которая их выдвинула!

Если бы эти условия были отражены в законе, то не было бы проблем и в другой фракции – «Ата-Журт».  Но и здесь сказываются спешка и чисто конъюнктурные соображения в период формирования предвыборных партийных списков, в которые нередко попадают так сказать чуждые партии элементы. И стоит лишь немного измениться политическому климату в стране, как эти «чуждые элементы» начинают проявлять активность вопреки партийной линии. К примеру, верные своему лидеру  С.Жапаров, Талант Мамытов и некоторые другие поддержали отставку правительства. А группа  во главе с А. Келдибековым, в которую входят предположительно У. Кочкоров, Н. Сулайманов, Ж. Кудайбергенов, А. Арапбаев и другие, придерживаются диаметрально противоположной точки зрения и готовы искать с «Республикой» пути выхода страны из кризиса.  Но и первые, и вторые хотели бы видеть премьером К. Ташиева, как политика решительного и бескомпромиссного.

«Республика», естественно, готова защищать своего премьера – О. Бабанова. Примечательно, что на его  защиту встали и некоторые республиканские СМИ, информационные Интернет-порталы, телеканалы.  Кто-то действует из благих побуждений, кто-то по долгу службы. Ни для кого не секрет, что высшие должностные лица республики «курируют» те или иные СМИ, и фактически определяют их редакционную политику. Поэтому весьма проблематично  простому обывателю получить максимально  достоверную информацию. И сколько бы ни призывали журналисты друг друга проявлять  объективность,  не заниматься «мочиловом», не обливать грязью оппонентов, последнее слово всегда останется за хозяином издания!

Как и следовало ожидать, «Республика» задействует все свои информационные ресурсы   для массированной атаки на оппонентов. Пока больше всех достается «Ата-Мекену», но не исключены атаки на позиции других фракций. И все бы ничего, если бы политическая борьба ограничивалась только взаимными обвинениями. Но в Кыргызстане  «обиженные» непременно подключают к процессу широкие народные массы, не особо задумываясь о последствиях. У самого О. Бабанова есть богатый опыт в организации и проведении митингов протеста, он поднаторел в революционной риторике,  и при наличии ресурсов ему не сложно будет организовать акции в защиту самого себя. Конечно,  в первых рядах пойдут представители  тех или иных общественных  неправительственных объединений, которые не обязательно за деньги, но могут и для утверждения собственного имиджа покричать на площади традиционное «Кетсин!». 

Бабанов прекрасно понимает, что в кыргызстанскую политическую реку нельзя войти дважды. Поэтому  важно, если уж ты вошел в нее, - не выходить! Опыт   Феликса Кулова, Алмазбека Атамбаева говорит о том, что, отстаивая свои позиции, идти нужно до последнего…

Вот только понимание этого «последнего рубежа» у каждого политика свое. К примеру, Бакиев готов был сражаться до последнего патрона, а Аскар Акаев не стал бороться до последнего рубля…

Какую тактику выберет Бабанов? Просто уйти в парламентскую оппозицию, заняв место К. Ташиева и ждать удобного случая для возвращения на Олимп? Но случая может и не представиться. Нельзя исключать вариант  инициирования  самороспуска Жогорку Кенеша путем сдачи мандатов депутатами фракции «Республика». Но решаться ли на столь крайний шаг депутаты фракции? Самороспуск парламента возможен при поддержке не менее 2/3 от общего количества депутатов. Такой  вариант маловероятен.

Раскачивать ситуацию при помощи митингов – и дорого, и малоэффективно в сложившейся ситуации. Можно вызвать обратный эффект. Это когда большинство людей категорически  не приемлют протестные акции. Какими лозунгами сегодня можно поднять народа, и против кого? Волна революционной риторики еще 7 апреля 2010 года захлебнулась кровью молодых ребят на площади Ала-Тоо.  Сегодня симпатии подавляющего большинства граждан страны будут на стороне сил правопорядка, законной власти, а не обиженных отставкой политиков. Бабанов должен понимать, что «заслужить право на оппозиционные действия» можно только спустя определенное время после пребывания во власти. Кулову пришлось даже отсидеть на нарах несколько лет, Атамбаеву и его сторонникам работать чуть ли не в условиях подполья, собирая силы.  Но наша история не знает примеров организации протестных акций первыми руководителями страны. Если человек не сумел использовать представленные ему полномочия для укрепления своей власти, то он уж подавно не сможет укрепить свое положение противными методами.

Тут нужно вспомнить, что реформа органов внутренних дел, о которой столько говорили, фактически забуксовала в самом своем начале. Ни новые авто с видеорегистраторами, ни видеокамеры на дорогах, ни чистка гаишников не прибавили премьеру  народной любви и защиты. Зато лишили его поддержки в силовых структурах.

Конечно, Бабанов не  может не понимать, что новые протестные акции напомнят  нашим зарубежным партнерам о нестабильном и противоречивом Кыргызстане, отодвинут на более поздние сроки, а возможно и вообще сорвут иные инвестиционные проекты. Но Бабанов не может не знать, что  новая раскачка политической ситуации чревата серьезными ответными акциями  внутри страны, что острие народного негодования может быть легко направлено против него самого. И без его демаршей социальная политика на грани полного краха, и фактически нечем латать дыры в бюджете, и нет никакой надежды на новые финансовые вливания в страну. Он вообще должен сказать «спасибо» своим оппонентам за то, что вывели его из игры, не потребовав отчета.  Даже при самом благоприятном стечении обстоятельств осень этого года обещает быть тяжелой. Бабанову дали замечательный шанс избежать участи «козла отпущения», а он еще сопротивляется…

Как всегда, у страны есть несколько путей дальнейшего развития событий.

Оптимальный вариант заключает в себя компромисс основных парламентских фракций – СДПК- «Ата-Мекен» - «Ар-Намыс» - «Ата-Журт» - по вопросу выдвижения единого кандидата в премьер-министры. Хорошо было бы, чтобы этот претендент на высшую должность был минимально политизирован, не связан вообще с партиями, или хотя бы имел свое видение развития экономики Кыргызстана. Но такого идеального кандидата в природе не существует. Хотя, ряд экспертов и политиков предлагают обратить внимание на Марата Султанова, который не был замешан в политических интригах, революционных маршах, скандалах и пр. Зато  известен как профессионал, государственник. Конечно, никто не может гарантировать, что у него получится решить все проблемы страны…

Парадоксально-реальный вариант – это создание коалиции из СДПК, «Ата-Мекен» и «Ар-Намыс» с одновременным формированием мощной парламентской оппозиции «Ата-Журт»-«Республика», которая сможет оказывать очень существенное влияние на работу будущего кабмина, да и вообще на сам процесс формирования правительства. Такая оппозиция может вылиться и во внепарламентские организации оппозиционного толка, и одному Богу известно, куда может занести страну в процессе противоборства власти с такой оппозицией. Возможно все: и установление в стране диктатуры, и триумфальное возвращение прежних правителей, и вообще ликвидация кыргызской государственности… 

Проблемно-кризисный вариант предполагает ситуацию, когда СДПК и другим фракциям так и не удастся найти компромисс в формировании правительства. Тогда последует парламентский кризис и роспуск Жогорку Кенеша. (Есть надежда, что в целях самосохранения, парламент все же сформирует исполнительную ветвь власти).  Вынесет ли страна  новые парламентские выборы, если противоречия между вчерашними соратниками по революционной борьбе достигли такого накала?  Народ может усомниться в способности политической элиты Кыргызстана управлять хотя бы элементарными процессами и отдать предпочтение совершенно иным силам. К примеру, радикальным исламистам (по примеру Египта). Эти силы не будут утруждать себя поиском эффективных путей решения экономических и социальных проблем – они привыкли решать проблемы радикально, то есть уничтожать проблему через ее носителей. К примеру, нечем платить учителям? Закрыть школы, уволить учителей. Все, проблемы нет!

Нереальный вариант рассматривать вроде и не стоит. А вдруг именно он и осуществится?   Это когда все фракции, в том числе и «Республика», и «Ата-Журт»  все-таки вспомнят, зачем они пришли в парламент, когда политические амбиции уступят место трезвому прагматичному расчету и фракции будут выбирать не человека на место премьер-министра, а ПРОГРАММУ первоочередных мер по спасению экономики страны, преодоления бедности, созданию рабочих мест и т.д. и т.п. А затем будут для реализации этой ПРОГРАММЫ подбирать человека. К примеру, если мы собираемся закупить компьютеры для организации, мы же не устраиваем конкурс менеджеров фирм, поставляющих компьютеры. Мы рассматриваем предложения этих фирм и выбираем самые оптимальные. А задача менеджера – выполнить контракт. Если по такому пути пойдут кыргызские политики, то есть надежда, что во главу угла будут поставлены не интересы отдельных фракций или партий, а тем более отдельных политиков, а интересы государства.  Но тогда совершенно иначе должен происходить и сам процесс формирования правительства – договариваться фракции должны не по кандидатурам на те или иные должности, а по принципам реализации конкретных программ развития этих отраслей! Разница существенная. Но чтобы обсуждать, а тем более предлагать программы развития, нужно обладать достаточной высокой степенью компетенции в  рассматриваемых вопросах. Для профессионалов невозможного нет. Дилетанты же в любой стране любые вопросы переводят в плоскость «патриотизма», «развития государственного языка», «возрождение национальной культуры» и т.д.    Но время дилетантов прошло. Общество не должно расплачиваться нищетой и бесперспективностью за чью-то некомпетентность и  алчность. У народа  сегодня есть два варианта: отдать  власть тем, кто знает, что с ней делать.  Или дальше нищенствовать,  кормить воров и бездельников…

Адик Саидов, политический обозреватель

   

Версия для печати   |   Просмотров: 2922   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная