POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Григорий Михайлов: «Партии отражают интересы спонсоров, а не избирателей»

17.04.2013 16:00 - Polit.kg

«Основные болезни роста партий – это отсутствие идеологической платформы, внутрипартийной дисциплины, коррупция, создание партий по региональному, а не общенациональному принципу», - считает Григорий Михайлов, эксперт Института стран СНГ

 

- Какова, на ваш взгляд, роль партий в развитии Кыргызстана на сегодняшний день? Каковы основные болезни роста партий? 

- Я бы не сказал, что на данный момент партии приобрели серьезную силу. По моему мнению, партийный институт в Кыргызстане переживает очередной кризис. К примеру, мы видим, что четыре из пяти партий, которые прошли в парламент, находятся в глубоком кризисе. Последняя партия держится на плаву за счет усилий Администрации Президента Кыргызской Республики.

На мой взгляд, принцип, по которому формировался нынешний состав партий и их фракций в парламенте, не мог привести ни к чему хорошему, потому что места в партийном списке первой десятки-двадцатки продавались или раздавались за какие-то особые заслуги, но не в сфере партийного строительства или отстаивания интересов населения, а в сфере финансов и личных связей.

В результате это привело к слабой партийной дисциплине, которая выражается в низкой явке депутатов, несогласованных с лидерами партий заявлениями, абсолютной безответственности за собственные действия, решения и слова.

У нас не работает механизм, который действует на Западе, когда партия и партийные лидеры несут ответственность за своих членов и их проступки. Например, в западной системе за какие-то серьезные нарушения члена партии либо  исключают из нее, либо приносят публичные извинения за его действия. У нас же партийные лидеры делают вид, что ничего не произошло, или  сами нарушают правила.

Основные болезнироста партий – это отсутствие идеологической платформы, внутрипартийной дисциплины, коррупция, создание партий по региональному, а не общенациональному принципу.

По моему мнению, причина заключается в том, что люди голосуют не за ту партию, которая лучше всего отражает их интересы.  Они либо вообще не идут на выборы, либо голосуют  за тех, кто принес мешок муки, либо за тех, чья фотография понравилась на билборде.

Отсутствует взаимосвязь между деятельностью партий и голосами избирателей. Чаще всего голоса получают партии, придерживающиеся популистских лозунгов или имеющие значительные финансовые или административные ресурсы. Но это никак  не связано с тем, насколько эффективно эти партии отстаивают интересы избирателей.

Если говорить об источниках финансирования, то в большинстве случаев реализовать вариант финансирования партий по подписочному принципу с членскими взносами не удалось.  Предпринимались определенные попытки, но особого результата они не принесли. Зато работают политические объединения, которые существуют за счет спонсорских средств некоторых членов партии либо тех, кто за ними стоит.

Слабая экономика страны диктует следующие условия: население не может финансировать партии, поэтому, в основном,  они спонсируются  зажиточными членами партий.

Также поднимался вопрос о финансировании партий со стороны государства. Но у государства для этих целей нет финансовых средств. Мне кажется, что этот вопрос поднимали те партии, которые хотели бы дополнительно подзаработать. Но глядя на то, как члены партий вместо того, чтобы  снижать нагрузку с бюджета, наращивают ее, например, требуют увеличить средства на содержание гаража Жогорку Кенеша или выплачивать им дополнительные средства на сувениры из заграничных командировок, на мой взгляд, возникает большое сомнение в том, стоит ли на деятельность подобных партий выделять дополнительные средства из госбюджета.

Вся проблема заключается в том, что зачастую партии отражают интересы спонсоров, а не избирателей, спонсоры же базируются в той или иной области Кыргызстана. Отсюда и строительство партий по региональному принципу.

В Кыргызстане существует  так называемый кризис лидеров. Это выражается в том, что у нас  нет ни одного политического лидера, который был бы одинаково уважаем как на севере, так и на юге страны. У нас есть региональные лидеры,  а общенациональных нет.

Я был и остаюсь сторонником того, что законодательство, в том числе и в сфере регулирования партийной деятельности, у нас нормальное. Мне кажется, нет необходимости в изменении законодательства, потому что это бессмысленно. Конституцию меняли множество раз, но жизнь от этого лучше не становилась. По моему мнению, правоприменительная практика должна складываться несколько иначе.

Например, когда у нас фиксируются нарушения во время предвыборной кампании или подсчета голосов, то нет никакой реакции ни со стороны прокуратуры, ни со стороны правительства. Мне кажется, сколько не меняй законодательство, результат будет тот же самый.

Большая часть кыргызстанских партий не строится на годы вперед. Чаще всего они выступают инструментом для сбора голосов, финансов и, может быть, отстаивания своих интересов где-то на площади.

Мне кажется, что когда партия действительно будет средством для того, чтобы пройти во власть и надолго удержаться там, тогда что-то изменится. Я считаю, что, пока партии практикуют подход временщиков, ситуация будет оставаться прежней.

Необходимо, в первую очередь, стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране, заняться ее развитием, а когда появятся хоть какие-то деньги в бюджете, то тогда уже пойдет процесс становления партийного института. Мы в бедной стране пытаемся выстроить красивую власть, не имея на то никаких традиций.

Одна из проблем заключается в отсутствии политической культуры, которая не будет формироваться в бедной стране, а, скорее, наоборот, только разваливаться. На данный момент мы видим, как властные институты постепенно деградируют. В регионах практикуется самосуд, все более популярными становятся популистские заявления.

 

- Что необходимо предпринять для укрепления партийного института в Кыргызстане?

- На сегодняшний день требуются новые политические силы, так как предыдущие партии себя уже дискредитировали. Лидеры партий и их члены уже практически не скрывают своих меркантильных интересов.

На данный момент в стране реализуется несколько партийных проектов. Совсем скоро должны появиться новые партии и движения. Можно считать, что происходит  естественный процесс формирования партийного института.

Скептики могут сказать, что партийная система в Кыргызстане несостоятельна и не может быть в дальнейшем использована для развития страны. Мне кажется, что  время покажет, какая система в Кыргызстане состоятельна, а какая нет, но на данный момент партийный институт серьезного влияния на ситуацию в стране не оказывает.

 

Анна Капушенко

Версия для печати   |   Просмотров: 1461   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная