POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Политическая осень 2013 года в Кыргызстане обещает быть жаркой и богатой на события

20.06.2013 22:51 - Polit.kg
Временем сбора политического «урожая» и активизации уже подспудно тлеющих процессов назвали предстоящую осень эксперты. Межсезонье у нас вообще, в том самом клиническом смысле – пора обострения всех общестрановых недугов и повод для мало позитивных прогнозов. Среди самых очевидных: очередной срыв отопительного сезона, ухудшение социально-экономической ситуации и новые митинги. На политическом поприще эксперты предрекают нешуточную борьбу за кресла и мандаты, в которой считаться со средствами не намерен никто.      

 

Плоды политического урожая

По мнению Шерадила Бактыгулова, логика развития нынешних общественно-политических событий сохранится практически в полном объеме. Не исчезнут с повестки дня и существующие острые вопросы, и последствия кризиса власти, считает эксперт по госуправлению:

«Осенью пора собирать урожай, в том числе и политический, среди ожидаемых осенних плодов 2013 года можно спрогнозировать следующее:

- смену правительства;

- роспуск Жогорку Кенеша;

- провал подготовки к осеннее-зимнему периоду;

- митинги против «Кумтора»;

- активизацию действий США из-за денонсации соглашения по ЦТП.

Насколько серьезны основания для сбора этих плодов? Состояние бюджета страны, экономики и инвестиций обрекает любой другой состав правительства на одни и те же действия, стратегии и слова, которые мы уже слышали от двадцати трех предыдущих составов правительства Кыргызстана. Люди разные, а слова и дела те же самые. Поэтому можно ожидать ротацию некоторых членов правительства, что не означает смену всего его состава. Что же касается роспуска Жогорку Кенеша, техническая сторона вопроса не представляется сверхсложным делом. Но для роспуска парламента необходимы очень весомые основания. И хотя пока их нет, но после недавнего приговора Бишкекского городского суда и новых схем действий разных политических оппонентов власти такие основания могут появиться.

Даже при таком раскладе, лучше иметь нынешний депутатский состав, и вот почему: в сентябре 2013 года начнется четвертый законодательный сезон Жогорку Кенеша нынешнего созыва. Завершающий, пятый сезон законотворчества начнется осенью 2014 года. Нынешний созыв ЖК избран в октябре 2010 года, учитывая чрезвычайные сроки проведения парламентских выборов в 2010 году, подготовку к выборам депутатов ЖК 2015 года лучше начать в 2013 году. Задача первостепенной важности – дата проведения выборов. Целесообразно провести парламентские выборы весной 2015 года, а не в октябре, с тем, чтобы бюджет страны на 2016 год был принят Жогорку Кенешем шестого созыва. Такая синхронизация исключит популистские и заранее невыполнимые статьи расходов бюджета страны. В противном случае, страну будет качать из стороны в сторону еще сильнее. Таким образом, депутатам пятого созыва ЖК КР остается работать 1,5 сезона. Тем временем, политические партии будут заняты подготовкой к парламентским выборам. Отсюда следует вывод, что проще работать с нынешним составом ЖК до 2015 года, чем получить новый состав на более длительный срок. Издержками станут митинги и заявления «конфликтующей» оппозиции. Однако иммунитет против них уже вырабатывается, как у правительства, так и у населения. Все больше людей начинают осознавать, что политики преследуют свои личные, даже не родовые или клановые, а именно личные интересы.

Также вокруг подготовки к осеннее-зимнему периоду традиционно разворачиваются требования отставки правительства или некоторых министров. Основной перечень тем для скандалов: закупка низкосортного угля по цене высокосортного, обветшалая система отопления, перебои с обеспечением тепловой и электрической энергией. Еще одна тема – обеспечение жителей страны продовольствием на зиму. Последние двадцать лет наблюдается осенний рост цен, и ни одно правительство не смогло справиться со спекулятивными операциями торговцев и посредников.

Относительно «Кумтора» могу сказать, что поводом для митингов у нас может быть что угодно, вплоть до выставления претензий правительству в отсутствии жизни на Марсе. Фактически это митинги против политической элиты, занимающей большинство должностей во власти. Истинной их подоплекой, свидетелями чего мы станем осенью, будет, как обычно, стремление получить или сохранить власть. Все шире распространяется мнение о том, что споры с горнорудными компаниями идут в интересах лиц, стремящихся установить контроль над ними или перераспределить их финансовые потоки в свою пользу. Тем не менее, ореол страдальцев за национализацию «Кумтора» заставит ряд политиков продолжать свои действия под лозунгами против «Центерры Голд».

Никуда не исчезнет и проблема ЦТП. США придется разработать новые схемы и маршруты воздушной перевозки военнослужащих, транспортировки военных грузов и имущества. Варианты есть, например, использовать французский центр транзитных перевозок в Шымкенте или перевозить военнослужащих и стрелковое оружие раздельно через гражданский логистический центр в Бишкеке. Тем временем, свидетельств подготовки американцами акций для принуждения к продлению соглашения нет, и не будет. Действия США по дестабилизации обстановки в Кыргызстане являются удобным объяснением для того, чтобы отечественные серые кардиналы могли отвести от себя подозрения в организации митингов или массовых беспорядков.

Думается, что осенью 2013 года в политической жизни Кыргызстана будут превалировать три тенденции:

Политическое хитрованство, которое заменило собой политический процесс. Вместо политической конкуренции прослеживается стремление «обхитрить» своего оппонента. Можно ли назвать хитрованство политикой? Возможно. Можно ли назвать хитрованство политическим процессом? Сомнительно. Осенью мы будем наблюдать стремление политиков обхитрить друг друга и жителей страны. Лучше всего это получится у правящего большинства.

Последствия того, что власть в стране попала в некую ловушку – люди априори воспринимают любые ее действия как вредоносные. Двадцать лет пребывания Кыргызстана в состоянии «вечного» транзита воспитало у населения привычку расценивать любые инициативы властей как вредные и бесполезные для гражданина и страны. Использовать это восприятие населения в своих целях лучше всего получится у конфликтующей оппозиции.

Обострение межклановой борьбы в рамках борьбы с коррупцией. Дилемма заключается в разъяснении населению вопроса – почему против одних коррупционеров возбуждены уголовные дела, а другие коррупционеры продолжают занимать свои должности? В стране, где все и вся политизированы, борьба с коррупцией стала восприниматься как инструмент конкурентной борьбы между властными элитами. В такой ситуации симпатии будут на стороне того политика, у которого будут веские доказательства признаков коррупционных деяний подозреваемого или обвиняемого им оппонента.

И, разумеется, вышеуказанные процессы не содействуют развитию страны. Дело в том, что стимулами политического хитрованства являются быстрый и малобюджетный приход к власти, против этого сложно устоять, т.к. ряд политиков в силу возраста, малых финансов и имиджевых потерь могут лишиться места в политике. Поэтому приход к власти или ее сохранение через митинги привлекательнее выборов. Можно не ждать очередные парламентские выборы 2015 года или президентские 2017 года, и денег требуется меньше, чем на полномасштабную предвыборную кампанию. Это краткосрочные цели для прихода или сохранения власти элитной группы. Тот, кто хочет получить преимущества над своими политическими оппонентами, должен задуматься над тем, как сформулировать национальные или государственные интересы страны. Дело это очень непростое. Но без них, страна не сможет успешно противодействовать этим угрозам, даже если объявит себя очередным штатом США или субъектом Российской Федерации».

Кто за что будет копья ломать

Борьба за властные полномочия стояла и будет стоять за всеми кризисными ситуациями, выступлениями недовольных судейством над Ташиевым и компанией, «Манасом», «Кумтором» и проч. - считает руководитель аналитического консорциума «Перспектива» Валентин Богатырев. Повод здесь не принципиален, главное – любыми средствами расшатать систему действующей власти и заработать очки на ниве «правдоборства» в преддверии выборов:

«Уже сегодня очевидны процессы, которые будут определять политическую картину предстоящей осени. На первое место все больше выдвигается один из ключевых политических процессов – нарастание усилий по ослаблению власти Алмазбека Атамбаева.Идет формирование дефектной ведомости Атамбаева, и этим занимаются две группы людей: те, кто почувствовал угрозу для себя, своего благополучия, в результате либо отстранения от доходных мест, либо прямо – привлечения к ответственности за нарушение закона, за воровство; вторую группу составляют политики, лидеры политических партий, готовящие более благоприятную предвыборную площадку.

Опасность для Атамбаева в том, что таких людей становится все больше и они, если пока не координируют свои действия, то уж в случае критических ситуаций действуют в одном направлении – на расшатывание и снос нынешней власти. Хорошим примером этого процесса являются акции последнего месяца: так называемое «дело Батукаева», Джеты-Огузские протесты и акции в защиту Ташиева в Джалал-Абаде. Особенность у всех одна: реальная проблема является не более чем поводом, а главная цель – расшатывание политической ситуации, так сказать, перевести президента Атамбаева в статус «хромой утки» (в американском английском выражение, обозначающее политика, которому не суждено переизбраться, и от которого ничего не зависит, прим.ред.) в преддверие парламентских и президентских выборов. И надо сказать, акции были небезуспешными. При всей своей локальности они в совокупности создали у многих, а особенно у тех, кто хотел это видеть, впечатление дестабилизации, неуправляемости, слабости власти. Опасность для Атамбаева и в том, что он недооценивает эту угрозу. Возможность контроля парламента, которая сейчас существует, все эти бегающие к президенту депутаты, политики, аксакалы, принимается им и его окружением за устойчивость собственной власти.

Второй процесс – ухудшение социально-экономической ситуации. Правительство утешает себя и пытается утешить всех нас цифрами макроэкономического роста, которые выглядят такими, как они есть исключительно на фоне прошлого года, когда стоял «Кумтор». Мы имеем совершенно невероятное соотношение: при полузакрытой на экспорт границе собираем таможенных сборов больше, чем внутренних налогов. В нормальных экономиках все ровно наоборот. То есть экономики нет, и страна живет только за счет реэкспорта и государство вроде рэкетира стоит на дороге и собирает дань за провоз. И это называется экономикой. Пытаясь найти финансовые ресурсы, правительство буквально с потолка установило план по доходам бюджета, не подкрепленный никакими экономическими реалиями. По существу экономика все больше приобретает фискальную природу, что начинает сказываться на и без того низкой экономической активности. Мы загоняем себя в угол. И осенью мы снова столкнемся с очень серьезной проблемой массовой задолженности сельчан по кредитам, особенно напряженно обстоят дела в Таласской области. Учитывая, что технологии выбивания из правительства уступок отработаны уже в совершенстве, не стоит и сомневаться, что будет очень много желающих списать эти долги путем митингового давления.

В октябре прошлого года только «неудача на заборе» остановила от массового организованного захвата микрокредитных компаний. И вновь возникает тема роста тарифов на электроэнергию. Несмотря на нормальный, по мнению экспертов, водный режим, пугают нехваткой воды. Уже сегодня нам говорят, что зимой электричества не будет. Существующие надежды на запуск локомотивных проектов пока не оправдываются. Сроки реальной отдачи от инвестиций не столь оптимистичны, как хотелось бы правительству. Надеяться на прорыв в этом году также не приходится, как и в прошлом. Фактически мы покрываем бюджетные дыры за счет внешних, как бы поприличнее выразиться, «вспомоществований». Именно об этом с совершенно понятными эмоциями говорил президент в Нарыне. Он признал, что из-за недоработок правительства вынужден ездить по свету и просить денег, чтобы покрыть бюджетный дефицит. Добавьте сюда, что в этой ситуации в правительстве при попустительстве парламента начинают возвращаться к давно провалившимся схемам административного управления, создают новые, ранее, и в куда более благоприятные времена, невиданные должности.

Интересно, вот как мы двадцать лет, пока не появился Атаханов, жили без вице-премьер-министра по силовому блоку? Или скажите, что решают два вице-премьера, занимающиеся, причем при участии еще и премьер-министра, экономическими вопросами? К осени появятся все основания, чтобы был запущен еще один, третий процесс – передел пирога исполнительной власти, т.е. произойдет очередная смена правительства. Ситуация Атамбаева в том, что дилемму – иметь сильное правительство или иметь послушное правительство – он решает в пользу второго. Это обуславливает линию поведения и срок жизни правительства: оно не решает, не берет на себя решение серьезных проблем, оно постоянно перекладывает ответственность с себя, существует ровно до тех пор, пока не наберет достаточное количество негатива. Благо, тут ничего не надо придумывать, правительство само предоставляет бесчисленные возможности для критики и формирования мнения о необходимости его замены.

Четвертый процесс – деструкция правовой системы страны в целом. Здесь несколько составляющих: мы видим, что идет развал той модели парламентаризма, которую пытались внедрить в 2010 году, Конституция уже существенно перекроена подконституционными актами, партийного парламента больше нет, ограничений президентских полномочий – тоже. О независимости местного самоуправления все забыли. Все эти местные кенеши, вокруг выборов в которые было столько шума, как показывает практика, оказываются недееспособными. Вот в Джеты-Огузе и Джалал-Абаде как будто их и не было. Уже подготовлен проект избирательной реформы, который, по существу, частично возвращает нас к мажоритарной системе через введение, по сути, девяти одномандатных округов. Парламентом страны начинают приниматься законы, ограничивающие конституционные права граждан. Другой печальный факт, что состояние правоохранительной системы нисколько не улучшается, несмотря на смену уже нескольких руководителей и ГКНБ и МВД, и новый порядок формирования судебного корпуса.

Очень многое демонстрирует ситуация с делом трех депутатов. В ней как в фокусе собраны все проблемы: начиная с полного игнорирования принципа презумпции невиновности и кончая зависимостью судов от всего, чего угодно, включая погоду. Все это начинает восприниматься не просто как правоохранительный хаос, но уже как угроза безопасности граждан. Никаких ограничителей, сдерживающих правовой нигилизм общества на сегодняшний день нет. Это означает, что при возникновении политических конфликтов предстоящей осенью, они будут разрешаться неправовыми способами. И это еще мягко сказано, не употребляя нехороших слов, вроде «охлократия», «мародерство» и т.д.

Пятый процесс – коллизии на линиях пересечения интересов внешних центров силы в Кыргызстане. Таких линий несколько: гидроэнергетика, база в аэропорту «Манас», Таможенный союз и более общая тема политического влияния, которая, несомненно, обострится в связи с предстоящим визитом Си Цзиньпина. Внешние факторы я не случайно определяю только пятыми по значимости. В последнее время спекуляции на влияниях внешних сил, конспирологические теории, связанные с этим, приобретают широкое хождение. Влиянием США, России, Турции, Китая объясняют все подряд. Перед голосованием в Жогорку Кенеше по вопросу «Кумтора» мне приходилось слышать, что это именно американцы решили вопрос об освобождении Жапарова, Мамытова и Ташиева, дав деньги на подкуп судей в канун голосования в парламенте, чтобы сорвать денонсацию. И именно американцы в этих же целях финансировали беспорядки в Джеты-Огузе. Почему посол США встретился с Мелисом Мырзакматовым? Не иначе как они готовят свержение Атамбаева! Ну и так далее. Ничего более фантастического представить себе невозможно. То есть, совершенно невероятные версии, в распространении которых, к сожалению, в своем стремлении к популярности участвуют некоторые наши и российские политологи. Вот эта мания заговоров всех мировых сил против Кыргызстана – очень опасная вещь, потому что и без этого в стране хватает мракобесия. Над нами уже даже не смеются, а просто смотрят как на дикарей.

И теперь остается последний вопрос: есть ли у власти достаточно понимания ситуации и инструментов для сохранения устойчивости при таком развитии событий? Даже два локальных, мало политически и финансово обеспеченных конфликта привели практически к параличу правительства и только воля президента изменила ситуацию. Осень будет, с одной стороны, генеральной репетицией, первым большим политическим сражением в канун предстоящих выборов, а с другой - временем реальных, но пока скрытых политических перестроений, итоги которых мы увидим, скорее всего, весной 2014 года».


POLIT.KG


Версия для печати   |   Просмотров: 1620   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная