POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 24 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

МВД КР: «Реформы проходят мимо».Перезагрузка…

05.04.2013 15:43 - Polit.kg
В 2011-ом и начале 2012-ого года мы много писали о столь энергично готовившейся тогда реформе правоохранительных органов. Подумать только, прошло уже больше двух лет с момента публикации «самого-самого» итогового варианта «Концепции развития органов внутренних дел на 2011-2015 годы», а бумажное реформирование всё продолжается. Вышеозначенный проект, вышедший из недр МВД, был в своё время благополучно похоронен. На его место «залез» новый: «Концепция 2013-2017». С одной стороны, понятно желание министерства синхронизировать (это они сами так выражаются) свою реформу с «устойчивым развитием» по Атамбаеву (имеется в виду приснопамятная «Стратегия устойчивого развития КР 2013-2017). С другой стороны, совершенно непонятно, зачем лить воду из пустого в порожнее. Впрочем, всё очевидно:  16 ноября 2012 года приказом министра внутренних дел была создана новая рабочая группа – и так как она была новая, то и работу ей пришлось выдумывать заново. 22 января 2013 года очередной  проект был впервые представлен премьер-министру КР, 5 февраля – профильному комитету ЖогоркуКенеша, а уже 1 марта был направлен на согласование в министерства и ведомства республики. И вот, 2 апреля премьер ЖантороСатыбалдиев собирает всех, кто в деле, в Доме правительства на «одно из последних заседаний». Стало быть, концепция, если её не похоронят снова, будет принята в качестве направляющего документа для целого министерства в самое ближайшее время.

Гульсара Алиева, начальник Управления информационной политики и развития МВД, представила основные положения будущей Концепции в виде задач, которые следует решить для создания эффективной системы обеспечения правопорядка и общественной безопасности, что  пользовалась бы доверием со стороны граждан:

- построить доверительные отношения с населением для проведения совместной работы по профилактике правонарушений;

- главным показателем работы милиции должно стать полное и своевременное реагирование на все обращения, жалобы и заявления граждан, восстановление нарушенных прав последних;

- формирование соответствующего понятиям о профессиональной этике облика сотрудника милиции;

Начальник управления выделила также три основных направления, в описании которых уже больше конкретики:

1) введение ускоренного досудебного производства и дознания, полномочиями для проведения которых будут наделены участковые инспекторы милиции;

2) внедрение системы «Безопасный город»;

3) активизация уже зарекомендовавших себя форм социального партнёрства милиции и населения: общественно-профилактические центры, суды аксакалов, гражданский контроль за деятельностью милиции.

По словам Гульсары Алиевой, пилотно некоторые направления программы «Безопасный город»уже реализованы:в Бишкеке установлены два радара, которые действуют путём электронной фиксации правонарушений, построено более двадцати «облегчённых» участковых пунктов милиции.

Наиболее радикальных, если это слово можно применить по отношению к ним,  ходов у реформы всего два. Первый подразумевает внедрение электронной «учётной книги», которая позволит гражданам (в том числе и в режиме онлайн) отслеживать продвижение их обращений. Тем самым планируется повысить прозрачность системы. Второй же ход – это внедрение конкурсного отбора для желающих работать в правоохранительных органах и «глубокая реформа Академии МВД»: наряду с курсантами планируется ввести подготовку гражданских лиц из числа имеющих высшее юридическое образование. «Это означает внедрение более широких альтернативных форм обучения. Приём на очное обучение в Академию будет значительно сокращён»,- заявилаГульсара Алиева. «Также планируется ввести непрерывную и многоуровневую систему переподготовки и повышения квалификации кадров: ежегодно не менее тысячи сотрудников. Формирование профессионального ядра милиции планируется также усилить через усиление роли школ оперативного мастерства. В вопросе о конкурсном отборе нами за основу был взят Закон «О государственной службе» и опыт государства по набору сотрудников в Государственную службу по борьбе с экономическими преступлениями. Сейчас идёт такой же набор в дорожно-патрульную службу. Использование механизма тестирования, несомненно, поможет предотвратить коррупционные уловки. С этим мы обязательно обратимся в Национальный центр тестирования», - продолжила она.

Присутствовавший на заседании депутат ЖогоркуКенеша КР, социал-демократ ДаниярТербишалиевпопытался заговорить о «более конкретных и кардинальных мерах». Задав представителям МВД вопрос, каким образом будет решаться вопрос демилитаризации и деполитизации органов внутренних дел, он был серьёзно удивлён, когда узнал, что этот вопрос вообще снят с повестки дня и нынешняя Концепция согласна рассматривать демилитаризацию и деполитизацию только как элемент самой отдалённой перспективы. Тогда депутат поднял вопрос   аутсорсинга: «Может быть, некоторые функции органов внутренних дел передать сегодня частному сектору? Тем самым, будут сэкономлены немалые средства». Но и эта инициатива не была встречена с энтузиазмом. Нетрудно догадаться, что парламентарий использовал «козыри» из арсенала многочисленных экспертов из «неправительственного сектора». Но все эти советы, как водится, уже давно были выслушаны и пропущены министерскими работниками, «реформирующими» своё ведомство, мимо ушей. Интересно только, что такой подход не мешает последним ориентироваться в реализации своих «реформ» на тех же международных доноров, которые посылают непонятливым чиновникам в погонах сигналы через НПО. Вице-премьер Шамиль Атаханов ещё в начале 2012 года говорил, что 10 млн. долларов США, необходимые для реализации таких масштабных проектов, как «Безопасный город», будут получены от зарубежных  доноровнепременно. Но воз и ныне там. Напомним, что, не в пример нынешнему, проект Концепции образца 2011 года всячески утверждал необходимость деполитизации органов внутренних дел и даже трансформации милиции в службу полиции (занимательно, что сочинённый тогда же законопроект «О полиции» тоже был вскорости похоронен).

В этом свете довольно показательна и судьба альтернативной концепции реформирования, предложенной два года назад Клубом либеральной молодёжи (ныне он действует под вывеской Гражданского союза «За реформы и результат»). Из всего массива ярких идей либералов составителями нового министерского документа была извлечена только ни к чему практически не обязывающая формулировка «гражданского контроля за деятельностью органов внутренних дел». Совершенно не было воспринято предложение упразднить нефункциональные и непрофильные структуры МВД, начиная с Внутренних войск, а также создать новую структуру МВД, которая была бы поделена на две части: гражданскую и специализированную. С другой стороны, сделан шаг в сторону электронного делопроизводства.

Не получила развитие и мысль, высказанная в июне 2011 года заместителем министра внутренних дел ДженишемДжакиповым: «На деятельности участковых инспекторов милиции, оперуполномоченных сотрудников сказываются устаревшие критерии оценки их деятельности. Каждый оперативный работник должен сегодня раскрыть в месяц три преступления, чтобы быть признанным успешным сотрудником. При этом не учитывается его стаж работы, навыки, тяжесть раскрытых преступлений. Это способствует тому, что сотрудники стремятся раскрыть преступление любыми путями. Отсюда и возникают вопросы, связанные с пытками, нарушением элементарных прав человека, злоупотреблением полномочиями. Установленные жёсткие требования к раскрываемости и погоне за количеством раскрытых преступлений создали вакуум в отношениях милиции и населения».Видимо, за проблему такое положение дел никто сегодня уже не считает.

«Двигателем реформ является ОБСЕ – и никто более. Уже в течение многих лет они пытаются сдвинуть систему МВД, но двигатель постоянно глохнет. Главная причина в том, что не подключён главный исполнительный орган республики – Правительство», - высказался давным-давно вице-премьер Атаханов.Надо сказать, что его мнение было своевременно учтено: то, с каким усердиемкабинет министров взялся за реформу ОВД, нельзяне заметить. На заседании 2 апреля первый вице-премьер-министрДжоомартОторбаев поднял вопрос об источниках финансирования будущей реформы, а министр экономики Темир Сариев высказал мысль, что «нужно расписать бюджет – иначе всё останется на бумаге». Оба получили от представителей МВД такой вот ответ: «На первом этапе мы планируем осуществление реформы на те средства, что уже заложены в бюджете МВД. Реализация же такой капиталоёмкой стратегии, как «Безопасный город» возможна только в рамках государственно-частного партнёрства. В настоящее время осуществляется правовая экспертиза одного из таких договоров». Это – как приятное дополнение к ожидаемой помощи зарубежных доноров.В общем, с финансовой стороны дела всё писано вилами на воде. Вскоре после утверждения Концепции на уровне правительства планируется создать Координационный совет, который будет осуществлять мониторинг и оценку хода её реализации. В состав совета войдут руководители министерств в ведомств КР, представители международных донорских организаций, эксперты неправительственного сектора. Тем временем, по словам исполняющего обязанности главы МВД АбдулдыСуранчиева, в бюджете министерства 2 млн. 600 тысяч сомов уже предусмотрено на создание системы электронной регистрации гражданских обращений, заявлений и жалоб. А вот пункт об улучшении условий социальной защиты сотрудников ОВД уже исключён на уровне согласования Концепции с министерствами и ведомствами КР. Что будет стимулировать сотрудников милиции совершенствовать свой профессионализм, неизвестно. Можно полагать, что реформы, как это было раньше, мерно и мирно пройдут мимо.

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ

Версия для печати   |   Просмотров: 1578   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная