POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Каким должно быть новое правительство, чтобы могло решать проблемы Кыргызстана?

30.08.2012 18:25 - Polit.kg
Каким должно быть новое правительство, чтобы могло решать проблемы Кыргызстана?

Первое, что следует учесть при формировании состава нового правительства – это цели и потенциальные риски, которые сегодня стоят перед страной, а также те политические реалии, в которых формировался прошлый Кабмин. К таким выводам пришли эксперты в ходе обсуждения сложившейся в связи с отставкой правительства ситуации, заявленной в теме круглого стола как «Правительство КР: Версия 2.0». Примечательно, что, по мнению политологов, последние события убедительно доказывают: без учета прошлых ошибок и перемены взглядов политэлиты на существующую систему в будущем нас ждет еще ни одно подобное обсуждение, озаглавленное как «версии 3.0, 4.0 и т.д.».         

 

Правительство умеет только делить и отнимать, а должно приумножать!

Тамерлан Ибраимов, директор Центра политико-правовых исследований:«Можно сказать, что политический сезон начинается, в последние дни мы все стали свидетелями довольно бурных событий, и, думаю, нам всем давно пора привыкнуть к такого рода изменениям. Не касаясь каких-то конкретных фамилий, хотелось бы разобраться в существующей системе и высказать свои пожелания относительно того, каким должно быть правительство, чтобы эффективно решать стоящие перед страной проблемы. Успехи нового правительства будут тесно связаны с дизайном политической системы, с формой правления и особенностями нашей политической элиты, которую мы часто критикуем, но надо быть объективным и заметить, что это родовые проблемы не только нашей политэлиты, это повсеместная тенденция.

У нас не чисто парламентская система, тем не менее, когда стоит вопрос о формировании правительства, мы говорим о том, что она у нас парламентская. При той избирательной системе, которая существует на сегодняшний день, и разбросе политических мнений и привязанностей общественности у нас в ближайшие годы, скорее всего, будет фрагментированный дизайн парламента, что выльется опять же в коалиционное правительство. Такому правительству всегда не хватает воли, дисциплины и внутриправительственных связей, которые бы позволяли планомерно двигаться к поставленной цели. Вот то, что мы на сегодняшний день имеем, соответственно,  прекрасно понимая, что у нас в стране политическая элита обладает очень многими негативными характеристиками - это и алчность, и малообразованность, неспособность поставить цели и проработать планы их исполнения. Получается, что существующая система не способствует тому, чтобы в Кыргызстане претворялись в жизнь какие-либо реформы. Но дело в том, что и прежняя авторитарная система тоже не способствовала развитию страны. Выходит, ни плюралистическая, ни авторитарная системы равно не способствуют развитию Кыргызстана.

Думаю, на самом деле плюралистическая система имеет много достоинств. Скажем, элита у нас постоянно находится в состоянии разборок, которые принимают характер едва ли не склок, мы считаем, что это неправильно, так не должно быть, но я бы сказал, что это процесс нормальный. Потому что такое столкновение друг с другом приводит к тому, что мы постоянно находимся в курсе тех дел и делишек, которые они пытаются прикрыть. Мы все это видим. И хотя говорится о том, что это только мелкие дела, а крупные так и не выплывают наружу, на самом деле и опыт других стран показывает, что уличить в чем-то серьезном даже западных политиков удается редко. И чаще все обвинения сводятся к каким-то незадекларированным доходам, покупке вещей, которые заведомо не по карману и т.п. Тем не менее, это дает возможность лучше узнать свою политическую элиту. Это обличение – попытка разрушить коррупционную систему».

Последним примером тому стала уже обретшая определенную известность «лошадь Бабанова», которая своим появлением вынесла, как выразился недавно один общественный деятель, «смертный приговор» правительству. Ну, не то чтобы приговор, но повод был как нельзя более удачный, из тех, которыми грех не воспользоваться. Между тем, в который раз говоря о тотальной коррумпированности высокопоставленных лиц и необходимости развертывания широкомасштабной кампании по борьбе с означенным мздоимством, ни о какой целостной антикоррупционной системе речи не идет.

«Помимо всего прочего, помимо разрушения так зазываемых коррупционных схем нужно еще и что-то созидать, – отмечает эксперт. - Нужна система, которая позволила бы стабильно выявлять коррупционные схемы, чтобы чиновники работали компетентно. Такого рода система у нас до сих пор не создана. Прежде всего, это относится к недоработкам политической элиты, поскольку мы имеем ту, которая не в состоянии рационально рассуждать, выставлять цели и прорабатывать  пути их  достижения, и тогда действительно имеет смысл возвращаться к родоплеменному строю, регулировать отношения в обществе какими-то другими способами. Хочется надеяться, что наша политическая элита способна развиваться. К вопросу о том, какое правительство нам нужно - ответ на него простой: нам нужно умное, честное и креативное правительство. Умное потому, что для того, чтобы осуществлять реформы, нужно хорошо их прорабатывать. Например, провели конкурс для сотрудников финпола – это само по себе хорошо, но важнее ведь создать систему, при которой бы они не коррумпировались, проработав в структуре полгода, и создать такие условия, чтобы бизнесменам было выгоднее платить налоги и вести дела открыто. Для того, чтобы осуществлять такого рода реформы, наше правительство должно быть умным. А честным – потому что невозможно заявлять о борьбе с коррупцией и быть самому насквозь коррумпированным, иначе речь идет не о борьбе, а об ее имитации. Если нет легитимности, т.е. ощущения того, что правительство работает справедливо, нет и возможности проводить реформы. Самое главное в Кыргызстане для политической элиты – иметь общественное доверие.

И последнее: баланс и согласие внутри политических элит. Потому что проводить реформы в Кыргызстане не так легко. Например, как решить проблемы иждивенческого мышления, уходящего корнями в советское прошлое Кыргызстана? Мы постоянно слышим о том, что государство должно то, то и то, должно обеспечить тех, тех и тех, позаботиться об этих. Тем не менее, мы все прекрасно понимаем, что государство не в состоянии осуществлять все эти вещи. Социальный багаж, который сегодня лежит на государстве совершенно неподъемный. И с одной стороны сказать об этом народу нельзя, потому что это приведет к социальному взрыву, с другой стороны – государство не в состоянии осуществлять те социальные обязательства, которые оно на себя берет.

Каждое наше новое правительство пытается что-то распределять, перераспределять, и вот это у него получается хорошо – взять из бюджета деньги, переложить их из одной статьи расходов в другую. На самом же деле ничего для того, чтобы пополнить бюджет не делается. Пока я не вижу попыток создания какого-то харизматического правительства. Говоря о персоналиях, нет и того лидера, который бы мог сформировать подобное правительство. Сегодня премьер-министру в условиях коалиционного правительства тяжело претворять в жизнь реформы и находить баланс между политическими элитами потому, что наши политэлиты жадные и постоянно пытаются отщипнуть кусок побольше.  И для того, чтобы премьер-министру самому не скатиться в пропасть коррумпированности, нужно быть чрезвычайно последовательным. Наверно, нужно быть героем. Получится ли это у нового премьер-министра? Думаю, скоро узнаем, будем отслеживать ситуацию. Наверное. Сложно позавидовать новому правительству, потому что проблем действительно много, но успех возможен, хотя бы частичный, главное не пытаться браться за все сразу, а выставить приоритеты. Приоритетными же считаю реформу правоохранительной системы и антикоррупционную программу».  

 

Жогорку Кенеш должен нести ответственность за то, что он делает

Помимо реформирования управленческой системы, эффективная работа нового правительства станет возможной, только если Жогорку Кенеш, это самое правительство и сформировавший, не будет искать только проколы в работе его членов, но и задумается о собственных ошибках и равной с Кабмином ответственности за происходящее, считает    руководитель аналитического консорциума «Перспектива» Валентин Богатырев: «Речь даже не о персональном составе правительства или о том, кто будет премьер-министром, я могу совершенно точно сказать, что на эту секунду никто в стране не знает ответа на этот вопрос, включая самого президента. Есть, как я полагаю, пять актуальных логик – подходов к отбору членов правительства и премьер-министра, но даже и это сейчас не главное. Существуют две другие темы, которые возникают из того процесса, который у нас сейчас происходит, и они связаны с важными вещами, определяющими политическое будущее. Прежде всего, это вопрос о новых политических реалиях. Я могу сделать очень жесткую констатацию, что продолжающие сегодня представлять неизвестно кого в рамках парламента политические партии на самом деле не существуют. Часть из них заканчивает свой век, как партии одного лидера: СДПК, «Ата-Мекен», «Ар-Намыс». Те, которые были созданы под минувшие выборы, распадаются: «Ата-Журт» и «Республика». Очевидно, что в ближайшие месяцы, по мере приближения к парламентским выборам, эти процессы будут нарастать. Одновременно на актуальном политическом горизонте возникнут 2-3 новые партии, из числа тех, которые сегодня находятся вне парламента. На мой взгляд, чтобы сохранить политическую волю Алмазбек Атамбаев будет вынужден реформировать СДПК, скорей всего за счет объединения под этим знаком нескольких партий. Кандидатов, учитывая объем власти президента, здесь много, и прежде всего это «Замандаш» и «Ак-Шумкар». Конечно, было бы логичным объединить под этим социал-демократическим зонтиком две левые партии, но все неоднократно предпринимаемые попытки упираются в амбиции лидеров. Тем не менее, возможность создать партию, обладающую не только административным ресурсом, есть. «Республика», которая была не более чем выборной корпорацией кланов, получила шанс стать партией, правда шанс такой своеобразный. Вероятное объединение Бабанова с Розой Отунбаевой, Азимбеком Бекназаровым и прочими создает своеобразную таласско-революционную смесь. И это является большим основанием для партийного единства, чем сегодняшняя парламентская банка с пауками.

Интересные процессы идут на юге. Я имею в виду не «Ата-Журт», который практически развалился, а остатки постепенно превращаются в некий личный отряд Камчыбека Ташиева, эта партия постепенно уйдет с политической арены. Реальный потенциал имеет партия «Улуттар биримдиги» и большая группа политиков, которая сейчас возвращается из командировок в разные партии и намерена объединиться. Т.е. через некоторое время мы можем получить одну крупную северную партию, одну южную и одну таласскую, которые будут разыгрывать между собой депутатские места в новом парламенте. Я думаю, что если вы сейчас понаблюдаете за тем, кто как будет определяться по отношению к коалиции, многое относительно будущих перебежек и переформатирования станет понятно. Такова природа наших квазипартий. К сожалению, те люди, которые заявляли о себе, как о поборниках демократии и парламентаризма, показали себя ренегатами по отношению к действительным политическим ценностям, я имею в виду пролоббированное решение старых партий запретить участвовать в местных выборах группам избирателей. Группы избирателей были первыми политическими образованиями реальной демократии, первыми в нашей стране, которые представляли чьи-то реальные интересы. Из них  и должно было вырасти реальное политическое поле этой страны, но его затоптали, не дав росткам взойти.

Ну, и вторая важная тема – это вопрос о бессмысленности парламента. Посмотрите, в стране меняется правительство, какова должна быть логика действий органа, претендующего на статус высшей государственной власти? Прежде всего, на мой взгляд, нужно провести анализ того, почему стала возможной отставка правительства, избранного этой же коалицией. Это означает, что помимо ошибок Бабанова, парламент должен отрефлексировать, что они сделали неправильно, сформировав именно такое правительство. Почему пришлось поднимать сначала вопрос о недоверии, а потом и о развале правительства? Если этого не понять, снова будет то же самое, но никаких попыток разобраться никто не предпринимает. Год назад, когда формировалось это правительство, многие эксперты предельно доходчиво - даже для депутатов - объясняли, что нельзя подходить так к формированию состава правительства, как это делает Жогорку Кенеш. Нужно исходить из того, что происходит в стране, какие существуют риски, и чего нужно достичь, а затем уже определять, какое для осуществления этих задач необходимо правительство. Т.е. должен быть хоть какой-то смысл в формировании правительства. Ничего подобного мы не видели год назад, не видим и сейчас. Обсуждается только два вопроса. Первый - кому быть премьер-министром? Причем все, кроме Кулова и Жапарова, понимают, что будет тот, кого скажет президент. И второй вопрос - сколько и каких мест в правительстве будет выделено? И даже те, кто вроде бы ратует за хороших профессионалов в парламенте, на деле хотят просто обкорнать квоту соседа или не пустить конкурента из другой партии.

Сегодня в Парламенте такой базарный день, когда важно выгодно продать и купить. Причем, в самом Жогорку Кенеше мы не слышим ни одного громкого голоса, осуждающего эту порочную схему. Лидеры фракций, носители партийных идеалов и целей, крупные политики не только не останавливают эту вакханалию и торгашество, но являются первыми дельцами от политики. На мой взгляд, это настоящая политическая коррупция, настоящий коррупционный парламент, и то, как он начинает опять формировать правительство, полностью подтверждает такой вывод. Поэтому, если мы хотим сохранить парламентаризм, чтобы в стране, в конце концов, было нормальное правительство, могущее работать в предстоящий очень сложный период, надо сделать несколько вещей:

 

- Прежде всего, при формировании правительства нужно провести заседание старой коалиции и четко ответить на вопрос, почему коалиция распалась, не проработав и года. Это очень важно и, я думаю, это будет очень хорошее шоу для граждан, которые голосовали за эти партии.

 

- Второе: надо, чтобы президент, как глава государства, сформулировал, какие цели стоят перед этим правительством, и каким оно должно быть, чтобы эффективно выполнять свою роль. Надо, чтобы фракция, которой поручено формировать коалицию, публично представила свое видение ситуации и того, что предстоит сделать, а также требования к тому правительству, которое существует сейчас. Эти требования к правительству должны быть доведены до всех фракций, а поддержка этих требований - стать проходным билетом в коалицию. Именно поддержка целей и задач, а не личные симпатии и политические интриги должны лежать в основе формирования коалиции.

 

- И конечно, фракции, входящие в коалицию должны отказаться от примитивной дележки портфелей, от этой практики квотирования. Они будут предлагать свои кандидатуры, но не должны обладать правом собственности на должность и сферы влияния, которое сейчас им дано.

 

У фракции «Ата-Мекен» хватало совести претендовать на пост премьер-министра, с которого был снят за взятку их представитель. Или «Ар-Намыс» назвал в качестве причины выхода из коалиции то, что их, как они говорят, должность отдали другим. И никого не поражает это откровенное торгашество. На мой взгляд, состав правительства должен определяться четкими требованиями, которые формулируют не президент и не эксперты, а сама ситуация. Учитывая крайне тяжелую перспективу ближайшего года, обозначены особые условия для работы этого правительства, некий стабилизационный режим, который должен быть принят Жогорку Кенешем, в противном случае нового правительства не станет уже в январе, потому что опять не будет света, точно уже не будет зерна и т.п. И я могу абсолютно точно предсказать, что если ЖК не осознает порочности такой политической этики и практики, то вопрос о его роспуске неминуем. На этот раз пожертвовали правительством, но больше такой номер не пройдет, уже становится понятно, что дело не в правительстве и не в Бабанове лично. Жогорку Кенеш должен нести ответственность за то, что он делает».

Реально ли в ближайшее время какое-то осознание невозможности «жить по-старому» внутри парламента – вопрос, который упирается в существующую конституцию. Валентин Богатырев: «Можно ли в обозримом будущем провести референдум? Первое препятствие состоит в том, что Алмазбек Атамбаев не может признать, что временное правительство, принимавшее данную конституцию, совершило ошибку, поскольку он сам был в составе этого правительства. Публичное признание этого факта повлечет за собой признание и других нелицеприятных фактов, связанных с временным правительством. Кстати, надо сказать, многие члены временного правительства не особенно поддерживали принимаемую конституцию, просто сошлись на более-менее удобном на тот момент варианте. И сейчас президенту выступать за изменения конституции как-то неловко. А вторая причина в том, что его устраивает то, как организована ситуация, он нашел способ, как в такого рода парламенте иметь свое президентское большинство. Оно у него организовано, и президент будет пользоваться этой системой до тех пор, пока она будет работать. Представьте, что вы президент, зачем вам дееспособный парламент?».

А тем временем, как отмечают эксперты, лейтмотивом жизни страны становится тотальная деградация - не только ее экономических процессов, тех реалий, в которых предлагается существовать гражданам, да и самих граждан, массово уезжающих в поисках заработка и лучшей доли, но (вот уж в чем горькая ирония!) деградируют у нас даже  коррупционеры: «На место интеллектуальной коррупции, каким-то хитроумным схемам, давно пришли вульгарное вымогательство и грабеж».    

 

 

Николай Евграфов, спец.корр. POLIT.KG

 

 

Версия для печати   |   Просмотров: 2122   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная