POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Народ и власть: диалог глухого со слепым

03.06.2013 21:33 - Polit.kg

Последние события в Кыргызстане в очередной раз демонстрируют не просто проблемы взаимоотношений  власти с народом, а полный провал новой системы государственного управления, которая гордо именуется парламентаризмом. На деле же никакого парламентаризма и в помине не было, нет, и вряд ли в обозримом будущем он будет.  Партии, пришедшие в парламент,  не представляют интересы широких слоев населения страны. Они, кажется, вообще ничего и никого, кроме себя самих, не представляют. Именно этим можно объяснить отсутствие, или весьма низкий авторитет власти в регионах.  Власть у большинства граждан не ассоциируется с понятиями о справедливости, правопорядке, высокой ответственности и т.п.  Поэтому так легко люди идут на нарушения закона, на противоправные действия.

В Кыргызстане все поставлено с ног на голову.  И даже высокие чины не задумываются над самыми простыми вещами. К примеру, премьер-министр назначает в каждую область полномочного представителя правительства. Выходит, власть имеет своих представителей на местах, а имеют ли регионы своих представителей во власти? Если это парламентарии, которые выбирают правительство, то получается,  что «представители регионов» через премьера назначают своего представителя в каждый регион?  Следовательно, полномочный представитель правительства  в каждом  регионе должен быть и полномочным представителем региона в правительстве?  Ну, если следовать логике.

Но если в областях  возникают проблемы как раз с личностью главы региона, митингующие свободно захватывают здания областной администрации и сажают в кресло «губернатора»  своих представителей – все это говорит о том, что схема представительства народа во власти и власти в народе НЕ РАБОТАЕТ.

Конечно, признать, что  новая партийная система формирования основных ветвей власти оказалась в условиях Кыргызстана нежизнеспособной, крайне сложно.  Потому что в таком случае придется признать и наличие трайбализма, и  торжество этнократии, и игнорирование  основных прав и свобод человека, и т.д.  Придется авторам новой Конституции расписаться в политической близорукости и других, более тяжких грехах.  А этого очень не хочется, как не хочется  уходить с политической арены.  Но ведь и долго делать вид, что ничего не происходит, что все правильно расписано в Основном законе, и постоянно искать виновников очередных политических провалов тоже не получится. Ведь неспроста то и дело в обществе муссируется идея  курултая, как института  именно регионального представительства в высшей власти. 

Вот в очередной раз лихорадит Джалал-Абадскую область, напряженно чего-то непременно плохого ждет Ошская, а Баткенская никак не может оправиться после недавних пограничных инцидентов.  Юг Иссык-Кульской области по-прежнему считает, что его несправедливо лишили возможности вытребовать дополнительные льготы с Кумтора, а север Прииссык-кулья  еще надеется на успешное проведение летнего курортного сезона. Не нужно закрывать глаза на простое  разделение  сфер деятельности между областями, либо стараться как-то затушевать региональные проблемы и делать вид, что нет никаких  различий и противоречий между областями.  Они есть, и еще долго будут существовать.  Вопрос в другом:  как бороться с региональным иждивенчеством  и одновременно с региональным эгоизмом?  Каждая область стремится  выбить из Центра как можно больше денег и при этом  категорически не желает  поступиться  своими богатствами.  Прессинг инвесторов наблюдается во всех областях, а центральная власть фактически самоустранилась от задачи защиты инвесторов и инвестиций, рекомендуя  бизнесу самостоятельно улаживать конфликты с  местным населением.  Не удивительно, что при такой постановке вопроса ждать новых инвестиций нам придется очень долго!  Но вопрос этот не только экономического характера, сколько политического.  Наезд на Кумтор – красноречивое тому доказательство.

И ведь все прекрасно понимают, что невозможно решение социальных проблем населения без  энергичного развития экономики. Но население  регионов уверено в ином: решение их социальных проблем, как и в целом рост их благосостояния  возможны только путем перманентного давления на центральную власть, использование методов  шантажа и вымогательства по отношению к инвесторам.  Похоже, что правительство не может убедить народ в обратном.

Можно приводить массу примеров явных просчетов и ошибок – но все это лишь следствие неверной концепции самого государственного устройства Кыргызстана. Наверное, потому у некоторых экспертов-политологов (к примеру, у А. Князева) сложилось стойкое убеждение, что  Кыргызстан – несостоявшееся государство.  Конечно, нельзя современное состояние страны проецировать на ее будущее – мы убедились, что перемены здесь происходят нередко не благодаря мудрости правителей, а вопреки  им.  И в решение задач государственного управления активно внедряются внешние силы и обстоятельства, на которые наша республика не может никак реагировать.   

Почему центральная власть,  говоря о делегировании все больших полномочий регионам, так боится потерять  рычаги управления? Дело, как кажется, не столько в коррупции, сколько в извечном консерватизме аппарата управления.  Центральная власть, надо признать, не умеет управлять территориями, а последние не умеют  жить самостоятельно.  Это и есть главная проблема переживаемого момента. Как ее решить?

Политики твердят о единстве народа и страны, как огня боясь сепаратистских настроений.  Любую, даже гуманитарную  самостоятельность склонны рассматривать как проявления сепаратизма.  И как при таком «доверии» к регионам можно укреплять вертикальные и горизонтальные связи?  Как можно развивать  самостоятельность и хозяйственный подход? Никак. И даже простая ликвидация областного разделения страны (об этом время от времени говорят  политики)  ничего не даст. Противоречия останутся, возможно, лишь изменится масштаб территорий, соперничающих друг с другом.  Сразу нужно оговориться, что речь НЕ идет о внедрении элементов автономии, тем более по национальным или родоплеменным признакам.    Но полезно рассмотреть  возможности применения элементов федеративного госустройства.

Реальная (не декларированная!) власть на местном уровне может более эффективно решать  проблемы местного сообщества.  Ориентация не на проедание гумпомощи и не на  выбивание дотаций из бюджета страны, а на привлечение инвестиций, защиту бизнеса, поддержку любых деловых начинаний. Тогда и отпадет желание митинговать и перекрывать дороги, кошмарить инвесторов и требовать  к ответу премьера или президента.

Сейчас самое время задуматься не над проблемами территорий, латая их как дыры на старой дороге, а над созданием  таких условий, которые включат механизмы самообеспечения, саморегулирования и самоконтроля.  Иначе нам никогда не отрегулировать  внутреннюю миграцию, не поднять  глубинку, не решить вопросы государственной безопасности (особенно на южном направлении), не поднять экономику в регионах и в целом всей страны, не улучшить материальное положение граждан.   Если мы не сделаем это сами, за нас это сделают другие, когда Кыргызстан постигнет участь Советского Союза, -  когда центральная власть не смогла эффективно управлять территориями, а последние  не пожелали делиться   полномочиями, считая, что сами лучше справятся.

Адик Саидов, обозреватель POLIT.KG

Уважаемые эксперты, POLIT.KG приглашает вас принять участие в обсуждении этой темы.

Как вы считаете, какие элементы  федеративного  госустройства  могут быть применены к  Кыргызстану, не нарушая  главные принципы – территориальную целостность, единство народа?   Каковы пределы самоопределения территорий  для обеспечения  подлинной хозяйственной самостоятельности?  Какие управленческие функции целесообразно оставить в ведение центральной власти?  Какие вы видите пути решения противоречий между центральной властью и регионами?   Сможет ли институт курултая стать  полноценным механизмом управления государством? Способны ли нынешние партии стать  полноценными представителями народа и эффективно работать в интересах народа и страны?

Версия для печати   |   Просмотров: 1344   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная